Андрей Штольберг, twiggi.kz, 2 февраля
Развитие образования в регионах страны определяется совместными усилиями местных исполнительных органов власти и рядовых учителей. В этом тандеме роль управлений образования определяется ее направляющей, координирующей и контролирующей функцией, позволяющей ей стать вдохновителем и генератором инновационных идей. К сожалению, совершенно иная картина сложилась в Управлении образования ВКО. Область всегда имела славные традиции в этой сфере. Ее возглавляли достойные, авторитетные в регионе и за ее пределами люди. Достаточно в качестве примера привести С.И.Ферхо, ныне депутата Мажилиса Парламента. На сегодня тревогу вызывает то, что область последовательно теряет многие завоеванные позиции. Главная причина этого – отсутствие системности, целенаправленности и последовательности в работе областного Управления образования. В результате на глазах рушится система образования области, теряется наработанный опыт. Самое важное – управление полностью потеряло авторитет перед учителями области, исполнительными органами на местах. Системные проблемы в руководстве оказывают прямое влияние на состояние образования всей области. В первую очередь беспокоит состояние кадрового потенциала Управления образования, где устойчивой стала тенденция текучести кадров. За последние два года кадровый состав Управлении образования обновился на 50%. Только в 2012 году уволились 15 человек. Тревогу вызывает увольнение целыми отделами, перспективной молодежи. Специалистов оскорбляет авторитаризм работы руководителя. В ходу стало выражение – "пишите заявление и уходите, вас сюда никто не звал". Во-вторых, обоснованную тревогу вызывает отсутствие системности и последовательности в планировании и организации работы Управления. Планомерная работы, нацеленная на конечный результат, заменена на единоразовые мероприятия, которые проводятся якобы по поручениям Акима области. Может, в этом нет ничего плохого. Но нельзя принять методики проведения подобных мероприятий, прижившихся в Управлении образования. Их главную цель составляет лишь желание понравиться Акиму. Таким образом, прикрываясь именем руководителя области, глубокая, вдумчивая работа подменена очковтирательством, формализмом. Целыми днями и месяцами работа управления проводится в авральном режиме, высококлассные специалисты вынуждены строить никому ненужные диаграммы, делать красивые книжки, альбомы, где желаемое выдается за действительное. В-третьих, разрушена наработанная годами система контроля, обратной связи с учреждениями образования. Практическая работа управления по изучению содержания деятельности педагогических коллективов, выявлению системных проблем учреждений образования, оказание учебно-методической помощи, повышение профессионализма педагогов, другие функции заменены бесконечными отчетами, рапортами, юбилеями и т.д. Если Аким области, именем которого так любят прикрываться областные функционеры образования, находит время для того, чтобы постоянно встречаться с жителями региона, лично самому контролировать результаты всех социально-значимых мероприятий, то в Управлении все напротив. Все сидят в кабинетах, пытаясь сомнительными Проектами добиться результатов, повышения качества образования? В результате такого подхода отделы и Центры Управления заняты разовыми мероприятиями, пишут "глобальные" проекты. Проводимые мероприятия планируются без выявления проблем школ регионов. Результатом подобного стали серьезные провалы в работе. К примеру, ВКО, впервые за многие годы, показал плачевный результат по итогам Единого Национального тестирования (скатились с 3-го на 12 место в Республике). К сожалению, даже это не стало поводом для размышлений. Результаты ЕНТ так и не обсуждены, по ним не приняты конкретные решения. Самым большим достижением Управления необходимо считать созданную программу модернизации ТиПО. Однако и здесь наблюдаются те же подходы. Нет механизмов реализации принятых решений. Созданная программа фактически тупиковая. Хотя коэффициент полезности ТиПО продолжает оставаться самой низкой в стране, когда только 20% выпускников колледжей области реально трудоустраиваются. В-четвертых, вместо грамотной, тщательно выверенной образовательной политики, приоритетом для Управления образования стала финансовая сфера. Вновь, прикрываясь именем Акима области, руководство Управления отошло от всех других, кроме финансовых, дел. Не отрицаем важности этого направления. За последние годы, только по программе "Балапан", область вышла на лидирующие позиции по числу введенных мест в учреждениях дошкольного образования. Вместе с тем, ведущей задачей Управления выступает обеспечение содержания образования и воспитания. Вот оно и пущено на самотек. Последнее. Меня беспокоит то, что практически никто не бьет тревогу. Специалисты Управления, Центров молчат. Не знаю, может так легче. Однако если будем молчать все, процессы развала образования области могут стать необратимыми. Им нельзя дать возможности преодолеть "точку невозврата". |