din.gov.kz, 21 июня
21 июня 2013 года в г.Актау Агентством РК по делам религий совместно с Акиматом Мангистауской области проведена республиканская научно-практическая конференция на тему: "Ислам и джихадизм". На конференции были затронуты актуальные вопросы по профилактике и противодействию распространения религиозного радикализма и экстремизма, а также обсуждены пути и механизмы обеспечения духовной безопасности казахстанского народа и дальнейшего укрепления межконфессионального согласия в стране. В работе конференции приняли участие руководители и представители центральных и местных государственных органов и правоохранительных структур, зарубежные и отечественные ученые-исламоведы и эксперты, представители Духовного управления мусульман Казахстана и имамы мечетей западных регионов страны, руководители и представители неправительственных организаций и СМИ. В ходе пленарного заседания выступили Аким Мангистауской области Алик Серикович Айдарбаев, Председатель Агентства РК по делам религий Кайрат Лама Шариф, эксперт штаб-квартиры Генерального директора ИСЕСКО, доктор Абдел Кадер аль-Идриси (Марокко), эксперт Центра партнерства цивилизаций Московского государственного института международных отношений Марат Ражбадинов (Москва), заведующий отделом ДУМК Ершат Онгаров, представитель Казахско-египетского исламского университета "Нур" Мухитдин Иса. Выступающие особо отметили, что деструктивные идеи джихадистов не имеют ничего общего с Исламом, призывающий людей к общечеловеским ценностям и мирному сосуществованию. Участники конференции, обсудив проблемы, связанные с распространением в стране радикальных идеологии признали идеи и действия джихадистов как деструктивную, наносящую ущерб интересам общества и государства, преследующий сугубо политические цели. Участники конференции призвали государственные органы и общественные организации тесно взаимодействовать в противодействии различным проявлениям религиозного экстремизма и радикализма. По итогам конференции принята Резолюция участников конференции.
----
Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф на республиканской научно-практической конференции "Ислам и джихадизм" (г.Актау, 21 июня 2013 г.)
Уважаемый Алик Серикович! Уважаемые участники конференции! Свое выступление мне хочется начать со слов Лидера нации – Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, который в книге "В потоке истории" писал: "История может подарить все, но независимость как форму внутренней свободы подарить нельзя. Независимость – это единственная форма бытия народа, осознающего и выступающего за право быть субъектом в потоке истории". Главным ресурсом поддержания независимого бытия, как показала более чем 20-летняя история молодого Казахстана, стала способность государства и его многонационального и многоконфессионального народа объединиться, мобилизовать свои материальные и духовные возможности во имя продвижения к этой великой цели, созиданию крепкого, конкурентоспособного государства и формированию Мәңгілік Ел. Возможности молодого государства были связаны с укреплением роли духовности, возрождением религии и реконструкцией системы религиозных ценностей. Благодаря приоритетам, обозначенным Главой нашего государства, пришло четкое понимание, что, только увязав воедино материальный прогресс и фундаментальные духовно-религиозные ценности народа, можно добиться успеха в достижении эффективного развития казахстанского общества, укрепления в нем межконфессионального диалога и согласия, направленного на избежание конфликта культур и традиций. Сегодня у нас есть все основания заявить, что избранная нами с первых дней суверенитета модель межконфессионального согласия обеспечила по историческим меркам в столь короткий период создание прочного фундамента стабильного развития общества, позволила надежно противостоять современным вызовам и угрозам, добиться среди немногих стран в мире устойчиво высоких темпов экономического и социального развития. Избранная модель государственной политики в сфере религии выстояла на протяжении двух десятилетий благодаря своей конструктивности и поддержки обществом, сыграла, как признано мировым и казахстанским экспертным сообществом, решающую роль в предупреждении и нейтрализации преступных действий радикальных джамагатов. Уважаемые участники Конференции! Общеизвестно, что в центре каждой цивилизации – религия, определяющая образ жизни ее последователей. Еще в большей степени это относится к исламу – регулятору всех сфер жизнедеятельности мусульманина. Выбор темы нашей Конференции "Ислам и джихадизм" далеко не случаен. Фокусировка внимания на данную тему важна потому, что нас ислам интересует как идеологическая практика людей, который в традиционном смысле является фактором стабилизации общества. Более того, можно полагать, что любые стратегии, рассматривающие будущую стабильность для нашего государства без учета интересов мусульман, составляющих большинство казахстанцев, могут привести к росту экстремистских проявлений. Прежде всего, следует указать на то обстоятельство, что сегодня некоторые религиозно безграмотные молодые люди политизируют коранический термин "джихад". Согласно теории новоиспеченных джихадистов, весь мир разделен на: "территорию ислама" (дар аль-ислам) и "территорию войны" (дар аль-харб). К первой относятся страны, находящиеся под властью мусульман, ко второй – "неверных" правителей. По убеждению террористов, "дар аль-ислам" всегда должна находиться в состоянии вечной войны с "дар аль-харб". Кроме того, некоторые идеологи радикалистов выделяют еще одну категорию земель, так называемую "территорию мирного договора" (дар ас-сулх). Это такие земли, которые не принадлежат мусульманам и не управляются ими, но их правители должны считать себя вассалами мусульманских государств и обязаны платить за это определенную дань – "джизья". По убеждению радикалов, экстремистов и террористов всех мастей с такими "джахилистскими" (невежественными) обществами надо вести "неустанную борьбу до Дня Страшного суда", для чего ими используется особо интерпретируемое понятие джихада. Однако, общеизвестно, что в исламе нет понятия "священная война". Это – христианский термин. По шариату же война может быть либо справедливой (оборонительной), либо несправедливой (захватнической). Под термином "джихад" в мусульманской богословской литературе понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах: – "джихад сердца" или "джихад нафс" – борьба с собственными дурными наклонностями; – "джихад языка" – "повеление одобряемого и запрещение порицаемого"; – "джихад руки" – принятие соответствующих мер наказания в отношении нарушителей норм нравственности. Уважаемые участники Конференции! Религиозный термин "джихад" как существительное встречается в священном Коране 4 раза: 1)- В 24-м аяте суры "ат-Тауба" ("Покаяние"): "Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей"". 2)- В 52-м аяте суры "аль-Фуркан" ("Различение"): "Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу". 3)- В 78-м аяте суры "аль-Хадж" ("Паломничество"): "Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель". Вполне ясно, что в этих аятах говорится о джихаде сердца. Пророк Мухаммед, говоря о джихаде, сказал, что "величайший джихад, в котором сражается человек – джихад с самим собой". Это означает, что истинный верующий должен заглянуть внутрь себя и увидеть собственные недостатки, а затем стремиться исправить все свои ошибки. Смысл "джихада языка" лучше всех объяснил великий мыслитель казахского народа Абай в своем замечательном творении под названием "Пока не знаешь – молчи": Ты пять врагов покори И пять друзей избери. Злословье, ложь, хвастовство, Тщету пустую и лень Смети с пути своего. Правдивость, ясная мысль, Упорство, скромность и труд - Доверься – не предадут. Будь чистым, зла сторонись, К деяньям светлым стремись, Чтоб разум жил добротой. 4)- В 1-м аяте суры "аль-Мумтахана" ("Испытуемая") говорится: "О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне". Конечно же, для человека, впервые читающего этот коранический текст, причем в отрыве от остальных аятов Священной книги, где говорится на эту же тему, и, не будучи знакомого с обстоятельствами ниспослания этих аятов, на первый взгляд может показаться, что здесь действительно идет речь о призыве убивать "язычников". Однако, это глубоко ошибочное восприятие контекста аята. В этой связи для правильного понимания и осмысления аятов Корана необходимо знать, когда был ниспослан отдельно взятый аят и о каких событиях в нем в частности идет речь. Это необходимо для того, чтобы не придавать аятам, ниспосланным по какому-либо конкретному случаю, неоправданно широкого смысла, а также ложного либо двусмысленного толкования. Действительно, в отношении "джихада" в Коране содержатся четкие указания, отражающие конкретные условия деятельности Пророка Мухаммеда в мекканский период его жизни. Как известно, в 613 году Пророк Мухаммед стал открыто призывать жителей Мекки к исламу, находя все больше сторонников среди своих друзей, близких родственников и других жителей Мекки, среди которых были в основном рабы. Распространение ислама не нравилось правящей верхушке Мекки, которая боялась потерять доходы от паломничества арабских племен к Каабе. Недовольства язычников сопровождались гонениями на мусульман, из-за чего некоторым из них в 615 году пришлось переселиться в Эфиопию. В этот тяжелый период для первых мусульман Всевышний Аллах наказал Пророку Мухаммеду: 1)- Не входить с "многобожниками мекканцами" в конфронтацию и склонять их к истинной вере – "мудростью и хорошим увещеванием". По этому случаю в 125-м аяте суры "ан-Нахл" ("Пчелы") говорится: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем". 2)- Вести с врагами ислама оборонительную войну. В 190 аяте суры "аль-Бакара" ("Корова") сказано: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников". В этих аятах Всевышний Аллах приказывает Пророку Мухаммеду сражаться с теми, кто сражается против него, предполагая, таким образом, самозащиту. Это подтверждается в ряде аятов, таких как: 192-193 аяты суры "аль-Бакара" ("Корова"): "Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками". Эти аяты Корана ясно говорят о том, что сражения необходимы в целях как самозащиты, так и для защиты слабых и угнетенных. Сражаться же разрешено лишь с вероломным врагом и с его явными союзниками. Именно поэтому Пророку Мухаммеду и его сподвижникам было велено "вести войну" в родном городе Мекке, несмотря на то, что, воевать с оружием в руках, было запрещено. В данном случае правоверным приказывалось быть усердными и старательными в религии. Именно о таком понимании вышеперечисленных аятов говорят комментарии ранних мусульман. Таким образом, как мы видим, смысл слова "джихад" в этом аяте – самый обобщенный, и комментаторы Корана из ранних поколений мусульман не ограничивали его значение понятием "война". Нам же, современным мусульманам, необходимо