NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 11:17 ast
09:17 msk

Пустоцвет
Деятельность чиновников Минсельхоза вызывает все больше вопросов
04.03.2013 / политика и общество

Талгат Ибраев

Казалось, ничто не предвещало проблем. Разработанная Министерством сельского хозяйства новая программа развития агропромышленного комплекса "Агробизнес-2020" вполне могла бы стать очередным "дежурным" документам, по которому вроде как иногда положено "сверять часы" и обильно цитировать в отчетных докладах. Соответственно, ее принятие также не сулило никаких особых хлопот. Стандартная процедура из серии "слушали-постановили", а затем – пусть себе лежит до 2020 года, вызревая, словно китайский баклажан в далекой теплице.
И наверное, все обстояло бы именно таким образом, если бы не два существенных нюанса. Во-первых, так и осталась неизвестной судьба предыдущей "Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы", а во-вторых, Министерство сельского хозяйства в лице его руководителя Асылжана Мамытбекова неожиданно затребовало для себя из бюджета без малого три триллиона тенге дополнительного финансирования, которые согласно представленным планам предполагается пустить на развитие отрасли.
И вот тут, собственно, возникло первое противоречие. Дело в том, что, по словам самого Асылжана Сарыбаевича, новая программа отличается от своих предшественниц как раз-таки политикой полного невмешательства в фермерские дела (за исключением контрольных функций, естественно). То есть, министерство отныне намерено лишь взирать на копошащихся в куче собственных проблем крестьян без какой либо конкретной помощи и своей ответственности за их положение. Именно об этом он говорил в прошлом году в своем интервью журналу "Аграрный сектор", отвечая на вопрос о принципиальных отличиях нового документа:
– В этой программе мы не пытаемся что-то решить за бизнес и спланировать какие-то показатели – не доводим площади посевных площадей, урожайность, надои и т д. Мы не можем знать, сколько частная компания захочет сеять тех или иных культур. Сельский бизнес сам разберется, что и как сеять и куда продавать сельхозпродукцию. Чем прибыльнее заниматься – бизнесу на месте всегда виднее…
Забегая чуть вперед, замечу, что и здесь министр немного лукавит в части предоставления фермерам полного права самостоятельной реализации своей продукции исключительно тем покупателям, которым сами сочтут нужным. Ведь помимо монополиста-скупщика в виде государственного холдинга "КазАгро", представленного на рынке своими многочисленными "дочками" типа НК "Продовольственная контрактная корпорация", в ближайших планах министерства создание еще одной структуры под названием "Единый зерновой холдинг", в чьи функции опять-таки будет входить централизованный закуп зерна у компаний-производителей. По каким ценам и чем его тарифная политика будет отличаться от политики Продкорпорации мы поговорим чуть позже, а пока вернемся непосредственно к основному программному документу.
Итак, при всех вышеперечисленных вводных, возникает ряд интересных вопросов, которые почему то не были заданы министру во время презентации проекта программы на недавнем заседании правительства, но зато вызвали неподдельный интерес у целого ряда депутатов нижней палаты парламента.
В результате, на свет появился депутатский запрос, составленный мажилисменом Айкыном Конуровым, под которым подписались еще шестеро его коллег, и некоторые фрагменты из которого явно стоит процитировать подробно:
"На днях Правительство приняло программу развития агропромышленного комплекса "Агробизнес-2020". Содержательная сторона данного документа, который предусматривает вложения на общую сумму более 3 триллионов тенге, обсуждалась с уполномоченными органами и субъектами рынка.
Принятие данной программы означает досрочное прекращение Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. (Программа утверждена Постановлением Правительства №1052 от 12 октября 2010 года.) Таким образом, она действовала немногим более двух лет. Следует отметить, что программа развития АПК на 2010-2014 годы принималась в целях реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, корреспондируясь с ней и по срокам, и по стратегическим направлениям.
Учитывая, что ни один целевой индикатор не достигнут, говорить о полном исполнении программы развития АПК на 2010-2014 годы не приходится. Фактически, данная программа признана настолько несовершенной, что в нее не просто вносятся изменения, а решено ее полностью заменить. Это ставит под серьезное сомнение качество государственного планирования в такой стратегически важной для государства отрасли, как сельское хозяйство. Соответственно, если разработчику в 2010 году не удалось правильно поставить цели и задачи на 4 года, то в чем смысл принятия программы, рассчитанной на 8 лет? Где гарантия, что и эта программа через два-три года не будет свернута, без подведения результатов?"
И в этой связи, депутаты потребовали от премьер-министра Серика Ахметова предоставить полный отчет об итогах реализации Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, а заодно и прояснить – существует ли вообще, и какова мера ответственности должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию программы "Развитие АПК РК на 2010 -2014 годы"?
Правительство пока поймало тишину. По крайней мере, никаких официальных ответов ни со стороны канцелярии премьер-министра, ни со стороны других заинтересованных ведомств на момент подготовки этого материала в мажилис не поступало. Нет официальной реакции и со стороны самого министра, который за это время появился перед общественностью лишь с прогнозом урожая на текущий год, основанного чуть ли не на народных приметах: "В этом году у нас был обильный снег, что дает возможность делать очень хорошие прогнозы на будущий урожай".
Правда, еще днем раньше министр упоминал о возникшем дефиците зерна для посевной в количестве около 80 тысяч тонн (по данным Союза фермеров, на сегодня он составляет вообще более 110 тысяч тонн), но, наверное, никаких причинно-следственных связей с будущей урожайностью здесь не наблюдается.
Так что, пока правительство и отраслевое министерство раздумывает над ответом парламентариям, вполне возможно, имеет смысл самим немного проанализировать нынешнюю ситуацию в казахстанском агропроме, и попытаться дать собственный ответ на вопрос: как именно проходила реализация предыдущей программы и какими выдающимися достижениями она ознаменовалась?
Очередные промежуточные итоги деятельности Министерства сельского хозяйства в целом и реализации Программы развития агропрома, в частности, были подведены в январе прошлого года на совещании правительства с участием Главы государства.
Тогда же, прозвучала и общая оценка этой работе данная Президентом страны: " Цельной, конкретной работы министерство сельского хозяйства не проводит. Бодро докладывают все, а дело проваливают! Гора родила мышь в результате твоей работы". – сообщил Нурсултан Назарбаев непосредственно главе сельскохозяйственного ведомства.
В свою очередь министр пообещал все вскрытые недостатки срочно устранить и к осени порадовать не бумажными, а вполне осязаемыми успехами.
И вот в сентябре прошлого года в ходе правительственного часа в парламенте, Асылжан Сарыбаевич в очередной раз вместо похвалы выслушивал нелицеприятные замечания депутатов.
– Экономическая ситуация в животноводческой отрасли резко ухудшилась именно в последние полтора года. Мы внимательно изучили всю деятельность за 20 лет независимости нашей страны, как раз это ухудшение пришлось на период вашего правления. Потому что, в 2007-2010 годах страна худо-бедно экспортировала по 2-3 тысячи тонн мясной продукции. Хотя выделены огромные деньги – 130 миллиардов по поручению Главы государства. Вот такая же аналогия напрашивается и в деятельности холдинга "КазАгро" в период вашего руководства. Как вы считаете, есть ли ваша персональная ответственность за провалы в этих направлениях?- настойчиво интересовался у министра депутат Дошаев.
Другие коллеги народного избранника, в свою очередь напомнили главе минсельхоза о том, что "на 1августа 2012 года в "Казагро" возбуждено 45 уголовных дел, масштабы безобразий не укладываются в голове! Куда смотрело министерство, какие меры вы принимали как министр, чтобы сократить хищения государственных средств?"
А также задались вопросом – как именно министерство намерено выполнять программу по экспорту мясной продукции, если в 2011 году мяса, субпродуктов экспортировано всего лишь 659 тонн, за шесть месяцев 2012 года чуть более 190 тонн. Как в таком случае, за эти оставшиеся три года выполнить поручение Президента и достичь экспорта мясной продукции до 60 тысяч тонн, если только не пустить "под нож" весь имеющейся в стране скот?
А затем подвели общий неутешительный итог, отметив, что министерство не только относится к самым коррумпированным ведомствам страны, где только за последнее время привлечены к уголовной ответственности порядка 30 руководящих работников, но и " с треском проваливает все важнейшие государственные задачи".
Стремление главы сельхозведомства немного оправдаться лишь подлило " масла в огонь". Особенно рассердил депутатов аргумент: " На бумаге оно, (положение дел в отрасли – авт.), ухудшается, а в реальности лучше…"
Министру тогда было указано, что под "бумагой" вообще- то подразумеваются официальные данные Агентства по статистике и таким образом ставить под сомнение его выкладки как минимум неэтично.
В тот раз, впрочем, общение депутатов с министром завершилось достаточно благополучно и никаких оргвыводов и резких заявлений в адрес министерства и его руководителя было решено не предпринимать.
Требование об отставке Асылжана Мамытбекова из стен парламента прозвучало уже в этом году во время обсуждения последствий падежа скота в Павлодарской области. В начале февраля депутат Владимир Косарев озвучил запрос, в котором в частности говорилось "Удивляет позиция министра сельского хозяйства, который занимает страусиную позицию. Он делает вид, что государство не вмешивается в дела частного сектора. Я считаю, что Мамытбеков не заслуживает того, чтобы возглавлять Министерство сельского хозяйства, где ведущей отраслью является животноводство!"
А наиболее памятливые мажилисмены припомнили и то, как в сентябре прошлого года министр несколько пренебрежительно отреагировал на прозвучавшую критику, отметив что, мол, если, слушать каждого депутата, то и работать будет некому. Так что теперь часть представителей депутатского корпуса явно настроено очень внимательно заслушать Асылжана Сарыбаевича именно на предмет детального отчета о проделанной работе.
А здесь уже, как говорится, возможны варианты. В частности, вполне возможно министру в очередной раз придется объяснять причины, по которым чуть была не сорвана уборочная страда после рекордного урожая зерна и допущен паралич с отгрузкой его на экспорт. А попутно разъяснить, почему миллионы тонн зерна в результате остались под открытым небом, поскольку своевременно не был решен вопрос с их хранением. И почему при таком критическом положении так и не был решен вопрос о строительстве элеваторов. И раз это все не сделано до сих пор, каких неприятных сюрпризов стоит ожидать в этом году?
Здесь, пожалуй, будет нелишним вспомнить что например в самом крупном зерносеющем поясе страны – Северном Казахстане, все крупные элеваторы были введены в эксплуатацию до 1991 года. А из 58 зернохранилищ построенных в стране за последние годы (об успешном введении в строй которых так любит периодически порассуждать министр),подавляющее большинство возведено самими фермерами исключительно за свой счет и без какой либо помощи со стороны курирующего ведомства.
И в результате складывается впечатление о том, что забота об урожае вообще не входит в компетенцию отраслевого министерства и пусть голова о нем болит у самих крестьян, а дело чиновников лишь торговать им через своего посредника "Продкорпорацию", входящую в состав "КазАгро". Кстати, если вспомнить уже упомянутую программу "Агробизнес-2020", так там подобная позиция "невмешательства" фактически уже узаконена. И все многочисленные крестьянские проблемы, по замыслу авторов этого документа, должны благополучно обходить министерство дальней стороной.
Ну а пока чиновники ударно трудятся над теоретической базой, рынок отвечает своей динамикой.
Согласно данным Агентства по статистике, в январе нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены на мясо и мясопродукты в среднем выросли на 20 процентов. При этом, говядина подорожала на 29,1%, баранина – на 28%, конина – на 22 %, свинина – на 15,8%, колбасные изделия – на 9,4%, а мясо птицы – на 5,4%. По мере сил догоняют мясо и зерновые с их производными. Так в течение прошлого года крупы подорожали на 13,2%, мука пшеничная – на 9,8%, мука ржаная – на 7,8%, макаронные изделия – 2,9%.
Цены на овощи резко выросли в восьми регионах Казахстана, и в целом продукция растениеводства набрала за прошлый год в цене порядка 60 процентов.
При этом, сами производители богаче отнюдь не стали и уже второй год заявляют о низкой доходности своего труда. Кто в таком случае стал богаче, остается только догадываться, хотя список из более ста сотрудников министерства сельского хозяйства привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные нарушения в свою очередь наводит на некоторые мысли. Получается, что в нынешних условиях хорошо живется кому угодно – от монополистов-перекупщиков до чиновников-регуляторов, только не самим труженикам стратегической отрасли, призванной не только кормить страну, но и обеспечивать рост экспорта.
Хотя о каком экспорте можно говорить в условиях, когда вроде имея все ресурсы для производства мяса и стремясь стать "мясной державой мирового уровня", мы наблюдаем 20-процентный рост цен ежегодно. При этом, для сравнения, импортируемые в Казахстан морепродукты с учетом всех транспортных и таможенных расходов растут в своей стоимости не более чем на 3-4 процента в год.
И насколько благотворно влияет на рост благосостояние фермеров ежегодное кредитование (например, в текущем году холдингом "КазАгро" предусматривается выделение 60 миллиардов тенге за счет бюджетного кредита для поддержки казахстанских субъектов агропромышленного комплекса), остается лишь догадываться.
По крайней мере, техническая оснащенность среднестатистических фермеров за последние годы лучше так и не стала. А средние и мелкие хозяйства доступа к заветным кредитным ресурсам так и не получили, о чем постоянно подчеркивает в своих выступлениях президент республиканского общественного объединения "Союз фермеров Казахстана" Ауезхан Даринов:
– Ни для кого не секрет, что большинство сельхозтоваропроизводителей сегодня работают на физически и морально устаревшей технике. Темпы обновления парка машин остаются крайне низкими, а для абсолютного большинства сельхозформирований, и в первую очередь, для средних и мелких хозяйств, не имеющих доступа к кредитным ресурсам, это вообще – несбыточная мечта. А средства, предназначенные для развития лизинговой программы, являются недостаточными и достаются, в основном, большим зерновым компаниям и крупным сельхозпредприятиям…
– У нас любят поговорить о том, что необходимо развивать сельское хозяйство. Но как его развивать? - удивляется экономист Канат Берентаев. – Ведь у нас министры и другие назначенцы в большинстве не являются специалистами в своем деле. В программе развития сельского хозяйства до 2014 года, еще при предыдущем министре Куришбаеве было записано: увеличить в два раза производительность труда, в цифрах – с трех тысяч долларов на человека до шести тысяч. Это говорит о полном незнании сельского хозяйства! Как измерять производительность труда в сельском хозяйстве? И за счет чего выросла производительность труда, о которой сейчас рапортует Мамытбеков? За счет собственно производства или за счет роста цен? Только они эту программу приняли, как на следующий год цены подскочили, и средняя цена на продукты питания зашкалила за шесть тысяч…
В общем, даже при беглом рассмотрении положения дел становится ясно, что тем парламентариям, которые поставили "вопрос ребром" и требуют детального отчета о реализации пока еще ныне действующей "Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы" на самом деле будет что послушать. В любом случае, полностью проигнорировать коллективный депутатский запрос правительству уже не удастся. А значит в установленные законом сроки (ровно месяц со дня озвучивания самого запроса), его адресатам придется держать обстоятельный ответ. И от того, насколько он окажется содержательным и правдивым, будет зависеть настроение членов нижней палаты в целом, и их предложения по дальнейшей карьере министра Мамытбекова, в частности. Но пока что настрой у народных избранников явно складывается не в его пользу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенаторы приняли Закон "О государственных услугах" и ратифицировали два международных документа 29.03.2013
Послы иностранных государств вручили верительные грамоты госсекретарю Марату Тажину 29.03.2013
Кайрат Келимбетов и Игорь Шувалов подвели итоги первого заседания межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" 29.03.2013
В МЧС РК состоялось заседание Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29.03.2013
В РК выявлено более 100 фактов диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными сотрудниками 29.03.2013
"Ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации вузов" 29.03.2013
Состоялись визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Узбекистан и Таджикистан 29.03.2013
О заседании Общественного Совета при Министерстве внутренних дел РК 29.03.2013
Итоги заседания Рабочей группы Министерства охраны окружающей среды РК 29.03.2013
Кириллица – латиница: поэтапно – с учетом зарубежного опыта 29.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz