NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:12 ast
09:12 msk

Бизнес-класс
Национальная палата предпринимателей "Атамекен" донесет глас деловой общественности до правительства
17.06.2013 / политика и общество

Руслан ЕСКЕНДИР, "Литер", 14 июня

На этой неделе в стенах мажилиса был принят правительственный законопроект о Национальной палате предпринимателей (НПП) "Атамекен". Таким образом, "клуб предпринимателей" приобретет вес и статус в кулуарах власти. Все это позволит лучше отстаивать интересы бизнеса. Газета "Литер" обратилась со своими вопросами к Максату Майтунову, директору консалтинговой компании Adwizer.
– Торгово-промышленная палата Казахстана проработала без малого полвека. А опыт в бизнес-кругах всегда ценится. Что даст национальная палата предпринимателей стране и деловым людям?
– Цель создания НПП – это поддержка и защита интересов предпринимателей Казахстана. Можно отметить, что в Казахстане существует более 60 подобных организаций, но они уступают Национальной палате предпринимателей по своему охвату. Есть союзы и ассоциации бизнесменов, которые стараются на своем уровне решить определенные проблемы. И, как следует из их названия, они решают проблемы лишь в узкой своей компетенции, не могут оказать значимого влияния на те же нормативно-правовые акты на уровне правительства, скажем, с высших инстанций и разрешить вопрос на высшем уровне.
Главное отличие НПП будет то, что она изначально будет носить статус с государственным участием, это на момент регистрации и первоначальной деятельности, но в дальнейшем предполагаю, что государство будет постепенно выходить из этого его состава и будет передавать бразды правления самим предпринимателям. То есть будут там создаваться внутренние советы высшего органа управления. Соответственно, каждый предприниматель, несмотря на то что он может находиться в отдаленном регионе или селе, сможет напрямую, пусть даже дистанционно, или же методом прямого участия иметь свой голос, иметь свой вес и, соответственно, излагать свои проблемы на определенном этаже государственной власти.
В рамках НПП будет совсем другая платформа, и ожидается, что наконец правительство и госорганы услышат тех предпринимателей, которые страдают от административных барьеров.
– Не могли бы пояснить, как сейчас работает нормативно-правовая база по отношению к предпринимателям?
– Надо понимать такой момент, что мы живем и существуем в рамках конкурентной экономики, рынка. Сейчас есть планы в будущем вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). В данное время мы являемся участниками Таможенного союза. К тому же есть разные экономические пространственные зоны. Все они предполагают определенные правила игры, которые разделяют страны-участники.
Конечно, государственные законы, учитывая эти обстоятельства, очень часто подвергаются правкам и изменениям. В этой ситуации винить правительство в том, что оно не предпринимает соответствующих действий, ошибочно. Нужно учитывать то обстоятельство, что экономика не стоит на месте и постоянно ситуация меняется. К примеру, создание Таможенного союза повлекло за собой множество изменений в таможенном законодательстве страны, включая налоговое законодательство. Эти изменения напрямую касаются предпринимателей. В связи с этим нужно отметить огромный невидимый фронт работы правительства и Парламента в связи с тем, что они дорабатывают, а где надо ратифицируют международные соглашения и приводят в соответствие с ними наше законодательство.
Самое главное, что в решении этих вопросов очень важно будет участие самих предпринимателей. Если сейчас на этом этапе правительство останется один на один с подобными проблемами, одновременно занимаясь вопросами дальнейшего развития экономики, регулирования нормативно-правовых актов, то я думаю, в дальнейшем предпринимательство будет от этого страдать. Потому что если сейчас бизнес через Национальную палату предпринимателей не будет изъявлять свои желания и не лоббировать интересы на стадии принятия и изменения законов, то, конечно, после принятия законов внедрить изменения будет сложно и потребуется больше времени.
Я думаю, что всем казахстанским предпринимателям нужно подойти к этому вопросу разумно и прагматично, придерживаться принципа, что один в поле не воин. Сейчас пришло время, чтобы объединиться в один сильный кулак и изъявлять свои пожелания уже на уровне правительства. На стадии подготовки таких законов и модифицирования их.
– Предпринимательство и все, что касается бизнеса, для Казахстана чувствительная сфера. И правительство не единственный орган, который внимательно следит и формирует деловой климат. Всем известно, какое внимание уделяет президент Нурсултан Назарбаев развитию отечественного бизнеса. В том числе в вопросах снижения административных барьеров…
– Роль Главы государства Нурсултана Назарбаева в поддержке планов предпринимателей по всему Казахстану и в снятии административных барьеров колоссально огромная. По инициативе президента разработана программа-2050, стратегический путь развития. В документе одним из приоритетных направлений является развитие и поддержка предпринимательства в стране.
Глава государства дает ясно понять, что экономику Казахстана будут двигать предприниматели. Не столько правительство, а именно деловые круги страны. В стратегии развития "Казахстан-2050" отмечено много интересных моментов о том, что будут приниматься нормативные акты, будут проводиться программы по упрощению ведения бизнеса, как по налогообложению, так и по регистрации и оформлению компаний.
Здесь можно привести в пример инициативу Союза "Атамекен", предложившего такой законопроект, который объединяет в один нормативно-правовой акт все законы и нормативные акты, регулирующие у нас лицензионно-разрешительную систему. К примеру, сейчас в Казахстане около 50 нормативно-правовых актов как регионального, так и национального характера, которые могут регулировать косвенным или прямым образом одну и ту же лицензию. Например, на осуществление строительно-монтажных работ. В этой связи предприниматели оказываются в сложной ситуации. Во-первых, изучить всю эту базу отнимает много времени. Во-вторых, не каждый предприниматель имеет образование юриста, чтобы нормально подойти к таким вопросам. То есть каждый предприниматель не должен это все знать и искать. Если он хочет создать бизнес, я думаю, будет проще знать один закон и четкие требования, по которым ему предстоит работать.
В связи с чем нами было инициировано напрямую на встречах с Главой государства в июне 2012 года и в апреле этого года предложение об унификации правовой базы. Глава государства поддержал эту инициативу, и сейчас в правительстве разрабатывается отдельный законопроект. И самое главное для нас, предпринимателей, что Нурсултан Назарбаев поддерживает и лично контролирует разработку этого законопроекта. И данное обстоятельство для предпринимателей выступает гарантией того, что к закону будет отдельный и серьезный подход.
– Мы в основном говорили о тех преимуществах, которые деловые круги извлекут из принятия закона о НПП. А какие выгоды от этого получит казахстанская экономика?
– Появление единой Национальной палаты предпринимателей в Казахстане будет способствовать развитию института предпринимательства и будет оказывать помощь правительству и президенту в развитии экономики.
Изначально при возникновении идеи создания Национальной палаты предпринимателей поднимались вопросы о том, не превратится ли палата в какой-то административный институт или отдел правительства. Был такой риск, тем более что в прошлом у нас был еще и опыт. К примеру, в 1995 и в 1998 годах создавались некоторые агентства, которые в дальнейшем поглощались правительством и превращались в какие-то полугосударственные институты по поддержке предпринимательства, которые де-факто оказались неэффективными регулировать профильные вопросы.
Здесь нужно отличать грань между участием государства в создании "бизнес-палаты" и дальнейшим регулированием ее работы. Конечная цель палаты стоит в том, что она сможет наравне с государственными органами регулировать определенные проблемы, но при этом не зависеть от государства. Мы стремимся к тому, чтобы создать гарантии предпринимателям и при этом обеспечить эффективное участие государства. Подобная "золотая середина" позволит показать наши серьезные намерения и устремления.
В дальнейшем этот институт предпринимательства будет способствовать разрешению всех проблем, как глобального, так и регионального характера. Этот институт поможет предпринимателям, входящим в состав этой палаты, отстаивать интересы, добиваться решения проблем, с которыми они сталкиваются, и самое главное, создает гарантии, что все вопросы будут решаться, т.к. он будет участником этой палаты. Естественно, что чем меньше проблем и предприятий, компаний, тем проще им работать. Экономика получит дополнительный импульс развития, будут создаваться дополнительные рабочие места, усиливаться экспортный потенциал.
– Интересно, а с какими административными барьерами в данный момент сталкиваются предприниматели?
– При ведении какой-либо предпринимательской деятельности есть определенные формы создания юридических лиц или частных индивидуальных предпринимателей. Если прибегнуть к статистике, то в Казахстане на данный момент зарегистрировано порядка 300 тысяч юридических лиц и более миллиона индивидуальных предпринимателей. И, несомненно, при создании большая их часть столкнулась с проблемами регистрации ИП или же юридических лиц.
Есть, конечно, у нас много законов, которые регулируют регистрацию и прочую деятельность юридических лиц по формам, по субъектности и по видам деятельности и многим другим показателям. Но есть у всех предпринимателей одна общая проблема, которая всех их объединяет, – это искусственно созданные административные барьеры. Нужно отметить, что они возникли не столько при участии государственных органов, а сколько из-за несогласованности нормативно-правовых актов, которые регулируют этот вид деятельности.
К примеру, с недавнего времени ввели порядок регистрации в онлайн-режиме, то есть для субъектов малого предпринимательства можно создавать организацию через официальный правительственный сайт egov.kz. Был упрощен порядок как по срокам регистрации, так и по документации. Здесь первые проблемы возникли при использовании документации. К примеру, в "электронном правительстве" было изъято требование, касающееся устава компании как основного документа для ее деятельности. Несмотря на это, например, после регистрации компании начинается процесс открытия счета в банке или же участие в других государственных закупках предпринимателями.
Здесь идет внутренняя несогласованность в работе государственных органов и требований банков второго уровня и, соответственно, принятого закона, который "отменяет" уставы. В таких случаях немаловажную роль будет играть Национальная палата предпринимателей, которая будет инициировать приведение в порядок нормативно-правовых актов по иерархии законов.
Законы у нас стоят выше внутренних административных приказов, поэтому задача – привести их в порядок. И вот именно здесь ключевая роль отводится Национальной палате предпринимателей. Она выдвигает свои предложения на правительственный уровень, доносит их до президента, чтобы подобные нюансы были приведены в порядок и в будущем разрешились.

--------

Малый бизнес освободят от взносов в Национальную палату предпринимателей
Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 15 июня

При вступлении в Национальную палату предпринимателей субъекты малого бизнеса будут освобождены от уплаты взносов, сообщил в среду на пленарном заседании мажилиса при рассмотрении в первом чтении законопроекта "О нацпалате" первый заместитель премьер-министра – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев. По его словам, в Казахстане впервые появится предпринимательское объединение, представленное практически во всех уголках страны, что позволит отечественному бизнесу эффективно отстаивать собственные интересы.
Национальная палата предпринимателей, о необходимости создания которой заявлял глава государства Нурсултан Назарбаев, согласно законопроекту, будет состоять из республиканской и региональных палат, а также филиалов на местах. К исполнительными органам палаты относятся президиум, правление, дирекция региональных палат, филиалы региональных палат, к представительным органам – съезд и региональные советы. "Для создания и функционирования Национальной палаты устанавливается учредительный период – один год, – сообщил Сагинтаев. – Учредителями Национальной палаты предпринимателей выступят совместно правительство и республиканская ассоциация, соответствующая квалификационным требованиям, установленным законом. Президиум Национальной палаты формируется совместным решением учредителей из представителей правительства и общественных деятелей, представителей аккредитованных ассоциаций и союзов, а также из председателей региональных советов", – добавил он.
По словам вице-премьера, правление и ревизионная комиссия назначаются президиумом Национальной палаты, а по представлению правления президиум назначает дирекцию соответствующих региональных палат и членов региональных советов. Руководители соответствующих филиалов назначаются президиумом по представлению правления. "Таким образом, в течение первого года будут завершены организационные мероприятия и создана вся структура исполнительных органов палаты. Следующим этапом создания палаты станет переходный период, который продлится до 5 лет. Фактически переходный период завершится раньше этого срока, когда будет полностью сформирована основа для перехода к демократическим выборам представительных органов Национальной палаты", – заверил депутатов Сагинтаев. Напомним, что одним из главных новшеств законопроекта является обязательное членство предпринимателей в национальной палате с уплатой членских взносов, от которых на пять лет будут освобождены субъекты малого бизнеса.
"За счет собранных средств будет осуществляться финансирование всей структуры Национальной палаты предпринимателей, а часть средств направляться бизнес-ассоциациям в виде оплаты по договорам оказания услуг и выполнения отдельных работ – подготовка экспертиз, разработка техрегламентов, оказание сервисных услуг предпринимателям, – пояснил глава Минрегионразвития. – При этом добровольное членство в отраслевых и бизнес-ассоциациях сохраняется. От оплаты членских взносов освобождаются субъе­к­ты малого предпринимательства в течение 5 лет с момента вступления закона в силу. По истечении переходного периода решение об освобождении от уплаты членских взносов принимается съездом Национальной палаты", – подчеркнул он. При этом порядок уплаты обязательных членских взносов в палату и их максимальный размер будет устанавливаться правительством. На время переходного периода за правительством, которое готово передать нацпалате некоторые функции госорганов, остается право накладывать вето на некоторые решения палаты, которое перестанет действовать после выхода кабинета министров из состава учредителей.
Депутаты мажилиса, одобрив этот законопроект в первом чтении, также проголосовали за одобрение и сопутствующего законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан", направленного на приведение законодательных актов республики в соответствие с проектом закона "О Национальной палате предпринимателе Республики Казахстан". Как пояснил Сагинтаев, согласно этому документу в связи с передачей функций торгово-промышленных палат в одну создаваемую Национальную палату предпринимателей, законопроектом ставится на утрату закон о торгово-промышленных палатах. "Также вносятся изменения в законодательные акты по вопросам осуществления Национальной палатой отдельных функций, а именно участие в разработке, экспертизе нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, операторство по государственным и иным программам в поддержке экспорта, формирование и введение базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков", – заключил вице-премьер.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.06.2013
Состоялось заседание Сената 28.06.2013
Итоги парламентской сессии 28.06.2013
Под руководством первого вице-премьера РК обсуждены вопросы разработки Генсхемы организации территории РК 28.06.2013
В Астане прошло заседание казахстанско-германского делового совета под председательством Тимура Кулибаева 28.06.2013
Казахстанская команда переговорщиков по ТС слабо подготовлена 28.06.2013
Верховный Суд подвел итоги за первое полугодие 28.06.2013
В Казахстане в ближайшее время будет создан госорган по контролю за качеством продукции 28.06.2013
Финальное позиционирование 28.06.2013
Разработчики Кашагана заинтересованы в начале добычи нефти осенью этого года 28.06.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz