Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 13 ноября
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции". Этот правительственный законопроект представлен сегодня на заседании Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе с участием вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко. – Острота проблем трудовой миграции не снизилась в связи с экономическим кризисом, а в некоторых аспектах даже обострилась,- отметил, открывая заседание Комитета, его председатель Рахмет Мукашев (тезисы): В частности, актуальными остаются такие вопросы как потребности рынка труда, соотношение и качество рабочей силы, проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов, культурная и трудовая адаптация мигрантов и так далее. В Казахстане распространены все основные типы и виды трудовых миграций: внутренние (внутри или межобластные), внешние (эмиграция и иммиграция), легальные, нерегулируемые, транзитные, возвратные, или временные (сезонные, маятниковые), приграничные миграции. По миграционному статусу республика является страной исхода, приема и транзита мигрантов. Основные миграционные тренды из Казахстана – это выезд на постоянное место жительства в Россию, Германию и небольшой поток трудовой эмиграции. Так же, как и в других постсоветских странах, нерегулируемая трудовая эмиграция из Казахстана превышает объемы лицензированной рабочей силы. Распространена коммерческая, или "челночная", миграция, увеличился выезд в страны дальнего зарубежья для работы по найму. Особенность Казахстана – большая протяженность границ, которые на многих участках являются "прозрачными". По всему периметру границ республики происходит интенсивная приграничная (фронтьерская) миграция. Для северных (включая северо-западные и северо-восточные) областей характерен обмен с Россией, для южных – с Кыргызстаном и Узбекистаном. По территории Казахстана пролегают маршруты транзита, по которым двигаются мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, стран дальнего зарубежья в Россию. Причины международной трудовой миграции в Казахстан имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся: различия в уровне экономического развития отдельных стран и наличие национальных различий в размерах заработной платы. Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Парламента Ольгой Киколенко, представил законопроект заместитель министра внутренних дел Кайрат Тыныбеков. По словам докладчика, сложность действующего правового механизма практически исключает привлечение иностранной рабочей силы физическими лицами. Поэтому значительная часть мигрантов из центрально-азиатского региона работает в стране нелегально. При этом зачастую при въезде и регистрации они указывают, что прибыли по частным делам, то есть в гости, и называют адреса, по которым они не проживают. К примеру, только за два года зарегистрировано свыше 2 миллионов прибывших в страну иностранцев, из них почти миллион человек – это граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. При этом менее 1 % из них целью приезда указали трудовую деятельность, а 96 % назвали частную цель пребывания. *** Законопроект разработан в целях исполнения поручения Главы государства о принятии комплекса мер по легализации трудовых мигрантов из зарубежья для обеспечения эффективного учета мигрантов, соблюдения их социальных и трудовых прав, а также прозрачности доходов и налогов. Законопроектом вносятся поправки в Трудовой и Налоговый кодексы РК и Закон РК "О миграции населения". *** Дальнейшее обсуждение законопроекта будет продолжено в рабочей группе, в составе которой представители государственных органов, неправительственных и международных организаций.
-----
МВД Казахстана предлагает разрешить физическим лицам нанимать иностранных работников АСТАНА. 13 ноября. КАЗИНФОРМ
Министерством внутренних дел РК разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам трудовой миграции", предусматривающий осуществление трудовой деятельности на основании разрешения иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности у физического лица. Вице-министр внутренних дел РК Кайрат Тыныбеков, представляя законопроект, пояснил, что в соответствии с законопроектом граждане СНГ, прибывшие в Казахстан на законных основаниях, должны будут регистрироваться в органах внутренних дел с указанием цели въезда – осуществление трудовой деятельности. На основании отметки о регистрации территориальными подразделениями уполномоченным органом по вопросам миграции населения им будет оформляться разрешение на осуществление трудовой деятельности у физического лица сроком от одного до трех месяцев. Одновременно с оформлением разрешения иностранному работнику на такой же срок продлевается регистрация. В дальнейшем разрешение может неоднократно продлеваться на срок не более 3 месяцев. Общий срок действия разрешения иностранному работнику на осуществление трудовой деятельности у физического лица не может превышать 12 месяцев. |