Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 12 декабря
Сегодня в Мажилисе в рамках Комитета по социально-культурному развитию состоялась презентация депутатского законопроекта "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". На заседании председательствовал руководитель рабочей группы – депутат Мажилиса Алдан Смайыл. Авторами проекта закона являются Гульнар Сейтмаганбетова, Светлана Бычкова, Гульмира Исимбаева и Алдан Смайыл. Согласно пояснению авторов, законопроект разработан, исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав ребенка, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Республикой Казахстан Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г). Законопроект призван способствовать соблюдению государством обязанности обеспечивать разработку "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию", а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, а именно – "свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода" (ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка). Задачей законопроекта является введение законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное и правонарушающее поведение. Предлагаемый парламентариями законопроект позволит реализовать в национальном законодательстве установленные Законом Республики Казахстан "О правах ребенка" гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (пункт 1 статьи 36, пункт 1 статьи 39 указанного Закона). Принятие предлагаемого законопроекта ориентировано также на выполнение ряда соглашений в информационной сфере между государствами-участниками СНГ, до настоящего времени не нашедших достаточно последовательной и полной реализации в национальном законодательстве, в том числе, Решения государств-участников СНГ "О защите детства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств" (30 ноября 2000 г.), содержащего положение "о регулировании деятельности электронных и печатных средств массовой информации в целях защиты физического, психического и нравственного здоровья детей от их разрушительного влияния" и Программы государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, предусматривавшей разработку комплекса мероприятий по обеспечению скоординированного противодействия изготовлению и распространению материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости в средствах массовой информации, на рынке кино- и видеопродукции и информационной сети Интернет. Актуальность принятия Закона обусловлена неотложной потребностью в создании эффективных механизмов обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства путем защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, полноценному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию. Необходимость разработки и принятия данного закона объясняется особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в совершение преступлений, иных антиобщественных и противоправных деяний. Сложившемуся положению способствуют существенные пробелы в законодательном регулировании правовых гарантий обеспечения защиты нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. Как отмечают авторы законопроекта, в Республике Казахстан в отличие от многих стран мира отсутствует комплексный закон, регламентирующий отношения в этой области. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры, зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные требования к содержанию печатной и аудиовидеопродукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей. В сфере обеспечения информационной безопасности детей законодательство Республики Казахстан значительно отстает от ведущих стран мира (США, Канады, Германии, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Франции, Италии, Японии и др.). В законодательстве этих стран предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, осуществляется возрастная классификация такой продукции; установлены временные рамки трансляции передач, предназначенных для детей, созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред, действуют меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних, вплоть до уголовной. По указанному пути развивается законодательства стран СНГ и Балтии. Так, специальный закон "О защите несовершеннолетних от вредного влияния" (2001 г.) действует в Грузии и регулирует защиту несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукции. Закон Литовской Республики "О защите несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации" (2002 г.) определяет меры защиты детей от общественной информации, оказывающей отрицательное воздействие на физическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, Закон Украины "О защите общественной морали" (2003 г.) содержит специальные меры по защите несовершеннолетних от негативного влияния продукции сексуального или эротического характера. Авторы законопроекта отмечают, что предлагаемый к рассмотрению проект Закона учитывает закрепленный Конституцией Республикой Казахстан принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39). В то же время его положения не ограничивают доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей. В нем установлены необходимые ограничения на распространение соответствующей продукции в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, а также обязанности изготовителей и распространителей принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних на добровольной основе, в порядке саморегулирования. В данном законопроекте закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации при ее публичном обороте. При разработке настоящего законопроекта учитывались современные международные стандарты и передовой зарубежный опыт законодательного регулирования оборота информационной продукции, вредной для детей и молодежи, а также проект Модельного закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятый на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 33-15 от 3 декабря 2009 года). Замечания содержащиеся в заключении Правительства Республики Казахстан от 28.02.2012года № 20-52/3738 на проект Закона Республики Казахстан "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" приняты во внимание и устранены. * * * После состоявшегося обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение законопроекта в рамках рабочей группы с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. |