NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 08:02 ast
06:02 msk

МТСЗН: Подведены итоги прошлого года и обозначены предстоящие задачи
За последние 10 лет повысилась не только численность занятых (с 6,7млн. человек до 8,5 млн.), но и изменилась ее качественная структура. Если в 2002 году в структуре наемных работников доля молодежи составляла менее 20%, то сегодня она превышает 30%
08.02.2013 / политика и общество

enbek.gov.kz, 7 февраля

Сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялась расширенное заседание Коллегии с участием заместителя Премьер-Министра РК Ербола Орынбаева.
В работе заседания также приняли участие депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-министра, Национального банка РК, руководители государственных органов, представители финансовых и международных институтов, неправительственных и профсоюзных организаций и др.
С докладом об основных итогах деятельности и задачах в свете реализации поручений Главы государства выступил Министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов.
Принимается комплекс мер правового, организационного и идеологического характера. Как отметил министр, – "в рамках реализации нового политического курса поставлена задача формирования новой модели социально-трудовых отношений, направленной на расширение продуктивной занятости населения". Ее продвижение предполагает модернизацию систем:
Ø регулирования рынка труда и содействия занятости;
Ø управления охраной труда;
Ø регулирования системы оплаты труда;
Ø пенсионного обеспечения;
Ø оказания социальной помощи.
Глава минтруда остановился на каждом обозначенном направлении более подробно. Рынок труда сегодня характеризует повышенная экономическая активность населения. За последние 10 лет повысилась не только численность занятых (с 6,7млн. человек до 8,5 млн.), но и изменилась ее качественная структура. Если в 2002 году в структуре наемных работников доля молодежи составляла менее 20%, то сегодня она превышает 30%. Этот факт способствовал пятикратному снижению уровня безработицы среди молодежи и на рост их доходов.
На активную занятость населения повлияла Программа занятости 2020. За период реализации ее участниками стали 227 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. Из общего числа участников 30% составляют самозанятые, 66% – безработные, 1% – малообеспеченные.
Меры по созданию рабочих мест и содействию занятости, как на центральном, так и на местном уровне, позволили обеспечить рост экономической активности. Уровень безработицы снижен с 5,4 до 5,2 % в сравнении с 2011 годом. Надо отметить, что среди стран Содружества это наиболее низкий показатель.
Несмотря на позитивную динамику, на рынке труда сохраняются определенные проблемы. Главными из них, по словам С.Абденова, являются низкое качество трудовых ресурсов и наличие неэффективной занятости. Примерно 30% занятых работников не имеют среднего и высшего профессионального образования, более трети работающего населения приходится на самозанятых. Сложившаяся ситуация вызывает озабоченность и в связи с прогнозируемым дефицитом трудовых ресурсов – до 2021 года в трудоспособный возраст вступает поколение, рожденное в сложные в демографическом отношении 90-е годы.
В этой связи министр определил перед участниками мероприятия несколько шагов, являющихся в целом основой модернизации политики занятости.
Первый шаг – повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов. В этих целях внесены изменения и дополнения в Программу занятости 2020, предусматривающие расширение участия работодателей и улучшение сервисных услуг для участников.
Кроме этого разработана методика критериев, согласно которой граждан относят к категории самозанятых и распределяют на "продуктивно" и "непродуктивно" занятых. Предлагается расширить доступность продуктивной занятости для инвалидов, родителей, воспитывающих детей инвалидов и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нуждающихся в особых условиях занятости.
Второй шаг – совершенствование механизмов регулирования рынка труда направленное на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости и снижение безработицы. "В прошлом году совместно с акимами областей мы провели апробацию формирования Карты занятости регионов. Ее результаты раскрыли нам проблемы не только отраслевых и региональных программ, но и самой Программы занятости. Имеются проблемы нехватки рабочих мест, профессии, квалификации и опыта работы особенно в сельской местности. 1,2 млн. человек занятых в личных подсобных хозяйствах не участвуют в системах пенсионного обеспечения и страхования. Исходя из вышеизложенного, в соответствии с поручением Главы государства министерством планируется особый акцент уделять – продуктивной занятости сельчанина" – отметил глава ведомства.
Для разрешения выявленных проблем предлагается внедрение Карты занятости регионов. Она будет разрабатываться местными исполнительными органами на уровне сельского округа, района (города) и области ежегодно. Средства, выделяемые государством, будут, в первую очередь, направлены в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низкими доходами. Будет разработан проект нового Закона "О занятости населения".
Третий шаг – расширение продуктивной занятости должно сопровождаться созданием условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всей протяженности профессиональной карьеры. На предприятиях ежегодно получают увечья более двух тысяч работников, растут показатели профзаболеваемости. Значительный удельный вес рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Это влечет за собой и существенные экономические потери. По данным статистики, более 600 тысяч работников получают компенсации в виде дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня и т.д. Ежегодная сумма затрат на эти цели за счет средств работодателя и страховых организаций превышает 60 млрд. тенге.
Для существенного изменения сложившейся обстановки стартовала Программа правового всеобуча основам трудового законодательства по повышению грамотности граждан. В пилотном режиме внедряется практика добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда на предприятии гостребованиям охраны труда. Планируется совершенствование системы обязательного страхования от несчастных случаев. Подготовлен проект по организации специальных схем социального обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда.
Четвертый шаг – мотивация производительной занятости. Реформирование и устранение диспропорций в оплате труда. Максимальная величина заработной платы отмечена в финансовой и страховой деятельности (182,1 тыс. тенге), а минимальная в сельском хозяйстве (50,2 тыс. тенге).
Наблюдается дифференциация в оплате труда в разрезе регионов. Наиболее высокая среднемесячная зарплата зафиксирована в Атырауской (177,5 тыс. тенге) и Мангистауской (165 тыс. тенге) областях. Самая низкая – в Северо-Казахстанской (67,7 тыс. тенге), Жамбылской (71 тыс. тенге) и Акмолинской (72,9 тыс. тенге) областях.
Сохраняется задолженность по выплате заработной платы. Неудовлетворенность состоянием оплаты труда ведет к социальной напряженности. Решение этих проблем по словам С.Абденова, связаны со следующими преобразованиями:
1.Поэтапное приближение минимального размера заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
2. Формирование национальной системы квалификации. До 2020 года предполагается поэтапно разработать профессиональные стандарты на 3500 профессий рабочих и должностей служащих по 21 виду экономической деятельности;
3. Реформирование системы оплаты труда гражданских служащих. Министерством подготовлен проект новой модели оплаты труда, который в настоящее время обсуждается на уровне Правительства РК.
4. Повышение переговорного потенциала в решении вопросов оплаты труда на всех уровнях – от установления размеров и принципов оплаты труда в коллективных договорах на предприятиях до Генеральных соглашений между социальными партнерами в масштабах государства.
Пятый шаг – организация адекватной системы социального обеспечения занятого населения. В рамках реформирования пенсионной системы рассматриваются:
– вопросы расширения охвата населения услугами НПС, так как в настоящее время из 8,5 млн. занятых только 6,5 млн. являются активными плательщиками обязательных пенсионных взносов;
– меры по увеличению объемов пенсионных накоплений у женщин (в связи с относительно меньшим стажем участия по причине нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми и сохранением гендерных различий в уровне заработной платы);
– раннего выхода на пенсию, в случае принятия работодателем обязательств о выплате среднего размера пенсии до достижения им обязательного пенсионного возраста.
Эта работа будет осуществляться в комплексе с мероприятиями, проводимыми по совершенствованию пенсионной системы в целом. В настоящее время совместно с Национальным банком прорабатываются предложения по модернизации пенсионной системы, которые распространяются на всех состоявшихся и вновь входящих в систему пенсионеров. В части развития институциональной базы НПС готовится проект ЗРК о создании единого пенсионного фонда. В социальном обеспечении будет продолжено использование страховых принципов.
Шестой шаг – модернизация системы оказания социальной помощи. Переход от безусловной поддержки к активизации трудового потенциала представителей целевых групп населения. Активная социальная политика привела к значительному улучшению жизненного уровня населения. Международные эксперты относят Казахстан к группе стран с доходами выше среднего. Несмотря на это, определенная часть населения остается малообеспеченной, что делает необходимым оказание социальной помощи. Только за последние два года на финансирование этих программ были направлены более 80 млрд. тенге. В прошлом году адресную социальную помощь (АСП) получили 97,3 тыс. человек, из них более шестидесяти процентов – дети до 18 лет.
В настоящее время в Казахстане проживают более 572 тыс. инвалидов. Треть из них в трудоспособном возрасте, 10% – дети. Такой состав лиц с ограниченными возможностями делает необходимым использование широкого спектра мероприятий, дифференцированных в зависимости от индивидуального неблагополучия и потенциала инвалидов. Он заложен в Плане мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы.
Преобразована адресная социальная помощь. Она будет назначаться гражданам или семьям с учетом их реальной нуждаемости и внедрения системы "взаимных обязательств".
Порогом предоставления социальной помощи будет оставаться прожиточный минимум. Методика его определения будет пересмотрена с учетом реального состава минимальных потребностей, современного уровня и потенциала экономического развития, а также сопоставимости с международными стандартами. Правительство РК планирует повысить порог правомочности на получение адресной социальной помощи с 40% от прожиточного минимума до 60% к 2015 году и до 100% к 2020 году.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного сегмента должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах, как между группами населения, так и между регионами.

-----

Доклад Министра труда и социальной защиты населения РК Абденова С.С. на расширенном заседании Коллегии МТСЗН РК

Астана. Февраль 2013 г
Уважаемый Ербол Турмаханович!
Уважаемые участники заседания коллегии !
Своеобразие текущего момента состоит в досрочной реализации задач стратегии развития Казахстана до 2030 года, сохранения макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста и перехода к новому этапу социальной модернизации, озвученной Главой государства в Программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" и Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050" – новый политический курс состоявшегося государства".
Слайд 2. Основные направления модернизации.
В рамках реализации нового политического курса перед нами поставлена задача формирования новой модели социально-трудовых отношений, направленной на расширение продуктивной занятости населения. Ее продвижение предполагает модернизацию систем:
– регулирования рынка труда и содействия занятости;
– управления охраной труда;
– регулирования системы оплаты труда;
– пенсионного обеспечения;
– оказания социальной помощи.
Именно под таким углом зрения предлагаю рассмотреть итоги и определить основные направления деятельности Министерства на 2013 год. Позвольте остановиться на каждом обозначенном направлении более подробно.
1. Рынок труда, его сегодня характеризует повышенная экономическая активность населения. За последние 10 лет повысилась не только численность занятых с 6,7 млн. человек (в 2002 году) до 8,5 млн. человек (в 2012 году), но и изменилась ее качественная структура.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на Слайд 3 (Структура занятого населения), где представлена численность лиц, трудоспособного возраста и их уровень занятости. Если в 2002 году в структуре наемных работников доля молодежи составляла менее 20%, то сегодня она превышает 30%. И это является главным фактором повлиявшим во-первых, почти на пятикратное снижение уровня безработицы среди молодежи - с 17,3% в 2002 году до 3,8% в 2012 году;
во-вторых, на рост их доходов. О росте заработной платы свидетельствуют не только статистические данные по оплате труда, но и динамика поступлений пенсионных отчислений. Примечательным является тот факт, что объем пенсионных накоплений молодежи, участвующей в накопительной пенсионной системе не более 6 лет, равен и даже превышает накопления лиц, участвующих в системе с начала ее введения.
Растет занятость женщин, расширяющая возможности их социального обеспечения за счет охвата системой обязательного социального страхования. Приведу пример: если до введения системы социального страхования социальные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года выплачивались только из государственного бюджета, то в прошлом году из обратившихся за данным пособием 320 тысяч женщин из государственного бюджета пособия были выплачены менее чем половине, остальные
200 тысяч женщин получили выплаты из ГФСС.
На активную занятость населения влияет также разработанная по поручению Главы государства и реализуемая с 2011 года Программа занятости 2020.
За период реализации ее участниками стали 187,5 тыс. человек, из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. Из общего числа участников 27% составляют самозанятые, 66% – безработные, 6% – малообеспеченные.
В рамках первого направления Программы обучение прошли 59,5 тыс. человек, трудоустроено 38,5 тыс. человек. Сегодня о возможностях первого направления Программы могут сказать сами участники, которые находятся в зале.
Пожалуйста, Александр Владимирович (Михайлев), участник первого направления, представитель города Астана.
Спасибо.
Микрокредитование на селе, являющееся вторым направлением Программы, предусматривает не только формализацию и рост занятости самозанятых селян, формирование из них индивидуальных предпринимателей, но также дает возможность открывать новые рабочие места. В период реализации Программы кредит получили более 8 тыс. человек, основам предпринимательства обучены 11 тыс. человек.
О результатах этой работы могут доложить лица, получившие микрокредит и развивающие свой бизнес.
Я представлю слово Зауреш Ерсиновне Жанибековой, участнику второго направления Программы, представителю Карагандинской области.
Спасибо большое.
Повышение мобильности трудовых ресурсов, особенно обеспечение миграции лиц трудоспособного возраста из депрессивных регионов в точки экономического роста является задачей 3-го направления Программы. В рамках Программы было запланировано в добровольном порядке переселить 15,3 тыс. человек. На сегодняшний день построено 764 домов и переселены 8115 человек, из них трудоспособных – 3789 человек. Более шестидесяти процентов (61%) из переселившихся трудоустроены.
Сегодня в зале участник третьего направления Алдияров Нурлыхан Сейтханович, представитель Южно-Казахстанской области, позвольте ему представить слово.
Спасибо.
В прошлом году Программа была расширена еще одним направлением "Развитие инфраструктуры села". В рамках данного направления капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкцию прошли 309 объектов социальной инфраструктуры, за счет чего обеспечены рабочими местами чуть более 7 тыс. человек.
Уважаемые участники коллеги! Меры по созданию рабочих мест и содействию занятости, предпринятые в последние годы, как на центральном, так и на местном уровне, позволили обеспечить рост экономической активности и снижение уровня безработицы с 5,4 до 5,2 % в сравнении с 2011 годом (3 квартал). Надо отметить, что среди стран Содружества это наиболее низкий показатель.
Несмотря на позитивную динамику, на рынке труда сохраняются определенные проблемы. Главными из них являются низкое качество трудовых ресурсов и наличие неэффективной занятости. Примерно 30 % занятых работников не имеют среднего и высшего профессионального образования, более трети работающего населения приходится на самозанятых. Сложившая ситуация вызывает особую озабоченность и в связи с прогнозируемым дефицитом трудовых ресурсов – до 2021 года в трудоспособный возраст вступает поколение, рожденное в сложные в демографическом отношении
90-е годы.
В этой связи Министерство определило следующие шаги, являющиеся в целом основой модернизации политики занятости.
Первый шаг – повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов.
В этих целях в текущем году нами внесены изменения и дополнения в Программу занятости 2020, предусматривающие расширение участия работодателей и улучшение сервисных услуг для участников Программы:
а) в первую очередь это затрагивает наемных работников. В целях повышения их квалификации в рамках Программы занятости будут активизирован механизм профессиональной подготовки и повышения квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства. При этом, 70% расходов связанных с их обучением берет на себя государство, а работодатель возместит 30% расходов и гарантирует сохранение за участниками Программы его рабочего места.
Предполагается также расширение внутрифирменной подготовки персонала. Для этого в текущем году, совместно с МОН РК, будет проведена инвентаризация действующих Центров обучения работодателей и их аккредитация, что позволит работодателям участвовать в профессиональной подготовке участников Программы.
Для предупреждения риска безработицы в Центрах обучения работодателей, а также в рамках Программы будут приняты меры опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
б) теперь в отношении самозанятых. Совместно с заинтересованными государственными органами нами разработана методика определения критериев отнесения граждан к категории самозанятых с распределением их на "продуктивно" и "непродуктивно" занятых. Согласно расчетам, в составе самозанятых, а их сегодня в стране 2,4 млн., "непродуктивно" занятыми являются 1,3 млн. человек, которые и будут в первую очередь вовлекаться в Программу занятости 2020;
в) что касается безработных, то для обеспечения конечной цели обучения – трудоустройства предусматривается подготовка кадров в соответствии с заявками и требованиями работодателя к квалификации. Работодатель сам будет выбирать учебное заведение и участников Программы.
г) предлагается расширение доступности продуктивной занятости для инвалидов, родителей, воспитывающих детей инвалидов и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, нуждающихся в особых условиях занятости. Для них будут предусматриваться консультации по профессиональной ориентации, организация профессиональной подготовки по востребованным на рынке специальностям, в том числе подготовка социальных работников из числа инвалидов, а также направление их на специально оборудованные социальные рабочие места.
Второй шаг – совершенствование механизмов регулирования рынка труда направленное на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости и снижение безработицы.
В прошлом году совместно с Акимами областей мы провели апробацию формирования Карты занятости регионов. Ее результаты раскрыли нам проблемы не только отраслевых и региональных программ, но и самой Программы занятости.
В целях разрешения выявленных проблем предлагается внедрение Карта занятости регионов. Она будет разрабатываться местными исполнительными органами на уровне сельского округа, района (города) и области ежегодно, отражая:
а) уровень и структура занятости в регионах;
б) избыток и дефицит трудовых ресурсов;
в) контингент лиц, нуждающихся в трудоустройстве, и меры по созданию новых рабочих мест и росту занятости и в регионах;
г) и в зависимости от них будут пересмотрены подходы к распределению средств в Программе. То есть средства, выделяемые государством, будут, в первую очередь, направлены в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низкими доходами, где трудоспособное население преимущественно занято на личном подворье.
Предлагаемые мероприятия планируется закрепить законодательно. С этой целью будет разработан проект нового Закона "О занятости населения".
Третий шаг – расширение продуктивной занятости должно сопровождаться созданием условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всей протяженности профессиональной карьеры.
Сегодняшнее состояние безопасности и охраны труда несколько иное. На предприятиях нашей республики ежегодно получают увечья более двух тысяч работников, растут показатели профессиональной заболеваемости. Существенным препятствием в сбережении имеющихся трудовых ресурсов является значительный удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Одновременно сохранение неблагоприятных условий труда влечет за собой и существенные экономические потери. На сегодняшний день, по данным статистики, более 600 тысяч работников получают компенсации в виде дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, доплаты за вредные условия труда, молока, лечебно-профилактического питания. Ежегодная сумма затрат на эти цели за счет средств работодателя и страховых организаций превышает 60 млрд. тенге.
Для существенного изменения сложившейся неблагоприятной обстановки необходимы кардинальные изменения в системе управления охраной и безопасностью труда. На всех уровнях – от корпоративного до республиканского, предстоит перейти от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению, реализации комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работников.
В этих целях
1. С 1 февраля текущего года, в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Правительством РК, в стране стартовала Программа правового всеобуча основам трудового законодательства по повышению грамотности граждан.
2. В текущем году в пилотном режиме внедряем практику добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда на предприятии государственным требованиям охраны труда. Внедряемый проект согласован социальными партнерами, и суть его заключается в том, что работодатель получает право на добровольное представление декларации. Региональная трехсторонняя комиссия рассматривает ее с выездом на предприятие или, привлекая независимую комиссию по аттестации производственных объектов, проверяет соответствие представленных в декларации данных государственным требованиям охраны труда. Если оценка будет положительной, то предприятие получит сертификат соответствия и включается в реестр предприятий, гарантированно соблюдающих трудовые права работников, и не подлежащих плановой проверке в течение 3 лет. Это снимет административные барьеры и снизит издержки работодателей, в первую очередь, малого и среднего бизнеса.
3. В целях повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников планируется совершенствование системы обязательного страхования от несчастных случаев. Оно предполагает:
а) введение дифференцированных страховых тарифов в зависимости от условий труда и степени возможных профессиональных рисков на производстве;
б) при отсутствии несчастных случаев на производстве, предлагается предоставление скидки к страховому тарифу или возмещение страховыми компаниями работодателям до 20 % страховых взносов поступивших от них, на проведение аттестации производственных объектов, мероприятий по улучшению безопасности и охраны труда и закуп средств индивидуальной защиты для работников.
4. Подготовлен проект по организации специальных схем социального обеспечения лиц, занятых во вредных и особых (к примеру, артисты балета), условиях труда. Он предполагает переход от добровольной к обязательной профессиональной схеме пенсионного обеспечения, позволяющего ранний выход на пенсию данной категории лиц. Сейчас проект обсуждается в рамках наших общих предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения.
Четвертый шаг – Мотивация производительной занятости. Реформирование и устранение диспропорций в оплате труда.
Среднемесячная заработная плата по экономике в целом на 1 декабря 2012 года составила 99 280 тенге и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,8%.
Однако, как справедливо отметил в своих программных выступлениях Глава государства, в стране имеет место неравенство населения по доходам. Оно, в первую очередь обусловлено диспропорциями в оплате труда
За отчетный период максимальная величина заработной платы отмечена в финансовой и страховой деятельности 182,1 тыс. тенге, а минимальная – в сельском хозяйстве – 50,2 тыс. тенге. Среднемесячная заработная плата работников образования и здравоохранения составила 67,4 тыс и 76,3 тыс. тенге, соответственно.
Наблюдается дифференциация в оплате труда в разрезе регионов республики. Наиболее высокая среднемесячная заработная плата зафиксирована в Атырауской –
177, 5 тыс. тенге и Мангистауской – 165 тыс. тенге, а самая низкая – в Северо – Казахстанской – 67,7 тыс. тенге, Жамбылской – 71 тыс. тенге и Акмолинской – 72,9 тенге.
В стране сохраняется задолженность по выплате заработной платы. Это зачастую приводит к социальной напряженности в трудовых коллективах. Решение этих проблем мы связываем со следующими преобразованиями:
1. Поэтапным приближением минимального размера заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
Исходя из этого, минимальный размер заработной платы должен быть сопоставим с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, и обеспечивать не только воспроизводство рабочей силы на физиологическом уровне, но и удовлетворение минимальных социальных потребностей. В текущем году планируем провести исследование на тему "Разработка методики установления минимального размера заработной платы" и соответственно внести предложения в разрабатываемый проект Закона "О минимальных социальных стандартов".
2. Формирование национальной системы квалификации, которая позволит установить зависимость заработной платы от квалификационных компетенций и обеспечит прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
До 2020 года предполагается поэтапно разработать профессиональные стандарты на 3500 профессий рабочих и должностей служащих по 21 виду экономической деятельности.
3. Реформирование системы оплаты труда гражданских служащих.
Министерством подготовлен проект новой модели оплаты труда, который в настоящее время обсуждается на уровне Правительства РК.
Ожидается, что внедрение новой модели уменьшит разрыв в уровнях оплаты труда работников частного и государственного секторов, будет способствовать дальнейшему повышению престижа гражданской службы и, в конечном итоге – содействовать улучшению качества предоставляемых государственных услуг населению.
4. Повышение переговорного потенциала в решении вопросов оплаты труда на всех уровнях – от установления размеров и принципов оплаты труда в коллективных договорах на предприятиях до Генеральных соглашений между социальными партнерами- в масштабах государства.
Нам поручено принять и иные меры, направленные на развитие социального партнерства.
Во исполнение поручений Главы государства о создании "…эффективного многоуровневого механизма регулирования противоречий в сфере трудовых отношений"
– разработана карта социальной напряженности;
– предусматривается развитие рабочего представительства, модернизация профессиональных союзов и повышение их роли в регулировании трудовых отношений. Нами готовится проект нового Закона о профсоюзах.
– принимаются меры по по ликвидации, предупреждению и недопущению образования задолженности по заработной плате;
– активизируется работа по предупреждению трудовых конфликтов и развитию системы медиации в рамках деятельности трехсторонних комиссий.
Пятый шаг – организация адекватной системы социального обеспечения занятого населения.
В рамках реформирования пенсионной системы рассматриваются
– вопросы расширения охвата населения услугами НПС, так как в настоящее время из 8,5 млн. занятых только 6,1 млн являются активными плательщиками обязательных пенсионных взносов;
– меры по увеличению объемов пенсионных накоплений у женщин ( в связи с относительно меньшим стажем участия по причине нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми и сохранением гендерных различий в уровне заработной платы);
– раннего выхода на пенсию, в случае принятия работодателем обязательств о выплате среднего размера пенсии до достижения им обязательного пенсионного возраста.
Эта работа будет осуществляться в комплексе с мероприятиями, проводимыми по совершенствованию пенсионной системы в целом. В настоящее время совместно с Национальным банком прорабатываются предложения по модернизации пенсионной системы, которые распространяются на всех состоявшихся и вновь входящих в систему пенсионеров.
В части развития институциональной базы НПС готовится проект ЗРК о создании единого пенсионного фонда.
В социальном обеспечении будет продолжено использование страховых принципов.
Шестой шаг – модернизация системы оказания социальной помощи. Переход от безусловной поддержки к активизации трудового потенциала представителей целевых групп населения.
Активная социальная политика привела к значительному улучшению жизненного уровня населения. Отмечу, что международные эксперты относят Казахстан к группе стран с доходами выше среднего.
Несмотря на это, определенная часть населения остается малообеспеченной, что делает необходимым оказание социальной помощи. Только за последние два года на финансирование этих программ были направлены более 80 млрд. тенге.
За счет в прошлом году адресную социальную помощь (АСП) получили 97,3 тыс. чел., из них более шестидесяти процентов (62,3 %) – дети до 18 лет.
Для поддержки малообеспеченных семей с детьми в дополнение к АСП выплачиваются государственные детские пособия. Усилены меры по поддержке многодетных матерей. Для многодетных семей, воспитывающих четырех и более несовершеннолетних детей, из республиканского бюджета ежемесячно выплачивается специальное государственное пособие в размере 3,9 МРП. С 2010 года лицам, воспитывающим детей инвалидов, назначается пособие в размере одной минимальной заработной платы.
За последние шесть лет это позволило сократить количество малообеспеченных семей, получающих детское пособие, в 1,2 раза.
Оказание социальной поддержки останется одним из приоритетов социальной модернизации и в перспективе. Государство, как и прежде в ответе и будет оказывать безусловную помощь, в порядке компенсации для отдельных категорий граждан в зависимости от законодательно установленного их статуса (ветераны и инвалиды войны и труда, жертвы политических репрессий) и социально уязвимым категориям (инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, пожилые, дети, лица, потерявшие кормильца).
В настоящее время в Казахстане проживают более 572 тыс. инвалидов. Треть из них в трудоспособном возрасте, 10% – дети. Такой состав лиц с ограниченными возможностями делает необходимым использование широкого спектра мероприятий, дифференцированных в зависимости от индивидуального неблагополучия и потенциала инвалидов. Он заложен в Плане мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы, который предусматривает переход от регистрации инвалидности и преимущественного направления финансовых ресурсов на выплату пособий к новой концепции, основанной на создании для лиц с ограниченными возможностями доступной среды.
Сохранится, но будет преобразована адресная социальная помощь. Она будет назначаться гражданам/семьям с учетом их реальной нуждаемости и внедрения системы "взаимных обязательств". Трудоспособные представители малообеспеченного и социально уязвимого населения получат в таком случае реальную возможность повышения качества жизни на основе развития и применения трудового потенциала. Механизмом усиления трудовой мотивации и вовлечения на рынок труда данных категорий населения станет контрактная система, предусматривающая оказание активной поддержки при условии обязательного участия в программах профессиональной подготовки и переподготовки, поиска работы и трудоустройства.
Порогом предоставления социальной помощи будет оставаться прожиточный минимум. Методика его определения будет пересмотрена с учетом реального состава минимальных потребностей, современного уровня и потенциала экономического развития, а также сопоставимости с международными стандартами.
Правительство РК планирует повысить порог правомочности на получение адресной социальной помощи с 40% от прожиточного минимума до 60% к 2015 году и до 100% к 2020 году.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного сегмента должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах, как между группами населения, так и между регионами.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В своем выступлении я остановился на основных задачах, которые предстоит решить органам государственного управления социально-трудовой сферы. Круг вопросов, связанных с социальной модернизацией шире. Они представлены в предложенных вам раздаточных материалах, в Стратегических и Оперативном планах Министерства. Некоторые аспекты намеченной работы будут более подробно освещены в выступлениях участников этого заседания. Убежден, что преданность делу, профессионализм и высокая ответственность работников нашей системы позволят реализовать задачи, поставленные перед нами Главой государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мажилис одобрил законопроекты по трудовой миграции и поставкам нефти 28.02.2013
Ерболат Досаев ознакомил Мажилис с проектом закона по трудовой миграции населения 28.02.2013
В текущем году 5 тысяч госслужащих будут переведены из центральных органов власти в регионы 28.02.2013
Представители "Шестерки" и Ирана встретятся еще раз в Алматы 5-6 апреля 28.02.2013
Аким Карагандинской области лишил оппозиционера двух радостей 28.02.2013
О рабочей поездке Министра ООС РК Н.Каппарова в Мангистаускую область 28.02.2013
Революционное ноу-хау Минтранскома в сфере транспортного контроля 28.02.2013
Сколько веревочке не виться, а Храпунову …узелок будет 28.02.2013
Арестована "самая влиятельная женщина Мексики" 28.02.2013
Рабочий график Главы государства 27.02.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz