Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса парламента РК, 20 марта
Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание. Депутатами одобрены в первом чтении транспортные поправки и казахстанско-российское Соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В ходе обсуждения транспортных поправок в рабочей группе депутатами внесены поправки, направленные на: введение новых понятий, таких как "сертификат годности подвижного состава", "участок магистральной железнодорожной сети", "услуги инфраструктуры", "оператор инфраструктуры", "сертификат безопасности", вносимых для приведения в соответствие с Соглашением Единого экономического пространства о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; Депутатские поправки предусматривают систематизацию организации перевозок пассажиров, грузов железнодорожным транспортом, доступа к объектам железнодорожного транспорта и магистральной железнодорожной сети участниками железнодорожного процесса. И – применение авиационных стандартов международных организаций и приведение в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, а также введение института государственного инспектора гражданской авиации по осуществлению постоянного контроля и надзора за обеспечением безопасности полета и авиационной безопасности; Поправки парламентариев предполагают и конкретизацию статей, регламентирующих государственную регистрацию маломерного судна и понятие "маломерное судно", а также компетенции уполномоченного органа в сфере торгового мореплавания. Мажилисменами внесены поправки по уточнению диспетчеризации пассажирских перевозок, осуществлению перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, компетенции уполномоченного органа в области автомобильного транспорта. В целях обсуждения актуальных вопросов в сфере транспортного законодательства проведен Круглый стол с участием государственных органов, общественных организаций и бизнес-сообществ. В рабочую группу поступило более 450 предложений, которые были рассмотрены на 10 заседаниях рабочей группы с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций, а также на расширенном заседании профильного Комитета. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта" внесен в Мажилис 7 ноября 2012 года постановлением Правительства от 31 октября 2012 года. Документ разработан в целях реализации положений Программы по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Проект закона направлен на дальнейшее совершенствование законодательной базы в авиационной, железнодорожной и автотранспортной отраслях, в сферах внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания. И ставит целью приведение транспортного законодательства в соответствие с международным правом. Законопроектом предусматриваются нововведения в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Предполагаются также введение новшеств в законы: "О транспорте в Республике Казахстан", "О безопасности дорожного движения", "О железнодорожном транспорте", "О торговом мореплавании", "Об автомобильном транспорте", "О внутреннем водном транспорте", "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" и "О государственном имуществе". После обсуждения Мажилис одобрил транспортные поправки в первом чтении. Обсудив на пленарном заседании, Мажилис дал "добро" законопроекту "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о разработке и реализации программ совместных работ в области военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации". В соответствии с условиями Соглашения уполномоченные органы и (или) организации государств Сторон, имеющие в соответствии с законодательством государств Сторон право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, заключают на основании соответствующих обращений уполномоченных органов и (или) организаций государств Сторон контракты. Если законодательством государства одной из Сторон предусмотрены процедуры, связанные с проведением торгов, (конкурсов, аукционов) в связи с государственными закупками товаров, работ и услуг, то в этом случае уполномоченные органы и (или) организации государств Сторон при заключении контрактов в рамках реализации программ освобождаются от проведения таких процедур. Соглашением определяется порядок разработки и реализации программ совместных работ в области военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Казахстана и России в целях обеспечения стабильного развития военно-технического сотрудничества по оснащению вооруженных сил обоих государств современным вооружением и военной техникой. Предусматривается повышение оперативности поставок продукции военного назначения; проведение мероприятий по модернизации и ремонту вооружения и военной техники, а также проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов вооружения и военной техники. Документ предполагает создание совместных предприятий в области разработки, производства, ремонта, модернизации и утилизации продукции военного назначения; стимулирование роста производства, привлечения инвестиций, внедрения новейших достижений науки и передовых технологий. Соглашение направлено на сохранение и развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала организаций государств; создание и совершенствование единого информационного пространства. И сегодня Мажилис определил профильному комитету срок подготовки заключений по законопроектам: "О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Королевством Испания о выдаче" и "О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Королевством Испания о передаче осужденных лиц".
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: касательно членства Республики Казахстан в ВТО
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Роман Ким: "В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом. Акцентируя внимание Правительства Республики Казахстан касательно членства Республики Казахстан в ВТО, Глава государства – Лидер Нации Н.А.Назарбаев подчеркнул, что: "Казахстан должен завершить переговоры по вступлению в ВТО в 2012г.", а также отметил, что: "Для Казахстана очень важно, чтобы сначала в ВТО вступила Россия, потому что все транспортные коридоры в Европу идут через Россию". На сегодняшний день Россия уже вступила в ВТО. Без сомнения вступление нашей страны в ВТО приведет к усилению конкуренции на потребительском рынке, на рынке финансовых услуг и особенно это касается сельского хозяйства. Например, развитые страны-члены ВТО, сами осуществляя масштабную поддержку своим сельхозтоваропроизводителям, запрещают это новым членам ВТО. При этом собственные ввозные таможенные пошлины на сельхозпродукцию в этих странах значительно выше, чем те, которые они навязывают на переговорных процессах другим странам. По заключению экспертов, если за ближайшие семь-восемь лет, льготный период который выторговала для себя Россия, вступая в ВТО, животноводство в этой стране не достигнет уровня конкурентоспособности, сопоставимого с уровнем основных экспортеров мяса, то животноводство, в первую очередь производство говядины, может рухнуть. Подобная ситуация ожидает и нас, если мы не займемся привлечением крупных инвестиций в строительство современных комплексов, обновлением качественного состава скота и птицы, не перейдем на новые ресурсосберегающие технологии, принципиально новый уровень зооветеринарного обслуживания и комплексную переработку мясного сырья. Целесообразность присоединения Казахстана к ВТО мало у кого вызывает сомнение, но есть сомнения в достаточной подготовке Казахстана к членству в ВТО. Все ли силы и возможности использовали для проработки выгодных для себя условий, так как казахстанские производители сельскохозяйственной продукции, еще не успевшие окрепнуть, не смогут в одночасье стать конкурентоспособными. Имеются также сомнения в возможности получения льгот со стороны ВТО. Существенных уступок не смог добиться даже Китай. Вряд ли пойдут навстречу и Казахстану. Неподготовленность страны к вступлению в ВТО может создать реальную угрозу экономической безопасности страны при той аграрной политике, которая сложилась за последние 10 лет. Для принятия оптимальных решений при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО необходимо открытое обсуждение процесса присоединения, а также в государственном масштабе приступить наряду с информационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения к ВТО. Учитывая вышеизложенное, просим Вас предоставить информацию о конкретных результатах переговорных процессов, а также о возможных рисках для Казахстана и мерах по их предотвращению. Информацию просим предоставить письменно в установленные законодательством сроки". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Абильдаев, Н.Логутов, А.Маковский, А.Мурадов, Ю.Тимощенко, А.Тойбаев и У.Садибеков.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: предусмотреть в проекте республиканского бюджета на 2014-2016 годы средства на внедрение систем видеонаблюдения в сфере охраны общественного порядка, защиты прав человека и здравоохранении
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков: "В начале текущего года Президентом Республики Казахстан была утверждена государственная программа "Информационный Казахстан – 2020". Одной из основных задач данной программы является создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества. В Программе определена роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении правопорядка и общественной безопасности. Президентом Республики Казахстан не раз говорилось о важности пресечения мелких правонарушений, в особенности против государственной собственности и благоустройства. В развитых странах эти проблемы уже давно решают с помощью систем видеонаблюдения. Камеры видеонаблюдения устанавливаются практически возле каждого мусорного бака. Сейчас в Казахстане используется более 1300 установок видеонаблюдения. С их помощью уже раскрыто 570 преступлений и выявлено более 110 тыс. правонарушений. Очевидна эффективность систем видеонаблюдения в охране общественного порядка. Эту работу стоит продолжить в рамках реализации государственной программы "Информационный Казахстан-2020". Проект государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан предусматривается установка видеокамер в изоляторах временного содержания, а также видео-фиксация всех следственных действий в служебных кабинетах органов уголовного преследования. Это важный шаг в предупреждении незаконного обращения с подследственными. Во-первых, следует продолжить практику использования систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей, дворах, подземных переходах и др. Единое видео-пространство должно быть доступно как сотрудникам полиции, так и простым гражданам. В регионах системы видеонаблюдения устанавливаются за счет средств местных бюджетов, которые ограничены в своих возможностях. При этом административные штрафы, полученные с их помощью, уходят в республиканский бюджет. Практика показывает, что за счет штрафов системы видеонаблюдения окупаются в течение года. Поэтому стоит поддержать местные бюджеты из республиканского бюджета. Во-вторых, много жалоб со стороны граждан поступает на нарушение правил дорожного движения водителями общественного транспорта. Кроме того, общественный транспорт зачастую становится местом совершения преступлений: хулиганства, краж и т.д. Целесообразно предусмотреть обязательное применение систем видеонаблюдения на общественном автотранспорте (автобусы, поезда и т.д.). В-третьих, в настоящее время врачами совершается большое количество медицинских ошибок. В результате причиняется огромный вред жизни и здоровью людей. Новой редакцией Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривается отдельная глава о преступлениях медицинских работников. Но доказывание вины врача очень сложная задача. Практически невозможно доказать, что вред здоровью был причинен в результате халатности и непрофессиональных действий (бездействий) врача. В итоге медицинские работники, не умеющие обращаться с медицинским оборудованием и не соблюдающие элементарные санитарные нормы, продолжают работать в наших больницах. Поэтому целесообразно создать условия для видеозаписи медицинского вмешательства (с согласия пациентов). Это позволило бы защитить права, как пациентов, так и самих врачей. Кроме того, данные видеозаписи могли бы использоваться при обучении студентов медицинских ВУЗов. Более широкое применение видеонаблюдения позволит существенно улучшить качество предоставляемых населению государственных услуг и усилить общественный контроль над деятельностью государственных органов. Исходя из вышеизложенного, прошу Вас предусмотреть в проекте республиканского бюджета на 2014-2016 годы средства на внедрение систем видеонаблюдения в сфере охраны общественного порядка, защиты прав человека и здравоохранении. О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу информировать письменно, в установленные законодательством сроки". |