NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)
За кого Вы проголосуете на президентских выборах?








Поиск  
Суббота 25.05.2019 20:12 ast
17:12 msk

Выписка из постановления Счетного комитета №40-П от 15 ноября 2012 года
"Об итогах контроля эффективности реализации Программы по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы"
01.02.2013 / политика и общество

1. Отметить низкую эффективность хода реализации Программы по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, недостижение отдельных промежуточных целей, результатов и поставленной задачи по внедрению новых форм развития транспортной инфраструктуры и снижению нагрузки на бюджет.
2. Правительству Республики Казахстан рекомендовать (Ахметов С.Н.) принять необходимые решения по:
1) подготовке проектов соглашений о привлечении займов от международных финансовых институтов с осуществлением конкретных требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, и направленных на исключение особых и специальных условий, влекущие дополнительные расходы и увеличение стоимости инвестиционных проектов в виде нераспределенных средств, а также принятию дополнительных мер, отвечающих интересам государства от использования займа;
2) внесению изменений и дополнений в нормативы финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2003 года №423, учитывающих стоимость материалов и работ проиндексированных к ценам сложившимся на текущий период;
3) разработке механизма, ограничивающего отвод и передачу местными исполнительными органами земельных участков, на территории которых в перспективе предусмотрена реализация проектов с участием государственных инвестиций.
3. Министерству финансов Республики Казахстан (Жамишев Б.Б.) совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Жумагалиев А.К.) до 1 марта 2013 года провести инвентаризацию и обеспечить предоставление в имущественный наем (аренду) неиспользуемых объектов, находящихся на балансе подведомственных учреждений Комитета автомобильных дорог, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
4. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Жумагалиев А.К.) до 10 января 2013 года принять меры по:
1) устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства и допустивших финансовые нарушения на общую сумму 25272,0 млн. тенге;
2) реализации проектно-сметных документаций, на разработку которых было израсходовано 1 513,8 млн. тенге;
3) приведению объемов финансирования на ремонт и строительство дорог в соответствие с показателями эффективности, предусмотренными Стратегическим планом Министерства и утвержденными нормативами финансирования и прекращению практики реализации новых проектов, при отсутствии финансирования на завершение ранее начатых.
5. Комитету автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Сагинов З.С.) до 10 января 2013 года принять меры:
1) в отношении Инженерной Службы "Исан Корпорейшн" за несоответствующее предоставление услуг по проведению технического надзора за качеством работ;
2) по разработке в установленном законодательством порядке нормативных правовых актов, регулирующих выполнение работ по реконструкции и строительству автомобильных дорог, а также нормативно-технического документа, регламентирующего порядок, виды и сроки планируемых мероприятий;
3) по погашению авансовых платежей подрядными организациями АО "Салини", ООО "Аккорд-Окан" и АО "Импреза" на общую сумму 1 541,4 млн. тенге, перечисленных в 2010- 2011 годах и оставшихся в распоряжении субподрядных организаций.
6. Акимам Алматинской (Мусаханов А.Т.), Кызылординской (Куандыков Б.Б.) и Южно- Казахстанской (Мырзахметов А.И.) областей до 10 января 2013 года принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства и допустивших финансовые нарушения на общую сумму 10 867,1 млн.тенге.
7. Принять к сведению, что в ходе контроля ТОО "ДЭУ-29", ТОО "ПКФ"Гордорстрой", ТОО "РСУ-1" , АОФ РГП "Казахавтодор", ТОО "Юна" и ТОО "Казпако" за счет собственных средств устранены дефекты, допущенные при ремонте дорог, на общую сумму 122,1 млн.тенге.

Заключение по итогам контроля (основные положения)

Цель контроля
контроль эффективности реализации Программы по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы

Предмет контроля
Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, средства, выделенные в рамках реализации республиканских бюджетных программ: 002 "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне", 003 "Капитальный, средний и текущий ремонт, содержание, озеленение диагностика и инструментальное обследование автодорог республиканского значения", 012 "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог областного, районного значения и улиц населенных пунктов", 028 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие транспортной инфраструктуры", 033 "Целевые текущие трансферты областным бюджетам на изъятие земельных участков для государственных нужд"

Объекты контроля
ГУ "Министерство транспорта и коммуникации Республики Казахстан" (далее – Министерство), ГУ "Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан" (далее – Комитет) и его территориальные департаменты, областные управления автомобильных дорог акиматов Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей

Период, охваченный контролем
2010-2011 годы, 1-ое полугодие 2012 года, по отдельным вопросам охвачено финансирование по состоянию на 10 октября 2012 года

В ходе контроля установлено:
1. В связи с недостаточностью мониторинга результативности и эффективности, реализация отдельных мероприятий Министерством не была основана на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с обеспечением финансовых ресурсов. Реализация основных инвестиционных проектов ограничена проектами, которые были начаты до принятия Программы, в рамках ранее принятых отраслевых программ.
2. Из-за отсутствия новых форм реализации концессионных проектов, в том числе механизмов государственного частного партнерства (далее – ГЧП), в достаточном объеме оборотных средств в организациях – соисполнителях для финансирования проектов за счет собственных средств и привлечения займов на новые проекты, происходит неравномерное увеличение финансовой нагрузки на бюджет, задачи Программы по снижению нагрузки на бюджет не достигнуты.
3. По состоянию на 1 сентября 2012 года из-за отсутствия финансовых средств не начата реализация 21 основного инвестиционного проекта, сроки начала которых были запланированы в 2010-2012 годах, в том числе 14 проектов на общую сумму 604 256,5 млн. тенге и 7 проектов, не требующих финансирования. Кроме того, республиканской бюджетной комиссией отклонено финансирование по 12 инвестиционным проектам на общую сумму 71 129,0 млн. тенге, реализация которых согласно Программе предполагалась с 2013 года.
4. По состоянию на 1 сентября 2012 года из 8 показателей результатов, определенных в Программе в динамике по годам и не требующих финансирования, исполнены 4 показателя, срок реализации одного мероприятия перенесен, два показателя не достигнуты и один – не в полном объеме.
Из 52 мероприятий, согласно Плану мероприятий, запланированы к завершению шесть мероприятий. Из них по состоянию на 1 сентября 2012 года исполнены 3, выполнены не в полном объеме 2, не выполнено 1 мероприятие.
5. Согласно утвержденным ТЭО по Программе потребность в заемных средствах на реализацию Проекта составляет 397 636,8 млн. тенге (в долларовом эквиваленте 2650,9 млн. долларов). Вместе с тем, несмотря на то, что привлечение займов осуществлялось по ТЭО, фактически привлечены заемные средства на общую сумму 486 946,1 млн. тенге (3 355,0 млн. долларов), что больше на 89 309,3 млн. тенге потребности по Программе.
6. По 7 проектам в 2008-2009 годах за счет средств республиканского бюджета на общую сумму 250,9 млн. тенге были разработаны технико-экономические обоснования, которые остались невостребованными, ввиду отсутствия концессионеров.
7. В нарушение пункта 6 статьи 157 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, в период с 2009 по 2011 год были разработаны 15 проектно-сметных документаций на общую сумму 1 911,0 млн. тенге, которые не включены к финансированию из республиканского бюджета, в том числе один проект стоимостью 338,5 млн. тенге, не предусмотренный Программой.
8. По проекту "Международного транзитного коридора "Западная Европа-Западный Китай", из-за отсутствия в контрактах графиков производства работ и штрафных санкций за срыв графиков производства работ и мобилизацию техники, при отсутствии объективных причин осуществляются пролонгации сроков завершения отдельных видов работ. В результате, из-за затягивания сроков строительства осуществляется дополнительная оплата стоимости работ, в виде выплат удорожаний. Согласно заключенным контрактам, выплата удорожаний осуществляется на основании данных органов статистики Республики Казахстан, без подтверждения факта удорожания стоимости материалов и работ подрядной организацией. В связи с тем, что контракты составлены по требованиям и на условиях банков-заемщиков, по состоянию на 1 октября 2012 года дополнительные выплаты, связанные с удорожанием проектов, составили 43 274,5 млн. тенге.
9. Недостаток оборудования и недостаточное количество дорожно-строительных машин, низкие темпы заготовки материалов, слабая мобилизация строительных бригад и специализированный техники на работы по устройству водопропускных труб и мостов также являются причинами затягивания сроков выполнения работ и соответственно приводят к выплате дополнительных средств, связанных с удорожанием стоимости материалов и работ.
10. Комитетом в нарушение проектно-сметных документаций, прошедших государственную экспертизу, в которых были утверждены нормативные сроки выполнения работ, в контрактах, заключенных с подрядными организациями, увеличены сроки выполнения работ.
Соответственно, финансирование затягивается на более продолжительные сроки, что ведет к увеличению стоимости строительства из-за ежегодного роста стоимости материалов, индекса, связанного с изменением месячного расчетного показателя.
11. В связи с тем, что в соглашениях о займе помимо средств на строительные работы дополнительно предусмотрены нераспределенные расходы, допускаются факты оплаты работ и услуг, не предусмотренных проектно-сметными документациями, и направляются на выплату удорожания стоимости проекта (эсколации).
12. Несмотря на то, что в пунктах 1.1.2.12 части 1 "специального условия" контрактов предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованием законодательства Республики Казахстан, в нарушение статьи 63 Закона "О строительной деятельности" Комитетом автомобильных дорог осуществлены расходы на общую сумму 2 429,0 млн.тенге, не предусмотренные утвержденной проектно-сметными документацией.
13. В нарушение статьи 66 Закона о строительной деятельности, а также пункта 4.4. специальных условий контракта АО "Салини" и АО "Тодини" в Кызылординской области по участкам (лоты №2 и №9) общей стоимостью 20 764,1 млн.тенге, работы в полном объеме переданы на выполнение субподрядчикам ТОО "ДМСУ-22АБ" и ТОО "УАД" соответственно, где по договорам субподряда стоимость работ составила 13 517,9 млн. тенге. Разница на общую сумму 7 246,2 млн.тенге осталась в распоряжении АО "Салини" и АО "Тодини". Кроме того, стоимость выполнения АО "Тодини" и АО "Салини" отдельных видов работ в 1,5-2 раза дороже, чем складывается у других подрядных организаций, выполняющих данные работы в одной области.
14. В 2010-2011 годах АО "Салини", ООО "Аккорд-Окан" и АО "Импреза" заключены договоры субподряда с одиннадцатью подрядными организациями, которым были перечислены средства в общей сумме 1 541,4 млн. тенге. При этом, в нарушение статьи 654 Гражданского кодекса РК работы субподрядчиками не выполнены, договоры были расторгнуты без проведения претензионно-исковых работ со стороны Комитета автомобильных дорог и генподрядных организаций.
15. Комитетом, в нарушение условий заключенных контрактов и СНиП РК 3.03-09- 2006 "Автомобильные дороги" за некачественно выполненные объемы работ (участки 1498- 1578 км, 1752-1807 км и 1702-1752 км соответственно) АО "Салини" выплачено 50,5 млн.тенге, ООО "Аккорд-Окан" – 50,2 млн. тенге и АО "Импреза" – 326,9 млн.тенге. Кроме того, Комитетом в 2012 году АО "Импреза" за невыполненные объемы работ по содержанию объездных дорог выплачено 1,6 млн. тенге.
16. Затягивание сроков выполнения работ привело к тому, что Комитетом автомобильных дорог АО "Импреза" устройство 1 м3 асфальтобетона оплачено по цене 22,8 тыс. тенге, что дороже почти в 2 раза, чем у других подрядчиков (от 12 788 до 18 598 тенге). В соответствии с утвержденным графиком производства работ окончание предусмотрено в октябре 2012 года, тогда как фактически АО "Импреза" выполнены работы на 26,5%. При этом, в соответствии с условиями Контракта, Комитет не имеет право применить штрафные санкции до окончания срока выполнения работ по Контракту.
17. Инженерной Службы "Исан Корпорейшн" (Корея, совместно с субконсультантом ТОО "Жол – Сапа" Казахстан) услуги по проведению технического надзора за качеством и объемом работ должным образом не оказываются. В результате, в промежуточных сертификатах по лотам 1-4, где подрядной организацией является АО "Салини", Инженерной Службой (технадзор) "Исан Корпорейшн" по отдельным видам работ подтверждены объемы строительства, которые меньше фактического выполнения.
18. В ходе реализации инвестиционного проекта по реконструкции международного транзитного коридора "Западная Европа – Западный Китай" за счет средств республиканского бюджета осуществляется изъятие земельных участков, которые местными исполнительными органами физическим лицам и предпринимателям были переданы в 2009- 2010 годах, по стоимости равного выкупу при изъятии земель.
Таким образом, за счет отвода земель в частную собственность местными исполнительными органами осуществляется пополнение доходной части, по земельным участкам, которые впоследствии изымаются под государственные нужды.
19. Областными департаментами Комитета осуществляется сдача нежилых помещений филиалам РГП "Казахавтодор" при отсутствии оформленного в надлежащем порядке гражданско-правовой сделки и без взимания оплаты и не обеспечены требования Правил предоставления в имущественный наем (аренду) объектов, находящихся на балансе республиканских государственных учреждений, утвержденных приказом Председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 15 мая 2001 года N 111.
Кроме того, за счет средств, предусмотренных на реализацию программы 002 "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне", осуществлены расходы на проведение ремонтных работ и строительство зданий, находящихся на балансе областных департаментов. При этом, данные основные средства предназначены для обеспечения деятельности РГП "Казахавтодор", которое располагается на территории и использует офисы, технику, ремонтные мастерские, складские помещения, гаражи и т.д.
20. РГП "Казахавтодор" при острой нехватке техники для обеспечения полноценной деятельности и 70% изношенности парка дорожной техники, 277 единиц дорожно- строительной техники переданы в аренду РГП "Казахдорстрой". Комитетом в нарушение постановления Правительства РК от 11 сентября 2007 года №791, допускаются факты переработки ранее утвержденных проектно-сметных документаций и вынесения на рассмотрение бюджетной комиссии после завершения реализации проекта.
В результате нарушений законодательства Республики Казахстан по объекту "Реконструкция автомобильной дороги "Щучинск-Кокшетау -Петропавловск" подрядной организации ТОО "Казахдорстрой" при отсутствии кредиторской задолженности, акта выполненных подрядных работ, подтверждающих факт удорожания и акта рабочей комиссии, а также рассмотрения бюджетной комиссии были выплачены расходы по удорожанию на общую сумму 2 075,4 млн.тенге.
Министерством как администратором республиканской бюджетной программы 003 планируются средства на начало новых проектов по капитальному и текущему ремонту, при отсутствии завершений ранее начатых ремонтных работ, что приводит к их удорожанию.
В пределах предусмотренных средств на проведение капитального ремонта в 2009-2011 годах начат капитальный ремонт 23 участков республиканских автодорог, в то же время из- за отсутствия своевременного финансирования реализация ранее начатых и не завершенных отдельных проектов сопровождается дополнительной выплатой средств, связанных с удорожанием стоимости материалов и работ.
21. В Акмолинской, Алматинской, Кызылординской областях установлены факты оплаты некачественно выполненных объемов работ на общую сумму 2 459,4 млн. тенге.
22. В нарушение статьи 17 Закона РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" отдельные проекты реализовывались при отсутствии разрешения на производство строительно-монтажных работ Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и в нарушение статьи 157 Бюджетного кодекса РК при отсутствии ТЭО.
23. Показатели эффективности, предусмотренных стратегическим планом Министерства транспорта и коммуникаций РК, в части стоимости затрат на строительство 1 км. дороги не соответствуют фактическим затратам, которые значительно превышают нормативы, установленные стратегическим планом.
Нормативы финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2003 года №423, не соответствуют потребностям и требуют переработки, так как цены на ремонт и содержание автомобильных дорог не проиндексированы к ценам сложившихся на текущий период.
Подведомственные организации Комитета при реконструкции и строительстве автомобильных дорог руководствуются ПР РК 218 35-04 "Инструкция по контролю качестве и приемке работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог", которая утверждена и введена в действие в 2004 году. Срок первой проверки – 2009 год, СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", утверждены и введены в действие в 1986 году, разработаны Госстроем СССР и т.д. В настоящее время указанные нормативы устарели, требуют переработки с учетом современных нагрузок и состава транспортного потока.
При ремонте (капитальный, средний и текущий) и содержании автомобильных дорог руководствуются техническими правилами, введенными в действие в 2003 году на пятилетний срок (ПР РК 218-29-03). Срок первой проверки данных правил истек в 2008 году, до настоящего времени правила не переработаны с внесением соответствующих изменений и дополнений и не утверждены в установленном законодательством порядке.
Кроме того, отсутствует нормативно-технический документ, регламентирующий порядок, виды и сроки планируемых мероприятий, необходимых для увеличения сроков службы покрытия с целью сохранения его первоначального качества после сдачи построенных, реконструированных или капитально отремонтированных автомобильных дорог в эксплуатацию.
24. Алматинским областным департаментом Комитета оплачено ТОО "РСУ-1" в сумме 107,8 млн.тенге за некачественно выполненные работы по среднему ремонту автодороги "Алматы-Коктал-Байсерке-Междуреченское", при этом не соблюдается расценка предусмотренная сметой и в актах выполненных работ. Аналогично не соблюдается расценка предусмотренная сметой и в актах выполненных работ ТОО "СПМ-306" по объекту "Ремонт искусственного сооружений автодороги Алматы-Оскемен, Сарыозек- Коктал".
25. Алматинским областным департаментом Комитета в декабре 2011 года произведена оплата ТОО "ДМСУ – 22" за приобретение материалов и оборудования на общую сумму 107,2 млн. тенге без монтажа.
Также в декабре 2011 года Алматинским областным департаментом Комитета ТОО "ДМСУ-22" произведена оплата за приобретение строительных материалов на общую сумму 24,3 млн.тенге, из которых на момент контроля дорожно-строительные материалы на 1,4 млн. тенге не были смонтированы.
26. По отдельным конкурсам в действиях конкурсной комиссии Министерства усматривается избирательный подход при оценке и сопоставлении конкурсных заявок. Из-за того что не были отклонены конкурсные заявки отдельных потенциальных поставщиков как не отвечающие квалификационным требованиям, не были отменены и не признаны несостоявшимся отдельные конкурсы на общую сумму 27 087,2 млн. тенге.
27. По состоянию на 1 октября 2012 года невыполненные объемы работ в счет полученного аванса составляют 516,9 млн. тенге. При этом, ТОО "ТРАНСРЕМСТРОЙ" строительно-монтажные работы по реконструкции дороги "Граница РФ (на Омск – Майкапшагай (выход на КНР), через гг. Павлодар, Семей" не ведутся. В то же время данная организация в 2012 году Министерством признана победителем по реконструкции другого участка вышеуказанной дороги на общую сумму 5 189,8 млн. тенге.
28. Вследствие того, что законодательством Республики Казахстан не предусмотрено проведение мониторинга, отдельные потенциальные поставщики участвуют и выигрывают в конкурсах с одной и той же техникой, по проектам, реализация которых осуществляется в одно время и в разных областях. Согласно сведениям о квалификации, ТОО "АБК-Автодор НС" и ТОО "Казахдорстрой" представлены 108 единиц специализированной техники, из них 8 единиц составляют собственные, 100 единиц техники арендованные. Таким образом, удельный вес арендованной техники составляет 92% от общего заявленного перечня, который в полном объеме является собственностью РГП "Казахавтодор".
29. В ГУ "Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области" в нарушение п. 7 статьи 60 Закона "О строительной деятельности", в 2011 – 2012 годах процедуры государственных закупок были проведены на основании устаревшей (не действительной) проектно-сметной документации, разработанной в 2008 году на общую сумму 479,5 млн.тенге.
Вследствие завышения коэффициента перевода в текущие цены, Управлением Кызылординской области по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Жалагаш-Жосалы" ТОО "Кыран" необоснованно выплачено 20,0 млн.тенге.
30. При реализации проекта "Строительство мостового перехода через реку Сырдарья у пос. Теренозек на автодороге "М-32 Самара-Шымкент-Теренозек" подрядной организацией ТОО "Мостостроительный отряд №25 им. Рязанова А.В." применены не сертифицированные, не соответствующие требованиям ГОСТА, а также с многочисленными отступлениями от проектно-сметной документации, не согласованные с проектировщиком строительные материалы. При этом, Управлением Кызылординской области за поставку труб в количестве 543,8 м., факт поставки которых не подтвержден, выплачено 64,0 млн.тенге.
31. ГУ "Жалагашский отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог" Кызылординской области при использовании трансфертов допущены нарушения законодательства РК на общую сумму 460,6 млн. тенге.

Член Счетного комитета Молдагали Саткалиев
Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, №4, 2012 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мажилис одобрил законопроекты по трудовой миграции и поставкам нефти 28.02.2013
Ерболат Досаев ознакомил Мажилис с проектом закона по трудовой миграции населения 28.02.2013
В текущем году 5 тысяч госслужащих будут переведены из центральных органов власти в регионы 28.02.2013
Представители "Шестерки" и Ирана встретятся еще раз в Алматы 5-6 апреля 28.02.2013
Аким Карагандинской области лишил оппозиционера двух радостей 28.02.2013
О рабочей поездке Министра ООС РК Н.Каппарова в Мангистаускую область 28.02.2013
Революционное ноу-хау Минтранскома в сфере транспортного контроля 28.02.2013
Сколько веревочке не виться, а Храпунову …узелок будет 28.02.2013
Арестована "самая влиятельная женщина Мексики" 28.02.2013
Рабочий график Главы государства 27.02.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.05.19 Суббота
85. КУНАЕВА Рауза
78. ТЕМИРБАЕВ Валерий
77. ЕЛЕМЕСОВ Раушан
76. ХАСАНГАЛИЕВА Дарико
75. АЙБАСОВ Юлий
74. ДАУРЕНБЕКОВ Анварбек
73. КУДАЙБЕРГЕНУЛЫ Копбосын
72. КУТТЫБАЕВ Сансызбай
72. ЛАКПАЕВ Зарлык
70. ШОТБАКОВ Кайрат
65. НАУРАЗБАЕВА Гульбарам
64. ИСАБЕКОВ Акжигит
63. БИСЕМБАЕВ Ират
63. ТАНИРБЕРГЕН Саидмурат
61. САДЫКОВ Ержан
...>>>
26.05.19 Воскресенье
80. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
79. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
72. ЩЕРБАКОВ Федор
71. ИБРАГИМОВ Алмаз
67. ЖЕКСЕМБИН Борибай
67. НУРЕКИН Сейтботтал
63. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
62. АБИШЕВ Хабылсаят
61. КИЛИБАЕВ Бахытжан
59. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
57. МАТАЕВ Габит
55. АШИМОВ Болат
54. АЗИМБАЕВ Нургали
53. СУЛТАН Адил
51. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.19 Понедельник
88. ХАН Гурий
85. КИПШАКБАЕВ Нариман
82. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
79. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
67. ТОГАЕВ Адиль
63. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
63. НУРГИСАЕВ Серикбай
61. ТЮТЕБАЕВ Серик
60. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
59. БЕКЕТАЕВ Нурболат
59. ОСПАНОВ Серикжан
59. ОТЫНШИН Раукен
53. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
50. САДУОВ Ерлан
48. ВАРЕНКО Николай
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz