Г. ЖОЛДАСБАЕВА, судья Специализированного межрайонного административного суда г. Астаны, "Юридическая газета", 23 апреля
С одной стороны, миграция позволяет сгладить последствия демографического кризиса, с другой – является крайне негативным фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве. В этих условиях чрезвычайно повышается актуальность исследования административно-правовых средств воздействия правонарушениям в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РК, основу которых составляет административная ответственность. Незаконная (внешняя) миграция – это въезд в определенную страну, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок пребывания иностранных граждан, произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда. Таким образом, незаконная миграция – это всегда незаконное действие. Лицо осознает, что нарушает закон, когда готовится пересекать или пересекает границу, когда отказывается вернуться или самостоятельно меняет свой правовой статус. Миграция, в первую очередь, связана с тем, что несколько последних лет до кризиса и в посткризисное время экономика Казахстана динамично развивается. Соответственно, повышается и уровень жизни, заработной платы. Так как государство не может самостоятельно удовлетворить потребность в высококвалифицированных кадрах, количество мигрантов увеличивается. С тех пор как республика стала признанным лидером центральноазиатского региона, сюда хлынул поток иностранцев в поисках лучшей жизни и высоких заработков. До 2005 года в Казахстан в рамках квоты прибывало в среднем по десять тысяч человек. В 2006 году количество трудовых мигрантов превысило тридцать тысяч. Растет число рабочих, приезжающих вне квоты. Согласно официальным данным, в стране на шесть специалистов с высшим и средне-специальным образованием приходится лишь один выпускник начального профессионального учебного заведения, в то время как в других странах на одного инженера приходится пять подготавливаемых рабочих. Возникающая же на рынке труда Казахстана нехватка рабочих рук компенсируется, и, вероятно, и в дальнейшем будет компенсироваться за счет трудовых мигрантов. При рассмотрении дел данной категории судьи замечают несоответствие пределов санкции, предусмотренных ст. 394 Кодекса РК об административных правонарушениях, принципам законодательства об административных правонарушениях, в частности, принципу гуманизма (когда административное взыскание, применяемое к лицу, совершившему правонарушение, не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства), а также общим правилам наложения взыскания за адмправонарушение (административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя). Зачастую получается, что судья назначает взыскание в точном соответствии с положениями закона, но несправедливое. Многие местные предприниматели и чиновники при строительстве жилых или других объектов используют рабочую силу из стран постсоветского пространства (узбеков, таджиков), при этом выплачивая плату за труд на порядок меньше, чем их казахстанским коллегам. В противном случае недобросовестные работодатели забирают паспорта у мигрантов, а когда непривередливые, трудолюбивые, без вредных привычек, послушные универсальные строители, боящиеся выйти за пределы дома, чтобы избежать встречи с полицией, возведут хоромы, хозяева "сдают" их сотрудникам миграционной полиции. В результате рабского труда вместо получения соответствующей платы за оказанные услуги эти строители подлежат аресту с административным выдворением за пределы Казахстана. Граждане Кыргызстана используются на уборках улиц г. Астаны. Когда судья спрашивает о причинах въезда в РК, они сообщают, что их направило по договоренности с Казахстаном кыргызское Правительство. По данным Министерства экономического развития и финансов КР, около пятидесяти тысяч жителей этой страны зарабатывают на жизнь в соседней стране. И хотя кыргызское правительство работает над тем, чтобы создавать рабочие места у себя, особых результатов пока нет. Поэтому Кыргызстан заинтересован в том, чтобы его граждане уезжали на заработки за рубеж. По приблизительным подсчетам, в последние годы объем поступивших в республику от трудовых мигрантов средств составил пятьсот-семьсот миллионов долларов. Во всем мире миграция населения признается фактором, направленным на развитие государств, рост их экономического и интеллектуального потенциала. Сейчас Казахстан испытывает значительный дефицит высококвалифицированных кадров. Согласно официальному прогнозу Министерства труда РК, потребность республики в рабочей силе будет увеличиваться на шестьдесят тысяч человек ежегодно и к 2015 году только официально в стране будет задействовано около 1,2 миллиона иностранных рабочих. Вот всевозможные проблемы, которые при этом возникают: негативное воздействие на социально-экономическое положение региона, криминогенная, санитарно-эпидемиологическая обстановка, а теперь еще и создание потенциальной угрозы экстремизма, с одной стороны, унизительные условия существования, произвол работодателей, бесправие, невыплаты заработков, а иногда и вообще бесплатный труд – с другой. До настоящего времени в государстве отсутствует система межведомственного контроля за пребыванием в стране иностранцев. Нередко в средствах массовой информации появляются публикации о том, что государство не достаточно финансирует пограничные войска, не контролирует занятость иностранцев на территории страны, их передвижение, не следит за депортацией при окончании срока визы. В результате этого растут нарушения режима въезда-выезда, правил пребывания и передвижения иностранцев. С моей точки зрения, для решения данных проблем необходимо обеспечить совершенствование законодательства РК по вопросам регламентирования въезда и последующего пребывания на территории республики иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности, с целью осуществления трудовой деятельности, усиления ответственности за организацию незаконной миграции. Министерство труда и социальной защиты населения предложило новую концепцию миграционного законодательства, считая, что старая устарела и не соответствует целям и денежной политике страны. Так, в старом законодательстве нет четкой классификации миграционных потоков. В итоге республика не имеет единой системы учета, прогнозирования и планирования миграционных процессов. Новая концепция должна предусматривать виды, типы и формы миграционных потоков. К примеру, трудовых мигрантов хотят разбить на три категории: иностранные специалисты, сезонные работники и бизнес-иммигранты. Иностранные специалисты и сезонные работники будут привлекаться по установленной Правительством РК квоте. Сейчас устанавливается только общая квота на иностранную рабочую силу, тогда как в мировой практике применяются и отраслевые. При установлении такого деления на категории возможно было бы предусмотреть соответствующее каждой категории административное взыскание в Кодексе Республики Казахстан об административном правонарушении. |