Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 14 марта
Сегодня в Мажилисе обсуждали законопроект "Об органах внутренних дел" в новой редакции. Рассматривалась Сравнительная таблица, в которую вошли предложения и замечания, высказанные ранее парламентариями. В рабочей группе под председательством депутата Мажилиса Нурлана Абдирова пояснения на депутатские вопросы дал вице-министр внутренних дел Ерлик Кененбаев. Как отмечают авторы правительственного законопроекта, при его разработке учтены принципы и подходы к модернизации страны, которые сформулированы в Послании Главы государства народу Казахстана от 29 января 2010 года "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана". При подготовке проекта закона приняты во внимание и преобразования, осуществляемые в правоохранительной сфере, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов. И сегодня в пакете с основным законопроектом рассматривались и сопутствующие поправки.
-----
Информация по проекту Закона РК "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (новая редакция) Пресс-служба МВД РК, 14 марта
14 марта на заседании рабочей группы Мажилиса Парламента рассмотрен проект Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (новая редакция). Законопроект был разработан в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2012 год. С момента принятия Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" прошло 17 лет. Между тем за двадцать лет независимости Казахстан стал полноправным членом международного сообщества, выдвинул ряд глобальных инициатив, реализуемых в настоящее время. Практически все сферы жизни страны развиваются в русле международных стандартов. В их контексте осуществляется пересмотр административного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Основной целью законопроекта являются четкое определение обязанностей и прав органов внутренних дел, обеспечение правовых гарантий укрепления законности и повышение результативности ее работы, освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. При разработке законопроекта права органов внутренних дел были максимально конкретизированы. Исключены нормы, не имеющие четкого юридического содержания. Необходимость повышения эффективности деятельности и усиления ответственности органов внутренних дел связана с возрастающими запросами общества. Реалии сегодняшнего дня таковы, что в условиях демократизации на первый план выдвигаются права и интересы физических и юридических лиц. Все это создало предпосылки для совершенствования полицейского закона, изменения статуса и роли полиции в обществе. Законопроект состоит из 9 глав и 32 статей. Впервые в законопроект включены практически осуществляемые органами внутренних дел функции. Так, изменены задачи ОВД и на первый план вынесены защита человека и гражданина, его жизнь, права и свободы, а также законные интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Новым проектом предусмотрены следующие концептуальные отличия: 1) впервые определено назначение ОВД как призвание служить народу Казахстана, защищать права и свободы, законные интересы физических и юридических лиц; 2) в целях прозрачности в деятельности ОВД, закрепляется обязательное функционирование общественных советов и общественных наблюдательных комиссий; 3) в отдельной главе устанавливаются принципы деятельности ОВД, основанные на принципах государственной и правоохранительной служб. Определены такие специальные принципы, как соблюдение и уважение прав человека и гражданина, открытость и публичность, взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ, единство системы ОВД. Каждый из этих принципов рассматривается в рамках отдельной статьи; 4) в сравнении с действующим Законом, существенно изменена система ОВД, которая представлена тремя основными структурами: Внутренние войска, имеющие статус вооруженного формирования; уголовно-исполнительная система, сохранившая в соответствии с международными требованиями обособленную самостоятельность; полиция в виде всех остальных служб ОВД. 5) в систему ОВД включены подразделения специального назначения, относящиеся к полиции. 6) разделены полномочия между Министерством внутренних дел и органами внутренних дел в целом, разграничены права и обязанности ОВД и сотрудников. При этом конкретизируются действия сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Действующим законом права и обязанности сотрудников не закреплены. Законопроектом четко определена компетенция ОВД в сфере правопорядка и обеспечения общественной безопасности. В законопроекте большое внимание уделено нормам, определяющим обязательные для сотрудников стандарты поведения (статус, права и обязанности).
-----
Информация по проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, касающиеся ОВД"
На заседании рабочей группы Мажилиса Парламента 14 марта т.г. рассмотрен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, касающиеся ОВД", в части запрета на использование гражданами травматического оружия и перевод его в категорию служебного. Как показал анализ, в последние годы отмечается тенденция роста преступлений совершенных с применением травматического оружия. К примеру, за последние 5 лет (2008-2012) с применением травматического оружия совершено 794 преступления. За последние 2 года, количество таких преступлений возросло более чем в два раза (с 133 в 2010 году до 302 в 2012 году). Практически, травматическое оружие, отнесенное к оружию самообороны, все чаще используется в преступных целях и в основном гражданами в возрасте до 25 лет. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточное чувство ответственности владельцев травматического оружия, вызванное ошибочным мнением, что применяемое оружие не относится к боевому, а потому не может нанести существенный вред здоровью человека, а тем более повлечь его смерть. Однако, использование травматического оружия и патронов к нему зачастую приводит к причинению тяжкого вреда здоровью, а в отдельных случаях смерти человека. Здесь следует учесть, что заключения органов здравоохранения о допустимости воздействия на организм человека поражающих факторов патронов травматического действия выдаются при условии, что выстрел из травматического оружия не должен причинить вред здоровью человека средней и тяжелой степени тяжести на расстоянии одного метра и более от дульного среза ствола. При этом запрещается стрелять в голову и шею. Однако, на практике эти требования владельцами травматического оружия зачастую не соблюдаются, что приводит к тяжким последствиям, а иногда к смерти человека. Особую опасность представляет огнестрельное бесствольное оружие с патронами травматического действия с металлическим сердечником моделей "ОСА" и "Стражник", которого у граждан имеется 19 тысяч единиц. Фактически такой патрон представляет собой кусок металла, покрытый резиной. К примеру, в мае прошлого года, в г.Талдыкорган в реанимационное отделение с пулевым ранением в голову поступил несовершеннолетний гр.Е., 1995 г.р. (остался инвалидом 2 группы). Установлено, что данное ранение ему нанес ученик 10 класса, 1996 г.р. выстрелом из бесствольного травматического оружия "ОСА". В г.Уральск, при покушении на убийство корреспондента газеты "Уральская неделя", преступниками использовался травматический пистолет "ОСА". В г.Алматы, только за один день 23 февраля т.г. с применением травматического оружия совершены 4 хулиганства. Другими причинами, способствующими участившимся фактам незаконного применения травматического оружия, являются небольшие его размеры и возможность скрытного ношения, в отличие от огнестрельного длинноствольного оружия, которое запрещается носить в открытом (незачехленном) виде в общественных местах, а также отсутствие уголовной ответственности за его незаконный оборот. Между тем, на сегодня большинство владельцев небрежно относятся к сохранности травматического оружия, зачастую его носят в барсетках, оставляют в салоне автомашины или хранят открыто дома, вне сейфа, что приводит к его утере или хищению. К примеру, за последние 3 года (2010-2012), при таких обстоятельствах утрачено и похищено 510 единиц зарегистрированного травматического оружия, в итоге не исключается его поступление в нелегальный оборот и совершение с его использованием преступлений. Ситуация осложняется и тем, что правоохранительные органы не имеют возможности создания криминалистической пулегильзотеки оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, что существенно влияет на раскрываемость преступлений данного вида. Идентификация такого оружия по выстреленной резиновой пуле не возможна, чем пользуются правонарушители при использовании травматического оружия в преступных целях. Вносимые поправки не устанавливают полный запрет на оборот травматического оружия, оно может приобретаться для использования в качестве служебного оружия частными охранными организациями и другими субъектами, которым такое право предоставлено законодательством. Гражданам в качестве оружия самообороны в соответствии с законодательством предоставляется право на приобретение, хранение и ношение газового и электрического оружия, а также на приобретение и хранение (без права ношения) огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, которое может быть использовано в случаях необходимой обороны и защиты собственности. |