Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажиилса Парламента РК, 19 ноября
Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко состоялся Правительственный час. Тема: "О состоянии правопорядка и основных направлениях деятельности органов внутренних дел". С докладом выступил и ответил на депутатские вопросы министр внутренних дел Калмухамбет Касымов (тезисы): Сегодняшний уровень работы полиции пока не устраивает наших граждан и не может устраивать нас самих, полицейских. ● Учет и регистрация преступлений. С прошлого года совместно с Генеральной прокуратурой по установке Главы государства проводим жесткий курс на полную и объективную регистрацию всех сигналов о преступлениях. И, тем самым наводим порядок на самом главном уровне отношений населения и полиции – на уровне учета и регистрации заявлений о преступлениях. Ломаем сложившуюся с советских времен практику укрывательства преступлений, когда любой ценно надо было показать в отчете снижение преступности и высокий процент раскрываемости. Принимаем к виновным самые строгие меры, вплоть до уголовной (санкция новой статьи – до 10 лет лишения свободы). По фактам укрытия преступлений наказаны около 2 тыс. сотрудников, из них 270 руководителей. В отношении сотрудников возбуждено 25 уголовных дел. В результате на 75% сократилось число укрытых преступлений. До конца года доведем эту работу до логического завершения. Надеюсь, мы добились реальной статистики. Теперь будем работать со знанием реальной криминальной ситуации в регионах. ● Сегодня везде внедрена система электронной регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, сведения о каждом из них в режиме "on-line" передаются в органы прокуратуры, где граждане через "Call-центр" и SMS-сервис могут отслеживать рассмотрение своих заявлений. По каждому принятому заявлению полицией выдается талон-уведомление. Все это сделало прозрачной процедуру приема и регистрации сигналов о преступлениях, повысило оперативность их рассмотрения. Сегодня почти 70% обращений граждан разрешается в 3-х дневный срок. ● Криминогенная ситуация. Безусловно, политика полной регистрации преступлений не могла не сказаться на уголовной статистике. По данным Комитета правовой статистики преступность по линии МВД возросла на 50% и достигла 226,5 тысяч. Но это статистика! Реальная же криминогенная ситуация в стране не ухудшилась. Мы просто подняли "из тени" более 75 тыс. преступлений, которые ранее укрывались. В основном это кражи, хулиганства, другие мелкие преступления, которые легко подвергались различным манипуляциям при регистрации. Не случайно, основную долю преступлений составляют кражи – почти 70% (147,5 тыс.), их количество возросло на 59%. При этом каждая четвертая кража и каждый второй грабеж связаны с хищениями сотовых телефонов. При этом, тяжкие преступления "идут на спад", которые труднее укрыть. Так, количество особо тяжких преступлений сократилось на 18% (до 2379), в т.ч. убийств – 10% (до 1069), причинений тяжкого вреда здоровью (3%), а также разбоев (4%, до 1382). ● В процесс расследования внедряется упрощенная форма досудебного производства (при которой расследование проводится в 10-дневный срок). По упрощенной форме в суд направлено более 13 тыс. (+8,1%) уголовных дел, из них 445 – по тяжким преступлениям. ● Заметно ускорить процесс расследования позволили и внесенные в УПК в декабре прошлого года поправки, которыми заключения специалиста-криминалиста МВД отнесены к разряду доказательств. Теперь они признаются судами. В дальнейшем мы намерены поднять уровень экспертной службы МВД. Уже в ближайшее время приступим к развитию геномной, одорологической и других современных видов экспертиз. ● Организованная преступность. ● По фактам бандитизма, создания и руководства организованной преступной группой возбуждено 36 уголовных дел (2 и 34 соответственно). К уголовной ответственности привлечены почти 50 лидеров и 230 участников ОПГ, у которых изъято большое количество оружия и наркотиков (4 автомата, 51 пистолет, 69 обрезов, 23 гранаты, свыше 2,3 тонн наркотиков, в т.ч. 4,9 кг героина). Пресечена преступная деятельность 6 "воров в законе" (1 осужден и 5 выдворены за пределы страны). Все это несколько оздоровило криминальную ситуацию в ряде регионов страны. ● Экстремизм, терроризм. По преступлениям экстремистского характера возбуждено 23 уголовных дела. Пресечена деятельность 7 террористических групп в Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областях, 18 участников которых арестованы и привлечены к уголовной ответственности (у них изъято оружие, боеприпасы, взрывные устройства). Работа на этом важном направлении проводится в тесном взаимодействии с органами национальной безопасности. Как вы знаете, с прошлого года ужесточена ответственность за руководство ОПГ и вовлечение в них несовершеннолетних. Впервые введена уголовная ответственность за финансирование и участие в их деятельности госслужащих. Теперь осужденные члены ОПГ не подлежат условно-досрочному освобождению. ● Наркобизнес. В этой сфере, как известно, у нас две проблемы: Первое – транзит афганского героина. Второе – наличие собственной сырьевой базы в Шуской долине Жамбылской области. ● Реализуется уже вторая Отраслевая программа на 2012–2016 годы (пост. Правительства от 12 апреля 2012 года №451). Основной ее целью, как и первой, является защита наших южных границ от наркотрафика и ее бюджет (5 лет – 6,2 млрд. тенге) рассчитан в основном на укрепление Погранслужбы (4,1 млрд.) и таможенных органов (804,7 млн.) (МВД – 182,2 млн. тенге). ● Полиция ведет борьбу с наркобизнесом внутри страны. Выявлено около 3 тыс. (-15%) наркопреступлений, в т.ч. 1,9 тыс. (-8%) фактов сбыта. Из незаконного оборота изъято 23 тонны наркотиков (+3%), в т.ч. 101,7 кг героина (+9%). ● Основные усилия сосредоточены на изобличении крупных наркодельцов и наркогрупп. Проведено 16 спецопераций, так называемых "контролируемых поставок", в т.ч. с подразделениями МВД Кыргызстана (2). Обезврежено 9 ОПГ, совершивших 60 наркопреступлений. Изъято почти 800 кг наркотиков, в т.ч. более 32 кг героина. ● Ежегодно с июня по октябрь проводим масштабную операцию "Көкнар" для пресечения распространения наркотиков из Шуской долины. ● Общественный порядок и безопасность. К охране общественного порядка привлекаются многие полицейские службы, а также подразделения оперативного назначения Внутренних войск. В целом они составляют комплексные силы правопорядка, которые круглосуточно несут службу на улицах и в других общественных местах городов и населенных пунктов. Для нас здесь важно организовать должным образом совместную работу всех дежурных нарядов, наладить единое управление и координацию их повседневной службы, своевременно маневрировать ими в зависимости от оперативной обстановки в городе, населенном пункте. Для этого у нас в каждом областном центре имеется Центр оперативного управления. Намерены создавать их и в других городах. ● Развиваем такие формы несения службы как передвижные пункты полиции (78) и стационарные посты (160). Внедряются системы видеоконтроля на улицах и общественных местах. Численность установок видеонаблюдения составляет более 2200, из них 513 функционируют в столице. Продолжается работа по установке камер видеонаблюдения в жилых микрорайонах ("Безопасный двор") и местах массового скопления граждан. С их помощью выявлены и пресечены свыше 313 тыс. правонарушений, раскрыты более 1 тыс. преступлений. ● Профилактика. При поддержке депутатского корпуса за последние годы создана солидная законодательная база профилактики. Это Законы "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" (июль 2004г.), "Об участии граждан в охране общественного порядка" (июль 2004г.). Почти три года действует Закон "О профилактике бытового насилия" (декабрь 2009г.), более 2-х лет наш базовый Закон "О профилактике правонарушений" (апрель 2010г.). Реализуется Программа профилактики правонарушений на 2011–2013 годы (утверждена пост. Правительства в декабре 2010г. №1390). С прошлого года действует Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, возглавляемая лично Премьер-Министром (создана постановлением Правительства от 14.12.2010г. №1345). Комиссия сегодня стала официальной площадкой для разговора не только с руководителями центральных госорганов, но и с акимами регионов. ● Сейчас в стране насчитывается более 4,5 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, объединяющих почти 32 тыс. чел. ("Сакшы", "Сарбазы" и др.). С их участием раскрыто около 2 тыс. преступлений, задержаны свыше 22 тыс. правонарушителей. Работа общественных формирований материально стимулируется местными исполнительными органами (в т.г. для поощрения граждан выделено более 50 млн. тенге). И все же, несмотря на принимаемые меры мы еще не сумели создать эффективную систему предупреждения преступлений, не сумели во всех регионах внедрить оптимальные модели профилактики правонарушений ● Участковый инспектор полиции – это главная фигура в профилактике. Участковыми много делается. С их участием раскрываются сотни преступлений, пресекается множество адм. правонарушений. Но потенциал этой службы реализуется еще не в полной мере. Недостаточна эффективна их профилактическая работа с ранее судимыми, безрезультатна предупредительная работа в неблагополучных семьях, поэтому распространены пьянство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность. Сегодня участковыми ведется профилактическая работа более чем с 18 тыс. лиц, склонными к совершению правонарушений. Участковых сегодня не хватает. Для доведения до норм положенности дополнительно требуется ввести по стране 733 ед. участковых инспекторов, и 2 830 ед. – их помощников, а также открыть еще 385 участковых пунктов полиции (городах – 100, селах – 285). По стране имеется 2,7 тыс. участковых пунктов полиции (в городах – 633, селах – 2173), из них более 1,5 тыс. нуждаются в ремонте. В более половине из них не созданы условия для работы с общественностью и населением. Пока еще не можем обеспечить доступ участковых ко всем имеющимся информационным базам. Для этого необходимо компьютеризировать каждый участковый пункт полиции (пока к ИБД подключено всего лишь 13% УПП). ● Подростковая преступность. В профилактике подростковой преступности оправдал себя институт "школьных" инспекторов. При поддержке акимов сегодня их численность доведена до 1753 сотрудников. Планируется их введение в каждой городской (1603) и крупной сельской школе (1372). Для этого необходимо дополнительно ввести еще 1254 штатных единиц. ● Дорожная безопасность. Обстановка на дорогах остается сложной. Зарегистрировано свыше 11 тыс. (+15%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 2,4 тыс. (+7,4%) и травмированы 13,7 тыс. (+24,8%) граждан. На дорогах выявлено 1,6 млн. правонарушений, задержано 39 тыс. лиц, управлявших автотранспортом в нетрезвом состоянии. Судами лишены права управления 31 тыс. водителей, административному аресту подвергнуты более 4,5 тыс. правонарушителей. ● Со следующего года госуслуги по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений будут оказываться через Центры обслуживания населения. Первые такие специализированные ЦОНы откроются в Караганде, Алматы, Актау и в столице. ● Разработан проект Закона "О дорожном движении", который находится уже на рассмотрении в Правительстве (сроки внесения в Мажилис – декабрь т.г.). ● Реализуется Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2012-2014 годы (пост. Правительства от 1 июня 2012 года №730). Предполагается введение новых образцов водительских удостоверений. Это позволит упорядочить эксплуатацию скутеров, мокиков (подкатегория – А1), трициклов (подкатегория – В1) и другого минитранспорта. Будут введены новые гос.номерные знаки для транспортных средств. ● Миграционный контроль. В этом году Казахстан посетили около 960 тыс. (-19,4%) иностранцев (в т.ч. 823 тыс. из стран СНГ). За нарушения миграционного законодательства к адм.ответственности привлечено 80,7 тыс. (-37,1%) иностранцев, из них почти 2,5 тыс. (-84%) выдворены из страны. По фактам организации незаконной миграции возбуждено 23 уголовных дела. Выявлено – более 1,5 тыс. фактов незаконного привлечения иностранной рабочей силы. ● Разработан законопроект, предусматривающий введение так называемого "трудового патента" (по опыту России) для мигрантов, работающих у физических лиц. • Как известно в МВД возвращена функция документирования и регистрации населения. Становление службы практически завершили, тесно работаем с ЦОНами. Недавно, уважаемые депутаты, некоторые из вас знакомились с работой РГП ИПЦ. Здесь у нас есть проблема. Сейчас документы изготавливаются только РГП ИПЦ в г.г.Астане и его филиалом в г.Алматы. На доставку готовых документов в Западный и Южный регионы страны затрачивается продолжительное время, население обслужить своевременно не можем. Поэтому целесообразно создание 2-х дополнительных филиалов РГП "ИПЦ" в Актобе и Шымкенте (Цена вопроса 1,9 млрд. тенге). ● Внеочередная аттестация. ● Проводимая по Указу Главы государства (от 8 апреля 2012г. №292) внеочередная аттестация личного состава практически завершена. Прошли аттестацию более 73 тыс. сотрудников. Почти 2 тыс. сотрудников отказались от прохождения аттестации и уволились из органов внутренних дел. По результатам аттестации 10,7 тыс. (14,6%) сотрудников – признаны несоответствующими занимаемым должностям. В том числе: – 3,9 тыс. (5,4%) рекомендованы к увольнению; – 2,7 тыс. (3,8%) рекомендованы к понижению в должности. ● Кадры, дисциплина, коррупция. В работе с кадрами накопилось множество недостатков и упущений, причем системного характера. Пожалуй, это самая трудная задача, которую нам непросто решить. ● Пока еще не снижается отток кадров. В этом году на службу приняты 5,8 тыс. человек, уволены почти 9,4 тыс. ● Профессиональное ядро основных служб размыто. В криминальной полиции, следствии и среди участковых более 60% сотрудников имеют стаж работы в службе до 5 лет. ● Мы понимаем, одного профессионализма недостаточно. Главное надо добиться, чтобы в полиции работали только порядочные, честные люди. Сотрудниками совершено 234 коррупционных преступления, в т.ч. 86 фактов взяточничества, 29 уже осуждены. Считаю, что полиция сегодня совершенно справедливо подвергается жесткой критике. Из каждого случая делаем соответствующие выводы, контролируем, воспитываем личный состав. ● После терактов и вооруженных столкновений с преступниками, имевших место в Актюбинской, Атырауской Алматинской, Жамбылской областях мы по другому взглянули на проблему служебной и боевой подготовки личного состава. Сейчас перестраиваем ее коренным образом, изменили подходы в целом к системе профессиональной подготовки полицейских. ● Внутренние войска. Опыт последних лет показывает, что подразделения Внутренних войск являются основной нашей силовой составляющей при реагировании на возникающие в стране кризисные ситуации. Поэтому усиливаем правоохранительный аспект в их деятельности, совместно с полицией они охраняют общественный порядок, участвуют в пресечении внутренних вооруженных конфликтов и террористических актов. В следующем году предполагаем оптимизировать структуру Внутренних войск и привести систему их управления в соответствие с Военной доктриной государства: планируем перейти от бригадной структуры к региональной системе командования. Разработанный нами законопроект по этому вопросу находится сейчас здесь в Мажилисе у Вас на рассмотрении. ● Уголовно-исполнительная система с августа 2011 года находится в ведении МВД (после 10 летнего пребывания в органах юстиции). Проблем здесь накопилось действительно много. Так называемая "отрицаловка" подняла голову, не подчинялась администрациям колоний, дестабилизировала здесь обстановку. Сейчас постепенно наводим порядок, сформировали контролерскую службу, пересматриваем многие организационные вопросы. ● Реализуется Программа развития уголовно-исполнительной системы на 2012-2015 годы (пост. Правительства от 8 июня 2012 года №775). ● Она предусматривает постепенный переход с отрядного на покамерное содержание осужденных. Это очень затратное для государства мероприятие, в 2-3 года проблему не решить! ● Программа предусматривает также разработку Концепции Закона, который должен изменить ряд положений Уголовно-исполнительного кодекса, расширить сферу применения наказаний, альтернативных лишению свободы (в мае 2013г. будет внесен в МЮ). Это даст возможность сократить количество тюремного населения. ● В следующем году завершим становление службы пробации, которая займется профилактикой правонарушений среди ранее судимых; оказанием условно осужденным социально-правовой помощи; содействием в получении ими образования, профессии, в трудоустройстве и обеспечении правовой помощью. ● Для сведения отмечу – большая часть учреждений (44 колонии и 6 СИЗО) находятся в ветхом и аварийном состоянии, не отвечают элементарным санитарным и техническим требованиям, со сроком эксплуатации от 40 до 80 лет. О соответствии их требованиям международных стандартов говорить не приходится. Строительство колоний очень и очень затратное дело. Поэтому полагаем целесообразным приступить к апробации строительства колоний по принципу государственно-частного партнерства. Строительство колонии подобным образом мы уже прорабатываем с акиматом Карагандинской области. • И последнее. Надо признать, что действующее сегодня законодательство не обеспечивает должный уровень социальной защищенности сотрудников полиции, работающих в непростых условиях. Только в текущем году погибли 12 и ранены 69 сотрудников. Отсюда и высокая текучесть, и размывание профессионального ядра, и коррупция. Поэтому мы предусматривали вопросы социальной защиты в проекте новой редакции Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", который сейчас находится на рассмотрении в Правительстве. Это, прежде всего: – перевод сотрудников МВД на полное государственное пенсионное обеспечение без участия в накопительной системе; – обеспечение сотрудников полиции жильем; – выплата подъемных пособий при переезде сотрудника к другому месту службы; – оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно, пенсионерам – бесплатный проезд по территории Казахстана один раз в год; – получение ветеранами один раз в год компенсации за санаторно-курортное лечение. Однако, к сожалению, этот раздел законопроекта не был поддержан государственными органами при согласовании. ● В текущем году министерством разработаны и уже приняты два Закона. Это законы по вопросам уголовно-исполнительной системы и службы пробации. В стадии разработки еще 12 законопроектов (по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; противодействия торговли людьми и похищения детей; трудовой миграции; удостоверяющих личность документах, персональных данных; о Внутренних войсках; об обращении порнографических изданий). По всем из них со многими из вас тесно взаимодействуем. В этой связи хотел бы выразить большую признательность всем вам, депутатам Мажилиса, за поддержку наших законодательных инициатив, за совместную работу, как на стадии разработки, так и при рассмотрении законопроектов в Парламенте. *** После содоклада председателя Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе, ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев Шпанова Е.М., Дошаева Е.Н., Логутова Н.Н., Тойбаева А.А., Исимбаевой Г.И., Смайыла А.З., Базарбаева А.Е., Дуйсебаева Ж.К., Омурзакова Т.К. и др. заключительным словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко. По итогам Правчаса парламентарии с учетом депутатских замечаний и предложений приняли соответствующие Рекомендации.
-----
МАЖИЛИС-МВД: НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ ЧАСЕ ЗАСЛУШАН СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЕ
Обществу нужны не "красивые" цифры о снижении преступности или повышении процента раскрываемости, а объективная картина, которая могла бы объяснить суть происходящих в стране криминогенных процессов. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев на Правительственном часе на тему: "О состоянии правопорядка и основных направлениях деятельности органов внутренних дел (тезисы содоклада): Из доклада министра, результатов работы органов внутренних дел и представленных материалов видно, что МВД ведет большую работу по основным направлениям своей деятельности и устранению недостатков и упущений. Министерство, как известно, представляет наиболее крупный и многоотраслевой правоохранительный орган, деятельность которого затрагивает многие сферы жизни общества. Поэтому и проблем, и критических замечаний по деятельности органов внутренних дел высказывается немало. В частности, особую озабоченность вызывает рост преступности и обострение криминогенной обстановки в стране. Подтверждением этому являются цифры, озвученные сегодня министром. Безусловно, на рост преступности влияют социально-экономические и другие факторы. Кроме того, одной из причин "роста" стало внедрение Единой системы регистрации всех типов заявлений и сообщений. Если ранее некоторые виды преступлений часто укрывались в погоне за показателями раскрываемости, то с введением новой системы регистрации полицейские в этом не заинтересованы, тем более значительно ужесточены наказания за укрытия преступлений. Надо всегда помнить, что за каждым заявлением стоят человеческие судьбы. Гражданин, обратившийся в полицию, должен быть уверен, что его права будут защищены должным образом. Обществу нужны не "красивые" цифры о снижении преступности или повышении процента раскрываемости, а объективная картина, которая могла бы объяснить суть происходящих в стране криминогенных процессов. Поэтому до населения следует довести полную информацию о существовании системы электронной регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в режиме "on-line". В этой связи, Министерству необходимо продолжать совершенствовать работу по обеспечению объективности регистрации и учета каждого заявления, сообщения граждан о преступлениях. *** Все мы знаем, что борьба с преступностью, в том числе и среди несовершеннолетних, не может обойтись без профилактической работы. В Казахстане по сравнению с другими странами СНГ по данному вопросу создана достаточно солидная правовая база. Действуют Законы "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка" (2004 г.), "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" (2004 г.), "О профилактике бытового насилия" (2009 г.), "О профилактике правонарушений" (2010 г.). Однако статистика неумолимо свидетельствует об увеличении обращений граждан и росте преступлений. Это говорит о том, что правоохранительные органы пока еще проигрывают в вопросе профилактики правонарушений. В этой работе задействован еще не весь потенциал правоохранительных органов, местных исполнительных органов, хозяйствующих субъектов, организаций и общественных объединений. Недостаточна еще опора на население, в особенности на молодежь. От уровня и состояния профилактики правонарушений среди подростков, во многом будет зависеть в последующем и уровень криминализации в обществе. Поэтому институт "школьных инспекторов" следует дальше развивать и совершенствовать. Необходимо совместно с другими заинтересованными госорганами дальше развивать сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и совершивших уголовно наказуемые деяния. Необходимо укреплять институт "участкового инспектора полиции". Сейчас это наиболее приближенный к населению сотрудник полиции, а в сельских регионах иногда единственный представитель власти. Необходимо расширить категорию подучетных лиц и усилить ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Для этого следует внести соответствующие поправки в законы "О профилактике бытового насилия" и "О профилактике правонарушений". Основной акцент следует сделать на последовательной модернизации правовой основы профилактики правонарушений, совершенствовать правовые инструменты. *** Ужесточение наказания за совершение преступлений, связанных с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом и наркобизнесом, принесли свои плоды. Вместе с тем, Министерству следует изучить новые подходы по борьбе с этими видами преступлений, в том числе и с учетом последних интеграционных процессов. На криминогенную ситуацию, безусловно, влияет и так называемая "уличная преступность". В направлении охраны общественного порядка органами внутренних дел проводится большая работа. Полагаем, необходимо и в дальнейшем продолжать работу по внедению систем видеоконтроля на улицах и общественных местах. Министерству совместно с местными исполнительными органами следует решить вопрос об установке камер видеонаблюдения в жилых районах и местах массового скопления граждан. *** Важной задачей органов внутренних дел является антитеррористическая деятельность. Последние годы стали серьезным испытанием для всех правоохранительных органов страны в деле борьбы с терроризмом. Правоохранительные органы впервые на практике столкнулись с целой серией организованных террористических актов в крупных городах нашей страны. Самоотверженные действия сотрудников полиции, ценою своей жизни остановивших террористов, никогда не будут забыты. Однако, наличие жертв, как из числа сотрудников полиции, так и населения, свидетельствует о проблемах в служебно-боевой подготовке полицейских к действиям в условиях кризисных ситуаций. Поэтому Министерству необходимо принимать все меры для повышения боеготовности, организации обучения личного состава, внедрения современных специальных средств нелетального действия. *** Участившиеся чрезвычайные происшествия в исправительных учреждениях свидетельствуют о проблемах в обеспечении правопорядка и поддержании режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Необходимо отметить, что Казахстан принял международные обязательства против пыток и других жестоких видов обращения и наказания. Одним из обязательств является создание национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается Мажилисом. Данный механизм будет заключаться в системе регулярных посещений исправительных учреждений Уполномоченным по правам человека, общественными наблюдательными комиссиями и общественными объединениями. Кроме того, в рамках находящегося в Мажилисе законопроекта "О Внутренних войсках" принципиально изменяется организационная структура Внутренних войск. Принятие законопроектов позволит улучшить ситуацию в этой сфере. В свою очередь Министерству внутренних дел необходимо совершенствовать работу по обеспечению прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных в уголовно-исполнительной системе. *** Улучшение экономического благосостояния граждан привело к росту автотранспорта в стране. Негативной стороной данного явления стало увеличение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием общественного транспорта. Вызывает обеспокоенность большое количество пострадавших. Только за 10 месяцев текущего года на дорогах страны зарегистрировано свыше 11 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Погибли более 2 тысяч и ранены свыше 13 тысяч человек. Принятые меры в части обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе посредством ужесточения законодательства за нарушение правил дорожного движения и установления устройств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения дали свой положительный результат. Однако, для решения этой проблемы необходимо изучить международный опыт, усилить профилактику дорожно-транспортных происшествий, активизировать работу по пропаганде безопасности дорожного движения, внедрять современные интеллектуальные средства надзора за дорожным движением, проанализировать вопросы организации дорожного движения, в том числе путем совершенства транспортной инфраструктуры. Полагаю, что ожидаемый законопроект о дорожном движении поможет решить наболевшие вопросы в этой сфере. *** Очень актуальна проблема документирования населения, поскольку обеспечение населения документами, позволяет человеку идентифицировать свою личность при реализации конституционных прав и обязанностей. Полагаем, что одобренный Мажилисом и направленный на рассмотрение в Сенат законопроект "О документах, удостоверяющих личность", а также законопроект "О персональных данных" позволят решить некоторые проблемы в сфере документирования и создадут дополнительные правовые основы для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. В этой связи, мы полностью поддерживаем инициативу МВД по открытию двух филиалов центра документирования в Шымкенте и Актюбинске. Также очень правильно, что мы переходим на специализированные ЦОНы по регистрации автотранспорта, выдаче государственных номеров, водительских удостоверений. Это социально важные вопросы, которые, я полагаю, найдут поддержку у населения страны. *** Министр в своем докладе затронул вопросы миграционного контроля, являющиеся важными для любого государства, поскольку касаются государственной безопасности. Неутешительные цифры совершенных иностранцами преступлений на территории нашей страны свидетельствует о недоработках в сфере миграционного контроля. Данную проблему, также следует рассматривать и с учетом интеграционных процессов, в которые вовлечен Казахстан. Полагаю, недавно поступивший в Мажилис проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции" позволит повысить эффективность миграционного контроля за пребыванием иностранцев в стране. *** Одной из важной составляющей деятельности каждого государственного органа, в том числе и правоохранительного, является его кадровый состав. В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, Президент установил комплекс задач, в том числе и по модернизации правоохранительной системы. Решение поставленной задачи также включало проведение переаттестации всего личного состава правоохранительных органов. Проведенная переаттестация позволила Министерству очистить свои ряды от недобросовестных и некомпетентных сотрудников. Теперь Министерство сможет сосредоточить свои усилия на вопросах повышения профессионального уровня и психологической устойчивости полицейских, улучшения их физической и огневой подготовки. Как отмечалось в Послании, следующим этапом модернизации будет рассмотрение вопросов увеличения денежного довольствия и расширения соцпакета поддержки в отношении работников правоохранительной системы, а также их технического оснащения. Полагаю, что вопросы улучшения социального положения сотрудников полиции будут решены законопроектом "Об органах внутренних дел", который в скором времени мы ожидаем. *** Отдельно хотелось бы остановиться на законопроектной деятельности Министерства. Законопроекты, разрабатываемые МВД, затрагивают вопросы общественного порядка и безопасности. Особую обеспокоенность вызывает проблема слабой подготовки законопроектов, вносимых на рассмотрение в Парламент. По этой причине, отдельные законопроекты были кардинально переработаны на стадии рассмотрения в Мажилисе. Для примера достаточно назвать законопроекты "О профилактике бытового насилия", "О профилактике правонарушений", "О персональных данных". Одной из причин неудовлетворительного качества законопроектов является не всегда согласованная позиция Министерства с другими государственными органами, а также структурных подразделений самого Министерства. Полагаем, что Министерству внутренних дел, следует укрепить юридическую службу отдельным подразделением, которое будет заниматься только законопроектной деятельностью. *** Как известно, в Республике Казахстан предстоит глобальная перестройка уголовного судопроизводства. В рамках разработки проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов прорабатывается новая модель уголовного судопроизводства, прежде всего досудебного производства. Предусматривается упрощение уголовного процесса, упразднение доследственной проверки, изменения процессуальных функций не только следователей, дознавателей и оперативников, но также прокуроров и судей. Надеемся, что предстоящие новеллы позволят органам внутренних дел улучшить деятельность в осуществлении предварительного следствия и дознания. В заключение хотелось бы отметить, что от слаженной и качественной работы органов внутренних дел зависит общественный порядок и безопасность нашего государства. |