edu.gov.kz, 26 марта
Уважаемый Серик Ныгметович! Уважаемые коллеги! Подробные материалы по выполнению Государственной программы развития образования за 2 года участникам розданы. В данном выступлении остановлюсь на главном. Прежде всего, отмечу, что программа выполняется успешно. Все целевые индикаторы на данный период достигнуты, а ряд из них – даже перевыполнен, по ним мы идем с опережением. Соответствующие цифры подробно приведены в раздаточном материале и на слайдах. Для этого проведена крайне масштабная нормотворческая работа. Законодательство в сфере науки и образования практически полностью обновлено. Приняты 257 правовых актов. В их числе 9 законов, 141 постановление Правительства, 107 нормативных приказов Министерства. Слайд 3 Уважаемы коллеги! Успешное выполнение программы стало возможным в силу двух важнейших факторов. Во-первых, создана солидная законодательная база. Во-вторых, по всем ключевым направлениям выработаны принципиально новые практические механизмы, проведена серьезная институциональная модернизация. К примеру, в высшем образовании принята новая классификация вузов, и на этой основе идет оптимизация вузовской сети. Полностью изменена система управления техническим и профессиональным образованием. В среднем образовании мы завершаем подготовку к переходу на 12-летнее обучение, создали принципиально новую систему повышения квалификации педагогов, национальный контроль качества образования. Начато внедрение электронного обучения. С сентября этого года стартует пилотный проект подушевого финансирования в среднем образовании, внедрение полиязычия с изучением английского языка с 1 класса, и т.д. Полный запуск всех этих механизмов даст качественные изменения во всей системе образования Казахстана. Начало этим изменениям уже положено. В системе дошкольного воспитания по охвату детей у нас идет опережение плана. С 2010 года число дошкольных организаций увеличилось почти вдвое, до 8590, их прирост составил более 4000. Здесь хорошо поработали акиматы. Создан довольно эффективный формат межведомственного контроля и взаимодействия МОН с местными государственными органами. Запущены механизмы государственно-частного партнерства. Большую роль сыграло внедрение подушевого финансирования. В результате только за 2012 год число частных детских садов выросло в 1,7 раза – с 449 до 753, и составило 24% от общего числа. Главная задача предстоящего периода – выполнение поручения Главы государства о достижении 100% охвата. Думаю, вполне реально обеспечить полный охват детей 3-6 лет уже к 2017 году, и далее раздвигать его рамки в сторону охвата младших возрастов. Для этого нашим с вами ориентиром должно стать не только строительство новых детских садов, но и еще более интенсивное государственно-частное партнерство, а также совершенствование услуг миницентров. Здесь есть большой резерв – пока полный день пребывания детей обеспечивают менее половины миницентров. Такое положение мы уже выправляем. Это делается в интересах населения и занятости казахстанцев, прежде всего – матерей. Второй важнейшей задачей является переход на новое качество дошкольного воспитания – а это раннее обучение, успешно используемое в странах ОЭСР с 2000 года. Мы уже приступили к его проработке. Анализируем мировой опыт, вырабатываем механизмы его адаптации к нашим условиям и новую методологию. В среднем образовании мы активно продвигаемся к 12-летнему обучению, завершаем его апробацию в 104 школах. И с 2015 года начнем полный перевод школ на 12-летний цикл. При этом наряду с наработкой методологической базы 12-летнего обучения коренным образом пересмотрели и приняли новый стандарт 11-летней подготовки. Ведь в переходный период по этому стандарту будет учиться еще значительная часть школьников – вплоть до 2019 года. Они тоже должны получать образование с новым качеством. По квалификации учителей индикатор Госпрограммы мы также перевыполняем, уже превысили план 2013 года. Теперь ключевое значение будет иметь повышение квалификации по новой 3-месячной системе, разработанной НИШ совместно с Кембриджским университетом. За 2 года через новую систему прошли около 8 тыс. педагогов, и они уже получают серьезные надбавки к заработной плате. Следующий принципиальный шаг в этом деле мы связываем с внедрением подушевого финансирования. В разработанной нами модели такой механизм позволит не только выровнять расходы на обучение по регионам, но и дать новый инструмент материального стимулирования педагогов. Он даст реальную заинтересованность школ и учителей в качестве своей работы. Тогда мы сможем рассчитывать и на рост качества обучения наших детей. В этой связи Министерство готовит принципиально новое предложение по дифференцированному повышению заработной платы педагогов. Потребуются и законодательные изменения в связи с переходом школ на новый режим хозяйственного ведения. В целом подушевое финансирование откроет совершенно новые возможности. Обеспечит прозрачность и эффективность расходов. Введет элементы конкурентности. Создаст базу для развития в перспективе государственно-частного партнерства. И даст хороший инструмент проведения единой государственной политики в среднем образовании. Запланированными темпами идет реализация проекта электронного обучения. Первые результаты уже показали 15%-ное повышение успеваемости. Это соответствует мировой практике, значит, мы движемся правильно. И, что немаловажно, в данной сфере уже задействовано порядка 1 млн. человек – ученики, педагоги, родители и т.д. В свете того, что в мировой практике такое обучение очень быстро развивается и модифицируется, мы внесли предложение существенно ускорить проект. Завершить его не в 2020, а уже в 2016 году. Данный вопрос недавно рассматривался в Правительстве. И, безусловно, крайне важной задачей для нас является прямое поручение Главы государства о ликвидации аварийных, трехсменных школ и дефицита мест. Если в 2011 году для этого была введена только 21 школа, то в 2012 – уже 56. На предстоящий период все планируемые к строительству школы нацелены исключительно на решение данной задачи. И мы готовим предложение в Правительство по дополнительному строительству школ. Нам предстоит существенно укрепить взаимодействие с местными органами, мониторинг и координацию капитального ремонта и других системных мер в этом деле. В техническом и профессиональном образовании самое главное – это принципиальный прогресс во взаимодействии с работодателями. Теперь они задействованы на всех ключевых участках – в Национальном и региональных советах, управлении организациями ТиПО, разработке профстандартов и т.д. На базе объединений работодателей созданы 3 центра подтверждения квалификации. Начато развитие дуальной системы обучения, в ней уже задействовано более 100 предприятий. Это уже сказывается на росте качества, востребованности и трудоустройстве специалистов. Одним из важнейших вопросов на предстоящий период является кадровое обеспечение ТиПО квалифицированными мастерами производственного обучения. Сейчас их заработная плата в разы меньше, чем на производстве, и удержать специалистов в ТиПО трудно. Поэтому мы подготовили предложение о выделении дополнительно 1,6 млрд. тенге из РБ для привлечения в ТиПО 1620 специалистов производства. Такое целевое стимулирование поможет нам кардинально решить эту задачу. Большая работа проведена в сфере высшего образования. Здесь, как и на других уровнях образования, все задания Госпрограммы решаются успешно. Во всех вузах внедрена кредитная технология, расширяется академическая свобода и автономия вузов. Впервые начата государственная поддержка академической и научной мобильности, и т.д. По поручению Главы государства проводится оптимизация вузов. На сегодня число вузов сокращено с 149 до 136 путем их укрупнения. Практика показывает, что большая часть коммерческих вузов не выдерживает планку по качеству образования. Поэтому в течение ближайших 3-х лет планируется сократить их число с 66 до 30. К этому мы подходим очень ответственно, исходя из новых требований к вузам. Проводим самый детальный анализ по материальной базе, преподавательскому составу, востребованности выпускников и т.д. И единственной целью оптимизации считаем обеспечение необходимого качества подготовки. Поэтому вузы в результате укрупнения существенно повышают свой потенциал и способны обеспечить конкурентоспособность выпускаемых специалистов. Причем все студенты объединяемых вузов должны продолжить свое обучение – это однозначное требование. Не исключается оптимизация и государственных вузов, особенно в свете поручения Главы государства об их специализации на потребности регионов. В итоге в ближайшие 2 года общее число вузов страны станет около 100. Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель числа вузов по отношению к населению. В итоге в большинстве регионов Казахстана будет по 1 государственному и 1 крупному частному вузу. Особой нашей заботой является востребованность специалистов. Для этого Министерство ежегодно корректирует госзаказ в соответствии с потребностями рынка труда и ФИИР. И естественно, на востребованность существенно влияет качество обучения. Здесь у нас теперь подключены еще 2 новых механизма – академическая мобильность в лучших университетах мира и приглашение ежегодно около 1000 лучших зарубежных профессоров. Результатом является рост трудоустройства выпускников – в 2010 году 60%, в 2012 – 65%, а к 2015 году выйдем на уровень 78%. Выполняется поручение Главы государства о росте инновационной роли вузов. Более чем в 2 раза выше плановой стала доля вузов, создавших подразделения научных, проектно-конструкторских организаций. Теперь нужен реальный научно-инновационный выход. А это можно сделать, только наладив эффективное взаимодействие вузов с бизнесом. Оно нужно и для решения других важных задач – востребованности специалистов, обеспечения студентов производственной практикой, которая будет закреплена законодательно, и т.д. Здесь большой спектр вопросов, и решать их нам надо сообща – с участием МИО, работодателей, новых механизмов ГЧП. Поэтому полагаю полезным МОН совместно с МЭБП и МФ проработать вопрос внедрения дополнительных стимулов для бизнеса, участвующего в ГЧП в сфере образования. И думаю, что к решению вопросов специализации вузов, востребованности выпускников, взаимодействия с бизнесом целесообразно подключить Региональные советы по подготовке кадров. И несколько слов о науке. За 2 года здесь внедрены принципиально новые законодательные основы, модель управления, механизмы финансирования и подготовки кадров. Могу отметить, как минимум, два важнейших результата. Во-первых, удалось переломить тенденцию старения и сокращения кадрового потенциала. В науку пошла молодежь. И если при старой системе защит в науке оставались только 4% защищенных кандидатов и докторов, то теперь – 90% подготовленных по новой системе докторов PhD. В результате начался заметный рост кадров науки. И резко повысился вклад наших ученых в мировую науку. Число публикаций в авторитетных международных журналах возросло более чем в 2 раза. Теперь главная задача, поставленная перед нами Президентом страны – обеспечить реальный вклад науки в экономику, в развитие Казахстана. И в этом направлении мы концентрируем максимум усилий. Уважаемый Серик Ныгметович! Позвольте заверить, что все задачи Государственной программы развития образования будут и дальше выполняться не менее успешно. Спасибо за внимание. |