NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:16 ast
20:16 msk

О модернизации пенсионной системы Казахстана
В последнее время в нашей стране развернулись дискуссии по поводу объединения пенсионных фондов. Несомненно, эта тема касается всех и не может быть прерогативой кого-либо, кроме хозяев этих денег, как пенсионеров, так и вкладчиков пенсионных фондов…
08.04.2013 / политика и общество

Рахман АЛШАНОВ, ректор университета "Туран", доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 5 апреля

В последнее время в нашей стране развернулись дискуссии по поводу объединения пенсионных фондов. Несомненно, эта тема касается всех и не может быть прерогативой кого-либо, кроме хозяев этих денег, как пенсионеров, так и вкладчиков пенсионных фондов. Все думают об обеспеченной старости после выхода на заслуженный отдых. Перечисляя часть своих заработанных средств в различные фонды, каждый обеспокоен о сохранности этих ресурсов, при этом хотел бы, чтобы эти деньги не обесценились в результате инфляции и сохранили свою покупательную способность.
На 300 тенге, если покупаю 1 кг мяса сейчас, то через 45 лет (от начала отчисления на пенсию в начале трудовой деятельности в 18 лет и выходе на пенсию в 63 года) я хотел бы также купить тот же 1 кг мяса. Однако этого не происходит. Инфляция обесценивает наши накопления ежедневно. Имеются два выхода.
Первый – государство, накапливая наши сбережения и используя сейчас эти деньги в качестве своеобразных инвестиций, гарантирует выдать пенсии в определенном размере, обеспечивающем не менее стоимости минимальной потребительской корзины. Второй – создаются независимые рыночные накопительные фонды, которые в течение 45 лет используют наши деньги, вкладывают в рентабельные проекты, обеспечивают доходность выше инфляции, при выходе на пенсию вы получаете не только номинальную стоимость своих кровных, но, может быть, еще получите доход, покрывающий инфляционные потери. Так, если через 45 лет килограмм мяса уже стоит 800 тенге, а ваши накопления в 300 тенге в виде процента, дохода приносят как минимум 500 тенге, то ваши деньги сохранили свою покупательную способность. Хотя могут быть отклонения в ту или иную сторону. Но важен факт стремления их сохранить, а также инвестировать в доходное дело.

Критерий – надежность и эффективность
Пенсионеры – люди разного порядка, у одних есть дети, которые содержат в будущем своих родителей, но есть и одинокие, для которых пенсии становятся единственным источником доходов. Вместе с тем даже те, у которых есть дети, оказывающие поддержку, позволяющую в будущем обеспечить безбедную жизнь, хотели бы не сидеть на шее у детей, а сами на свои накопленные деньги жить достойно. Именно поэтому эти деньги наиболее чувствительные, являются социально уязвимыми. Следует отметить, что, когда возвращают использованные деньги вкладчиков, сумма возврата в виде выплачиваемой пенсии не всегда учитывает структуру потребительских расходов. Так, сейчас учитывают главным образом потребительские расходы на продовольственные товары, тогда как на них сейчас приходится порядка 40%, на непродовольственные товары – 45%, услуги – 15%. В результате искажения возникают конфликты, когда реальные затраты на повседневную жизнь не совпадают с размерами пенсии, не покрывающими объективные, умеренные потребности.
С другой стороны, пенсионные накопления имеют особые инвестиционные качества, с которыми практически ни одни деньги сравниться не могут. Прежде всего это "длинные" деньги, их востребуют лишь после 45 лет, после выхода на пенсию. Их можно использовать на проекты, по которым можно возвращать пенсионные инвестиции максимум через четыре десятилетия. А это относится к крупным инфраструктурным проектам, как железные, автомобильные дороги, трубопроводы, порты и т. п. Таким образом, пенсионные накопления обладают уникальным инвестиционным потенциалом, привлекательным, вызывающим повышенное внимание инвесторов.
В мире накоплен значительный опыт использования пенсионных накоплений. Существует три основных вида пенсионных систем. Индивидуально-накопительная – пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями и накапливаются на индивидуальных счетах. Распределительная (солидарная) – организована на принципе "солидарности поколений": пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. Распределительная – пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения, как правило, используется для социально незащищенных граждан, инвалидов, в связи с потерей кормильца и т. п.
Многие государства стремятся обеспечить не только надежность пенсионных накоплений, но и эффективность. Эти деньги, по существу, должны работать, было бы нерациональным их накопление без дела. Но при этом все уже поняли: эти ресурсы нельзя не только пускать на ветер, но и допускать их нахождение в зоне повышенного риска. Создание надежной, гарантированной защиты, сохранности пенсионных накоплений – одно из базовых принципов для тех, кто коснулся этих денег и решился использовать в качестве инвестиций. Это аксиома. Не случайно, как правило, эти накопления находятся под защитой, опекой государства. Ибо при любом раскладе за них будут отвечать государство и пенсионеры, какая бы конъюнктура ни сложилась, кто бы ни использовал их накопления, обязательно как минимум получат их номинальную стоимость.
Учитывая разный характер бизнеса, этические принципы, государства либо доверяют бизнесу управление пенсионными фондами, либо управляют сами. В разряд вторых относятся многие ведущие страны мира. Подобная практика не вызывает нареканий у населения. В условиях низкой инфляции, стабильной экономики на первый план выходит надежность пенсионных накоплений, а не вложения в какой-то бизнес. Развитые государства в своей истории испытали немало горьких периодов, когда именитые компании, в акции которых вкладывались пенсионные накопления, в одночасье рушились, погребая и надежды пенсионеров на будущие доходы. Надежность выше доходности – таков руководящий принцип пенсионной политики многих стран.
В то же время есть страны, где умело используют инвестиционный потенциал пенсионных накоплений. У многих на устах чилийский опыт. В начальный период оте­чественных рыночных отношений романтические настроения возобладали в экономической политике. Нам вполне обоснованно казалось, что мы, будучи активными пионерами по внедрению рыночных отношений, добьемся существенных результатов по применению прогрессивных методов использования пенсионных накоплений. Были созданы частные фонды, которые аккумулировали основную часть пенсионных накоплений населения страны. На 01.01.2013 г. число вкладчиков (получателей) пенсионных фондов увеличилось до 8 422 512 ед., а их накопления выросли до 3 183,2 млрд. тенге. Ежегодные выплаты пенсионерам достигли 323,0 млрд. тенге. В настоящее время действуют 11 накопительных пенсионных фондов. Из них наибольшую сумму пенсионных накоплений (75,1%) имеют 4 фонда: Народного банка Казахстана – 33,3%, ГНПФ – 19,6%, "Улар Умит" – 12,6%, "Грантум" – 9,6%.

Основные проблемы
В экономике страны растет роль пенсионного сектора. Отношение пенсионных накоплений к ВВП на 01.01.2013 г. выросло до 10,1%, а пенсионных взносов – до 7,8%. Структура совокупных активов и капитала пенсионных фондов достигла 107,3 млрд. тенге.
За 20 лет их существования выявились основные проблемы их функционирования. Неразвитость рынка ценных бумаг привела к тому, что вкладывать пенсионные накопления особенно некуда. Одни успешные компании, главным образом сырьевые, размещали свои акции за рубежом, где можно было привлечь относительно дешевые деньги и в последующем безболезненно рассчитаться. Другие успешные компании не спешат размещать акции на отечественной фондовой бирже. В итоге рынок сузился.



И государство, учитывая ситуацию на молодом развивающемся рынке, пыталось максимально ограничить сферу приложения пенсионных денег, ограждая от чрезмерных рисков. Рынок приложения пенсионных накоплений остался без высокодоходных сфер. Основная часть пенсионных накоплений вкладывается в государственные ценные бумаги (50,5%), в том числе в ценные бумаги Минфина (49,1%). На втором месте негосударственные ценные бумаги эмитентов РК (25,9%), главным образом облигации (20,5%). И этот показатель уменьшается. Доля остальных финансовых инструментов составляет 23,6%. Нужно отметить, что резко (за год на 83,6%) вырос удельный вес вкладов в банках второго уровня до 10,4%. По всем остальным секторам произошло снижение.
Сложившуюся ситуацию можно трактовать двояко. Рост вкладов только в двух направлениях – государственные ценные бумаги и в банках второго уровня – говорит об акценте инвестиционной политики пенсионных фондов на консервативный сценарий, ставку на надежность инструментов. С другой стороны, ощутима и поддержка негосударственного сектора, которая по объему занимает второе место. Можно сказать, что нет монополии по использованию немалых ресурсов пенсионных фондов только государством. Негосударственный сектор в 2013 году получил инвестиций фондов на сумму в 812,1 млрд. тенге, что на 87,9 млрд. тенге больше, чем в 2012-м.
Характерным для развивающегося рынка стала высокая инфляция. Логически и исторически она у нас должна была быть относительно низкой, но из-за деформированности рыночных отношений, в силу недостаточной конкуренции бизнеса, избыточной спекулятивности в торгово-финансовой сфере инфляция искусственно поддерживается на высоком уровне. Инфляция на корню губит доходность вложения пенсионных фондов. Инфляция выше доходности. Так, с ноября 2009 г. по ноябрь 2010 г. коэффициент номинального дохода составил 16,95% при уровне инфляции за этот период – 26,82%. С ноября 2009 г. по ноябрь 2010 г. – соответственно 4,17% при инфляции 7,70%. Аналогичная картина и в 2012–2013 гг.
Анализ показывает, что в краткосрочном периоде накопленный уровень инфляции существенно превышает средневзвешенные коэффициенты доходности номинального дохода пенсионных фондов как по умеренному, так и по консервативному инвестиционному портфелю.
При такой ситуации теряется весь смысл мотивации существования частных пенсионных фондов. Ограниченность рынка толкает отдельные пенсионные фонды на участие в высокорисковых вложениях, приобретении акций не надежных, а иногда и сомнительных компаний, банков. В результате целый ряд пенсионных фондов понес значительный ущерб. Так, на 1 января 2013 г. потери пенсионных фондов из-за дефолта эмитентов по выпускам ценных бумаг составили 16,9 млрд. тенге. Рынок, по существу, оказался не готовым к принятию и использованию пенсионных накоплений. Инфляция свела на нет качество "длинных" денег, основного преимущества пенсионных накоплений.
По оценке Нацбанка, накопленный уровень доходности за период 1998–2012 гг. по умеренному инвестиционному портфелю составил 366,15% и по консервативному портфелю – 356,07, а накопленное значение инфляции – 236,31%.

Слабое звено
Самое слабое звено – деятельность НПФ. Об эффективности их работы свидетельствуют данные за 2010 г., когда 7 фондов получили прибыль, а 6 фондов допустили убыток на 2,8 млрд. тенге. О существенном снижении качественных показателей говорят следующие данные. Так, в 2005–2007 гг. ежегодный прирост пенсионных накоплений составлял в среднем от 30 до 40%, а "чистого" инвестиционного дохода – до 65%, в 2010 г. данные параметры уже составили соответственно 21 и 16%.
Ко всему прочему, учитывая определенный менталитет, в руководстве ряда пенсионных фондов появилось желание пожить на широкую ногу. Так, пенсионные фонды имели 0,5% комиссионных от деятельности пенсионных активов. Управляющие компании пенсионных активов имеют комиссионные вознаграждения на уровне 15%. В первоначальный период, когда уровень накоплений был невысок, подобный размер вознаграждения выступал стимулом. Однако сейчас, когда эти значения превысили 3,3 трлн. тенге, вес каждого процента вознаграждения значительно вырос. При этом величина комиссионных не привязана должным образом к эффективности, а все больше зависит от величины пенсионных накоплений. Эта негативная ситуация, когда материальное благополучие работников пенсионных фондов зависело только от суммы отчислений, была только на руку всем сотрудникам системы.
К сожалению, данный анахронизм, когда фонды теряли доходность, а доходы сотрудников росли, был обнаружен весьма поздно. Деньги пенсионеров, как настоящих, так и будущих, мягко говоря, использовались незаслуженно. Дорогие офисы, джипы, высокие зарплаты, отдых на престижных курортах – и все это на деньги пенсионеров. Моралью, совестью здесь и не пахло. Завышенные и неоправданные издержки превратились в норму. Так, ежегодно тратится 600 млн. тенге на оповещение вкладчиков о состоянии индивидуального пенсионного счета. В 2010 г. при переводе из одного НПФ в другой 1,5 млн. чел. расходы на рассылку уведомлений о переводе накоплений составили 45 млн. тенге, а агентские расходы – около 2 млрд. тенге. Содержание автоматизированной информационной учетной системы технического сопровождения, продление лицензий и т. п. достигают 500 млн. тенге. Все эти и другие издержки покрываются за счет пенсионных активов, с установлением высоких коэффициентов вознаграждения за управление и инвестиционную деятельность.
Все это происходило в силу новизны и невнимания общества, всех вкладчиков, участников пенсионной системы к тому, как работают пенсионные фонды. Психологически за долгие годы граждане привыкли к тому, что государство берет все заботы на себя. Неоправданный конформизм, неадекватность экономического поведения, мышления к рыночным реалиям, к своим же деньгам, будь то КСК, НПФ, способствуют тому, что не обремененные излишней совестливостью теряют границы между заработанным и чужим. Нужно сказать, что есть элементы криминальных действий, когда создавались схемы похищения пенсионных вкладов. Так, по данным Нацбанка, некоторые фонды приобретали бумаги аффилиированных компаний, которые попадали в дефолт. При этом акционеры фондов были связаны с этими искусственно дефолтными, убыточными компаниями.

Когда механизм не работает
Согласно данным Нацбанка, в период с 2004–2012 г. ликвидировано два НПФ – АО "НП "Валют-Транзит Фонд" и АО "НПФ "Коргау". За аналогичный период Нацбанком выдано разрешение пяти НПФ на реорганизацию: АО "НПФ "Индустриальный Казахстан" в форме присоединения к АО "НПФ "ГНПФ"; АО "НПФ Аманат Казахстан" в форме присоединения к АО "Евразийский НПФ", впоследствии АО "Евразийский НПФ" переименован в АО "НПФ "Астана"; АО "НПФ "БТА Казахстан" в форме слияния с АО "НПФ "Улар Умит"; АО "КНПФ "Филип Моррис Казахстан и АО "НОНПФ "Курмет" в форме присоединения к другим НПФ.
Безусловно, недостатки были и есть, но главное, что механизм рынка пенсионных вкладов оказался не работающим. В конечном счете государство понесло бы всю тяжесть дефектов этого сегмента финансового рынка. Уже сейчас, поскольку доходность НПФ гарантируется государством, на покрытие убытков потрачено более 8 млрд. тенге. Но главной проблемой из-за низкой доходности и убыточности отдельных НПФ становится угроза того, что начиная с 2032 г. бюджет для компенсации потерь и текущей выплаты гарантированных пенсий должен брать деньги Нацфонда. По оценке, в течение ближайших 10 лет прогнозируется выход на пенсию порядка 1,5 млн. чел. – ежегодно со 100 тыс. в 2011 г. до 200 тыс. в 2021 г., со среднегодовым ростом пенсионных выплат до 39%. При этом для данной категории вкладчиков НПФ, находящихся в системе от 14 до 23 лет, сумма пенсионных выплат к 2022 г. может составить от 500 до 600 млрд. тенге.



Основным противоречием пенсионной системы страны стало то, что увеличивается разрыв между темпами роста количества вкладчиков, достигших пенсионного возраста, и сложившимся в стране средним значением обязательных пенсионных поступлений.
По расчетам Нацбанка, Г. Марченко полагает, что при росте пенсионных выплат бюджет к 2042 г. исчерпает ресурсы Нацфонда, полученные от нефтяных сверхдоходов. То есть те, кому сейчас 44 года, при выходе на пенсию по возрасту могут оказаться без них. Слабость отечественной пенсионной системы заключается и в том, что из 8,5 млн. работающих регулярно отчисляют пенсионные взносы всего 3,5 млн. человек, или 41%. Кроме того, из 2,7 млн. самозанятых эти взносы осуществляют только 932 тыс., или 34,5%. В результате средние накопления на одном пенсионном счету составили менее 400 тыс. тенге при относительной норме 1 800 тыс. тенге, или в 4,5 раза меньше, чем требуется.
При этом, как правило, на пенсию рассчитывают все 100%. Как известно, получая в конечном счете маленькую пенсию, эта категория требует низких тарифов, низких цен, увеличения социальной поддержки.
Другая проблема заключается в том, что в 2012 г. более 17% женщин, по данным министра труда и социальной защиты Серика Абденова, не имели необходимого стажа и не могли претендовать на солидарную часть пенсионных выплат. По расчетам министра к 2015 г. количество таких женщин достигнет 50%, а к 2018 г. и вовсе 100%.

Выход есть
Каков выход? Правительство в лице вице-премьера Кайрата Келимбетова отстаивает необходимость создания Единого национального пенсионного фонда (ЕНПФ). Понятно, что в силу недостаточности сфер приложения пенсионных накоплений доходность, по существу, не изменится. Но здесь главным представляется их надежность, гарантии сохранности пенсионных накоплений. Интересно, что в этих нешуточных дискуссиях не очень-то слышны голоса самих хозяев этих денег, тех, кто перечисляет деньги в пенсионные фонды. Конформистское настроение населения обусловлено главным образом тем, что их перечисления гарантированы государством, а на доходность они особенно и не рассчитывали. Этим можно объяснить столь невозмутимое, олимпийское спокойствие. Провалы ПИФов, жертвоприношения "кидалам" типа "Смагулов и К", МММ и другие безвыигрышные лотереи надолго отбили желание у большинства населения страны играть в доходность ценных бумаг. Их волнует надежность вкладов, отчислений в пенсионные фонды. Раз государство гарантирует безопасность вкладов, то вкладчики пенсионных фондов правомерно от дискуссии отошли.
На данном этапе меры государства представляются как шаг назад от рыночных принципов в сторону методов патернализма, государственного капитализма, дирижизма. Ибо сейчас шаг вперед, так как сложившаяся ситуация была бы шагом в зону повышенного риска. Да и по существу суть вопроса в том, что государство недовольно работой НПФ и стремится оптимизировать их работу. Государство само намерено рыночными методами "дирижировать" накоплениями, реализовать в полной мере методы государственно-частного партнерства. Из всех субъектов пенсионного рынка – вкладчики, пенсионные фонды, государство – в данной модернизации главными оппонентами являются государство и НПФ.



Какие же предлагаются меры по спасению пенсионной системы? Очевидно, что решение пришло не в одночасье. Есть опасения, и что предлагается взамен. Будет создан ЕНПФ на базе ГНПФ. Остальным предлагаются три пути: ликвидироваться и по достойной цене продать активы, слиться в ЕНПФ или же преобразоваться в управляющие компании. Новая пенсионная система, по мнению Главы государства Нурсултана Назарбаева, "позволит более эффективно и безопасно распоряжаться накоплениями наших граждан". Прежде всего в 2013 г. все индивидуальные пенсионные счета вкладчиков будут переданы в ЕНПФ. Этот перевод будет осуществлен в полном объеме, при этом данный акт, по утверждению К. Келимбетова, не является национализацией пенсионных накоплений, которые остаются в собственности граждан. Никто их не конфискует.
По мнению Г. Марченко, необходимо в долгосрочной перспективе создать надежные механизмы защиты от возможных поползновений Правительства закрыть какую-либо брешь в бюджете. А такие соблазны имели место ранее.
Другое небесспорное предложение – унифицировать пенсионный возраст. Инициатива министра С. Абденова понятна. Есть угроза дыры в бюджете. Оттянуть сроки можно, увеличив время выхода женщин на пенсию. Ведь многие уже сейчас не торопятся на пенсию, зная ее относительно низкий уровень. Нельзя сказать, что возникшие проблемы характерны только для Казахстана. В той или иной форме их переживают многие страны. Даже Чили, на которую мы ориентировались, после 17 лет использования модернизированной пенсионной системы вынуждена отступить под давлением возникших проблем.

Жить по средствам
Основные болевые точки национальных пенсионных систем известны. Опережающий рост инфляции над доходностью, неустойчивость отдельных рынков, куда вкладываются деньги фондов, снижение рождаемости при увеличении продолжительности жизни, несоответствие доходов национальных бюджетов и роста объема выплат пенсий и т. п. Ряд из них обострились.
По существу, одним из составляющих причин долгового кризиса в европейских странах стал дефицит ресурсов для поддержания высокого уровня социальных стандартов, в том числе пенсий. Особенно заметно это в странах Южной Европы, где производительность труда отстает от той же Германии, а пенсия в Испании практически одинакова (1 200 долл. и 1 190 долл. соответственно). И естественно, стремление повысить пенсионный возраст до 67 лет во Франции, Германии, Италии, Великобритании – до 68 лет вызывает понятное негодование, яростное сопротивление населения.
К хорошему быстро привыкают, чем признать ослабление конкурентоспособности национальной экономики, падение налоговых и пенсионных поступлений, высокий уровень безработицы. Среди непопулярных мер решение парламента Кипра для борьбы с кризисом национализировать пенсионные накопления. Во многих странах обеспокоены старением населения. Вроде радоваться надо увеличению продолжительности жизни. Однако рост объема пенсионных выплат требует значительных финансовых усилий и ложится бременем на бюджет той или иной страны.
Данное противоречие пытаются решать именно за счет увеличения пенсионного возраста. В Японии при средней продолжительности в 82,1 года, для мужчин и женщин установлен единый пенсионный возраст – 70 лет, в Дании, Норвегии, Германии – 67, США, Канаде, Швеции – 65. Существует определенная временная зависимость между средней продолжительностью жизни в стране и пенсионным возрастом – от 10 до 15 лет.
Из-за ухудшения демографической ситуации распределительные пенсионные системы оказались на грани дефолта. На каждого пенсионера приходится все меньше работающих. Пенсионная система мира вступает в эпоху острейшего противоречия. Государства, правительства стремятся поднять пенсионный возраст, население требует увеличения размера пенсий. Об обострении ситуации свидетельствует положение в США, где в 1950 г. на одного работающего приходилось 8 трудоспособных, а к 2020 г. ожидается снижение данного показателя вдвое. И это в США, где, как и в Европе, в пенсионной накопительной системе участвует свыше 80% населения. В других регионах мира ситуация более напряженная. Так, в Азии в ней принимают участие 40% населения, в Африке – 5%. В Китае понятие "пенсия" находится на стадии формирования, а для сельских жителей и вовсе не рассматривается.
Следует отметить, что в разных странах роль негосударственных пенсионных фондов различна. В США, Канаде, Великобритании, Австралии они составляют более 40%, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии – менее 5%.
По всеобщему мнению, мировая пенсионная система переживает наиболее сложный этап своего развития, и долгосрочные прогнозы не радужны. Пенсионная система Казахстана "болеет" теми же недугами. Стремление максимально снизить риски, добиться эффективности модернизируемой национальной пенсионной системы – всеобщая задача. Идеального решения нет, как нет ее в мире. Но думать, как сделать лучше и постараться максимально защитить старость – этой цели альтернативы нет.
Вместе с тем очевидно, надо жить по средствам. Раздать нажитое не сложно, труднее поддерживать накопления на должном уровне. Главной гарантией социального благополучия был и остается подъем национальной экономики на основе результативной диверсификации, масштабного внедрения инноваций, опережающего роста производительности труда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2013
Бюро Сената распределило законопроекты и утвердило повестку очередного заседания Палаты 30.04.2013
Депутатский законопроект "О противодействии коррупции" 30.04.2013
Вице-премьер Асет Исекешев раскритиковал пассивность администрации АО "АрселорМиттал Темиртау" в модернизации производства 30.04.2013
МОН РК провело очередное заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30.04.2013
Председатель Правления КМГ принял участие в брифинге в Службе центральных коммуникаций 30.04.2013
Глава КМГ не согласен с критическими замечаниями в адрес компании 30.04.2013
Арестован президент Федерации Боснии и Герцеговины 30.04.2013
Рабочий график Главы государства 29.04.2013
Глава государства посетил специализированный лицей "Арыстан" 29.04.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz