NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:00 ast
16:00 msk

Развитие ГЧП в Казахстане сдерживается наличием внешних и внутренних факторов
М.Кусаинов: В Казахстане сегодня интерес инвесторов к реализации крупных проектов находится на низком уровне ввиду высокой стоимости хеджирования валютных рисков, что существенно при привлечении займов в валюте, либо вхождении в проект иностранного инвестора
24.04.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 апреля

Развитие ГЧП в Казахстане на текущий момент сдерживается наличием внешних и внутренних факторов.
Такое мнение прозвучало сегодня в Мажилисе. За круглым столом в этой Палате парламентарии с участием представителей государственных органов и неправительственных организаций рассмотрели поправки по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения.
О законодательных нововведениях проинформировал вице-министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов (тезисы):
Государственно-частное партнерство (ГЧП), получив большое распространение в мире, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов.
Развитие ГЧП в Казахстане на текущий момент сдерживается наличием внешних и внутренних факторов. Прежде всего, мировой экономический кризис скорректировал планы развития ГЧП, как в Казахстане, так и в других странах мира. Международные инвесторы более тщательно подходят к выбору проектов для инвестиций с учетом страновых рисков и законодательной основы. При этом усиливается конкуренция за ресурсы на развивающихся рынках.
В Казахстане сегодня интерес инвесторов к реализации крупных проектов находится на низком уровне ввиду высокой стоимости хеджирования валютных рисков, что существенно при привлечении займов в валюте, либо вхождении в проект иностранного инвестора. Кроме того, дефицит долгосрочного и проектного заемного финансирования затрудняет реализацию проектов ГЧП. Недостаточно также проектов с сильной экономикой. Автодорожные проекты не получили развития по схеме ГЧП из-за слабой коммерческой привлекательности в связи с низким трафиком, большой протяженностью дорог и низкой платежеспособностью пользователей.
Наряду с вышеназванными проблемами существуют законодательные и институциональные факторы, затрудняющие реализацию проектов ГЧП.
Во-первых, ограниченность финансовых механизмов для равномерного распределения рисков в ГЧП проектах. Это отсутствие механизмов для гарантированного возврата инвестиций и обеспечения доходности инвестора, нестабильность тарифообразования в сфере естественных монополий и неустойчивость денежных поступлений при оказании услуг в проектах ГЧП.
Во-вторых, отсутствие в законодательстве других видов контрактов ГЧП, что затрудняет привлечение инвестиций в социальную сферу, ЖКХ и другие сектора экономики.
В-третьих, длительность и сложность процедур планирования и подготовки проектов делают проекты ГЧП непривлекательными как для инвесторов, так и государственных органов, особенно на региональном уровне.
В-четвертых, несовершенство институтов поддержки ГЧП тормозит практическую реализацию проектов ГЧП.
В связи с вышеизложенным, предлагается рассмотреть следующие подходы.
Первое. Повышение привлекательности ГЧП проектов. Для повышения привлекательности проектов, по поручению Главы государства, в этом году был принят закон о проектом финансировании, который защищает права кредиторов и позволяет заимствоваться под будущие денежные потоки по проекту, в отличии от традиционного подхода – под твердые залоги или гарантии.
В соответствии с мировой практикой для усиления модели "ВТО" наряду с существующим механизмом "Плата с потребителей" предлагается внедрение нового механизма – "Плата за доступность". Данный механизм предусматривает, что концессионер обеспечивает строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объекта, при этом концессионер не взимает плату с потребителей, либо взимаемая плата направляется в бюджет государства.
При этом государство обеспечивает возмещение концессионеру инвестиционных, эксплуатационных затрат и вознаграждения за управление путем равномерных выплат. Это позволит оптимизировать расходы госбюджета, равномерно распределяя нагрузку на долгосрочный период. В отличие от традиционных госзакупок, инвестор будет нести финансовую ответственность за качественное строительство и долгосрочное содержание объекта ГЧП.
"Плата за доступность" будет применяться только на не окупаемых проектах, таких как строительство и эксплуатация автодорог с низким уровнем трафика, школ, детских садов, больниц, поликлиник. В целях расширения круга участников в проектах ГЧП предлагается изменить размер участия инвесторов с фиксированных 20% до не менее 10% от стоимости проекта.
Для обеспечения стабильности тарифного регулирования в сфере естественных монополий для проектов ГЧП предусматривается закрепление порядка формирования тарифа в контрактах, что даст финансовую устойчивость проектам на долгосрочный период. Возможность практического применения меры государственной поддержки "гарантии потребления" позволит обеспечить концессионеру долгосрочный гарантированный спрос на предоставляемые им качественные услуги.
Второе. Внедрение новых видов контрактов ГЧП. В соответствии с Законом "О концессиях", принятым в 2006 году, в Казахстане применяется только концессия по механизму "BTO". Другие модели, применяемые в международной практике и позволяющие шире привлекать частный сектор в проекты ГЧП, в казахстанском законодательстве не предусмотрены.
В связи с этим, предлагается расширить линейку контрактов ГЧП.
1. Использование для реализации ГЧП проектов объектов, находящихся в частной собственности по контрактам строительство-эксплуатация-управление, а также с возможностью передачи в собственность государству (ВОО, BOL, ВОТ, BOLT). Частная собственность по данной модели на объект ГЧП обеспечивает дополнительный комфорт инвестору и позволяет сократить (BOO), либо отложить (BOT) расходы государства по возмещению стоимости объекта. Например, по частным детским садам, государство будет выплачивать арендные платежи на содержание и эксплуатацию объекта, в случае если родительские платежи не покрывают такие расходы.
