Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 13 декабря
Сегодня в Мажилисе в рамках Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова состоялась презентация правительственного законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта". О законодательных нововведениях доложил и ответил на вопросы депутатов Ответственный секретарь Министерства транспорта и коммуникаций РК Женис КАСЫМБЕК. Цель разработки законопроекта – развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах, усовершенствование государственного регулирования деятельности транспорта, приведение национального транспортного законодательства в соответствие с международным правом.
В сфере водного транспорта В целях гармонизации национального законодательства планируется имплементировать положения международных конвенций в области морского транспорта. Это позволит внедрить международные стандарты подготовки и дипломирования моряков, признавать выданные в Казахстане удостоверения личности моряков на территории других государств. Для удобства судовладельцев предлагается исключить установление обязательных форм судовых документов. При этом в правилах ведения судовых документов установить данные, которые в обязательном порядке должны содержаться в судовых документах. В целях реализации положений главы "V Безопасность мореплавания Международной конвенций по охране человеческой жизни на море (СОЛАС)", а так же создания систем навигационной безопасности требуется внедрение системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР). В данную систему должны быть включены все суда осуществляющие международное плавание. В настоящее время только 10 компаний в мире имеют право доступа к приложениям системы ОСДР. Морские суда не соответствующие международным требованиям (конвенциям ИМО), не имеют права выхода из порта. Несоблюдение требований Конвенции СОЛАС по включению судового оборудования к системе ОСДР приведет к задержанию казахстанских судов в иностранных портах. В этой связи, в целях соблюдения требований Конвенции, необходимо определить организацию по предоставлению услуг в области навигации и связи в сфере морского судоходства.
В сфере железнодорожного транспорта В соответствии с Программой по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 гг. предусматривается формирование целевой модели отрасли, согласно которой предполагается деятельность национального перевозчика грузов, национального перевозчика пассажиров и независимых перевозчиков. Национальные перевозчики будут входить в состав холдинговой структуры АО "НК "КТЖ" наряду с оператором МЖС. Для вывода акций национальных перевозчиков на фондовый рынок потребуется организационное разделение перевозочной деятельности и МЖС, то есть реорганизация АО "НК "КТЖ" путем разделения естественно-монопольной сферы деятельности железнодорожного транспорта (услуги магистральной железнодорожной сети) от потенциально конкурентной перевозочной деятельности. Для обеспечения к 2014 году равного доступа к услугам магистральной железнодорожной сети частных перевозчиков грузов и пассажиров необходимо создание соответствующих правовых условий, в том числе уточнение статуса магистральной железнодорожной сети и корреляция норм законов РК "О транспорте" и "О железнодорожном транспорте". В компетенцию Правительства Республики Казахстан предлагается включить утверждение Правил организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан. Принятие данной нормы позволит урегулировать процесс организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте, поскольку Национальный перевозчик в лице АО "Пассажирские перевозки" самостоятельно утвердил правила оформления и продажи билетов вне территории вокзалов. При этом ограничивая доступ агентствам на железнодорожные вокзалы. Это существенно ограничивает деятельность частных пассажирских агентств, и дает Национальному перевозчику необоснованные преимущества. Кроме того, продажа билетов как на вокзалах, так и вне вокзалов ничем не отличается. Поэтому необходим регламентирующий документ, который оговаривает в целом процедуру организации продажи билетов, в том числе снабжение бланками, технологическое сопровождение продажи билетов, взаиморасчеты с перевозчиками и агентствами. Принятие данного документа позволит выстроить единую систему расчетов при организации продажи билетов, которая на сегодняшний день отсутствует, что вызывает жалобы со стороны частных перевозчиков и пассажирских агентств.
В сфере гражданской авиации Принятие законопроекта позволит снизить уровень правонарушений при осуществлении воздушных перевозок, обеспечить защиту прав и свобод граждан, повысить уровень эффективности работы по активизации борьбы с данными правонарушениями. Нарушение правил поведения на воздушном судне может привести к угрозе безопасности полета, что может стать причиной аварийной ситуации, что, в свою очередь, подвергает опасности других людей, находящихся на борту воздушного судна. Зачастую так называемые, "буйные пассажиры" не несут ответственности в силу отсутствия в законодательстве соответствующих норм. Или же они платят незначительные штрафы, что позволяет в дальнейшем им вести себя подобным же образом. Использование мобильной связи и прочей электротехники на борту воздушного судна во время полета запрещается, прежде всего, в целях безопасности полета. Это вывод следует из многочисленных исследований авиационных научных институтов (таких как Администрация гражданской авиации Великобритании, Федеральная комиссия по телекоммуникациям США, Аэрокосмическое агентство США (NASA) и основных производителей воздушных судов. Курение на борту воздушного судна запрещается в целях безопасности ввиду повышенной опасности возникновения пожара. Действующее законодательство не предоставляет серьезных рычагов воздействия на воздушных правонарушителей. Вот и получается что пассажир, покуривший в троллейбусе или на борту воздушного судна, платит один штраф – 300 тенге в среднем. При этом надо понимать, что степени угроз безопасности на воздушном и наземном транспорте несопоставимы по последствиям. Аэропорты Казахстана имеют в своем составе службу авиационной безопасности (САБ). Данная норма введена в соответствии с Приложением 17 ИКАО, принятой Международной организацией гражданской авиации (г.Чикаго, 1944г.) и ратифицированной Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 02 июля 1992 года: "каждое Договаривающееся государство обеспечивает создание аэропортового комитета по безопасности в каждом аэропорту, обслуживающем гражданскую авиацию". Кроме защиты объектов и территории аэропорта от актов незаконного вмешательства САБ аэропорта, согласно Инструкции по пресечению террористических акций на воздушных судах гражданской авиации в аэропортах Республики Казахстан, до прибытия оперативных групп КНБ, МВД, МЧС к месту происшествия организует первичное блокирование захваченного ВС, принимает меры к задержанию террористов при их попытке скрыться и к предотвращению возможного вылета ВС. Кроме того, САБ аэропортов осуществляет отпугивание, отстрел птиц в целях обеспечения безопасности полетов. Однако, охранную деятельность кроме специализированных охранных подразделений органов внутренних дел, могут осуществлять частные охранные организации. Аэропорты не могут рассматриваться как частные охранные организации. В связи с чем, САБ не имеет право на ношение, применение служебного оружия для выполнения своих функциональных обязанностей.
В сфере автомобильного транспорта В целях исключения коррупционных проявлений, неоднократных проверок, административных барьеров, дублирования проверок и задержки автотранспортных средств в период с 2012-2014 гг. внедряется автоматизированная система контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и подсчета интенсивности движения транспортных средств. В соответствии со статьей 1 Закона РК от 31 декабря 2009 года "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о дорожном движении" под термином "автомобиль" понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, т.е. нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом. В действующем законодательстве нет понятия городского электрического транспорта. С учетом международного опыта в целях упорядочения контроля и надзора за безопасностью предлагается определить, что городской электрический транспорт – это транспорт, который включает в себя метрополитен, легкорельсовый и монорельсовый транспорт. * * * После состоявшегося обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение законопроекта в рамках рабочей группы с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. Рабочую группу возглавил депутат Мажилиса Николай Логутов. |