NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Вторник 12.11.2019 11:23 ast
08:23 msk

Тонкая материя
Экологические проблемы нефтегазового сектора страны требует квалифицированного подхода
05.11.2012 / политика и общество

Андрей Матвеев, dialog.kz, 2 ноября

Среди многочисленных критериев, по которым оценивается общая инвестиционная привлекательность любой отрасли, проекта или конкретного предприятия есть пункт и о так называемой "экологической привлекательности", то есть о том, насколько стратегия и деятельность фирмы или проекта соответствует основным эко-нормам и стандартам, и на каком уровне поддерживается экологическая безопасность в целом. Поэтому, абсолютно неудивительно, что и в ходе прошедшего в Астане седьмого Евразийского форума "KAZENERGY", вопросам экологической безопасности и энергоэффективности было посвящено не только отдельное заседание, но и достаточно много времени секционной работы.
Так, вице-министр Министерства охраны окружающей среды Марлен Искаков выступил с программным докладом о Глобальной энерго-экологической стратегии и казахстанской инициативе "Зеленый мост", директор департамента нефтяных ресурсов Нигерии Остен Олорунисола, еще более конкретизировал проблему в своем выступлении "Экологическая безопасность как определяющее условие устойчивого развития нефтегазовой отрасли". Затем участники дискуссии получили возможность максимально подробно рассмотреть все аспекты поставленных проблем и не только отчитаться о проделанной работе и своих персональных достижениях, но и предметно обсудить болевые точки, которых как выяснилось, и в этом вопросе существует достаточно много.
Одним из таких проблемных моментов является нежелание самих чиновников соблюдать и внедрять дорогостоящие и требующие ответственного подхода экологические инновации и инициативе. Зачастую речь идет о "саботаже" на самом высоком уровне. Так президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в сентябре текущего года раскритиковал действия правительства, затянувшего внедрение в экономику экологически чистых и передовых технологий. "Важный аспект работы законодателя – создание правовых условий для перехода к "зеленой" экономике, основанной на возобновляемой энергетике экологически чистых технологий. В этом суть нашей глобальной инициативы "Зеленый мост", поэтому нужно расширить законодательные стимулы", – сказал глава государства в ходе второй сессии парламента Казахстана пятого созыва. "Использование "зеленых" технологий, развитие экологического туризма. Мы об этом говорим как будто это далекое будущее, и как бы нас не касается. На самом деле это серьезные программы. Никакой индустриализации, инноваций не может быть сейчас в странах без применений "зеленой" экономики. Мир уже давно продвинулся. Мы разговоры разговариваем, что кто-то делает, говорим о возможности ветровой энергии, солнечной энергии, биогазов, но фактически мало чего мы сделали. Вот куда двигается мировая экономика. А у нас ничего не шевелится. Поэтому правительству серьезно надо подумать с чего надо начинать", – отметил президент. Стоит добавить, что иногда препоны экологическим новациям выставляет само профильное министерство и сопутствующие госструктуры, однако бюрократизм и косность довольно трудно отследить и доказать.
Зимой этого года Мажилис уже пытался призвать МООС к ответу. На пленарном заседании с депутатским запросом к экс-премьер-министру Масимову обратился депутат, первый заместитель руководителя фракции НДП "Нур Отан" Ерген Дошаев. "Вопрос экологии имеет особую актуальность для Казахстана, более 120 миллионов гектаров которого находятся в песчаной, солончаковой зоне, а на 70% общей территории истощено биоразнообразие, нарушена экосистема. Проявляя постоянную заботу об охране окружающей среды, президент РК – Лидер Нации Н.А. Назарбаев определил этот вопрос одним из главных приоритетов в Стратегии "Казахстан – 2030". Исходя из этого программного документа, в стране принят ряд законодательных актов, а также другие нормативные документы в виде государственных и отраслевых программ. Что делается в этом направлении?" По мнению депутата, МООС пренебрегает своими обязанностями. Например, народных избранников возмутило заявление Министерства о том, что несмотря на рост числа природопользователей в 2011 году, объем загрязняющих веществ по сравнению с 2010 годом остался прежним. Приложенные к докладу ведомства аналитические справки, как, например, данные по ряду областей, свидетельствуют об обратном, заявил депутат. В Мажилисе сделали вывод, что меры по охране окружающей среды неэффективны или же они осуществляются неправильно. "Сомнения такого рода вызваны усиливающейся в последнее время критикой в адрес сотрудников Министерства. В последние пять лет к уголовной ответственности были привлечены ряд ответработников, начиная с министра. По сведениям компетентных органов, тенденция нарушений не уменьшается. В прошлом году в 20 подведомственных Министерству учреждениях были выявлены 20 фактов коррупции. В то же время Министерство не дало предложений о привлечении к ответственности виновных. В 2011 году в этой сфере были осуждены 10 человек за коррупционные правонарушения. По данным органов правовой статистики, в 2010-2011 годах в региональных органах Министерства к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения были привлечены 22 должностных работника. Наряду с этим, в 2009-2010 годах в деятельности Министерства имели место нарушения на 7,5 миллиарда тенге", – подчеркнул мажилисмен Дошаев.
Между тем, значение и своевременное исполнение экологических инициатив президента и Ассоциации энергетиков "KAZENERGY", а также всех неравнодушных граждан республики для будущего Казахстана трудно переоценить. Как известно, еще осенью прошлого года глава нашего государства Нурсултан Назарбаев призвал мировое сообщество сплотиться в борьбе с общими глобальными проблемами экологии в рамках инициативы "Зеленый мост". По Согласно замыслам, к инициативе Казахстана должны присоединиться мировые правительства, бизнес и некоммерческие организации, и многие структуры, а также государства уже выразили полную поддержку "Зеленому мосту". Данная инициатива является практическим механизмом международного перехода к "зеленой" экономике через поощрение технологического прогресса, повышение опыта управления окружающей средой и улучшение правовых, экономических и институциональных условий. Все это станет толчком к развитию новой экологически чистой промышленности, уверены в Казахстане. Партнерскую программу "Зеленый мост" на 2011-2020 годы, выдвинутую президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, уже поддержали члены Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) и Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК). В совокупности это составляет 95 государств и почти три четверти населения Земли, включая свыше миллиарда людей, живущих за чертой бедности. Причины, по которым мировое сообщество выразило свою солидарность с Казахстаном, с характерной европейской заботой об улучшении качества жизни озвучила парламентский статс-секретарь Федерального министерства экологии, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ Катариной Райхе. Госпожа Райхе высоко оценила инициативы Казахстана в области экологии, подчеркнув, что предложенная Астаной Межрегиональная программа партнерства "Зеленый мост" станет своего рода дорожной картой по реализации целей глобального партнерства и трансферта технологий на региональном уровне. Она заявила о готовности Германии и в перспективе всего Евросоюза, поддержать казахстанскую идею и принять практическое участие в ходе ее реализации.
Выступая на различных международных саммитах, Нурсултан Назарбаев, а также другие представители РК призывали мировых лидеров помнить о том, что Центральная Азия уже сегодня сталкивается с рядом экологических вызовов, включая дефицит водных ресурсов и низкую эффективность энергопотребления. Правительство Казахстана убедительно доказало, что "зеленая" экономика обладает потенциалом повысить энергоэффективность в стране на 40-60%, снизить потребление водных ресурсов на 50% и также сократить промышленные отходы на 30 миллиардов тонн. В то же время правительство прогнозирует появление огромных возможностей в области "зеленой" промышленности, включая органическое сельское хозяйство, экологический туризм, энергию из возобновляемых источников и перспективу формирования рыбной промышленности с оборотом в миллиард долларов в год. При надлежащей и планомерной реализации "Зеленый мост" действительно станет мостом в чистое и безопасное будущее.
Чтобы подчеркнуть важность работы тех, кто поддерживает экологические инициативы президента, обратимся к некоторой предыстории и вкратце вспомним те проблемы и противоречия, которые отечественные нефтяники и энергетики решали в течение последнего времени. Еще в начале июня этого года, в ходе заседания Координационного совета по устойчивому развитию, Ассоциация "KAZENERGY" выдвинула целый пакет многопрофильных экологических инициатив, а так же озвучила свое мнение по поводу некоторого изменения в нормативно-правовых актах на эту тематику.
В частности, в ходе заседания было заявлено о том, что проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год нуждается в серьезной корректировке. Безусловно, принципиальную важность самого этого нововведения для казахстанской экологии переоценить будет, практически, невозможно. Однако, решение поставленных серьезных задач требует не менее серьезной подготовки. Например, согласно обязательствам по членству в Киотском Протоколе, Казахстан должен снизить выбросы парниковых газов по отношению к 1992 году на 15% до 2020 года и на 25% до 2050 года. Для практической реализации этих задач, собственно говоря, и разрабатывается проект Национального плана. Однако рабочая группа по подготовке Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов была создана только в марте этого года, и в результате, предельно сжатые сроки не позволили членам Ассоциации принять полноценное участие в заседаниях и внести свои предложения в полном объеме. По утвержденному ранее графику, разработчики документа должны завершить работу уже к середине лета, но представители и Министерства охраны окружающей среды, и Ассоциации "KAZENERGY" сошлись во мнении, что времени для подготовки отвечающего всем запросам документа было явно недостаточно. В результате, по поручению председателя Ассоциации Тимура Кулибаева было подготовлено письмо на имя тогдашнего премьер-министра Масимова с просьбой продлить срок работы над Национальным планом распределения квот до конца 2012 года. И как выяснилось, это предложение было достаточно своевременным. Ведь согласно первоначальному плану, базовым годом для исчисления выброса квот предлагалось взять 2010-й, и на основе существовавших тогда показателей проводить дальнейшие расчеты. Между тем, согласно озвученному мнению представителя ТОО "Тенгизшевройл" Светланы Дебисси, ориентиром в этом вопросе должен быть не посткризисный 2010 год, а более поздние сроки, когда в Казахстане приступили к реализации крупных прорывных проектов, что сопряжено с дополнительными выбросами парниковых газов. С этим утверждением было трудно не согласится, как, впрочем, и с общим мнением высказанном членами ассоциации о том, что если ограничиться исключительно рамками показателей 2010 года, то реализация многих других крупных проектов будет поставлена под угрозу срыва. В итоге, проект правительственного постановления пока находится на доработке с учетом высказанных замечаний, что впрочем, скорей всего никак не скажется на начале тестирования первой фазы Национального плана уже в начале 2013 года. Так что уже в будущем году, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, а это крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, должны будут получать соответствующую квоту.
Дополнительное обсуждение положение Национального плана прошло и в рамках седьмого Евразийского форума "KAZENERGY" и, что характерно, большинство участников дискуссии выразило свою полную солидарность с программой корректировок предложенной членами Ассоциации.
Еще одним важным вопросом, поднятом на уже упомянутом заседании Координационного совета, стало обсуждение новой редакции правил экологического мониторинга, утвержденными постановлениями правительства РК. Речь шла о постановлениях правительства "Об утверждении Правил по организации и проведению производственного экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря" и "Об утверждений Правил по организации и проведению фоновых экологических исследований при проведений нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря", согласно которым, природопользователи должны ежегодно проводить экологический мониторинг по четырем климатическим сезонам по всей контрактной территории.
В те дни Ассоциация была вынуждена выступить со специальным заявлением, в котором констатировалась, что при разработке этих документов, Министерством охраны окружающей среды не были учтены мнения самих производственников. В результате, вышеназванные постановления предусматривают жесткие и детализированные требования, которые не имеют всесторонней научной, экологической, юридической, технико-экономической оценки. А в виду значительного увеличения движения исследовательских судов в мелководной части Казахстанского сектора Каспийского моря, расширенные мониторинговые работы могут привести к негативному воздействию на биоресурсы, то есть, говоря проще, на тех же тюленей, рыб, птиц и среду их обитания. Кроме того, крайне жесткие требования правил предполагают, установку дополнительных исследовательских станций, и их общее количество с учетом общей площади всех подрядных территорий в Каспийском море может значительно возрасти. "Требования к организации и проведению производственного экологического мониторинга, установленные Правилами, не имеют аналогов в мировой практике", – подчеркнули в своем заявлении участники ассоциации и изъявили готовность к продолжению конструктивного диалога с целью их дальнейшего корректирования. В те дни председатель Ассоциации Тимур Кулибаев выразил уверенность, что консолидированная позиция представителей "KAZENERGY" будет учтена при дальнейшей совместной работе с Министерством охраны окружающей среды по всему комплексу экологических вопросов, и ходе заседания было принято решение о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в оба правительственных постановления.
Каспий с его многообразием экологических нюансов также стал важнейшим направлением для обсуждений в ходе Седьмого Евразийского Форума. Значимость для Ассоциации "KAZENERGY" соблюдения недпропользователями экологических стандартов разработки шельфа была отмечена генеральным директором Ассоциации Джамбулатом Сарсеновым. "Если раньше конфликты были за владение землей, то сегодня – за владение ресурсами энергетическими. Но это не значит, что пули летают по Каспию. Статус Каспия определен в наших проектах, которые мы осваиваем по оффшору. Интерес к региону высокий: особенно, к двум из шести гигантских месторождений, которые обнаружены в Туркменистане и Казахстане. Для нас более важно сейчас акцентировать внимание по юридическому сопровождению использования маршрутов на Каспии, поскольку это важно с одной стороны, но экологически небезопасно с другой стороны. Важный фактор – сохранение биологического баланса, поскольку мы вторгаемся в природную среду, и мы должны определить, как должны сохранить природный баланс. Страны Каспийского бассейна должны отдавать себе отчет, что катастрофа в одной из них не является катастрофой их одних, что она моментально становится проблемой всех стран Прикаспийского региона. Каспий – это чувствительная зона, а законы у нас всех разные", – заявил Джамбулат Сарсенов в рамках форума.
Стоит отметить, что Ассоциация планомерно работает в указанном направлении. Вот только два показательных примера, по которым можно судить насколько иной раз бывает сложной деятельность по совершенствованию и адаптации экологических нормативов и стандартов с учетом реалий современности и специфик конкретно взятых регионов. Ведь вполне очевидно, что проблемы характерные например для того же Мексиканского залива, могут быть абсолютно не актуальными на Каспии, и наоборот.
Кстати, что касается экологических аспектов промышленной деятельности на Каспии, то, в течение последних нескольких лет, без всякого преувеличения буквально по всем направлениям была проделана поистине титаническая работ, которая уже стала приносить вполне осязаемые результаты. Для начала, в Экологический кодекс РК, был включен специальный раздел "Экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности в государственной заповедной зоне в Северной части Каспийского моря". Затем, вступила в силу "Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря", направленная на обеспечение экологической безопасности и устойчивое использование природных ресурсов Прикаспийского региона. К самой конвенции, прилагается и ряд протоколов, в которых отражены конкретные меры по достижению всех поставленных задач. И одним из таких документов является "Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью".
В свою очередь, сами нефтяники, разработали понятие экологического инжиниринга которое включает в себя более двадцать пунктов мер направленных на экологическую безопасность, и даже выборочное перечисление их небольшой части, дает общее впечатление о масштабе поставленных перед отраслью задач:
– Экология нефтегазовой отрасли, снижение техногенного влияния на окружающую среду.
– Внедрение инновационных экологически чистых технологий.
– Утилизация попутных нефтяных газов (ПНГ) месторождений.
– Новейшие решения, материалы и технологии для водоочистки.
– Технологии очистки, переработки и утилизации отходов и нефтешламов.
– Планирование и совершенствование природоохранной деятельности.
– Вопросы промышленной безопасности и антикоррозионной защиты:
– Экспертиза промышленной безопасности.
– Предупреждение аварий. Современные методы, системы и средства контроля и диагностики техногенной безопасности предприятий нефтегазовой отрасли.
– Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим председатель Ассоциации "KAZENERGY" Тимур Кулибаев подчеркнул:
– Государство обязано заботиться о соблюдении интересов своих граждан и всей страны, в данном случае относительно сохранения экологического равновесия на Каспийском море, а недропользователи должны со всей ответственностью подходить к вопросу извлечения максимальной прибыли для себя, и недрам, которые им доверяет народ Казахстана. На очередном заседании Совета иностранных инвесторов глава нашего государства потребовал от "правительства страны ужесточить требования к работам на шельфе Каспия". Я полностью разделяю такой подход, поскольку проекты на шельфе Каспия осуществляются в уникальных природно-экологических условиях закрытого моря. В Казахстане всегда уделялось особое значение высоким технологиям и инженерным решениям при разработке нефтегазовых проектов. Надеюсь, что меры, принимаемые профильными государственными органами, позволят компаниям максимально реализовать свой опыт и знания в области безопасности и надежности операций на шельфе Каспия.
В Казахстане есть сырьевые компании, которые просто выполняют установленные государством экологические нормы. Но есть и такие (и благодаря деятельности ассоциации ""KAZENERGY" их с каждым годом становится все больше и больше), которые ориентируются на самые строгие международные стандарты. Они задают в отрасли свою, более высокую планку требований к чистоте нефтегазовых разработок, и как следствие, происходит определенное снижение статистики выявленных нарушений природоохранного законодательства. Согласно данным озвученным Министерством охраны окружающей среды во второй половине прошлого года, на долю предприятий, работающие в нефтегазовом секторе в настоящее время приходится не более десятой части всех промышленных загрязнений атмосферы. А к допустившим нарушения применяются самые жесткие штрафные санкции. Здесь достаточно отметить, что из почти шести миллиардов тенге штрафов за нарушения экологического законодательства наложенных в течение прошлого, 2011 года, четыре приходятся на предприятия, работающие в нефтегазовом секторе. Так, по примерно два миллиарда тенге штрафов выплатили компании "Тенгизшевройл" и "Карачаганак Петролеум Оперейтинг", превысившие нормы по вредным выбросам в атмосферу. Так же, претензии в общей сложности на 3,8 миллиона тенге были предъявлены к ТОО "Каракудукмунай" несколько месяцев несанкционированно осуществлявшему сжигание попутного газа на факелах. В результате, по данному факту специализированной природоохранной прокуратурой Мангистауской области в адрес Мангистауской региональной инспекции геологии и недропользования было внесено представление об устранении нарушений законности. По результатам рассмотрения, ТОО "Каракудукмунай" было привлечено к административной ответственности по статье 275 Кодекса РК об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 226 800 тенге. Кроме того, нефтяной компании выставлена претензия о возмещении экономического ущерба в размере три миллиона пятьсот двадцать две тысячи тенге.
Конфликтные ситуации в области природопользования регистрируются в Казахстане десятками. Простейшая выборка позволяет доказать, что обстановка в этой сфере далека от идеальной, при этом страдают, как жители республики, так и коммерческие предприятия. Например, в конце лета этого года около 600 сотрудников золотодобывающего предприятия "Секисовское" в Восточном Казахстане оказались под угрозой потери работы из-за банкротства компании. На грань финансового краха предприятие поставило решение суда, обязавшее компанию выплатить более 10,5 млн долларов штрафа за загрязнение окружающей среды. В октябре прошлого года в результате аварии на производстве в одну из местных рек попал цианид. В результате жители соседних населенных пунктов в течение нескольких недель вынуждены были использовать только привозную воду. По словам руководства компании, выплата штрафа приведет к закрытию предприятия. Ранее руководство предприятия уже выплатило более 36 миллионов долларов штрафов, по мнению специалистов, речь идет о системном нарушении экологических стандартов, которое компания не может устранить самостоятельно.
Другой пример показывает, что зачастую столкновение интересов наносит прямой ущерб отечественной экономике и инвестированию в прибыльные отрасли. В прошлом году алматинское ТОО "Торгово-промышленная компания "Олимп" озвучила намерения построить в Павлодаре завод по выпуску цианида натрия стоимостью 80 млн долларов, при этом порядка 55 млн долларов были готовы вложить в производство китайские партнеры "Олимпа". Проектная мощность завода составит 30 тыс. тонн цианида натрия в год. В настоящее время Казахстан импортирует цианид натрия из-за отсутствия в республике подобного производства. Между тем "Олимп" намерен снабжать данной продукцией не только предприятия Казахстана, но и других стран Центральной Азии, а также России. Казалось бы, прекрасный проект, направленный на обогащение и региона, и страны в целом. Тем не менее, экологи забили тревогу, и для этого у них есть все основания. Общественная организация "Общество защиты природы городов" Павлодарской области выступила против строительства завода по производству цианида натрия. "Мы считаем, что завод по производству цианида натрия не должен быть построен в нашем регионе, так как Павлодар уже загружен другими промышленными гигантами, и окружающая среда не выдержит такой нагрузки в лице еще одного загрязнителя", – указывалось в официальном релизе общества. При этом экологи утверждают, что высокотоксичный цианид натрия вызывает удушье, что приводит к сердечной недостаточности. Чтобы разрешить подобные противоречия, не нарушив интересов предприятий и экономической целесообразности, а также обеспечить соблюдение права граждан страны на здоровую среду обитания, требуется серьезный, многопрофильный диалог. Производственники, представители госорганов и экологических НПО должны сесть за стол переговоров, и в рамках общей концепции развития экологических стандартов в Казахстане вырабатывать оптимальную позицию по каждому конкретному проблемному вопросу.
В целом же, стратегия работы энергетического и добывающего сектора нашей страны базируется и на системе экологической оценки как упреждающего инструмента экологической политики. Сама по себе экологическая оценка основана на принципе: легче и дешевле выявить и предотвратить негативные последствия деятельности для окружающей среды на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии ее осуществления. Таким образом, экологическая оценка сосредоточена на всестороннем анализе возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использование результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба. Такой подход становится особенно актуальным по мере распространения концепции устойчивого развития, поскольку он позволяет учитывать экологические факторы, наряду с экономическими, уже на стадии формулировки целей, планирования и принятия решений.
В сентябре 2012 года президент Казахстана, выступая на совместном заседании палат парламента, дал поручение правительству разработать Стратегию перехода к "зеленой экономике". Под председательством премьер-министра РК создана рабочая группа по разработке Стратегии перехода Казахстана к "зеленой экономике", в состав которой вошли госорганы, представители НПО и международных организаций. Изначально срок был дан до февраля следующего года, но, как на днях сообщила директор департамента "зеленых" технологий и привлечения инвестиций Министерства охраны окружающей среды РК Айнур Соспанова: " В настоящее время эти сроки пересматриваются, так как мы понимаем, что для разработки качественного долгосрочного документа необходимо время".
Так что, пока экологи широкого профиля продолжают разрабатывать общую канву Стратегии, отечественные нефтяники и энергетики кропотливо работают над шлифовкой профильных нюансов, которые впоследствии, органично впишутся в общую концепцию документа. И итоги работы экологических секций Седьмого Евразийского форума ""KAZENERGY", наглядно доказали, что эта работа получает высокую оценку среди зарубежных коллег и экспертов, отметивших правильность и эффективность выбранного нами пути.
Среди многочисленных критериев, по которым оценивается общая инвестиционная привлекательность любой отрасли, проекта или конкретного предприятия есть пункт и о так называемой "экологической привлекательности", то есть о том, насколько стратегия и деятельность фирмы или проекта соответствует основным эко-нормам и стандартам, и на каком уровне поддерживается экологическая безопасность в целом. Поэтому, абсолютно неудивительно, что и в ходе прошедшего в Астане седьмого Евразийского форума "KAZENERGY", вопросам экологической безопасности и энергоэффективности было посвящено не только отдельное заседание, но и достаточно много времени секционной работы.
Так, вице-министр Министерства охраны окружающей среды Марлен Искаков выступил с программным докладом о Глобальной энерго-экологической стратегии и казахстанской инициативе "Зеленый мост", директор департамента нефтяных ресурсов Нигерии Остен Олорунисола, еще более конкретизировал проблему в своем выступлении "Экологическая безопасность как определяющее условие устойчивого развития нефтегазовой отрасли". Затем участники дискуссии получили возможность максимально подробно рассмотреть все аспекты поставленных проблем и не только отчитаться о проделанной работе и своих персональных достижениях, но и предметно обсудить болевые точки, которых как выяснилось, и в этом вопросе существует достаточно много.
Одним из таких проблемных моментов является нежелание самих чиновников соблюдать и внедрять дорогостоящие и требующие ответственного подхода экологические инновации и инициативе. Зачастую речь идет о "саботаже" на самом высоком уровне. Так президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в сентябре текущего года раскритиковал действия правительства, затянувшего внедрение в экономику экологически чистых и передовых технологий. "Важный аспект работы законодателя – создание правовых условий для перехода к "зеленой" экономике, основанной на возобновляемой энергетике экологически чистых технологий. В этом суть нашей глобальной инициативы "Зеленый мост", поэтому нужно расширить законодательные стимулы", – сказал глава государства в ходе второй сессии парламента Казахстана пятого созыва. "Использование "зеленых" технологий, развитие экологического туризма. Мы об этом говорим как будто это далекое будущее, и как бы нас не касается. На самом деле это серьезные программы. Никакой индустриализации, инноваций не может быть сейчас в странах без применений "зеленой" экономики. Мир уже давно продвинулся. Мы разговоры разговариваем, что кто-то делает, говорим о возможности ветровой энергии, солнечной энергии, биогазов, но фактически мало чего мы сделали. Вот куда двигается мировая экономика. А у нас ничего не шевелится. Поэтому правительству серьезно надо подумать с чего надо начинать", – отметил президент. Стоит добавить, что иногда препоны экологическим новациям выставляет само профильное министерство и сопутствующие госструктуры, однако бюрократизм и косность довольно трудно отследить и доказать.
Зимой этого года Мажилис уже пытался призвать МООС к ответу. На пленарном заседании с депутатским запросом к экс-премьер-министру Масимову обратился депутат, первый заместитель руководителя фракции НДП "Нур Отан" Ерген Дошаев. "Вопрос экологии имеет особую актуальность для Казахстана, более 120 миллионов гектаров которого находятся в песчаной, солончаковой зоне, а на 70% общей территории истощено биоразнообразие, нарушена экосистема. Проявляя постоянную заботу об охране окружающей среды, президент РК – Лидер Нации Н.А. Назарбаев определил этот вопрос одним из главных приоритетов в Стратегии "Казахстан – 2030". Исходя из этого программного документа, в стране принят ряд законодательных актов, а также другие нормативные документы в виде государственных и отраслевых программ. Что делается в этом направлении?" По мнению депутата, МООС пренебрегает своими обязанностями. Например, народных избранников возмутило заявление Министерства о том, что несмотря на рост числа природопользователей в 2011 году, объем загрязняющих веществ по сравнению с 2010 годом остался прежним. Приложенные к докладу ведомства аналитические справки, как, например, данные по ряду областей, свидетельствуют об обратном, заявил депутат. В Мажилисе сделали вывод, что меры по охране окружающей среды неэффективны или же они осуществляются неправильно. "Сомнения такого рода вызваны усиливающейся в последнее время критикой в адрес сотрудников Министерства. В последние пять лет к уголовной ответственности были привлечены ряд ответработников, начиная с министра. По сведениям компетентных органов, тенденция нарушений не уменьшается. В прошлом году в 20 подведомственных Министерству учреждениях были выявлены 20 фактов коррупции. В то же время Министерство не дало предложений о привлечении к ответственности виновных. В 2011 году в этой сфере были осуждены 10 человек за коррупционные правонарушения. По данным органов правовой статистики, в 2010-2011 годах в региональных органах Министерства к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения были привлечены 22 должностных работника. Наряду с этим, в 2009-2010 годах в деятельности Министерства имели место нарушения на 7,5 миллиарда тенге", – подчеркнул мажилисмен Дошаев.
Между тем, значение и своевременное исполнение экологических инициатив президента и Ассоциации энергетиков "KAZENERGY", а также всех неравнодушных граждан республики для будущего Казахстана трудно переоценить. Как известно, еще осенью прошлого года глава нашего государства Нурсултан Назарбаев призвал мировое сообщество сплотиться в борьбе с общими глобальными проблемами экологии в рамках инициативы "Зеленый мост". По Согласно замыслам, к инициативе Казахстана должны присоединиться мировые правительства, бизнес и некоммерческие организации, и многие структуры, а также государства уже выразили полную поддержку "Зеленому мосту". Данная инициатива является практическим механизмом международного перехода к "зеленой" экономике через поощрение технологического прогресса, повышение опыта управления окружающей средой и улучшение правовых, экономических и институциональных условий. Все это станет толчком к развитию новой экологически чистой промышленности, уверены в Казахстане. Партнерскую программу "Зеленый мост" на 2011-2020 годы, выдвинутую президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, уже поддержали члены Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) и Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК). В совокупности это составляет 95 государств и почти три четверти населения Земли, включая свыше миллиарда людей, живущих за чертой бедности. Причины, по которым мировое сообщество выразило свою солидарность с Казахстаном, с характерной европейской заботой об улучшении качества жизни озвучила парламентский статс-секретарь Федерального министерства экологии, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ Катариной Райхе. Госпожа Райхе высоко оценила инициативы Казахстана в области экологии, подчеркнув, что предложенная Астаной Межрегиональная программа партнерства "Зеленый мост" станет своего рода дорожной картой по реализации целей глобального партнерства и трансферта технологий на региональном уровне. Она заявила о готовности Германии и в перспективе всего Евросоюза, поддержать казахстанскую идею и принять практическое участие в ходе ее реализации.
Выступая на различных международных саммитах, Нурсултан Назарбаев, а также другие представители РК призывали мировых лидеров помнить о том, что Центральная Азия уже сегодня сталкивается с рядом экологических вызовов, включая дефицит водных ресурсов и низкую эффективность энергопотребления. Правительство Казахстана убедительно доказало, что "зеленая" экономика обладает потенциалом повысить энергоэффективность в стране на 40-60%, снизить потребление водных ресурсов на 50% и также сократить промышленные отходы на 30 миллиардов тонн. В то же время правительство прогнозирует появление огромных возможностей в области "зеленой" промышленности, включая органическое сельское хозяйство, экологический туризм, энергию из возобновляемых источников и перспективу формирования рыбной промышленности с оборотом в миллиард долларов в год. При надлежащей и планомерной реализации "Зеленый мост" действительно станет мостом в чистое и безопасное будущее.
Чтобы подчеркнуть важность работы тех, кто поддерживает экологические инициативы президента, обратимся к некоторой предыстории и вкратце вспомним те проблемы и противоречия, которые отечественные нефтяники и энергетики решали в течение последнего времени. Еще в начале июня этого года, в ходе заседания Координационного совета по устойчивому развитию, Ассоциация "KAZENERGY" выдвинула целый пакет многопрофильных экологических инициатив, а так же озвучила свое мнение по поводу некоторого изменения в нормативно-правовых актах на эту тематику.
В частности, в ходе заседания было заявлено о том, что проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год нуждается в серьезной корректировке. Безусловно, принципиальную важность самого этого нововведения для казахстанской экологии переоценить будет, практически, невозможно. Однако, решение поставленных серьезных задач требует не менее серьезной подготовки. Например, согласно обязательствам по членству в Киотском Протоколе, Казахстан должен снизить выбросы парниковых газов по отношению к 1992 году на 15% до 2020 года и на 25% до 2050 года. Для практической реализации этих задач, собственно говоря, и разрабатывается проект Национального плана. Однако рабочая группа по подготовке Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов была создана только в марте этого года, и в результате, предельно сжатые сроки не позволили членам Ассоциации принять полноценное участие в заседаниях и внести свои предложения в полном объеме. По утвержденному ранее графику, разработчики документа должны завершить работу уже к середине лета, но представители и Министерства охраны окружающей среды, и Ассоциации "KAZENERGY" сошлись во мнении, что времени для подготовки отвечающего всем запросам документа было явно недостаточно. В результате, по поручению председателя Ассоциации Тимура Кулибаева было подготовлено письмо на имя тогдашнего премьер-министра Масимова с просьбой продлить срок работы над Национальным планом распределения квот до конца 2012 года. И как выяснилось, это предложение было достаточно своевременным. Ведь согласно первоначальному плану, базовым годом для исчисления выброса квот предлагалось взять 2010-й, и на основе существовавших тогда показателей проводить дальнейшие расчеты. Между тем, согласно озвученному мнению представителя ТОО "Тенгизшевройл" Светланы Дебисси, ориентиром в этом вопросе должен быть не посткризисный 2010 год, а более поздние сроки, когда в Казахстане приступили к реализации крупных прорывных проектов, что сопряжено с дополнительными выбросами парниковых газов. С этим утверждением было трудно не согласится, как, впрочем, и с общим мнением высказанном членами ассоциации о том, что если ограничиться исключительно рамками показателей 2010 года, то реализация многих других крупных проектов будет поставлена под угрозу срыва. В итоге, проект правительственного постановления пока находится на доработке с учетом высказанных замечаний, что впрочем, скорей всего никак не скажется на начале тестирования первой фазы Национального плана уже в начале 2013 года. Так что уже в будущем году, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, а это крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, должны будут получать соответствующую квоту.
Дополнительное обсуждение положение Национального плана прошло и в рамках седьмого Евразийского форума "KAZENERGY" и, что характерно, большинство участников дискуссии выразило свою полную солидарность с программой корректировок предложенной членами Ассоциации.
Еще одним важным вопросом, поднятом на уже упомянутом заседании Координационного совета, стало обсуждение новой редакции правил экологического мониторинга, утвержденными постановлениями правительства РК. Речь шла о постановлениях правительства "Об утверждении Правил по организации и проведению производственного экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря" и "Об утверждений Правил по организации и проведению фоновых экологических исследований при проведений нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря", согласно которым, природопользователи должны ежегодно проводить экологический мониторинг по четырем климатическим сезонам по всей контрактной территории.
В те дни Ассоциация была вынуждена выступить со специальным заявлением, в котором констатировалась, что при разработке этих документов, Министерством охраны окружающей среды не были учтены мнения самих производственников. В результате, вышеназванные постановления предусматривают жесткие и детализированные требования, которые не имеют всесторонней научной, экологической, юридической, технико-экономической оценки. А в виду значительного увеличения движения исследовательских судов в мелководной части Казахстанского сектора Каспийского моря, расширенные мониторинговые работы могут привести к негативному воздействию на биоресурсы, то есть, говоря проще, на тех же тюленей, рыб, птиц и среду их обитания. Кроме того, крайне жесткие требования правил предполагают, установку дополнительных исследовательских станций, и их общее количество с учетом общей площади всех подрядных территорий в Каспийском море может значительно возрасти. "Требования к организации и проведению производственного экологического мониторинга, установленные Правилами, не имеют аналогов в мировой практике", – подчеркнули в своем заявлении участники ассоциации и изъявили готовность к продолжению конструктивного диалога с целью их дальнейшего корректирования. В те дни председатель Ассоциации Тимур Кулибаев выразил уверенность, что консолидированная позиция представителей "KAZENERGY" будет учтена при дальнейшей совместной работе с Министерством охраны окружающей среды по всему комплексу экологических вопросов, и ходе заседания было принято решение о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в оба правительственных постановления.
Каспий с его многообразием экологических нюансов также стал важнейшим направлением для обсуждений в ходе Седьмого Евразийского Форума. Значимость для Ассоциации "KAZENERGY" соблюдения недпропользователями экологических стандартов разработки шельфа была отмечена генеральным директором Ассоциации Джамбулатом Сарсеновым. "Если раньше конфликты были за владение землей, то сегодня – за владение ресурсами энергетическими. Но это не значит, что пули летают по Каспию. Статус Каспия определен в наших проектах, которые мы осваиваем по оффшору. Интерес к региону высокий: особенно, к двум из шести гигантских месторождений, которые обнаружены в Туркменистане и Казахстане. Для нас более важно сейчас акцентировать внимание по юридическому сопровождению использования маршрутов на Каспии, поскольку это важно с одной стороны, но экологически небезопасно с другой стороны. Важный фактор – сохранение биологического баланса, поскольку мы вторгаемся в природную среду, и мы должны определить, как должны сохранить природный баланс. Страны Каспийского бассейна должны отдавать себе отчет, что катастрофа в одной из них не является катастрофой их одних, что она моментально становится проблемой всех стран Прикаспийского региона. Каспий – это чувствительная зона, а законы у нас всех разные", – заявил Джамбулат Сарсенов в рамках форума.
Стоит отметить, что Ассоциация планомерно работает в указанном направлении. Вот только два показательных примера, по которым можно судить насколько иной раз бывает сложной деятельность по совершенствованию и адаптации экологических нормативов и стандартов с учетом реалий современности и специфик конкретно взятых регионов. Ведь вполне очевидно, что проблемы характерные например для того же Мексиканского залива, могут быть абсолютно не актуальными на Каспии, и наоборот.
Кстати, что касается экологических аспектов промышленной деятельности на Каспии, то, в течение последних нескольких лет, без всякого преувеличения буквально по всем направлениям была проделана поистине титаническая работ, которая уже стала приносить вполне осязаемые результаты. Для начала, в Экологический кодекс РК, был включен специальный раздел "Экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности в государственной заповедной зоне в Северной части Каспийского моря". Затем, вступила в силу "Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря", направленная на обеспечение экологической безопасности и устойчивое использование природных ресурсов Прикаспийского региона. К самой конвенции, прилагается и ряд протоколов, в которых отражены конкретные меры по достижению всех поставленных задач. И одним из таких документов является "Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью".
В свою очередь, сами нефтяники, разработали понятие экологического инжиниринга которое включает в себя более двадцать пунктов мер направленных на экологическую безопасность, и даже выборочное перечисление их небольшой части, дает общее впечатление о масштабе поставленных перед отраслью задач:
– Экология нефтегазовой отрасли, снижение техногенного влияния на окружающую среду.
– Внедрение инновационных экологически чистых технологий.
– Утилизация попутных нефтяных газов (ПНГ) месторождений.
– Новейшие решения, материалы и технологии для водоочистки.
– Технологии очистки, переработки и утилизации отходов и нефтешламов.
– Планирование и совершенствование природоохранной деятельности.
– Вопросы промышленной безопасности и антикоррозионной защиты:
– Экспертиза промышленной безопасности.
– Предупреждение аварий. Современные методы, системы и средства контроля и диагностики техногенной безопасности предприятий нефтегазовой отрасли.
– Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим председатель Ассоциации "KAZENERGY" Тимур Кулибаев подчеркнул:
– Государство обязано заботиться о соблюдении интересов своих граждан и всей страны, в данном случае относительно сохранения экологического равновесия на Каспийском море, а недропользователи должны со всей ответственностью подходить к вопросу извлечения максимальной прибыли для себя, и недрам, которые им доверяет народ Казахстана. На очередном заседании Совета иностранных инвесторов глава нашего государства потребовал от "правительства страны ужесточить требования к работам на шельфе Каспия". Я полностью разделяю такой подход, поскольку проекты на шельфе Каспия осуществляются в уникальных природно-экологических условиях закрытого моря. В Казахстане всегда уделялось особое значение высоким технологиям и инженерным решениям при разработке нефтегазовых проектов. Надеюсь, что меры, принимаемые профильными государственными органами, позволят компаниям максимально реализовать свой опыт и знания в области безопасности и надежности операций на шельфе Каспия.
В Казахстане есть сырьевые компании, которые просто выполняют установленные государством экологические нормы. Но есть и такие (и благодаря деятельности ассоциации ""KAZENERGY" их с каждым годом становится все больше и больше), которые ориентируются на самые строгие международные стандарты. Они задают в отрасли свою, более высокую планку требований к чистоте нефтегазовых разработок, и как следствие, происходит определенное снижение статистики выявленных нарушений природоохранного законодательства. Согласно данным озвученным Министерством охраны окружающей среды во второй половине прошлого года, на долю предприятий, работающие в нефтегазовом секторе в настоящее время приходится не более десятой части всех промышленных загрязнений атмосферы. А к допустившим нарушения применяются самые жесткие штрафные санкции. Здесь достаточно отметить, что из почти шести миллиардов тенге штрафов за нарушения экологического законодательства наложенных в течение прошлого, 2011 года, четыре приходятся на предприятия, работающие в нефтегазовом секторе. Так, по примерно два миллиарда тенге штрафов выплатили компании "Тенгизшевройл" и "Карачаганак Петролеум Оперейтинг", превысившие нормы по вредным выбросам в атмосферу. Так же, претензии в общей сложности на 3,8 миллиона тенге были предъявлены к ТОО "Каракудукмунай" несколько месяцев несанкционированно осуществлявшему сжигание попутного газа на факелах. В результате, по данному факту специализированной природоохранной прокуратурой Мангистауской области в адрес Мангистауской региональной инспекции геологии и недропользования было внесено представление об устранении нарушений законности.По результатам рассмотрения, ТОО "Каракудукмунай" было привлечено к административной ответственности по статье 275 Кодекса РК об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 226 800 тенге. Кроме того, нефтяной компании выставлена претензия о возмещении экономического ущерба в размере три миллиона пятьсот двадцать две тысячи тенге.
Конфликтные ситуации в области природопользования регистрируются в Казахстане десятками. Простейшая выборка позволяет доказать, что обстановка в этой сфере далека от идеальной, при этом страдают, как жители республики, так и коммерческие предприятия. Например, в конце лета этого года около 600 сотрудников золотодобывающего предприятия "Секисовское" в Восточном Казахстане оказались под угрозой потери работы из-за банкротства компании. На грань финансового краха предприятие поставило решение суда, обязавшее компанию выплатить более 10,5 млн долларов штрафа за загрязнение окружающей среды. В октябре прошлого года в результате аварии на производстве в одну из местных рек попал цианид. В результате жители соседних населенных пунктов в течение нескольких недель вынуждены были использовать только привозную воду. По словам руководства компании, выплата штрафа приведет к закрытию предприятия. Ранее руководство предприятия уже выплатило более 36 миллионов долларов штрафов, по мнению специалистов, речь идет о системном нарушении экологических стандартов, которое компания не может устранить самостоятельно.
Другой пример показывает, что зачастую столкновение интересов наносит прямой ущерб отечественной экономике и инвестированию в прибыльные отрасли. В прошлом году алматинское ТОО "Торгово-промышленная компания "Олимп" озвучила намерения построить в Павлодаре завод по выпуску цианида натрия стоимостью 80 млн долларов, при этом порядка 55 млн долларов были готовы вложить в производство китайские партнеры "Олимпа". Проектная мощность завода составит 30 тыс. тонн цианида натрия в год. В настоящее время Казахстан импортирует цианид натрия из-за отсутствия в республике подобного производства. Между тем "Олимп" намерен снабжать данной продукцией не только предприятия Казахстана, но и других стран Центральной Азии, а также России. Казалось бы, прекрасный проект, направленный на обогащение и региона, и страны в целом. Тем не менее, экологи забили тревогу, и для этого у них есть все основания. Общественная организация "Общество защиты природы городов" Павлодарской области выступила против строительства завода по производству цианида натрия. "Мы считаем, что завод по производству цианида натрия не должен быть построен в нашем регионе, так как Павлодар уже загружен другими промышленными гигантами, и окружающая среда не выдержит такой нагрузки в лице еще одного загрязнителя", – указывалось в официальном релизе общества. При этом экологи утверждают, что высокотоксичный цианид натрия вызывает удушье, что приводит к сердечной недостаточности. Чтобы разрешить подобные противоречия, не нарушив интересов предприятий и экономической целесообразности, а также обеспечить соблюдение права граждан страны на здоровую среду обитания, требуется серьезный, многопрофильный диалог. Производственники, представители госорганов и экологических НПО должны сесть за стол переговоров, и в рамках общей концепции развития экологических стандартов в Казахстане вырабатывать оптимальную позицию по каждому конкретному проблемному вопросу.
В целом же, стратегия работы энергетического и добывающего сектора нашей страны базируется и на системе экологической оценки как упреждающего инструмента экологической политики. Сама по себе экологическая оценка основана на принципе: легче и дешевле выявить и предотвратить негативные последствия деятельности для окружающей среды на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии ее осуществления. Таким образом, экологическая оценка сосредоточена на всестороннем анализе возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использование результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба. Такой подход становится особенно актуальным по мере распространения концепции устойчивого развития, поскольку он позволяет учитывать экологические факторы, наряду с экономическими, уже на стадии формулировки целей, планирования и принятия решений.
В сентябре 2012 года президент Казахстана, выступая на совместном заседании палат парламента, дал поручение правительству разработать Стратегию перехода к "зеленой экономике". Под председательством премьер-министра РК создана рабочая группа по разработке Стратегии перехода Казахстана к "зеленой экономике", в состав которой вошли госорганы, представители НПО и международных организаций. Изначально срок был дан до февраля следующего года, но, как на днях сообщила директор департамента "зеленых" технологий и привлечения инвестиций Министерства охраны окружающей среды РК Айнур Соспанова: " В настоящее время эти сроки пересматриваются, так как мы понимаем, что для разработки качественного долгосрочного документа необходимо время".
Так что, пока экологи широкого профиля продолжают разрабатывать общую канву Стратегии, отечественные нефтяники и энергетики кропотливо работают над шлифовкой профильных нюансов, которые впоследствии, органично впишутся в общую концепцию документа. И итоги работы экологических секций Седьмого Евразийского форума ""KAZENERGY", наглядно доказали, что эта работа получает высокую оценку среди зарубежных коллег и экспертов, отметивших правильность и эффективность выбранного нами пути.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.11.2012
Указ Президента Республики Казахстан 30.11.2012
Состоялось заседание Сената Парламента РК 30.11.2012
О заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью 30.11.2012
Нурсултан Назарбаев: жизнь с народом и для народа 30.11.2012
1 декабря отныне будет ассоциироваться с институтом президентства и уникальной личностью Нурсултана Назарбаева 30.11.2012
В Сенате обсуждены вопросы введения всеобщего декларирования в Казахстане 30.11.2012
В рядах Народно-Демократической партии "Нур Отан" достойное пополнение 30.11.2012
Казахстан – это лидер в Центрально-Азиатском регионе 30.11.2012
Аблязовгейт: первый опыт борьбы с информационным терроризмом 30.11.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
12.11.19 Вторник
81. АХМЕТОВА Бэла
71. АБДУКАМАЛОВ Оpалбай
67. ОРДАБАЕВ Бакытжан
61. ДЖАМАНБАЛИН Кадыргали
58. ИСАБЕКОВ Аманберле
57. МУСИН Хобланды
54. КЕЛЕСОВ Нурлан
54. НЕСТЕРЕНКО Сергей
53. МЫРЗАХМЕТОВ Алтай
51. АЙДАРКУЛОВА Багдагуль
49. САРСЕНОВ Сагиятулла
48. ТУЛЕГЕНОВ Амирбек
47. ОКАУЛЫ Арман
43. КАНАДАНОВА Жанар
...>>>
13.11.19 Среда
77. ГЛАУДИНОВ Бекримжан
73. МАЛАХОВ Михаил
69. ТОРЕТАЙ Кабылбек
65. БАЗАРБАЕВ Аскар
62. УТЕМУРАТОВ Булат
61. УМБИТАЛИЕВ Алтынсары
60. ЕСТАЕВ Амирхан
59. КАМАЛИЕВ Берик
58. УМРАЛИЕВ Талгат
57. ДОСАЕВ Асан
55. БЕКТЕМИСОВ Сабыржан
53. КУТЕРБЕКОВ Дулат
53. СЫДЫКОВ Нурлан
50. ОЛЖАБАЙУЛЫ Найзабек
46. МАУБЕРЛИНОВА Нургуль
...>>>
14.11.19 Четверг
86. ШАЙДАРОВ Зейнулла
78. УАЛИЕВ Гахип
73. АЙЫМБЕТОВ Мади
72. АЙТАХАНОВ Куаныш
70. КЕРЕЙБАЕВ Серик
63. АМРЕКУЛОВ Нурлан
59. НАРАТАУ Кобланды
55. ДАУЕШОВ Халидулла
52. ГРОЗИН Андрей
49. ЖУСИЕВ Арман
45. КИМ Юлия
44. ЖУМАГУЛОВ Руслан
40. КОЙБАГАРОВ Ерлан
36. НАЗАРБАЕВ Нурбол
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz