NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:30 ast
03:30 msk

Стратегия полезного действия
Самый обсуждаемый в бизнес-кругах страны законопроект под названием "О Национальной палате предпринимателей РК", был принят мажилисом парламента в первом чтении
18.06.2013 / политика и общество

Андрей Матвеев, www.dialog.kz, 17 июня

Самый обсуждаемый в бизнес-кругах страны законопроект под названием "О Национальной палате предпринимателей РК", был принят мажилисом парламента в первом чтении. Несмотря на то, что перед внесением в нижнюю палату документ прошел двенадцать редакций, дебаты по законопроекту все равно оказались достаточно бурными. В ходе возникших дискуссий, оппоненты периодически задавались вопросом, не произойдет ли подмена функций относящихся к компетенции государственных органов, и настойчиво интересовались мотивацией обязательного членства в палате. В свою очередь, сторонники принятия законопроекта, среди которых преобладали те, кто не понаслышке знаком с проблемами предпринимательства, предоставили достаточно убедительную аргументацию актуальности предлагаемых нововведений.
Если немного обернуться назад и взглянуть на хронологию развития событий (а заодно попытаться самим разобраться в том – действительно ли нужны отечественному бизнесу подобные массовые объединения), то в первую очередь надо будет остановиться на таком знаковом мероприятии как заседание Совета предпринимателей при Президенте страны. В ходе последней встречи, состоявшейся в апреле этого года, собственно и было принято окончательное решение о создании Национальной палаты предпринимателей, а также озвучены основные направления, по которым отныне предстояло плодотворно работать.
Общую тональность заседания задал непосредственно глава государства, четко и ясно обозначивший задачи стоящие перед казахстанским бизнесом:
– Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Ее субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идет о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей…
Вполне очевидно, что для практической реализации поставленных задач необходимо слаженное взаимодействие всех заинтересованных сторон и четкое осознание каждым участником своей доли ответственности. Поэтому, согласно замыслу инициаторов реформы, основная нагрузка по техническим вопросам развития отечественного бизнеса должна лечь на самих предпринимателей в лице Национальной экономической палаты "Атамекен", а государство, или точнее правительство и регулирующие органы, обязаны создать все условия для плодотворной работы в этом направлении.
И здесь неминуемо встал вопрос, который давно является больным для всего бизнес-сообщества страны – о неповоротливости отечественного бюрократического аппарата в принятии решений и желании многих чиновников переложить ответственность на плечи самих бизнесменов. Простой и логичный выход из сложившейся ситуации напрашивался по сути сам собой – было принято решение наделить предпринимателей гораздо большими правами и возможностями.
В разработанный законопроект были внесены 54 функции, ранее осуществляемые государственными органами страны. В их числе стоит отметить функции по оказанию сервисных услуг малому и среднему бизнесу, оператора по программе поддержке экспорта, участие в налоговых и таможенных спорах, а также непосредственное участие в распределении государственного социального заказа (что опять таки, вполне логично – ведь кому как не самим предпринимателям лучше знать обстановку на местах и степень важности поддержки того или иного производства).
Помимо этого, в проекте закона было предложено делегировать часть полномочий региональным палатам, которые совместно с местными исполнительными органами смогли бы участвовать в составлении генпланов, градостроительной политике, зонировании земельных участков, в обсуждении вопросов водопользования, закупок и утверждения разрешительных процедур.
Законопроект позволяет усилить и роль отраслевых ассоциаций. В частности, в нем предусмотрено создание отраслевых комитетов и финансирование привлеченных экспертов. И наконец, был оговорен механизм принятия решений по поддержке тех или иных отраслей лишь после проведения всестороннего анализа и согласования всех спорных вопросов с соответствующими министерствами и ведомствами.
В самом начале июня этого года, во время презентации законопроекта в нижней палате парламента вице-министр регионального развития Серик Жумангарин подчеркнул, что во время работы над документом "был проведен анализ международного опыта, который показывает, что консолидация предпринимателей в палатах – один из важнейших факторов повышения эффективности экономики. Основными функциями палаты является представительство, выработка рекомендаций, оказание сервисных услуг предпринимателям, профподготовка и публичные функции"
И здесь явно стоит обратиться к некоторым положениям документа более подробно. Вот, например, достаточно больной вопрос с повышением качества профессионального образования.
Еще в январе прошлого года, в ходе заседания Бюро Президиума палаты, председатель президиума НЭПК "Союз "Атамекен" Тимур Кулибаев достаточно подробно остановился на анализе текущей ситуации в этой сфере и на мерах которые необходимо предпринять в самые кратчайшие сроки:
– В настоящее время системой профтехобразования готовятся специальности, невостребованные отраслями, – подчеркнул тогда лидер "Атамекена" – У нас профтехобразование готовит экономистов, финансистов. Половина выпускников получают гуманитарные, нерабочие специальности, что тоже является перекосом. Сейчас поставлена Главой государства большая программа по индустриализации страны. Кто будет работать на этих предприятиях?
Согласно данным, озвученным директором департамента технического и профессионального образования министерства образования и науки Казахстана Кадырбеком Борибековым, в настоящее время в стране действует 896 учебных заведений, из которых 509 – государственные. 371 учебное заведение готовит технических специалистов. В основном этим занимаются государственные сузы. При этом в устаревшую материально-техническую базу за последние три года государством было вложено всего по 600 миллионов тенге в год, что составило примерно шесть процентов от необходимого объема.
– Мы сейчас готовим предложения по уточнению бюджета о необходимости поддержки материально-технической базы профильных технических учебных заведений. Без решения этой проблемы мы не можем обеспечить требуемый уровень квалификации наших выпускников. Она будет всегда отставать от нужды работодателей, – констатировал в заключение своего выступления невеселое положение дел Кадырбек Козыбаевич
Подводя итог дискуссии, Тимур Кулибаев поручил создать координационный совет по развитию профтехобразования в Казахстане и совместно с Всемирным банком и представителями Еврокомиссии выработать предложения по реформированию системы технического и профессионального образования страны. Часть этих наработок была зафиксирована и в обсуждаемом в эти дни законопроекте ""О Национальной палате предпринимателей РК" (особенно, это касалось системы квалификационных требований и аттестации). Итак, согласно тексту документа, в случае его принятия Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан сможет принимать самое активное участие во внедрении национальной системы квалификации, разработке отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и ведении реестра профессиональных стандартов, в том числе, в сфере технического и профессионального образования. Кроме этого, НПП получит право принимать участие в аттестации, лицензировании и независимой аккредитации организаций технического и профессионального образования, за исключением автономных организаций образования и осуществлять независимую сертификацию по присвоению квалификации специалистам организаций технического и профессионального образования.
Все это в комплексе, позволит поднять планку оценки специалистов на более качественный (и, соответственно, на гораздо более востребованный работодателями) уровень.
Можно сказать, что это детали, однако из подобных деталей собственно и "сшит" сам законопроект, в целом представляющий из себя обширный многофункциональный документ практического пользования.
А вот что касается непосредственно целесообразности создания палаты в целом, то здесь можно только удивляться тем оппонентам законопроекта, которые упорно отказываются признавать актуальность этого решения.
В настоящее время, в Казахстане зарегистрировано более 800 ассоциаций предпринимателей, однако реальная членская база бизнесменов составляет в них не более 2-3%. В результате, как подчеркнул в одном из своих выступлений председатель правления НЭПК "Союз "Атамекен" Аблай Мырзахметов: "Никто не может достоверно сказать, как себя сейчас чувствуют крестьянские хозяйства, какая ситуация в пищевой отрасли, легкой промышленности".
– Для нормальной работы по всем направлениям важен охват, чтобы понимать, как и чем живет казахстанский предприниматель, – убежден глава правления НЭПК. – Самым главным будет обеспечить их вовлеченность: 30–40% активных предпринимателей мы включим в этот процесс и тогда сможем говорить – вот это мнение бизнеса. Так что основная задача у нас – консолидировать бизнес. Вторая цель – создать сервисную структуру от центра до каждого райцентра. Мои поездки по регионам показывают: в Курчатове, допустим, бизнесмены задают вопрос по программе "Дорожная карта бизнеса-2020", хотя эта программа уже 3 года существует. То есть, нет информационного охвата, не все предприниматели знают, что этим можно заниматься…
Так что, вполне очевидно, что создание палаты предпринимателей позволит повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса. А с учетом того, что филиалы организации будут функционировать даже в самых отдаленных районных центрах страны (ориентировочно, их должно быть не менее 200), то практически каждый предприниматель сможет обратиться туда со своими текущими проблемами и хлопотами. И в результате получить квалифицированную помощь буквально по всем вопросам – от юридических тонкостей до экономической оценки замышляемых им проектов, помощи в составлении бизнес-планов, то есть получать весь комплекс услуг, в которых нуждается современный бизнес нашей республики.
Предполагается широкое вовлечение в деятельность палаты и уже существующих отраслевых и региональных ассоциаций. Согласно проекту, региональные ассоциации получат квоту в коллегиальных органах управления областных палат, а отраслевые – в республиканских органах: от 25 до 50%. Также, планируется, что до 50% бюджета палаты пойдет на финансирование деятельности отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. Таким образом, опасения, будто создание палаты повлечет за собой ухудшение позиций отраслевых и региональных ассоциаций, являются абсолютно безосновательными.
Кроме того, помимо оказания так сказать неотложной, прикладной помощи на местах, перед Палатой стоят и другие, более масштабные цели и задачи. По мнению главы Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгата Доскенова, новая единая экономическая палата способна сыграть свою ключевую роль по основным аспектам экономической деятельности, и государство будет учитывать предпринимательские мнения, что, позволит снизить уровня коррупции в стране, потому что интересы бизнеса будут лоббироваться на вполне законных основаниях.
– Новая палата сыграет свою роль и в отстаивании интересов в Таможенном союзе, и, естественно, ВТО, – говорит Талгат Казкенович. – Сегодня, к сожалению, мы не можем представить квалифицированных экспертов на таком уровне. Поэтому по многим позициям в отстаивании интересов отечественных товаропроизводителей мы проигрываем. Поэтому, мне кажется, что новая палата консолидирует бизнес-сообщество, предложит оптимальные пути решения проблем бизнеса, регионального, отраслевого и национального уровня.
Еще одним болевым вопросом, вызвавшим горячие споры, стали обязательные членские взносы. И здесь, сразу необходимо четко расставить все точки над "i".
Как неоднократно подчеркивали разработчики законопроекта, поскольку соучредителем палаты является правительство страны, то на переходный период, то есть в первый год работы (а возможно и несколько дольше), финансирование предполагается осуществить из республиканского бюджета. В дальнейшем, когда органы НПП окончательно сформируются, она будет способна перейти на сбор обязательных платежей.
– В Казахстане свыше 750 тысяч активных субъектов предпринимательства, в том числе крупных и средних – порядка 10 тысяч компаний, – сообщил в одном из своих интервью республиканским СМИ Аблай Мырзахметов. – Таким образом, основная часть – это предприятия малого бизнеса: индивидуальные предприятия, крестьянские хозяйства и т.д. Они будут только пользоваться услугами Национальной палаты предпринимателей, но не станут платить деньги. Основную нагрузку возьмут на себя более крупные фирмы и предприятия. Предполагается, что для предприятий среднего бизнеса суммах членских взносов составит 200–250 тысяч тенге в год. Для крупных предприятий – размер взноса составит приблизительно 2,5-3 миллиона тенге.
Как видим, речь идет о вполне приемлемых и "подъемных" суммах, тем более, что еще раз повторюсь, малый бизнес сможет получать весь спектр квалифицированных услуг абсолютно бесплатно в течение пяти лет.
– Обязательное участие в Палате должно быть, прежде всего, выгодным для отдельного предпринимателя, – подчеркнул в апреле этого года президент страны Нурсултан Назарбаев. – Он должен чувствовать себя более защищенным, видеть в этой структуре надежную опору для развития собственного бизнеса. Палата должна действовать открыто. Каждый предприниматель – и сельский, и городской – должен быть ее равноправным участником. Палате предпринимателей надлежит быть главным методистом развития национального бизнеса. И в то же время она станет надежным и компетентным партнером правительства, его коллективным советником при принятии государственных решений. Все эти ключевые аспекты правительству необходимо учесть при разработке закона о национальной палате предпринимателей.
Требование главы государства было выполнено в полном объеме. По оценкам экспертов, законопроект подготовлен на достаточно высоком уровне и затрагивает практически все стороны экономической жизни страны. Если условно разбить текст документа на ключевые направления, то основными функциями Национальной палаты предпринимателей станут:
– представительство интересов и защита прав предпринимателей;
– поддержка и развитие предпринимательства;
– подготовка, переподготовка, повышение квалификации, сертификация и аттестация кадров и развитие технического и профессионального образования;
– оценка работы государственных органов;
– поддержка отечественного производства и повышение доли местного содержания в закупках организаций;
– внешнеэкономическая деятельность субъектов предпринимательства, привлечение инвестиций и диверсификация экономики.
И здесь, безусловно, пригодится весь предыдущий опыт работы НЭП "Атамекен", о котором, явно стоит поговорить более подробно…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.06.2013
Состоялось заседание Сената 28.06.2013
Итоги парламентской сессии 28.06.2013
Под руководством первого вице-премьера РК обсуждены вопросы разработки Генсхемы организации территории РК 28.06.2013
В Астане прошло заседание казахстанско-германского делового совета под председательством Тимура Кулибаева 28.06.2013
Казахстанская команда переговорщиков по ТС слабо подготовлена 28.06.2013
Верховный Суд подвел итоги за первое полугодие 28.06.2013
В Казахстане в ближайшее время будет создан госорган по контролю за качеством продукции 28.06.2013
Финальное позиционирование 28.06.2013
Разработчики Кашагана заинтересованы в начале добычи нефти осенью этого года 28.06.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz