NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 04:59 ast
02:59 msk

Министерство образования и науки провело I Съезд филологов Республики Казахстан
Впервые в истории отечественной филологии вместе собрались педагоги, ученые, специалисты и эксперты, чтобы определить и обсудить основные приоритеты развития филологического образования Казахстана
20.05.2013 / политика и общество

17 мая 2013. Астана

Министерство образования и науки Республики Казахстан провело I-ый Съезд филологов Республики Казахстан.
Впервые в истории отечественной филологии вместе собрались педагоги, ученые, специалисты и эксперты, чтобы определить и обсудить основные приоритеты развития филологического образования Казахстана.
Новые задачи, поставленные Главой государства в Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", требуют новых подходов в обеспечении качества образования.
Одним из механизмов их реализации стал Съезд филологов, на котором обсуждались актуальные вопросы состояния и развития языкового и литературного образования в республике. Съезд филологов призван продолжить традиции Республиканских съездов учителей математики, химии и биологии (2011 -2012 гг.) и способствовать интеграции науки и образования, учительского сообщества и представителей академической науки.
Работа Съезда нацелена на совершенствование филологического образования в условиях интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство. Это вызвано новыми трендами образования – необходимостью обновления содержания образовательных программ изучения языков, определения конкретных путей развития полиязычного образования, решения проблем потребности педагогических кадрав по филологическим дисциплинам.
На Съезд прибыло свыше 600 делегатов из 16 регионов Казахстана и из других государств. В работе съезда были озвучены актуальные вопросы филологического образования в Республике Казахстан.
В работе Съезда приняли участие учителя-филологи, ученые, ведущие деятели образования и науки, педагоги-новаторы различных уровней образования, руководители и работники органов управления образования, развития языков, бибилиотечной системы. Они высоко оценили состоявшийся заинтересованный обмен мнениями и конструктивный подход к формированию предложений и рекомендаций по дальнейшему развитию филологического образования в Республике Казахстан.
На Съезд вынесены актуальные вопросы филологического образования в Республике Казахстан, совершенствование методологического, нормативного и учебно-методического сопровождения обучения языку и литературе в условиях модернизации образования, развитие функциональной грамотности подрастающего поколения при обучении языку и литературе, преемственность образовательных стратегий в системе "детский сад-школа-колледж-вуз", профессионально-педагогическая подготовка и переподготовка учителей-филологов.
По итогам Съезда была принята резолюция Съезда филологов Республики Казахстан и издан сборник материалов.

-----

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК Б.Т. ЖУМАГУЛОВА НА I СЪЕЗДЕ ФИЛОЛОГОВ
Г. АСТАНА, 17 МАЯ 2013 ГОДА.

Құрметті Съезд делегаттары мен қонақтары!
Ханымдар мен мырзалар!
Сегодня мы проводим первый в истории независимого Казахстана Съезд филологов.
В числе участников нашего съезда известные ученые и высокопрофессиональные педагоги, руководители организаций образования, издательского и библиотечного дела.
Мы признательны нашим уважаемым зарубежным гостям, приехавшим поделиться своим опытом работы.
Таким образом, здесь собрались лучшие представители филологического образования и науки.
Столь представительный состав участников не случаен.
Ведь перед нами стоят крайне масштабные и ответственные задачи, поставленные Лидером нации Н.А.Назарбаевым в Новом политическом курсе состоявшегося государства – Стратегии "Казахстан-2050".
Гуманизация общества стала одной из насущных проблем современного мира.
В этой связи неизмеримо возрастает значимость филологической науки.
Самое емкое определение филологии дано известным ученым Дмитрием Лихачевым: "Филология – это высшая форма гуманитарного знания, соединительная для всех гуманитарных наук, опирающаяся на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам".
Исторически сложившемуся поликультурному и полиязычному казахстанскому обществу присуща особая психология и миропонимание.
Это очень важно в нынешнее время формирования и развития нового Казахстана.
Поэтому неслучайно в новой Стратегии Глава государства очень большое внимание уделил роли языка в консолидации нации и самоидентификации казахстанцев.
Не менее важна роль языка в укреплении общенациональных ценностей, освоении культурного и исторического наследия многих поколений предков и его творческом развитии.
Благодаря проекту "Триединство языков", инициированному Главой государства, идет существенная переоценка роли и места языковых дисциплин в содержании образования.
Все более осознается развивающий потенциал языков и их огромная роль в решении задач образования и воспитания личности.
Реализация триединства обеспечит казахстанцам новый уровень конкурентоспособности как внутри страны, так и за рубежом.
Опыт ведущих стран мира подтверждает правильность выбранного курса.
В наиболее успешных государствах, таких как скандинавские страны, Нидерланды, Сингапур, более двух третей населения владеют иностранными языками.
В странах Европейского союза внедрена единая система уровней владения иностранным языком.
Перед казахстанскими филологами стоит задача внедрения такой системы на всех ступенях образования – в школах, вузах, в "образовании в течение всей жизни".
Мы отчетливо осознаем всю ответственность ученых и педагогов – филологов.
Именно от нас с вами во многом зависит, какими станут будущие казахстанцы, смогут ли они достойно решать стратегические задачи, поставленные Лидером нации.
И мы эту ответственность оправдаем.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Благодаря постоянному вниманию и поддержке Главы государства сфера образования нашей страны в последние годы вышла на новую траекторию развития.
Растет международный имидж казахстанского образования.
Казахстан первым в СНГ полностью выстроил структуру своей образовательной системы в соответствии с мировой практикой.
И сейчас мы входим в первую семерку стран по Индексу развития образования ЮНЕСКО.
По Индексу человеческого развития ПРООН мы занимаем 69 место в мире и входим в группу стран с высоким уровнем развития.
В Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан в прошлом году поднялся сразу на 21 позицию.
В авторитетном рейтинге Международного института развития менеджмента Казахстан поднялся вверх по 8 позициям образования.
Среди них качество преподавания в школах, качество высшего образования и т.д.
А по соответствию знаний иностранных языков потребностям предприятий мы продвинулись сразу на 14 мест вверх.
О мировом признании казахстанского образования свидетельствуют и победы наших школьников и студентов на международных олимпиадах, конкурсах.
За последние 5 лет они завоевали 3695 медалей и наград мирового уровня.
Мы настойчиво и последовательно добиваемся решения целого ряда ключевых задач в сфере языкового развития.
Во-первых, это повышение качества подготовки педагогов.
За последние годы мы существенно подняли требования к подготовке педагогов в вузах.
Кардинально пересматривается содержание педагогического образования, расширяется спектр новых образовательных программ с учетом лучшего мирового опыта.
В текущем учебном году впервые апробируются 28 образовательных программ, разработанных совместно с ведущими вузами Европы и США, таких как Кембридж, Гарвард, Иллинойс, Йорк и другие.
С нового учебного года мы внедрим новые программы, созданные с участием Назарбаев Университета и экспертов из 18 стран мира.
С целью повышения статуса и имиджа педагога с прошлого года увеличена стоимость гранта на педагогические специальности.
Для повышения качества сокращено число вузов, готовящих педагогические кадры.
Эта практика будет продолжена – учителей должны готовить только лучшие вузы страны.
В подготовку педагогов внедряем самый передовой опыт Назарбаев интеллектуальных школ и Назарбаев Университета.
Внедряются современные методики и технологии обучения: микропреподавание, моделирование, ролевые игры, групповой проект, эссе, кейс-стади, портфолио.
В этом году впервые первоклассники начнут изучать английский язык.
Для продвижения этого проекта с 2012-2013 учебного года в 15 вузах начата подготовка полиязычных учителей-предметников.
Соответственно возрастает потребность в кадрах филологов – на 2013-2015 годы их требуется около 4000, а по прогнозам до 2020 года – более 10000 человек.
Подготовка филологов с высшим образованием осуществляется в 34 вузах, магистров – в 29 вузах, докторов PhD – в 3.
По 8 специальностям обучается свыше 36 тыс. человек, из них более 8 тысяч – по госзаказу.
И у них высокая востребованность – ежегодно трудоустраивается свыше 85% выпускников филологических специальностей.
Во-вторых, сегодня насущным вопросом является формирование функциональной грамотности учащихся и студентов.
Филологические дисциплины играют здесь важнейшую роль, так как общая и коммуникативная функциональная грамотность формируются именно на их основе.
К сожалению, зачастую наши дети недостаточно умеют излагать свои мысли в сочинениях и эссе, не владеют развитыми навыками эффективного речевого общения, не интересуются литературой.
Это говорит о недостаточности филологической культуры.
Переориентация среднего и высшего образования на формирование функциональной грамотности, соответствующая перестройка образовательных программ позволят нам продвинуться в решении данного вопроса.
В-третьих, повышение привлекательности и успешного имиджа филологического образования.
В текущем году совместно с педагогической общественностью приступаем к разработке профессиональных стандартов в области образования и науки.
В профессиональных стандартах будущих учителей будут определены самые современные требования к этой профессии.
В частности, в профстандартах таких профессий, как журналист, редактор, PR-специалист, менеджер издательства одним из требований следует выдвинуть углубление филологической подготовки и филологической культуры.
В-четвертых, повышение качественного уровня педагогического состава вузов.
Начиная с прошлого года, первые 300 преподавателей педагогических дисциплин прошли повышение квалификации с учетом современных достижений мировой педагогики.
По программе "Болашак" развернута система научных стажировок педагогов и ученых.
Ее уже прошли 20 преподавателей из ЕНУ им. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, КарГУ им. Е.Букетова и ЮКГУ им. М.Ауезова.
Такая работа в этом году будет расширена.
В-пятых, социальная значимость филологических знаний.
Они должны стимулировать обращение человека к поиску нравственных, гражданских, художественных и духовных ценностей, в чем велика роль преподавателей-филологов.
Нельзя забывать и о сохранении традиций и преемственности филологического образования.
К примеру, выхолощена замечательная традиция проведения фольклорной и диалектологических практик студентов в сельских районах, местах проживания носителей исконного народного языка.
И таких "узких мест" в современном филологическом образовании достаточно.
Поэтому сегодня предлагаю участникам Съезда системно обсудить традиционные и новые подходы к подготовке филологов.
Теперь о направлениях, наиболее актуальных для развития образования и науки в данной сфере.
В соответствии с новой Стратегией важнейшим условием многоязычия граждан в Казахстане сегодня становится полилингвокультурное образование.
Президент страны подчеркнул: "Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками".
В соответствии с задачами, поставленными в Государственных программах развития образования, функционирования и развития языков на 2011-2020 годы и культурной программе "Триединство языков" к 2020 году 100% выпускников школ должны владеть казахским языком, 90% населения – русским и 20% – английским языками.
Программа полиязычного образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной и подразумевает, в отличие от зарубежных аналогов, параллельное и одновременное обучение на трех языках.
Как у нас здесь обстоят дела?
Вы, безусловно, знаете, что казахский язык, один из богатейших и красивейших языков тюркского мира, сегодня еще не в полной мере выполняет свою функциональную роль государственного языка.
Для существенного продвижения в данном направлении особое значение имеет создание мотивации и языковой среды.
Такая среда формируется уже с детского сада, поэтому на данный уровень образования мы обращаем особое внимание.
К тому же в свете современной концепции раннего обучения, основы которой были заложены еще в начале прошлого века Марией Монтессори, данный возраст необычайно сензитивен, восприимчив к новым знаниям.
В том числе, обладает наибольшей лингвистической восприимчивостью.
Здесь у нас продвижение весьма серьезное.
Если в 2000 году в Казахстане было только 25% дошкольных организаций с государственным языком обучения, то сегодня – около 70%, в них воспитывается 53% детей.
При этом более 93 тысяч детей русской и других национальностей посещают детские сады и мини-центры с казахским языком воспитания.
Обучение казахскому языку во всех детских садах входит в учебный план и является обязательным.
То есть, дошкольное воспитание все более уверенно входит в сферу государственного регулирования языковых отношений.
Число средних школ с казахским языком обучения за годы независимости увеличилось более чем на 1000, сегодня их 3819.
На казахском языке сейчас обучаются 64,5% детей.
Вместе с тем, требует совершенствования методика преподавания казахского языка как государственного.
Поэтому одним из актуальных вопросов в сфере обучения языку является внедрение системы уровневого освоения казахского языка на основании мирового опыта.
Сейчас интернет полон ссылок о том, что "Европейцы разработали методику для изучения казахского языка".
И сейчас международная Европейская школа корреспондентского обучения вовсю рекламирует и распространяет ее в Казахстане.
Не знаю, насколько она хороша или плоха, но она есть.
А куда смотрят наши лингвисты?
Надо срочно перехватывать инициативу!
Тем более, что реализация Госпрограммы предусматривает внедрение системы непрерывного обучения государственному языку "детский сад – школа – колледж – вуз" на основе международного стандарта владения языками.
Внедрение такой системы в русскоязычных школах начато с 2010-2011 учебного года.
Ее концептуальной основой является система уровней владения языками, разработанная в документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком".
Здесь нам с вами предстоит еще сделать многое – разрабатывать и совершенствовать методику, учебники, УМК и т.д.
В нашем Министерстве создана шестиуровневая система оценки уровня знаний казахского языка КАЗТЕСТ на основе международных стандартов TOEFL и IELTS.
Разработаны и утверждены государственные стандарты по уровням владения языком.
Создан фонд из 60 тысяч тестовых заданий по каждому уровню.
Это большое продвижение вперед.
Теперь нам предстоит внедрение уровневого обучения казахскому языку в вузах.
И, соответственно, необходима разработка государственного стандарта непрерывного уровневого обучения государственному языку во всей системе образования, начиная детского сада до вуза.
При этом надо учитывать международные парадигмы конструирования содержания образования и тенденции подхода, "центрированного" на ученике.
Эта модель фокусируется на ожидаемых результатах или компетенциях – что в состоянии продемонстрировать и как будет действовать учащийся по окончании обучения.
С реализацией Болонского процесса стандартизируются планируемые результаты обучения и воспитания.
Форма ГОСО, основанная на такой стандартизации, используется в системах образования стран, лидирующих в PIZA и TIMSS.
При этом образовательные результаты (компетенции) установлены четко, однозначно и подлежат измерению.
Они определяют содержание учебных программ и учебный график, стратегии и методы обучения, процесс оценивания, образовательную среду, повышение квалификации и т.д.
Вместе с тем, актуальной является и необходимость сохранения и укрепления лингвистического капитала казахстанцев.
Здесь три главных направления работы.
Первое – сохранение уровня владения русским языком.
Это, как отмечал Глава государства, конкурентное преимущество казахстанцев.
Нам следует обновить методику обучения русскому языку в свете общей модернизации системы образования и, особенно, формирования функциональной грамотности.
Актуально обучение русскому как второму языку с учетом полиэтнического состава учащихся.
Второе направление – создание условий для развития языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана
Третье – изучение английского языка.
Владение этим, как выразился Лидер нации, "лингва франка" современного мира" откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни.
С этой целью мы будем развивать освоение английского языка в дошкольных организациях.
С 1 сентября этого года вводится изучение английского с 1 класса школ.
В последующем будем поэтапно вводить в школах преподавание отдельных предметов на английском языке.
Для этого с 2012 года в вузах уже начата подготовка педагогов со знанием английского языка по своей специальности.
Будет введена сдача TOEFL для поступления в магистратуру и докторантуру вузов.
Планируется расширение сети Назарбаев интеллектуальных школ, а также увеличение числа общеобразовательных школ с обучением на трех языках (сегодня таких школ 90).
К 2020 г. доля педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке, вырастет до 15% по стране.
К числу важнейших задач отечественной филологии относятся также следующие:
* совершенствование изучения литературы на казахском и русском языках;
* развитие лингвистического капитала казахстанцев;
* расширение практики написания учащимися эссе для развития умения не только понимать тексты, но и создавать собственные, излагать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно рассуждать;
* кардинальное расширение подготовки казахоязычных ІT-специалистов и т.д.
Нам необходимо провести всеобщий анализ казахской учебной, справочной и другой литературы на соответствие нормам современного казахского языка как государственного.
Надо возрождать интерес к национальной детской литературе, формирующей духовно-нравственную личность и патриота своей страны.
С этой целью предлагаем увеличить количество художественных произведений казахстанских авторов, предлагаемых для изучения в организациях образования.
В целях патриотического воспитания молодежи и обучения ее общечеловеческим ценностям во всех специальностях технических вузов предстоит ввести гуманитарный предмет "Қазақстан тану", а аналогичный предмет "Национальная концептология" – во всех общественно-гуманитарных специальностях.
Особой задачей является формирование Национального корпуса казахского языка.
Создание национальных корпусов базовых государственных языков ведущих стран мира сегодня возведено в ранг важных культурных и политических мероприятий современности.
Как вы знаете, Национальный корпус языка – это самое масштабное собрание всех типов и видов информации на конкретном языке.
Кроме того, уникальные IT-технологии по ее обработке, классификации и анализу.
Это совершенно новый уровень языкознания.
Он позволит хранить ценности языка, отслеживать его развитие во времени и помогать ориентироваться в нем даже людям, далеким от филологии.
Чтобы интенсифицировать такую работу, думаю, на базе Института языкознания целесообразно создать центр корпусной лингвистики.
Через него координировать и систематизировать данную деятельность казахстанских филологов, активно подключить к ней потенциал казахстанских вузов.
И, естественно, очень большой пласт задач наших филологов связан с подготовкой и реализацией перевода казахского языка на латинскую графику.
На ближайшую перспективу задача ученых – досконально изучить международный опыт таких переходов.
Выяснить, какие проблемы возникали, как решались, какие рекомендации можно дать для Казахстана.
Это серьезная задача, и она вам по плечу.
Ведь "Нет ничего сильнее слова", как сказал древнегреческий мыслитель Менандр.
А персидский поэт 12-го века Мухаммед Ас-Самарканди добавил: "Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек".
И эти высказывания, прежде всего, относятся именно к филологам.
Уважаемые коллеги!
От данного Съезда мы ждем глубокого обсуждения состояния и перспектив развития филологии в Казахстане.
И самое главное – конкретных рекомендаций.
Их мы будем внимательно анализировать и претворять в жизнь – вместе с вами.
Такие съезды мы планируем проводить регулярно.
Они дают отличную возможность нашим педагогам обсудить актуальные вопросы развития нашей школы, что особенно важно в условиях обновления системы образования.
Для решения каждодневных вопросов и координации участия филологов в реализации государственной политики в сфере образования и науки предлагаю создать Казахстанскую Ассоциацию преподавателей полиязычного образования.
У нас уже есть опыт создания подобных объединений по другим направлениям, и он подтверждает их эффективность.
Убежден, что работа съезда внесет свой вклад в реализацию стратегического курса Президента страны Н.А.Назарбаева и дальнейшее совершенствование филологической науки и образования.
Желаю вам успехов и новых достижений!
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мажилис принял новый пакет законопроектов 31.05.2013
Ряд замакимов был наказан за неосвоение средство по госпрограмме ФИИР 31.05.2013
МИНТ Казахстана связывает низкие налоговые поступления от объектов ГПФИИР с преференциями 31.05.2013
Заседание Сената Парламента 31.05.2013
Закон о разграничении полномочий между центром и регионами даст больше самостоятельности акимам 31.05.2013
Генеральный Прокурор Асхат Даулбаев посетил с визитом КНР 31.05.2013
"Зеленый коридор" для энергетики. Часть 2 31.05.2013
О спекуляциях на заданную тему 31.05.2013
Решение страховой компании является незаконным 31.05.2013
Аким ВКО призвал оралманов перестать быть иждивенцами 31.05.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz