NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 19:04 ast
17:04 msk

Новые – это хорошо проверенные старые
Очень глубоко ошибается тот, кто думает, что президент слабо владеет ситуацией и не знает о царящих в элитах настроениях
14.12.2012 / политика и общество

Салим МУКАНОВ, camonitor.com, 14 декабря

Прошло не так уж много времени с момента последних кадровых подвижек на отечественном властном Олимпе. Понятно, что этот процесс еще будет иметь продолжение. Поэтому мы решили проанализировать складывающуюся политическую конфигурацию и внутриэлитные расклады.

Причуды политических эволюций
Последние перестановки, когда президент сменил главу своей администрации и премьер-министра, а затем взял паузу, создают впечатление, что, сказав "а", он еще не произнес "б". Более чем очевидно, что круг переназначений еще далек от своего завершения, и сориентироваться в том, как они будут продолжаться дальше, достаточно сложно.
Возьмем, например, фигуру Бакытжана Сагинтаева, который считается выдвиженцем Сарыбая Калмурзаева. Он работал министром экономики, а потом акимом Павлодарской области. Поэтому его назначение в "Нур Отан" было очень неожиданным. Хотя бы потому, что президент в последнее время активно выдвигал представителей "карагандинской" группы: Нурлан Нигматулин – спикер мажилиса, Серик Ахметов – премьер-министр, Рашид Тусупбеков – глава финпола. И вдруг из-под Н.Нигматулина выбивается административный ресурс, так как мажилис в его нынешнем статусе несравним с партией "Нур Отан". Хотя проговаривается, что Б.Сагинтаев должен усилить партийную работу в регионах. Однако не стоит забывать, что и Н.Нигматулин считается сильным "регионщиком", а потому для него было бы лучше "отдать" пост спикера мажилиса. К тому же "Нур Отан" – это прямой доступ к президенту, четко отработанная вертикаль управления, перманентный предвыборный штаб президента и, наконец, фабрика креативных идей, что немаловажно с политической точки зрения.
Достаточно вспомнить, что даже формирование последнего депутатского списка осуществлялось не в мажилисе, а в администрации президента. Даже при беглом анализе можно заметить, что в нем немало фигур, которые в свое время очень активно двигались в партии "Асар" и почти не имеют заслуг перед "Нур Отаном". Это Дарига Назарбаева, Гульнар Иксанова, Светлана Романовская и самая характерная персона – Ерген Дошаев. У последнего в "Нур Отане", мягко говоря, очень неоднозначная репутация. Связано это с тем, что в свое время, являясь членом политсовета и руководителем областного филиала "Нур Отана", он в одночасье перешел на аналогичную позицию в "Асар". То есть, пройдя жесткий "фейс-контроль" и другие соответствующие процедуры в самой главной партии страны, он, по сути, совершил акт политического штрейкбрехерства.
Нет сомнений, что в список он попал по прямому указанию предыдущего главы администрации президента. Хотя вполне уверенно можно утверждать, что в первоначальном варианте его не было. Однако после соответствующей "фильтрации" в АП это список стал сильно отличаться от варианта, предложенного Н.Нигматулиным, и в нем появились люди из ближнего круга Аслана Мусина. Можно даже сказать, что в нынешнем составе мажилиса существует фракция депутатов, лично преданных Аслану Еспулаевичу.
Природа такой эволюции вполне укладывается в существующие традиции. Сам А.Мусин был в связке с С.Калмурзаевым, а теперь в какой-то мере с Д.Назарбаевой. В эти годы происходило укрепление Нуртая Абыкаева, Тимура Кулибаева, Имангали Тасмагамбетова, Карима Масимова, и некоторые другие фигуры нашего истеблишмента стали чувствовать себя несколько задвинутыми в тень. Поэтому можно сказать, что на этой почве те же С.Калмурзаев, А.Джаксыбеков, А.Мусин и Д.Назарбаева составляли некую негласную коалицию "незаслуженно обойденных", которая всеми силами старалась "отвоевать" утраченные позиции.
Достаточно вспомнить события 2009 года, когда в жестком противостоянии сошлись КНБ и финпол. Тогда практически на ровном месте "съели" Амангельды Шабдарбаева. Кто наблюдал за этими событиями, не мог не заметить, что атака финпола на своих оппонентов сопровождалась синхронным "наездом" со стороны газеты "Республика". То есть аблязовские медиаресурсы действовали практически в связке с некоторыми силовыми ведомствами.
Аналогичная комбинация была разыграна ранее, в 2006 году, когда аблязовские структуры при поддержке тех или иных групп занимались "медиа­прессингом" Н.Абыкаева и одновременно "воевали" с Д.Назарбаевой. То есть так называемые оппозиционные СМИ у нас по сути во многом играют ту роль, какую в России играет сайт Кompromat.ru: слив всевозможного компромата и дискредитация под лозунгом необходимости демократических перемен. Поэтому природа некоторых "коалиций" такого рода очень проста. Некоторые "бывшие" получают доступ к административному ресурсу в обмен на медийную поддержку тех или иных кампаний против некоторых "нынешних".

Ответный удар
Сейчас в эпицентре таких "разборок" находятся А.Мусин и его люди. Его креатура, Бергей Рыскалиев, был уволен, а сам Аслан Еспулаевич вроде бы как демонстративно понижен в должности. Но при этом остается ощущение какой-то недосказанности, и создается впечатление недоведенности действий до логического завершения. И, наоборот, достаточно заметить, как своеобразно изменилась тональность пресс-релизов Счетного комитета, который возглавил экс-руководитель АП. Если раньше все отчеты о выявленных этой структурой финансовых нарушениях подавались в достаточно общей и несколько обезличенной форме, то теперь это делается исключительно от имени ее нынешнего руководителя: "Как сказал председатель Счетного комитета", "Как отметил в своем выступлении руководитель Счетного комитета" и так далее в том же духе.
И почти тут же начинается "наезд" на МЧС и его руководителя Владимира Божко. С одной стороны, в этом участвует Счетный комитет, а с другой – депутат С.Романовская, которую никто, понятно, не воспринимает как серьезную фигуру, неожиданно озаботилась коррупцией в МЧС. Поскольку Божко считается человеком Абыкаева, а шеф КНБ имел отношение к отставке Б.Рыскалиева и последующему понижению А.Мусина, то происходящее свидетельствует о начале ответных действий. Поэтому выбор госпожи Романовской (более известной под фамилией Савченко) для атаки на Божко выглядит как дешевый приемчик, типа два "ко" друг против друга.
При этом "зачистку" Атырауской области непосредственно проводили прокуратура и финпол. На этом фоне сайт guljan.org, который вряд ли кто-то заподозрит в неангажированности, начинает методично будировать жанаозенскую тематику. При этом госпожа Г.Ергалиева принимает участие в пресс-туре, организованном РД КМГ, и на ее же сайте начинается слив компромата. Причем как раз накануне годовщины событий. Все это больше смахивает на не очень умное подогревание страстей.
Обращает на себя внимание то, что в методичном сливе этим сайтом компромата на руководство РД КМГ (а до этого в "наездах" на Р.Тусупбекова и А.Даулбаева) фактаж во многом, мягко говоря, притянут за уши. Но если вспомнить, что на данный момент ведомство, возглавляемое господином Тусупбековым, как раз занимается в основном "зачисткой" "авгиевых конюшен" в Атырау, а А.Даулбаев занимает пост, на который много претендентов, то все становится намного проще для понимания.
К тому же нельзя забывать, что именно Генпрокуратура в свое время давала правовую оценку начинавшейся забастовке в Жанаозене, и на базе этих материалов забастовка была признана незаконной. Поэтому все эти "наезды" на Генпрокуратуру по ее позиции в жанаозенском конфликте больше смахивают на попытки переложить ответственность именно на нее.

Подоплека подковерных интриг
Поэтому немудрено, что так резко возрос градус всех этих информационных войн. Очень удивительно смотрится резко возросшая "активность" депутата Е.Дошаева, который начинает засвечиваться едва ли не по всем возможным поводам: выступает, комментирует, делает запросы. Но давайте немного вернемся назад и вспомним, чем он известен. В 1999 году на заседании Совета безопасности РК он был снят с занимаемой им тогда должности замакима Актюбинской области лично президентом. Однако благополучно пережил эту неприятность и вскоре всплыл на позиции руководителя аппарата мажилиса (этакий "смотрящий" от А.Мусина). В мажилисе нынешнего созыва он занимает пост первого заместителя руководителя фракции "Нур Отана", и на эту позицию его явно пролоббировал бывший руководитель АП. В условиях, когда Мусин оказался "задвинутым", активность Дошаева и других депутатов из рядов бывшего "Асара" еще раз свидетельствует о том, что Аслан Еспулаевич начал незамедлительную контратаку против своих оппонентов. Исходя из этого, можно почти не сомневаться, что конфликт в Атырау еще далек от своего окончательного разрешения. И хотя следствие идет явно с большим замахом, не факт, что дело будет доведено до суда.
Кроме того, по слухам, в январе ожидается большая рокировка в силовых структурах. Поговаривают о возможной смене председателя сената, Генерального прокурора, председателя Верховного суда, министра юстиции, руководителей финпола и МВД. Все эти перемещения перенесены на период после Нового года с целью сохранения видимости кадровой стабильности. Дескать, люди проработали в должностях достаточно долго, а теперь пришло время их поменять. Наблюдая все это, можно предположить, что рассматриваемые информационные "наезды" являются следствием жесткой подковерной борьбы за влияние.
Например, почти не секрет, что тот же Кайрат Мами не очень доволен постом спикера сената и хотел бы перебраться на работу по основной специальности. Естественно, в такой ситуации начинается борьба за пост спикера, для чего заранее начинается процесс дискредитации всех гипотетических конкурентов. Очень похожа ситуация и вокруг должностей председателя Верховного суда и Генерального прокурора. Говорят, что уже образовалась достаточно большая очередь из желающих их занять. К этому можно добавить, что давно известно, насколько натянуты отношения между главой МВД и заведующим профильным отделом АП.
Однозначно провисает вопрос об ответственных за идеологию. К.Масимов пришел на пост руководителя АП, и с самого начала было ясно, что он приведет и свою команду. Но при этом, поменяв руководителя аналитического центра и заведующего отделом экономики, он не смог утвердить своего человека, который у него всегда был на идеологии, на должность замруководителя администрации. В итоге пришлось создавать совершенно новую структуру, полномочия которой полностью дублируют обязанности замруководителя АП по идеологии. Это связано с тем, что по каким-то причинам К.Масимов не смог провести свою креатуру – Ержана Бабакумарова на место Баглана Майлыбаева. То ли из-за противодействия М.Кул-Мухаммеда, то ли по каким-то другим скрытым причинам, из-за которых Бабакумаров оказался "непроходным". Вполне естественно, что в такой ситуации за это место начинается "драчка".

Режиссер взял паузу
Эту мозаику можно продолжить. Например, еще более непонятной выглядит неожиданная активность Министерства информации и печати. Лихорадочная активность время от времени начинает сотрясать АП. Из-за этого сейчас ситуацию на властном Олимпе понять весьма сложно. Есть ощущение, что главный режиссер, расставив людей, теперь со стороны внимательно наблюдает за тем, кто и сколько в состоянии отвоевать себе полномочий. Понятно, что такая политика порождает очередной виток борьбы за власть, а точнее – за влияние на президента. К чему она приведет, пока непонятно.
Никак не может дойти до суда и явно провисает "хоргосское дело", в котором уже несколько раз менялись политические акценты. В разгаре следствие по коррупции в Агентстве по земельным ресурсам. Очень непонятная ситуация по делу судей Верховного Суда. Туманная ситуация вокруг бывшего акима Атырауской области Б.Рыскалиева. Не завершены некоторые судебные дела по Жанаозену. Складывается ситуация, когда в недрах общества возникает огромная цепочка конфликтных интересов. На это накладывается еще и то, что довольно давно не проводилась ротация областных акимов. Хотя она явно напрашивается.
Более чем очевидно, что многие проблемы в управленческом звене упираются в то, что так и не была до конца проведена административная реформа.
И это не может не отражаться на кадровых аспектах. Например, премьера поменяли, а руководитель его канцелярии остался. Хотя Ерлан Кошанов и при Масимове считался фигурой временной, несмотря на свой достаточно богатый послужной список. У нового премьера на эту позицию есть две кандидатуры – это один из его ближайших соратников Габит Матаев и Берик Абдыгалиев – известный политолог, эксперт, к тому же приобретший за последние годы необходимый управленческий опыт и также достаточно долго проработавший с С.Ахметовым. Но тут присутствуют кое-какие сложные моменты. Назначение Б.Абдыгалиева на пост главы канцелярии премьера сразу придаст деятельности этого органа некоторый политический характер. Назначение же Г.Матаева затруднено обстоятельствами чисто субъективного порядка. Дело в том, что его сестра является супругой Крымбека Кушербаева. Поэтому вполне понятно, что любая из этих комбинаций может несколько осложнить жизнь нового премьера. Выход пока нашли в том, что оставили прежнего руководителя канцелярии.
В продолжение темы о необходимости административной реформы можно вспомнить несколько фактов. Затихли разговоры о слиянии АРЕМа и АЗК, о необходимости реформирования "Самрук-Казыны", споры вокруг "КазАгро". Какие-то небольшие и непринципиальные подвижки и ротации происходят, но бросается в глаза, что это не более чем банальная калибровка сил. Четкой расстановки приоритетов и разграничений полномочий и определения зон ответственности президентом произведено не было. Можно сказать, что все эти вопросы находятся в определенной степени в компетенции нового главы АП. Но, видимо, К.Масимов, который пока не укрепился на новой позиции, предпочитает не создавать конфликтных ситуаций, которые решались бы на уровне АП. Но, с другой стороны, президент для того и держит свою администрацию, чтобы она на своем уровне "разруливала" все эти ситуации, не поднимая их выше. Можно почти не сомневаться, что у Масимова наверняка есть и организационные, и кадровые идеи, но почему-то пока все необходимые решения затягиваются.

В системе сдержек грядут перемены
Все более сильным раздражителем во внутриэлитных противостояниях становится КНБ и его руководитель Н.Абыкаев. Особенно это стало заметно на фоне реакции на новый закон о борьбе с терроризмом, подвергшийся неожиданной и ожесточенной критике. Хотя очевидно, что прежняя редакция закона безнадежно устарела и абсолютно не работала. Понятно, что все упирается в субъективный фактор, поскольку именно Н.Абыкаев сейчас остается основной фигурой в окружении президента Н.Назарбаева. Только этим можно объяснить плохо маскируемые попытки повесить на него и дело Челаха, и усиление полномочий КНБ в рамках борьбы с терроризмом, и некоторые другие моменты. Этим же объясняются и нападки на близкий круг Н.Абыкаева. Тем более что сейчас практически к любому более или менее ответственному управленцу можно предъявить массу претензий в плане служебных злоупотреблений, коррупции, тех или иных нарушений законодательства, чрезмерного усиления влияния. Поэтому любые "наезды" на кого-то – это не более чем банальная информационная атака, преследующая вполне прозаическую цель – "свалить" какого-то конкретного человека. И подобного рода "кампаний" становится все больше и больше. И многое будет зависеть от того, как далеко решатся зайти новые фигуры, те же С.Ахметов и Б.Сагинтаев в плане обозначения ареала своих полномочий.
В идеале, в его мягком варианте, когда люди, находящиеся на властном Олимпе, грамотно чувствуют пределы своих полномочий, могла бы сформироваться новая система сдержек и противовесов. После ухода В.Ни, С.Калмурзаева, падения Р.Алиева, перехода Б.Утемуратова из госструктур в бизнес эта система претерпела изменения. В самих властных структурах идет перманентный процесс притирок. Поэтому можно сказать, что новая система находится в стадии формирования. Допустим, тот же Масимов в правительстве и Масимов в администрации президента – не совсем одно и то же. И от того, как будут разделены полномочия, кто будет отвечать за кадровую политику, а кто – за идеологию, будет зависеть многое.
Немного о традиционных аспектах. Институт "серых кардиналов" останется без изменений. То есть те люди, которые не любят публичность, но оказывают влияние на ключевые решения, сохранят свои позиции. Список невелик: тот же Н.Абыкаев, который всегда имеет влияние на кадровые вопросы, руководитель Совета безопасности Марат Тажин, уровень влияния и авторитет которого фактически превышают властные полномочия этой структуры. В определенной степени сюда можно отнести Ахметжана Есимова. И хотя к его деятельности на посту акима Алматы у многих имеются претензии, тем не менее именно в политическом плане его работа может считаться наиболее эффективной. Связка Есимов – Сейдуманов в деле деполитизации "южной столицы" явно успешна. Во всяком случае, никаких острых конфликтов на социальной или политической почве за все время пребывания А.Есимова на посту градоначальника Алматы здесь не наблюдалось. Оппозиция, которая в свое время перманентно жаждала "крови" И.Тасмагамбетова, в отношении господина Есимова такой жесткости практически не проявляла. Следовательно, либо его боятся, либо он очень грамотно и, главное, без шума все эти вопросы умеет решать, упреждая потенциально конфликтные ситуации. А это очень важный критерий.

Элиты держат строй
Мы попросили высказать свое мнение по затрагиваемым в материале вопросам известного эксперта Данияра Ашимбаева:
– Проблема состоит в том, что у нас сложно сформулировать системные конфликты типа "Шымкент против Павлодара" или "младшие против старших" и уж тем более "правые против левых". Природа наших конфликтов прежде всего личност­ная. И эти личностные конфликты определяются исключительно расположением тех или иных фигур в системе управления государством. Есть фигуры, чье влияние не определяется занимаемой должностью, а есть те, кто, говоря образно, без должности даже "кушать не может".
С каждым годом напряжение в окружении президента Н.Назарбаева нарастает. При этом информация об открытом противостоянии до общества не доходит, а видны только локальные конфликты второго-третьего уровня. Это информационные войны, это межведомственные конфликты, какие-то отставки, шумные разборки, критика со стороны президента. Последняя, как правило, кем-то инспирируется. Но выяснения отношений формата "Абыкаев – Калмурзаев" или "Тасмагамбетов – Масимов" мы никогда не увидим. Не то чтобы их нет, но они решаются в своем кругу.
В последние годы на повестке дня стоит по сути один вопрос: кто окажется ближе всех в момент возможной смены власти? В такой атмосфере ведущие сановники государства – лидеры групп, кланов, крупные предприниматели и высшие чиновники – очень внимательно отслеживают ситуацию. Все понимают, что мысль о потенциальном президентстве очень опасна сама по себе. Даже если человек к ней только примеряется, это одно. Но когда кто-то неосознанно начинает вести себя как потенциальный преемник, концентрировать ресурсы, причем не столько и не только на административном и финансовом уровне, а еще вдобавок и на силовом и медийном, то президент очень быстро и тонко просчитывает момент, когда этот кто-то чуть больше положенного задерживает взгляд на занимаемом им кресле. И этот кто-то тут же оказывается послом, допустим, в Австрии, или заключенным кушмурунской колонии, или же безработным с "волчьим" билетом.
Близкий круг президента находится в режиме перманентной проверки и своего рода испытаний на прочность. Перед ним постоянно ставится задача типа кто выше прыгнет, кто лучше проведет мероприятие, кто запустит впечатляющую госпрограмму. Человек сегодня может быть министром, завтра послом, послезавтра руководителем администрации, потом премьером, госсекретарем, советником, затем депутатом. Это такой своеобразный перманентный процесс проверки на прочность.
По большому счету, президент хотел бы, чтобы у него был выбор и эти люди, пройдя такой жесткий отбор, потом смогли бы в случае форс-мажорных обстоятельств возглавить государство. И еще это делается для того, чтобы они всегда находились в хорошей форме. А также чтобы они не привыкали к одному креслу. В нашем управленческом корпусе людей, сидящих на одной должности больше десяти лет, очень мало. По сути, таких только два человека: председатель Казсовпрофа и аким Бейнеуского района Мангыстауской области. Все остальные меняли место работы минимум 7-8 раз.
Президент бесконечно прокручивает чиновников и при этом смотрит, кто и как себя ведет. Очень глубоко ошибается тот, кто думает, что Н.Назарбаев слабо владеет ситуацией и не знает о царящих в элитах настроениях и циркулирующих в разговорах темах. Все эти вещи президент чувствует очень и очень тонко. Не стоит забывать, что он прошел жесткую и многоступенчатую школу номенклатурного отбора советского образца. Плюс двадцать лет не менее суровой в этом плане суверенной истории, когда нужно было отбирать и расставлять на сложные участки работы самых разных людей.
Кроме того, в последние годы в межэлитных конфигурациях сложился своеобразный паритет. Проявляется это в том, что все стараются не высовываться и в то же время далеко не отступать. Все в самом ближайшем окружении главы государства стараются держать один уровень. Если и случаются какие-то "пощипывания", то, как правило, этим занимаются заместители, помощники, пиарщики. Но при этом все стараются не переводить эти телодвижения в форму открытого конфликта. Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Президент провел достаточно реальную деполитизацию силовых структур. Поэтому ни МВД, ни КНБ, ни Минобороны в политических конфликтах послед­них лет замечены не были. Даже в самый разгар раскрутки на страницах СМИ "хоргосского дела" КНБ не поддался на провокации и практически не дал себя втянуть в стадию открытого конфликта. Спустя год результаты такой политики уже заметны. Хотя бы потому, что маятник качнулся в обратную сторону.
Такое положение вещей не может не считаться позитивным. Поскольку опыт осени 2001 года показал, что политизация силовых структур – это самое опасное для государства и общества.
А пока элиты стараются держать строй в ожидании момента, когда президент на ком-то остановит свой взгляд…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.12.2012
Серик Ахметов провел селекторное совещание 29.12.2012
Состоялось заседание Сената 29.12.2012
Аким Алматы провел совещание по вопросу устранения результатов аномального снегопада 29.12.2012
Вице-премьер в Кульсары 29.12.2012
Текст выступления официального представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Суиндикова Нурдаулета 29.12.2012
Очередная коллегия Министерства юстиции началась с минуты молчания 29.12.2012
В Верховном Суде подведены итоги года 29.12.2012
Сделано в Казахстане 29.12.2012
Бюро Мажилиса: о повестке палаты 29.12.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz