Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 3 апреля
Сегодня в Мажилисе под председательством Гульжаны Карагусовой состоялось заседание Комитета по финансам и бюджету. На заседании с участием вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко и вице-премьера Кайрата Келимбетова Министерство труда и социальной защиты населения презентовало законопроект "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" с сопутствующими поправками. О законодательных нововведениях рассказал и ответил на вопросы парламентариев министр Серик Абденов. Обсуждение законопроекта продолжится в рабочей группе, возглавляемой депутатом Нуртаем Сабильяновым. Модернизация пенсионной системы осуществляется во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" и выступлении на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 года. Адаптацию систем пенсионного обеспечения к меняющимся условиям осуществляют в настоящее время многие страны мирового сообщества. Преобразование пенсионной системы актуально и для Казахстана. В настоящее время в связи с убыванием солидарной пенсионной системы и низкой эффективностью накопительной пенсионной системы отмечается тенденция снижения ставки замещения пенсией ранее получаемых доходов. Ставка замещения дохода совокупной пенсией в 2007 году снизилась до 35 %. В последующие годы на основе предпринятого по поручению Главы государства повышения размеров пенсионных выплат она увеличилась до 47 % (2011 г). В 2012 году эффект повышения оказался исчерпанным и ставка замещения снизилась до 44 %. Анализ текущего состояния пенсионной системы и прогнозов ее развития, проведенный национальными и международными экспертами, привел к выводу о том, действующая модель не может обеспечить адекватный уровень пенсионных выплат и финансовую устойчивость пенсионной системы. Коэффициент замещения ранее получаемого дохода совокупными пенсионными выплатами устойчиво снижается, что связано как с убыванием солидарной системы, так и состоянием накопительной пенсионной системы. В такой ситуации, для предупреждения бедности пенсионеров и сохранения ставки замещения на социально приемлемом уровне необходима модернизация действующей системы пенсионного обеспечения, которая будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Все предлагаемые в рамках проекта Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" изменения можно условно сгруппировать на три блока. Первый блок охватывает вопросы, связанные с созданием по поручению Главы государства Единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) на базе АО "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ". Учредителем и акционером ЕНПФ выступит Правительство Республики Казахстан. ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, ведение учета индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений. По обязательным пенсионным взносам планируется сохранить обязательства государства по сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции. Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет утверждаться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ – консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан. Перевод пенсионных активов и накоплений граждан будет осуществлен в полном объеме. В законопроекте предусмотрены переходные положения, регламентирующие порядок перевода индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их пенсионных накоплений из НПФ в ЕНПФ. Действующие НПФ сохранят собственные активы и смогут продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда. Добровольные накопительные пенсионные фонды вправе привлекать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы, осуществлять доверительное управление добровольными пенсионными взносами, управлять пенсионными активами ЕНПФ, в качестве управляющих инвестиционными портфелями. Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять пруденциальное регулирование деятельности добровольных накопительных пенсионных фондов. Второй блок связан с переводом добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых в тяжелых и опасных условиях производства. С учетом того, что численность работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, на 1 января 2012 года по данным Агентства Республики Казахстан по статистике составила 346,6 тыс. человек, можно говорить о том, что добровольная профессиональная пенсионная система не получила своего развития и, соответственно, не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда участников накопительной пенсионной системы. Исходя из этого, предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в размере 5 % от фонда оплаты труда. При этом работодатели будут отчислять ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным, и только тем лицам, которые заняты в них. Перечень видов вредных производств и список профессий работников, занятых в них, будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. человек). В результате предлагаемых изменений не увеличится нагрузка на работодателя, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей. Кроме того, будет усилена заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на производстве, так как от них будут зависеть расходы работодателей на обязательные профессиональные пенсионные взносы. Третий блок связан с унификацией пенсионного возраста женщин. Пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать: – базовую пенсию, – солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа, – накопительную пенсию из НПС в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям. По прогнозным расчетам, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40 % от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии. В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из НПС. Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления пенсионными активами увеличится инвестиционный доход, перечисляемый на индивидуальные пенсионные счета. В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно. Это позволит: – во-первых, провести его безболезненно для лиц предпенсионного возраста. Например, женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, через год или в 59 лет; – во-вторых, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (для поколений, которые будут выходить на пенсию в 63 года); – в- третьих, принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планирует разработать и реализовать специальные меры содействия занятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также женщин предпенсионного возраста. Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы. Принятие вышеуказанного законопроекта потребует одновременного (последующего) приведения в соответствие 10 кодексов и 26 законов. Изменения в сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения" основном связаны с созданием единого накопительного пенсионного фонда. В этой связи предлагается: – Гражданский кодекс Республики Казахстан дополнить нормой, предусматривающей установление типовой формы договора присоединения, заключаемого между ЕНПФ и вкладчиком (получателем); – Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан дополнить нормой, предусматривающей недопущение наложения ареста на обязательные пенсионные взносы (пени), пенсионные активы и пенсионные накопления; – Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" нормами, предусматривающими наделение Национального Банка дополнительными функциями, связанными с созданием Фонда (доверительное управление пенсионными активами единого накопительного пенсионного фонда на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Казахстана, Правительством Республики Казахстан и единым накопительным пенсионным фондом; функции кастодиана в отношении пенсионных активов единого накопительного пенсионного фонда), а также по вопросам валютного регулирования, осуществления деятельности по приобретению, хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, установлению дополнительных полномочий правлению Национального Банка Республики Казахстан по утверждению нормативных правовых актов и др. |