Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 20 декабря
Сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию состоялось заседание рабочей группы по законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам приведения их в соответствие с Системой государственного планирования Республики Казахстан". Законодательные нововведения представила и ответила на вопросы депутатов ответственный секретарь Министерства экономического развития и торговли РК Дина Шаженова. Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства от 5 марта 2012 года. Основной целью законопроекта является приведение действующего законодательства в соответствие с Указом Президента Республики Казахстан "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан", который принят в 2009 году. В соответствии с Бюджетным кодексом данный Указ является основополагающим документом, регулирующим вопросы разработки, реализации, мониторинга и оценки документов Системы государственного планирования. Указом оптимизированы 15 видов действующих документов до 9 видов документов Системы государственного планирования, где реализация каждого вышестоящего документа Системы государственного управления обеспечивается посредством разработки и реализации документа нижестоящего уровня. В настоящее время Система государственного планирования состоит из следующих документов: 1) Стратегия развития Казахстана до 2030 года; 2) Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны; 2-1) Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан; 3) государственные программы; 4) Прогноз социально-экономического развития; 5) программы развития территорий; 6) стратегические планы государственных органов; 7) стратегии развития и планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства в уставном капитале; 8) отраслевые программы; 9) Республиканский (местный) бюджет. Послания Главы государства народу Казахстана являются основополагающими документами для среднесрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития. Одним из основных принципов Системы государственного планирования является единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, единство порядка осуществления процесса государственного планирования. Однако, на практике действующее законодательство предусматривает нормы, не соответствующие, а в некоторых случаях противоречащие СГП. В частности: – подпунктом 6) статьи 246 Экологического кодекса Республики Казахстан предусмотрена норма по осуществлению мероприятий по выполнению общегосударственных, региональных, республиканских и других территориальных экологических программ по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира. Действующая СГП не предусматривает разработку и реализацию таких программ; – подпунктом 1) пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Республики Казахстан – по разработке областных (городских) программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов и т.д. Согласно СГП на региональном уровне вместо множества региональных программ разрабатываются только единые Программы развития территорий, которые охватывают все направления развития соответствующего региона, а также стратегические планы областных управлений. Кроме того, Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" предусматривает разработку и реализацию государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан, а согласно СГП необходимость разработки государственных программ определяется исходя из приоритетов развития страны, определенных в Стратегическом плане развития до 2020 года и их перечень утверждается Президентом. Исходя из данных разногласий и противоречий, возникает необходимость обеспечения единых правовых условий для разработки и реализации документов, касающихся вопросов государственного планирования. В связи с этим Главой государства 5 марта 2012 года было дано поручение исключить из действующего законодательства нормы, обязывающие государственные органы разрабатывать стратегические и программные документы. По результатам анализа Министерства возникала необходимость внесения изменений в 7 кодексов и 80 законов в части исключения компетенций Правительства, центральных уполномоченных и местных исполнительных органов, а также территориальных органов на разработку и утверждение государственных, отраслевых, секторальных, целевых, региональных программ и в ряде случаев местных представительных органов – по утверждению соответствующих программ. * * * После состоявшегося обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение законопроекта в рамках рабочей группы, которую возглавила депутат Мажилиса Надежда Нестерова. |