minplan.gov.kz, 26 марта
Уважаемый Серик Ныгметулы! Уважаемые коллеги! Министерством в реализацию поручения Главы государства от 28 ноября 2012 года № 01-7.9 и Послания Главы государства Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства в целях принятия конкретных мер по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усиления местных исполнительных органов разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления" (далее – законопроект). Министерством выработаны подходы по разграничению полномочий между уровнями, которые предусматривают сохранение на центральном уровне: 1) стратегических функций; 2) контрольных (надзорных) полномочий в сферах (отраслях) государственного регулирования; 3) отдельных реализационных полномочий в сферах, связанных с безопасностью жизни граждан и социальными гарантиями, предусмотренными Конституцией РК, к примеру: общественный порядок и безопасность, социальная помощь и др.; 4) полномочий по администрированию и регулированию (таможенное и налоговое регулирование). При этом, децентрализацию государственных функций осуществить путем: 1) максимального приближения к потребителям реализационных функций и государственных услуг; 2) исключения дублирования функций между уровнями государственного управления. На сегодняшний день существуют проблемы такие как: 1. Слабое функциональное укрепление нижних уровней государственного управления (проведенная реформа не охватила широко районные и сельские уровни государственного управления). 2. Концентрация полномочий и штатной численности на уровне области и аппаратов акимов областей и районов, тогда как в соответствии с основными принципами разграничения функций между уровнями государственного управления Республики Казахстан услуги должны предоставляться на максимально приближенном к населению уровне государственного управления, а аппарат акима должен быть незначительным и компактным для обеспечения деятельности акима. 3. Концентрация численности в территориальных органах по сравнению с местными исполнительными органами (43 998 ед. к 36 815 ед.). 4. Недостаточное финансирование районного и сельского (аульного) уровней. Целями принятия законопроекта являются: 1. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления и исключение дублирования в деятельности местных, центральных государственных органов и их структурных подразделениях, усиление местных исполнительных органов, максимальное приближение государственных услуг населению. 2. Реализация Указа Президента РК от 16 января 2013 года № 466 "О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления РК" в части законодательного закрепления перераспределяемых функций реорганизованных государственных органов. Законопроектом предусматривается передача из центра на областной уровень: 1) функций территориальных подразделений Агентства по делам религий; 2) функции по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности от Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ; 3) функции по осуществлению государственной технической инспекции в области агропромышленного комплекса, по проведению аттестации лабораторий по экспертизе качества семян с выдачей соответствующего свидетельства (и др.) от территориальных органов Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ; 4) функции по выдаче международных сертификатов технического осмотра; по осуществлению лицензирования пассажирских перевозок в международном сообщении и нерегулярные внутриреспубликанские перевозки пассажиров (и др.) от территориальных органов Комитета транспортного контроля МТК; 5) функции в области инспекций по труду территориальных органов Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения с передачей соответствующей штатной численности территориальных органов в ведение местных исполнительных органов, с сохранением Комитета; а также передача функций по принятию решения о присвоении статуса оралмана, переселенца и назначении выплат единовременных пособий, средств на приобретение жилья оралманам, включенным в квоту иммиграции оралманов; Кроме того, по согласованию с Администрацией Президента законопроектом предусматривается передача функций упраздняемых территориальных органов Комитета по охране прав детей МОН на областной уровень. Также, законопроектом предусматривается передать на центральном уровне: 1) от Министерства транспорта и коммуникаций РК в Министерство внутренних дел РК отдельные функции на линиях (при проверках на дорогах). 2) от Министерства индустрии и новых технологий РК в Министерство здравоохранения РК функции в области безопасности игрушек. Из областного уровня на районный (городской) уровень функции: 1) по координации деятельности спортивных организаций на территории соответствующей административно – территориальной единицы; 2) утверждению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размер подушевого финансирования и родительской платы; Из района в село функции по: – организации молодежной практики; – организации помощи инвалидам; – организации совместно с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта и общественными объединениями инвалидов проведение оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов; – организации совместно с общественными объединениями инвалидов, культурно-массовых и просветительских мероприятий; – координации оказания благотворительной и социальной помощи инвалидам; – координации оказания социально-уязвимым слоям населения благотворительной помощи, а также содействие кадровому обеспечению сельских организаций здравоохранения. В результате за акимами сельских округов отраслевыми законодательными актами будет закреплено 66 функций . После принятия законопроекта будут внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Казахстан. Благодарю за внимание! Справочно: 1) ППРК "Об утверждении лимитов штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений" от 15 апреля 2008 года № 339; 2) ППРК "О некоторых вопросах утверждения лимитов штатной численности местных исполнительных органов" от 15 декабря 2004 года № 1324; 3) ППРК "О признании утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2009 года № 1654 "Об утверждении типовой структуры местного государственного управления Республики Казахстан и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан" и др. |