Это позволит повысить привлекательность инвестиций в строительство детсадов и, соответственно, повысить охват детей дошкольными учреждениями наряду с действующей программой "Балапан".
2. Передача в управление объектов, находящихся в государственной собственности по контрактам на управление "реконструкция/эксплуатация/аренда/управление" (O&M, МС). По данным видам контрактов ГЧП будет предусматриваться введение нового финансового механизма – "вознаграждение за управление объектом концессии". Это позволит привлечь частные инвестиции в реконструкцию уже существующих, но физически изношенных объектов и повысить эффективность их управления.
По контракту на управление можно проработать также передачу на реконструкцию и управление административных зданий, объектов спортивной инфраструктуры г. Астаны.
3. Комбинирование любых видов контрактов с учетом особенностей проектов (DBFO), используемых в международной практике.
Третье. Совершенствование процедур подготовки ГЧП проектов. Для повышения качества отбора концессионеров, сокращения сроков подготовки проектов предлагается привести конкурсные процедуры в соответствие с международной практикой. Для сложных проектов отбор инвестора проводить по принципу предварительной квалификации, основанной на опыте компании, и применения двухэтапного конкурса. То есть, на первом этапе отбираются лучшие проектные решения с проведением госэкспертизы и на втором – лучшее финансовое решение.
В этом случае, не требуется разработка госорганами ТЭО проектов и проведение необходимых экспертиз. Для менее сложных проектов с целью сокращения сроков по их разработке предусматривается подход, основанный на применении типовых проектов и упрощенных процедур (детские сады, школы, поликлиники, общежития). Будут также разработаны и утверждены стандартные концессионные модели для отраслей, типовые контракты, "дорожные карты" для инвесторов и госорганов.
В 2013-2014 годах предлагается сфокусироваться на реализации пилотных ГЧП проектов в отдельных сферах. В результате апробации пилотных проектов в приоритетных сферах в дальнейшем будет возможность тиражирования ГЧП проектов. Это позволит наработать практический опыт и избежать негативных последствий, снизить единовременную нагрузку на бюджет, обеспечить привлечение частного сектора для оказания общественных услуг. Следует отметить, что ГЧП контракты в мировой практике реализуются только в сферах предоставления общественных услуг, традиционных для государства.
В целом, вышеназванные инициативы учтены в разработанном законопроекте по внесению изменений в Закон о концессиях и другие законодательные акты в соответствии с пунктом 45 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента народу Казахстана от 27 января 2012 года.
Развитие ГЧП должно снизить нагрузку на бюджет, обеспечить привлечение частного сектора для оказания общественных услуг. С учетом предлагаемых изменений Закон "О концессиях" станет базовым законом, регулирующим государственно-частное партнерство в Казахстане. Впервые на законодательном уровне будет закреплено понятие "государственно-частное партнерство" соответствующее международной практике, вводятся новшества и устраняются отдельные коллизии в законодательстве мешающие реализации ГЧП проектов.
В результате для отечественных инвесторов участие в проектах ГЧП станет альтернативой ежегодным государственным закупкам, обеспечивая долгосрочный бизнес, а для государства – развитие сектора услуг. Для решения вышеизложенных проблем действующих концессионных проектов, а также стимулирования экономического развития страны через возможности инноваций, прямых инвестиций, эффективных, зеленых технологий ГЧП проектов, необходимо придать новый импульс развитию ГЧП в Казахстане, как на отраслевом, так и региональном уровне путем принятия положений данного законопроекта.
* * *
Предложения по законодательному регулированию отдельных вопросов государственно-частного партнерства на основе опыта Карагандинской области прозвучали в докладе заместителя акима этой области А. Ахметжанова. О развитии ГЧП в ВКО сообщила заместитель начальника ГУ "Управление экономики и бюджетного планирования области С. Улакова. Первый положительный проект ГЧП продемонстрировал председатель Правления АО "Батыс транзит" А. Искаков. Проблемы и перспективы развития ГЧП в Казахстане высказаны в докладе управляющего директора НЭП "Атамекен" Ю. Якупбаева. Своим мнением по законодательным поправкам поделились: председатель Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства регионального развития В. Галиев, а также представители Европейского Банка реконструкции и развития, компании Salans в Казахстане, Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведении.
Круглый стол состоялся в рамках Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова. А руководителем рабочей группы по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения" является депутат Мажилиса Аскар Базарбаев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2013
Бюро Сената распределило законопроекты и утвердило повестку очередного заседания Палаты 30.04.2013
Депутатский законопроект "О противодействии коррупции" 30.04.2013
Вице-премьер Асет Исекешев раскритиковал пассивность администрации АО "АрселорМиттал Темиртау" в модернизации производства 30.04.2013
МОН РК провело очередное заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30.04.2013
Председатель Правления КМГ принял участие в брифинге в Службе центральных коммуникаций 30.04.2013
Глава КМГ не согласен с критическими замечаниями в адрес компании 30.04.2013
Арестован президент Федерации Боснии и Герцеговины 30.04.2013
Рабочий график Главы государства 29.04.2013
Глава государства посетил специализированный лицей "Арыстан" 29.04.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz