enbek.gov.kz, 12 декабря
Сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан состоялось расширенное заседание коллегии. Заседание Коллегии прошло в формате видеоконференцсвязи, в котором приняли участие руководящие кадры Министерства, Комитета по контролю и социальной защите, подведомственных организаций и территориальных органов, заместители акимов регионов, должностные лица управлений занятости местных исполнительных органов. О проводимой работе института социального партнерства по урегулированию и разрешению трудовых конфликтов Социальное партнерство является надежным инструментом реализации приоритетов социальной модернизации и совершенствовании управления трудовыми отношениями. В настоящее время разработан и принят Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов, включающий ряд приоритетных мер нормативно-правового, организационно-технического и информационного плана. В целях усиления предупреждения рисков возникновения социально-трудовых конфликтов предполагается совершенствование трудового законодательства. С целью повышения эффективности ведения социального диалога кардинальным образом будет пересмотрена работа республиканской, отраслевых и региональных комиссий, заинтересованных госорганов, внедрены новые подходы в технологии информационно-разъяснительной работы. В соответствии с задачами социальной модернизации будет усовершенствовано законодательство о профсоюзах с целью конкретизации прав и обязанностей профсоюзов, разграничения и регламентации по уровням их деятельности. Начиная с 2013 года, будут приняты всеобъемлющие меры по организации правового всеобуча основам трудового законодательства по повышению уровня правовой грамотности. Предусматривается ведение координации и мониторинга трудового всеобуча работников, издание справочной литературы, проведение тренингов для трудовых коллективов и семинаров для журналистов, трансляция учебных видеороликов на теле и радиоканалах. Будет продолжено формирование Национальной системы квалификаций, способной поддержать устойчивый баланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном аспекте, обеспечить взаимодействие сфер труда и образования в области классификации профессий и специальностей. Будет разработан План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года. В его рамках предполагается разработка профессиональных стандартов по всем видам экономической деятельности. О мерах по совершенствованию пенсионной системы Пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально-экономических проблем для всех стран независимо от их экономической стабильности и благополучия. В Казахстане реформа в пенсионной системе осуществлялась наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. В июне 1997 года был принят закон "О пенсионном обеспечении в РК", в соответствии с которым были заложены основы функционирования новой системы пенсионного обеспечения. Наряду с накопительной пенсионной системой была сохранена и действовавшая ранее солидарная пенсионная система со всеми обязательствами государства перед пенсионерами. С учетом растущих финансово-экономических возможностей страны, государство принимает меры по оптимизации системы государственного пенсионного обеспечения, повышения уровня солидарных пенсий. В условиях конкуренции активно действуют 11 накопительных пенсионных фондов (НПФ). В системе зарегистрировано порядка 8,4 млн. индивидуальных пенсионных счетов (из них количество счетов по добровольным и добровольным профессиональным пенсионным взносам составляет 42,1 тыс.). Объем пенсионных накоплений возрос от 23,5 млрд. тенге с 1998 года до 3 079 млрд. тенге на 1 ноября 2012 года, и достиг порядка 10% от внутреннего валового продукта страны. Солидарные пенсии в настоящее время получают 1,770 тыс. человек. С 1 января 2012 года размеры пенсий повышены на 9 % всем пенсионерам. С учетом базовой пенсионной выплаты (8 720 тенге) средний размер пенсий по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 38660 тенге. Для сохранения покупательной способности пенсионных выплат разработан проект постановления Правительства РК "О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2013 года", предусматривающий повышение размеров пенсионных выплат с 1 января 2013 года на 9%. (справочно:.минимальный размер пенсии будет увеличен с 17491 тенге до 19066 тенге, средний размер пенсий по прогнозу составит 32928 тенге, с учетом базовой пенсии (9330 тенге) – 42258 тенге). В настоящее время в Мажилисе Парламента РК находится проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения", предусматривающий внесение изменений в Закон РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" в части решений вопросов пенсионного обеспечения жителей г. Байконыр, погашения агентами (работодателями) задолженности по обязательным пенсионным взносам бывшим работникам, а также развития аннуитетного страхования. Ведется комплексная и масштабная работа по модернизации пенсионной системы Республики Казахстан с целью выработки дальнейшего курса развития пенсионной системы. О результатах оптимизации социальной помощи отдельным категориям граждан в пилотных регионах республики В соответствии с поручением Главы государства Министерством начата работа по совершенствованию системы оказания социальной помощи отдельным категориям граждан по решению местных представительных органов. Совершенствование системы оказания социальной помощи отдельным категориям граждан запланировано в три этапа до 2016 года. В целом по республике социальные выплаты за счет средств местного бюджета выплачивались более пятидесяти категориям и группам получателей. Количество категорий получателей, а в отдельных случаях и их состав разнились по регионам. Значительные различия в охвате оказанием социальной помощи из средств местного бюджета прослеживались между областями и в пределах одного региона. Также социальная помощь из средств местного бюджета предоставлялась в виде множественных социальных выплат. В целом по республике из средств местного бюджета выплачивалось более шестидесяти видов социальных выплат. В результате проведенной работы рабочей группой были выработаны рекомендации по оптимизации системы социальной помощи на местном уровне. Первое – упорядочение основных категорий получателей социальной помощи в соответствии с действующим законодательством. То есть, вместо 54 категорий сократить до 11 Второе – оптимальное сокращение и упорядочение видов социальной помощи. То есть, взамен 65 видов назначаемых социальных выплат рекомендовано ввести два вида социальных выплат: а) социальные выплаты к праздничным дням и памятным датам, а также отдельным категориям граждан для оплаты проезда на городском общественном транспорте (для г.г. Астаны и Алматы); б) социальная помощь при наступлении трудной жизненной ситуации. Для реализации указанных выше предложений с 2012 года во всех областях начата работа по приведению в соответствие правил оказания социальной помощи в части установления единого размера социальной помощи к праздничным дням и памятным датам для получателей, относящихся к одной и той же категории в пределах области. В целом для внедрения нового механизма оптимизации предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан определены 4 пилотных региона – г. Астана, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Павлодарская области. В настоящее время Министерством разработан проект Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан. Итоги заседания коллегии подвел министр С.С. Абденов, который обозначил ключевые задачи ведомства на перспективу в свете Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" и программной статьи "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда". |