NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:03 ast
11:03 msk

Мажилис – правчас: чтобы потребитель знал, что деньги целевым образом направлены на качественное предоставление услуг
Предпринимаемые сегодня меры по защите прав потребителей обсуждены в понедельник в Мажилисе на Правительственном часе. С докладом на эту тему перед депутатами выступил председатель Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов
19.03.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 18 марта

Предпринимаемые сегодня меры по защите прав потребителей обсуждены в понедельник в Мажилисе на Правительственном часе под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко.
С докладом на эту тему перед депутатами выступил председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов (тезисы):
Защита прав потребителей является основным направлением в деятельности Агентства. Необходимо, чтобы потребитель знал, что деньги целевым образом направлены на качественное предоставление услуг, обеспечение доступа и надежности.
Законом "О естественных монополиях и регулируемых рынках" предусмотрены нормы в части информированности населения, прозрачности принимаемых решений, контроля за деятельностью субъектов и принятия мер реагирования в случае нарушений законодательства.
В соответствии с поручением Главы государства, а также с рекомендациями депутатов о необходимости проведения системной разъяснительной работы:
– проводятся публичные слушания по изменению тарифов с участием потребителей (за 2012 год проведено 464 публичных слушаний);
– проводятся ежегодные отчеты субъектов перед потребителями (за 2012 год проведено 723 отчетов);
– введен запрет на признание тарифной сметы коммерческой тайной;
– проводятся заседания экспертных советов с привлечением потребителей для участия в экспертизе тарифов и цен (действует 16 региональных Экспертных советов и 3 республиканских);
– созданы 36 лекторских групп, которыми проведено 1150 выездных встреч с населением городов, районов с охватом более чем 20 тыс. человек.
Для удобства потребителей разработан калькулятор потребителя, где каждый житель через интернет-ресурсы Агентства может проверить правильность выставленных счетов в течение нескольких минут.
Агентство работает также над созданием единого Call-центра.
В каждом регионе созданы рабочие группы по оперативному реагированию на обращения граждан, в состав которых вошли представители акиматов, общественных объединений. Рабочими группами уже рассмотрено 710 обращений по качеству оказываемых услуг с выездом на место.
На сайте Агентства размещаются утвержденные инвестиционные программы субъектов естественных монополий, а по результатам проверки – будут размещены отчеты об их исполнении по каждому мероприятию.
В рамках контроля за соблюдением законодательства и недопущением нарушений прав потребителей проведено 471 проверок, внесено 744 предписания об устранении нарушения законодательства, вынесено 382 постановлений по делам об административных правонарушениях, принято участие в 376 судебных разбирательствах. Взыскано более 205 млн. тенге в виде штрафных санкций.
В прошлом году Агентством в целях компенсации убытков, причиненных потребителям, введены временные компенсирующие тарифы 192 субъектам. Общая сумма возврата потребителям составила 2 млрд. тенге.
В результате перерасчета в связи с изменением температуры наружного воздуха возврат населению средств за отопительный период 2011-2012 гг. составил свыше 907 млн. тенге.
Вместе с тем, реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при эффективном взаимодействии всех органов государственного контроля.
Ряд задач уже реализуются:
– подписаны Меморандумы о сотрудничестве между Агентством и Национальной экономической палатой Казахстана "Союз "Атамекен", а также Национальной лигой потребителей Казахстана,
– принят план мероприятий по реализации совместных действий Агентства и Ассоциации "Көмекші";
– прорабатывается вопрос по планам совместных действий с Генеральной прокуратурой и с Госэнергонадзором.
Агентством разрабатывается также система мониторинга качества услуг. С учетом этого создана рабочая группа по совершенствованию законодательства с участием государственных органов и общественных объединений. До 1 апреля будут выработаны предложения по повышению прозрачности процесса тарифообразования, усилению защиты прав потребителей, исключению норм коррупциогенного характера и рисков злоупотреблений и определению четких критериев принятия решений.
В рамках повышения инвестиционной привлекательности и модернизации регулируемого сектора принят комплексный план внедрения новых механизмов тарифообразования на воду на 2013-2015 годы. Предусматривается широкомасштабная модернизация и реконструкция водоканалов, внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, целью которых является экономия воды, увеличение источников для финансирования инвестиций.
С учетом совершенствования законодательства в целях привлечения инвесторов стало возможным введение с 1 января 2013 года РЭКами тарифов по методу сравнительного анализа (бенчмаркинг). Одним из преимуществ метода является минимизация "человеческого фактора" при принятии решений. В дальнейшем планируется расширение стимулирующих методов регулирования.
Еще одним новым методом регулирования является переход субъектов естественных монополий малой мощности от заявочной кампании на уведомительный характер.
Одной из задач Агентства является принятие мер по недопущению превышения заданного коридора инфляции.
Все принятые за 12 месяцев 2012 года решения об изменении тарифов обеспечили, по данным статистики, совокупный вклад в инфляцию на уровне 1,2%, при планируемом предельном годовом значении 1,9%.
По третьему направлению деятельности – переходу к "зеленой" экономике и подготовке к проведению "ЭКСПО-2017".
С учетом совершенствования законодательства стало возможным внедрение дифференцированных тарифов на электрическую, тепловую энергию и воду, результат – экономия электроэнергии и воды, экономия средств потребителей и стимулирование к установке приборов учета.
На системной основе осуществляется снижение нормативных технических потерь.
Так, из утвержденных 552 заявок субъектов 200 утверждены со снижением и только 18 – с повышением в связи со строительством новых сетей, а также передачей на баланс субъектов бесхозных сетей.
Экономия от снижения нормативных потерь в 2012 году составляет около 713 млн. тенге.
Одним из негативных показателей деятельности предприятий на сегодняшний день остается существование сверхнормативных потерь, являющихся следствием неэффективной эксплуатации, высокого износа оборудования и хищений.
В 2012 году экономия от снижения сверхнормативных потерь составляет около 1,7 млрд. тенге. До конца 2013 года планируется ликвидировать сверхнормативные потери.
Наряду с достигнутыми результатами по-прежнему проблемным остается вопрос оснащения приборами учета. Позитивная динамика установки приборов учета есть, однако она недостаточна, что обуславливает необходимость дальнейшей работы
За отчетный период поступило 610 заявок, из которых нормы снижены по 192 субъектам естественных монополий на сумму 1,8 млрд. тенге.
***
После содоклада председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию С. Аимбетова, ответов председателя Агентства на депутатские вопросы заключительным словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко.По итогам Правчаса парламентарии с учетом депутатских замечаний и предложений приняли соответствующие Рекомендации.

-----

ЧТОБЫ БЫЛ ОБЕСПЕЧЕН БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС – СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА)

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему "Защита прав потребителей – приоритет государственной политики", на котором после доклада председателя Агентства содоклад сделал председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы):
В прошлом году в апреле по результатам Правительственного часа депутатами даны рекомендации по совершенствованию сферы регулирования субъектов естественных монополий. Большинство из них выполнены, о чем сегодня сообщил в своем докладе Председатель Агентства. Это нас радует.
Тема сегодняшнего Правительственного часа в равной степени относится как к экономике, так и к социальным вопросам – и она практически затрагивает каждого казахстанца.
Во время выезда депутатов Мажилиса в регионы и в своих письмах наши избиратели часто и остро поднимают вопросы, связанные с обеспечением качественной питьевой водой, тепло- и электроснабжением. По их мнению, качество предоставляемых коммунальных услуг не улучшается на фоне постоянно растущих тарифов. К сожалению, это так.
Глава государства в своем историческом Послании "Стратегия "Казахстан-2050" – новый политический курс состоявшегося государства" отметил необходимость выработки новой системы защиты прав потребителей.
И не секрет, что в сфере защиты прав потребителей имеются определенные вопросы, негативно отражающиеся на эффективности принимаемых государственными органами мер.
Во-первых, сегодня одним из жизненно важных вопросов, затрагивающих все слои населения, остается регулярное повышение тарифов на коммунальные услуги.
И поэтому, естественно, у потребителей возникает правомерный вопрос: существует ли прозрачность процесса формирования тарифов и контроль за целевым использованием средств, получаемых от роста тарифа? И как вообще формируются тарифы и в чью пользу?
В своем Послании Глава Государства особо также подчеркнул, что "нам нужно усилить общественный контроль, влияние граждан на ситуацию на местах".
В связи с этим и в целях защиты прав потребителей необходимо активно привлекать неправительственные организации, а лучше население для контроля за выполнением субъектами естественных монополий своих обязательств, особенно инвестиционных, формированием коммунальных тарифов, качеством предоставляемых регулируемых услуг.
Тем более, что Законом "О государственном социальном заказе" четко определено о необходимости формирования и реализации государственного социального заказа по защите прав и законных интересов потребителей через неправительственные организации, а также создания советов по взаимодействию и сотрудничеству с НПО.
Вместе с тем, по информации уполномоченного органа в сфере государственного социального заказа, на сегодняшний день Агентство не пользуется данными механизмами.
Во-вторых, Главой государства поставлена задача по усилению работы, связанной с ликвидацией сверхнормативных и оптимизацией нормативных потерь электроэнергии и воды.
По данным Агентства, в 2012 году по сравнению с предыдущими годами наблюдается тенденция ежегодного снижения нормативных технических потерь. Однако, несмотря на это, экономия от снижения нормативных потерь в 2012 году не увеличивается, а наоборот уменьшается. Так, если в 2011 году экономия по воде составила 633 млн.тенге, то этот показатель в 2012 году – уменьшился в 12 раз и составил всего 54,2 млн.тенге. Аналогично, также по электроэнергии в 2011 году экономия составляла 703 млн.тенге, а в 2012 году – всего лишь 444,6 млн.тенге, т.е. уменьшение на лицо – это в 1,6 раза. Возникает справедливый вопрос: почему при ежегодном снижении нормативных технических потерь, а также поэтапном ликвидации сверхнормативных потерь не происходит увеличение экономии воды и электроэнергии?
В-третьих, считаем необходимым активнее привлекать в этот сектор инвестиции для ввода в строй новых теплотрасс и водо-, энергетических сетей с использованием современных энергосберегающих и инновационных технологий, позволяющих экономить природные ресурсы. Тем более перед нами поставлена задача перехода к "зеленой экономике".
Как известно, в настоящее время тариф включает в себя затраты на эксплуатацию и инвестиционную составляющую, направленную на модернизацию существующих инженерных сетей и ввод новых мощностей. По мнению монополистов, не повышая тарифы невозможно обновить изношенную инфраструктуру. И это говорится постоянно! Да и с высоких трибун.
Между тем, напрашивается справедливый вопрос: полученные ими по инвестсоставляющим статьям доходы вложены ли на модернизацию и обновление объектов жизнеобеспечения?
Как вы помните, на прошлом Правительственном часе депутатами была выражена обеспокоенность о нецелевом использовании доходов, полученных энергопроизводящими организациями от применения предельных тарифов и вложении их в инвестиционные программы.
Обоснованность тревоги депутатов подтверждается проверками Генеральной прокуратуры и Агентства по регулированию естественных монополий, в ходе которых выявлено, что доходы от повышения тарифов энергопроизводящими организациями в размере 2,7 млрд. тенге пошли на выплаты дивидендов своим учредителям и празднично-культурные мероприятия. Хотя, на наш взгляд, все эти средства должны были направлены на модернизацию основных средств.
К сожалению, из-за таких ситуаций на практике модернизация активов, включая тепловые, водохозяйственные и электрические сети, а также теплоисточники осуществляется из бюджета, то есть опять же из кармана налогоплательщиков-потребителей.
На сегодняшний день, несмотря на рост тарифов, выделения бюджетных средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (в 2011 году – 46,7 млрд.тенге, в 2012 году – 26,3 млрд.тенге), износ основных средств по всем сферам естественных монополий коммунального сектора на протяжении многих лет остается на одном уровне – это в среднем 60-65 процентов.
По нашему мнению, сфера естественных монополий должна стать современной эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов. Поэтому пора Правительству разобраться и рассмотреть целесообразность укрупнения на местах энергопередающих организаций для оптимизации расходов.
В-четвертых, одной из острых проблем для малого и среднего бизнеса продолжает оставаться получение технических условий при подключении к дополнительным мощностям. Так, при обращении представителей малого и среднего бизнеса к субъектам-монополистам, последние постоянно стараются навязать свои технические условия доступа к услугам. Данная проблема является барьером для развития предпринимательства. Здесь, на наш взгляд, необходимо рассмотреть целесообразность передачи функции контроля выдачи технических условий для подключения к услугам Агентству по регулированию естественных монополий. Так как при наличии нарушений Агентство сможет своевременно применить меры реагирования.
В-пятых, сегодня поступает большое количество жалоб на качество коммунальных услуг (температура, давление, уровни напряжения).
Поэтому необходимо приступить к разработке системы мониторинга, оценки и контроля качества коммунальных услуг. Она должна стать одним из основных инструментов защиты прав потребителей.
Нельзя не отметить, что жалобы поступают и на уровень сервисного обслуживания. Считаем, что время диктует необходимость создания соответствующей законодательной и нормативно-технической основы для разработки стандартов сервисного обслуживания населения при оказании коммунальных услуг.
Также необходимо разработать комплекс мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере осуществления деятельности субъектов естественной монополии, жилищно-коммунального хозяйства, а также о способах их реализации.
В-шестых, слабое использование механизмов жилищной помощи и возрастание социальных недовольств повышением тарифов.
Здесь необходимо усовершенствовать процедуры оформления и получения жилищных пособий с упрощением порядка, минимизацией перечня подтверждающих документов и увеличением периодичности их актуализации.
Также продолжить практику применения пониженных тарифов на электрическую энергию для пенсионеров, одиноких людей. Хотелось бы, чтобы такие льготы применялись и на другие услуги.
В-седьмых, под лозунгом защиты конкуренции – поддерживается постоянный рост цен на ряд товаров и услуг, например, уголь, мазут. При этом необходимо отметить, что уголь и мазут составляют порядка 70 процентов в тарифах на услуги по производству электрической и тепловой энергии. Поэтому их удорожание приводит к значительному росту тарифов на регулируемые услуги, что, в конечном итоге, негативно сказывается на материальном состоянии потребителей. Об этом мы уже говорили на прошлом правительственном часе. Поэтому предлагаем – передать АРЕМ функции по внесению в Правительство предложений по Номенклатуре продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены.
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть: да, защита прав потребителей – это не противостояние с субъектами естественных монополий. Это – равноправные гражданско-правовые отношения. Но в таких отношениях потребитель, как правило, более слабая сторона и всегда в проигрыше. Поэтому нам нужно создавать такие правовые механизмы, чтобы был обеспечен баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Уважаемые депутаты, для достижения поставленных задач у Агентства есть все возможности, желаем им дальнейшего плодотворного труда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенаторы приняли Закон "О государственных услугах" и ратифицировали два международных документа 29.03.2013
Послы иностранных государств вручили верительные грамоты госсекретарю Марату Тажину 29.03.2013
Кайрат Келимбетов и Игорь Шувалов подвели итоги первого заседания межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" 29.03.2013
В МЧС РК состоялось заседание Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 29.03.2013
В РК выявлено более 100 фактов диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными сотрудниками 29.03.2013
"Ни один студент не должен испытать на себе негативного воздействия оптимизации вузов" 29.03.2013
Состоялись визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в Узбекистан и Таджикистан 29.03.2013
О заседании Общественного Совета при Министерстве внутренних дел РК 29.03.2013
Итоги заседания Рабочей группы Министерства охраны окружающей среды РК 29.03.2013
Кириллица – латиница: поэтапно – с учетом зарубежного опыта 29.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz