Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса парламента РК, 14 ноября
Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание, которое продолжалось практически целый день. Депутатами одобрен большой пакет новых проектов законов. Данный блок включает в себя законодательные изменения и дополнения по вопросам противодействия терроризму, проект закона "О персональных данных" с сопутствующими поправками, законодательные нововведения относительно социально значимых государственных услуг и законопроект "О Государственной образовательной накопительной системе" с сопутствующими поправками. Пакет содержит также проект Закона РК "О ратификации Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств" и законодательные новшества по вопросам госслужбы. Палата дала сегодня "добро" в первом чтении законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму". Проект Закона внесен в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Мажилис Парламента 1 ноября 2012 года. Основной целью законопроекта является совершенствование государственной системы противодействия терроризму с учетом возросшей опасности терроризма, а также проявлением террористических угроз. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также ряд законов Республики Казахстан. В Уголовный кодекс Республики Казахстан вносятся поправки уточняющего характера. В Уголовно-исполнительный кодекс внесены поправки с целью приведения статьи 12 в соответствие с Конституцией Республики Казахстан. В Кодекс об административных правонарушениях вносятся изменения уточняющего характера в части конкретизации наименований объектов, уязвимых в террористическом отношении, определения ответственности за нарушения требования приостановления охранной деятельности при проведении антитеррористической операции, полномочий должностных лиц органов национальной безопасности в части составления протоколов об административном правонарушении и ряд других. Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О противодействии терроризму" в части совершенствования понятийного аппарата, конкретизации полномочий Президента Республики Казахстан и Правительства, а также Комитета национальной безопасности в общегосударственной системе противодействия терроризму. Уточнены полномочия государственных органов Республики Казахстан, осуществляющих противодействие терроризму. Определен порядок применения Вооруженных Сил Республики Казахстан для пресечения актов терроризма, а также порядок оповещения населения о введении режима антитеррористической операции. Изменения и дополнения, вносимые в другие законы Республики Казахстан, носят уточняющий и редакционный характер. Комитеты Мажилиса Парламента представили заключение по данному законопроекту. И в этот день Мажилисом в первом чтении принят после одобрения законопроект "О персональных данных" с сопутствующими поправками. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью законодательного закрепления порядка работы с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, блокирование и уничтожение персональных данных. К сведениям о частной жизни возможно отнесение персональных данных человека, поскольку под ними понимается информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Однако в действующем казахстанском законодательстве не регламентировано правовое положение персональных данных, в том числе и биометрических. Отсутствие соответствующих механизмов создает предпосылки для злоупотребления персональными данными в криминальных целях, в том числе подделке документов, мошенничеству, незаконному копированию и распространению различных баз данных. В этой связи законопроектом предлагается создать правовые основы для обеспечения защиты прав и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В ходе работы над законопроектом депутатами внесены ряд поправок. Так, предложено заголовок законопроекта "О персональных данных" заменить на заголовок "О персональных данных и их защите". Предлагается дополнить проект новой главой, посвященной защите персональных данных, также изменяется структурная часть законопроекта. С учетом важностей и особенностей персональных данных человека, депутатами предлагается утвердить уполномоченный орган в сфере персональных данных, который будет заниматься координированием деятельности в сфере персональных данных, а также защитой прав субъектов персональных данных. Предложены такие новые понятия как "собственник", "оператор", "защита персональных данных", "база, содержащая персональные данные". Внесены поправки предусматривающие виды персональных данных. Предлагается регламентировать действия, связанные с доступом, накоплением, хранением, изменением, дополнением, использованием, распространением, обезличиванием, блокированием и уничтожением персональных данных. Законопроект был приведен в соответствие с правилами юридической техники. Комитетом проведено тринадцать заседаний рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств внутренних дел, юстиции, транспорта и коммуникаций, Национального Банка, Агентство по статистике Республики Казахстан и неправительственных организаций. Сопутствующим проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам персональных данных", в целях реализации положений основного законопроекта "О персональных данных" вводится административная ответственность за нарушения порядка обработки персональных данных. В Трудовом кодексе понятие обработки персональных данных работника дополняется сбором, систематизацией, обновлением, использованием, блокированием и уничтожением. Согласно поправкам в Гражданский кодекс, гражданин вправе требовать запрещения использования его имени, когда это было сделано без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законами. На сегодняшнем пленарном заседании депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социально значимых государственных услуг". Проект Закона разработан в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" в части развития "электронного правительства" и обеспечения до конца 2012 года предоставления 60 процентов социально значимых государственных услуг, в том числе всех видов лицензий, в электронной форме. Законопроектом предусматривается возможность получения социально значимых услуг в электронной форме; установление сокращенных сроков оказания социально значимых государственных услуг; сокращение перечня и количества документов для получения услуг и установление межведомственного взаимодействия информационных систем государственных органов. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 21 законодательный акт Республики Казахстан, направленные на оптимизацию оказания социально значимых государственных услуг в электронной форме или через центры обслуживания населения. В рамках рабочей группы депутатами внесены поправки, касающиеся: конкретизации порядка обращения граждан при государственной регистрации рождения ребенка; уточнения порядка электронной регистрации залога движимого имущества; оказания нескольких государственных услуг на основании одного заявления получателя государственной услуги; уточнения порядка получения государственной услуги по назначению и выплате пособий на детей через центры обслуживания населения или веб-портал "электронного правительства"; уточнения порядка государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе либо через веб-портал "электронного правительства". Также в рабочей группе депутатами были внесены поправки по совершенствованию отдельных норм и уточнению содержания законопроекта. В ходе работы над законопроектом в рабочую группу поступило 130 предложений, которые были всесторонне обсуждены на 6 заседаниях рабочей группы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, а также на расширенном заседании Комитета. В первом чтении одобрение Мажилиса получил на пленарном заседании и проект Закона Республики Казахстан "О Государственной образовательной накопительной системе". Законопроект разработан в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе!" в целях внедрения нового финансово-экономического инструмента для расширения доступности образования. В настоящее время в Казахстане доступ к получению высшего образования обеспечивается путем сочетания государственных образовательных грантов и частной платы за обучение. В этой связи дополнительным инструментом государственной поддержки финансирования образовательных услуг является внедрение Государственной образовательной накопительной системы, которая позволит расширить доступность получения образования. Законопроект определяет правовое регулирование и меры государственной поддержки системы образовательных накоплений в целях создания эффективных механизмов финансирования профессионального образования, повышения доступности и равных возможностей получения качественного образования. Законопроект направлен на: – создание в Республике Казахстан правовой основы функционирования и развития Государственной образовательной накопительной системы; расширение и совершенствование видов финансирования образовательных услуг; – предоставление доступного для граждан механизма сбережения и финансирования образовательных услуг. В целом рабочей группой было рассмотрено более 180 поправок и предложений. По большинству из них были приняты согласованные решения, многие непринятые поправки сняты их авторами. В ходе обсуждения законопроекта на заседаниях рабочей группы отдельные его нормы конкретизированы и редакционно улучшены, приведены в соответствие с правилами юридической техники и нормотворческой практикой. Так, в законопроект введены 3 новые статьи: "Основные принципы государственного регулирования Государственной образовательной накопительной системы", "Правовые основы функционирования Государственной образовательной накопительной системы" и "Регистрация договора об образовательном накопительном вкладе". При этом статья "Регистрация договора об образовательном накопительном вкладе" предусматривает регистрацию договоров об образовательном накопительном вкладе в целях учета начисляемой премии государства и исключения функционирования двух и более договоров вклада в пользу одного вкладчика. Данная норма позволит исключить начисление премии государства на несколько вкладов. Наряду с этим, в законопроекте установлена обязанность оператора регистрировать договоры об образовательном накопительном вкладе. Кроме того, внесена норма о том, что предложения о пересмотре размера премии государства в сторону увеличения, с учетом уровня инфляции, уполномоченные органы в области образования и по бюджетному планированию вносят не каждые три года, а ежегодно. Вместе с тем, в законопроект была внесена норма, регламентирующая порядок возврата средств в государственный бюджет. Предложена норма касательно утверждения методики расчета премий государства Правительством Республики Казахстан. В целях приведения законопроекта в соответствие с нормами Гражданского кодекса РК, стороной договора об образовательном накопительном вкладе определен вкладчик. Пересмотрены группы приоритетных категорий вкладчиков с учетом законодательства Республики Казахстан в сфере социальной защиты и обеспечения возможности подтверждения вкладчиками своего статуса при установлении повышенной премии государства. Кроме того, ужесточены требования к банкам-участникам в части наличия филиальной сети во всех областных центрах, столице и городе республиканского значения. Существенно доработаны нормы, касающиеся: – условий распоряжения накопительным вкладом; – начисления вознаграждения банков-участников по вкладу; – условий пролонгации договора вклада и переуступки вклада в пользу третьего лица; – оснований возврата начисленной государственной премии в республиканский бюджет; – функций оператора для усиления мониторинга правомерности действий участников Государственной образовательной накопительной системы. Концептуальные нормы, имеющие принципиальное значение, с целью определения по ним позиции Правительства Республики Казахстан, а также те поправки, которые требуют дополнительных государственных расходов из бюджета, в соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан 27 июня и 18 октября 2012 года, были направлены на заключение Правительства Республики Казахстан. Из 13 предложений депутатов поддержана одна поправка, по остальным получено отрицательное заключение. Сопутствующие поправки предусматривают внесение изменения и дополнения в: – Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), в части исключения из налогооблагаемого дохода сумм премий государства, начисляемых на образовательные накопительные вклады; – Закон Республики Казахстан "Об образовании" дополнен нормой о создании условий развития Государственной образовательной накопительной системы в рамках государственной поддержки образования. На сегодняшнем пленарном заседании Палата приняла также, одобрив, проект Закона "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном предоставлении земельных участков для строительства зданий дипломатических представительств". Казахстанская Сторона предоставляет азербайджанской Стороне в возмездное землепользование земельный участок в городе Астана южнее улицы Ш.Калдаякова в районе Президентского парка общей площадью 0,5 га для строительства зданий Посольства Азербайджанской Республики в Республике Казахстан сроком на сорок девять лет за арендную плату в размере 1 тенге в год. Азербайджанская Сторона предоставляет казахстанской Стороне в возмездное землепользование земельный участок в городе Баку в Хатаинском районе по улице Н. Рафиева в квартале 1210 общей площадью 0,5 га для строительства зданий Посольства Республики Казахстан в Азербайджанской Республике сроком на сорок девять лет за арендную плату в размере 1 манат в год. Строительство зданий дипломатических представительств на паритетной основе освобождается от всех налогов, сборов, пошлин, взимаемых в соответствии с национальным законодательством государства пребывания, за исключением платы за пользование земельными участками. Все расходы на конкретные виды работ, такие как землеустроительные и топографо-геодезические, экспертиза проекта и строительство здания, а также расходы на его содержание и ремонт, электро-, газо-, водо- и теплоснабжение, услуги связи и другие конкретные виды обслуживания Стороны оплачивают самостоятельно согласно нормативам и тарифам, действующим в государстве пребывания. Во втором чтении принят сегодня Мажилисом законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы". Законопроект разработан в целях реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года. И направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса, а также повышение роли кадровых служб, совершенствование мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер. Данный законопроект одобрен в первом чтении 7 ноября 2012 года. В ходе работы рабочей группы депутатами внесены поправки по улучшению и уточнению редакции отдельных норм законопроекта. Всеми комитетами Мажилиса Парламента даны положительные заключения по законопроекту. Все поступившие по законопроекту предложения всесторонне рассмотрены и обсуждены на заседаниях рабочей группы, расширенных заседаниях Комитета с участием заинтересованных министерств и ведомств. * * * И сегодня на пленарном заседании Мажилис согласился с поправками Сената в законопроект "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы". И в этот же день Палата поручила также Комитету по международным делам, обороне и безопасности подготовку заключений по законопроектам: "О Государственной границе Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной границы Республики Казахстан и пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан". Палатой рассмотрены также вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий депутатами Мажилиса Муратом Абеновым и Дарьей Клебановой.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: стоимость сотовой связи в нашей республике остается самой высокой среди стран СНГ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков: "По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на начало 2012 года число абонентов сотовой связи в Казахстане составило более 25 миллионов. Сегодня сотовой связью пользуется практически каждый казахстанец, независимо от уровня доходов. Поэтому вопрос ценообразования на рынке мобильной связи является социальным. Вместе с тем, стоимость сотовой связи в нашей республике остается самой высокой среди стран СНГ, в особенности это касается набирающего популярность мобильного интернета. Средние тарифы мобильного интернета в Казахстане более чем в 2 раза превышают тарифы России, а тарифы Республики Беларусь – в 5 раз. При этом по объему выручки от услуг сотовой связи Казахстан является одним из лидеров среди рынков стран СНГ. В 2011 году доходы казахстанских операторов сотовой связи составили 294 млрд. тенге. В первую очередь, высокий уровень тарифов на сотовую связь связан с низкой конкуренцией на рынке. Два крупных оператора совместно обслуживают практически 90% от всей абонентской базы страны. И мы видим, насколько положительно повлияло на рынок появление нового игрока на рынке мобильной связи с более низкими тарифами. Однако, созданию здоровой конкуренции на рынке сотовой связи препятствуют высокие барьеры для входа на рынок новых операторов и дискриминационные условия ведения бизнеса. Одним из факторов, препятствующим реализации принципа состязательности на рынке сотовой связи, является привязанность абонента к телефонному номеру. Человек уже имеющий наработанный номер, который известен его коллегам, родственникам, друзьям, неохотно идет на смену оператора. Поэтому Казахстану, по примеру стран с высоким уровнем развития рынка связи, необходимо внедрить принцип переносимости мобильных номеров. Наши граждане должны иметь возможность сохранить свой телефонный номер после перехода к другому оператору. Переносимость телефонных номеров введена в более чем 65 странах мира. После введения такой услуги в США цены на связь снизились в среднем на 4,5%, в Европе – на 11%. Исходя из вышеизложенного, просим Вас ответить на следующие вопросы: – планируется ли Министерством транспорта и коммуникаций РК введение принципа переносимости номера, и какая работа проводится в этом направлении? – какой объем расходов, в том числе бюджетных, необходим для технической реализации переносимости номера в сетях сотовой связи? – сколько налогов уплачено с доходов сотовых операторов? – какие предпринимаются Правительством меры по созданию конкуренции и снижению тарифов на рынке сотовой связи, а также сокращению барьеров для входа на рынок новых операторов? О результатах рассмотрения и принятых мерах просим информировать письменно, в установленные законодательством сроки". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса В.Косарев, Т.Кенжин, Ж.Ахметбеков, Б.Сорокин, Г.Баймаханова, А.Конуров.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: Правоохранительные органы – День памяти – инициатива
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Бахытжан Ертаев: "Поводом нашего депутатского запроса послужило обращение в мой адрес Республиканского общественного объединения "Международная полицейская ассоциация" в лице президента этой организации Нургалиева М. с инициативой о проведении ежегодно Дня Памяти по погибшим при исполнении служебного и воинского долга сотрудникам правоохранительных органов. В борьбе с преступностью гибнут лучшие сыны Отечества, их дети остаются сиротами, а жены – вдовами. За годы независимости суверенного Казахстана в процессе осуществления деятельности по охране общественной безопасности и правопорядка при исполнении служебного и воинского долга погибли более 710 сотрудников внутренних дел республики. К сожалению, все еще не везде и не всегда остается в полной мере осмысленным значение подвига, совершенного солдатами правопорядка и воздается должное памяти погибшим во имя спасения жизни мирных людей, обеспечения законности и общественной безопасности. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях распространенности экстремизма и терроризма, сохранение стабильности в стране и обеспечение безопасности наших граждан зачастую дается чрезвычайно высокой ценой. Всем нам памятно трагическое событие, когда в городе Таразе при пресечении террористических действий религиозного экстремиста, при исполнении служебного долга погибли сотрудники полиции и Комитета Национальной безопасности. Все они Указом Президента Республики Казахстан посмертно награждены государственными наградами, капитану Г.Байтасову присвоено высокое звание "Халық қаһарманы". В этом году был проведен международный автопробег имени "Халық қаһарманы" Газиза Байтасова, где в рамках данной акции прошли торжественные церемониалы возложения цветов и венков к памятникам защитников Отечества, встречи с участниками войны и ветеранами органов внутренних дел, а также был снят документальный фильм о буднях казахстанской полиции. Памятные даты установлены во многих странах, в их числе, Австралия, США, Канада, Израиль, Россия и Украина, где на протяжении многих лет на государственном уровне проводятся памятные мероприятия, посвященные погибшим защитникам правопорядка, что в значительной степени способствует консолидации общества. С учетом изложенного, просим Вас, уважаемый Серик Ныгметович, рассмотреть инициативу казахстанской секции Международной полицейской ассоциации об учреждении Дня Памяти сотрудников государственных органов, правоохранительной системы и специальных служб, погибших при исполнении служебного и воинского долга. Такое увековечение памяти мужественных защитников нашей Родины имеет огромное значение в повышении имиджа органов правоохранительной системы в обществе, а также в деле патриотического воспитания молодых сотрудников и, несомненно, сыграет положительную роль в передаче эстафеты подвига старшего поколения к младшему". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса К. Сулейменов, Е. Шпанов, Б. Смагул, А. Тасбулатов.
----
Депутатский запрос Минздраву: Казахстан – стоматология сегодня
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру здравоохранения РК Каирбековой С.З. обратился депутат Парламента Виктор Киянский: "Одна из сфер, где мелкий и средний бизнес нашел свою нишу – стоматология и ортопедическая стоматология. В любом областном центре, а также в южной и северной столицах стоматологические центры и клиники растут как на дрожжах. Несмотря на это спрос опережает предложение, а отсюда и заоблачные цены, которые сегодня назначаются за удаление или лечение зуба. Труд стоматолога вознаграждается сегодня лучше, чем труд шахтера или металлурга. Однако, вместе с ростом объема услуг, к сожалению, растет количество жалоб на осложнения после лечения зубов, на дефекты в протезах, заражение гепатитом, отторжение имплантантов и многое другое, что, наверное, испытал каждый, кто хоть раз посетил стоматологическую клинику. Пациенты обращают внимание на простые вопросы: Кто нас лечит? В каких условиях работают врачи? Какого качества применяются материалы? Кто контролирует все это и кого наказали за некачественную работу? Жалобы больных в адрес стоматологов и ортопедов, которыми пестрит интернет, приобретают статус социального явления. Недооценка этих аспектов служит причиной возникновения ежедневно многочисленных конфликтов. Низкое качество этих услуг приводит к тому, что многие граждане в нашей республике уже используют стоматологический туризм для установления имплантантов за рубежом. Парадоксально, но часто это дешевле, надежнее и безболезненнее, чем в родных пенатах. С другой стороны, из-за высокой стоимости услуг большое количество граждан с низким доходом не имеют доступа к стоматологическим услугам. Такое положение, возможно, связано и с тем, что у нас в Казахстане, в отличие от других стран, отсутствуют стандарты услуги, где есть четкие карты процесса лечения и их документирования. Поэтому зачастую пациенты узнают о дефектах лечения после осложнений и лечения у других врачей, которые, например, сообщают о не до конца удаленных корнях или оставленных частях инструментов и дефектных имплантантах. В связи с этим просим прояснить следующие вопросы: 1. Как Ваше ведомство решает проблему доступности стоматологических услуг для социально не защищенных категорий граждан и для граждан с низкими доходами? 2. Кто осуществляет мониторинг за работой стоматологических клиник, их соответствия установленным требованиям и каковы его результаты, например, за 2011 год? 3. Когда в Казахстане будет разработан и внедрен стандарт "Стоматологические услуги"? 4. Есть ли в республике стоматологические центры с внедренными системами менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001, где осуществляется независимый аудит третьей стороны?". Под этим запросом подписались также депутаты Ш. Утемисов и С. Уразов. |