знать, как понимали ислам первые поколения нашей уммы, и стараться придерживаться именно такого же понимания. Однажды к Пророку Мухаммеду пришел мужчина и спросил его разрешения отправиться на войну. Пророк Мухаммед спросил его: "Жив ли кто-либо из твоих родителей?". Мужчина ответил: "Они оба живы". Пророк Мухаммед сказал: "Ты ищешь вознаграждение от Аллаха?". Тот ответил: "Да". Тогда Пророк Мухаммед повелел: "Возвращайся к своим родителям и хорошо относись к ним". В то время, как известно, по предписанию Пророка от участия в военных сражениях были освобождены несовершеннолетние, женщины, старики, умалишенные, больные и немощные, а также те, кто не получили благословения от своих родителей для участия в военных сражениях. Кроме того, было запрещено уничтожать посевы и сады на территории противника. Уважаемые участники Конференции! Обобщая вышесказанное, хотелось бы заметить, что такая вариативность в посылах Пророка должна побуждать людей Сунны, считающих Пророка примером для подражания, уделять особое внимание контексту, согласно которому современные мусульмане должны принимать решения, опирающиеся на законы Ислама. И еще. Правильное толкование Корана могут дать только ученые, знающие и контекст, и историю ниспослания суры. В этой связи хотел бы сказать о том, что 25-27 мая 2012 года в Москве, затем в Грозном состоялась Международная богословская конференция под названием "Исламская доктрина против радикализма", организаторами которой выступили известные богословы из России, Кувейта, Катара и других мусульманских стран. По итогам форума была принята Декларация, в которой четко прописан тезис о том, что "в исламе джихад имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Джихад не сводится только к ведению боя и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению боя, не учитывая при этом другие составляющие джихада, связанные с действиями по помощи религии Аллаха, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений. Джихад осуществляется на пути Аллаха и не должен превращаться в смуту. Именно в этом заключается высочайшее предназначение джихада. Джихад является важным средством следования людей прямым путем к истине и служения Богу". И является джихад таковым потому, что практически год тому назад учеными-богословами была разработана специальная концепция, суть и содержание которой соответствует цивилизованному характеру и миссии мусульманской религии, которая не считает джихад "разрушительным проектом" или "планом мести", тем более что ислам запрещает несправедливость любого рода. Собственно признание джихада "важным средством следования людей прямым путем к истине и служения Богу" фиксирует его существенную характеристику, не подлежащую какой-либо иной фальсификации. В этой связи весьма поучительны выводы Председателя Совета муфтиев России Рафиля Гайнутдина о том, что "ложной и противоречащей Корану и Сунне является трактовка "джихада" отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также рядом СМИ, как "война с неверными", ибо война для обращения в свою веру, равно как и захват чужого, считается в исламе вообще недопустимыми". Чтобы окончательно рассеять заблуждения, бытующие в нашем обществе относительно понятия "джихад", хотел бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. Дело в том, что в терминологии ислама слово "джихад" рассматривается в более общем контексте: как борьбу на пути Аллаха, то есть любые усилия, прилагаемые мусульманином для того, чтобы жить в соответствии с повелениями Аллаха. И тому доказательства слова Всевышнего, сказанные в Коране: "Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они – то и есть искренние верующие" (11-аят суры "аль-Худжурат" ("Покой")). Отмечая реальность, важность этих предпосылок, следует подчеркнуть, что и в Коране, и в исламской литературе слово "джихад", означающее с арабского "усердие", "усилие", "приложение всех сил", "стойкое перенесение тягот во имя достижения цели", имеет в современном миропонимании совершенно иное, более глубокое и гуманное толкование: "жертвовать на пути Аллаха своим имуществом и своей душой, трудиться, прилагать усилия на пути Аллаха и во имя Аллаха". Согласно Корану, джихад затрагивает многие аспекты жизни человека на различных уровнях. В настоящее время в мусульманском мире джихад в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической мощи путем осуществления программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач. Например, борьба с опустыниванием земель, борьба за урожай, ликвидация неграмотности и т.п. Поэтому Министерство сельского хозяйства Ирана называется Министерством сельского джихада. Уважаемые участники Конференции! К сожалению, сегодня террористы используют концепцию джихада в оправдании убийства тех лиц, кто не поддерживают их взгляды. Эта когорта преступников возвела джихад в столпы ислама, делая из пяти столпов – шесть. Иными словами, этот искусственно насаждаемый вид псевдоверы отчетливо проявляется в радикальных исламских группах, ассоциируясь с угрозами и вызовами государству и обществу. Такие подходы и стратегии приверженцев исламского радикализма в современном мире порождают религиозный экстремизм и даже – международный терроризм. По имеющимся данным, в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, три четверти из которых приходятся на исламских террористов. Общность всех форм и видов терроризма – в насильственном насаждении мировоззрения, идеологии, морали, своего образа жизни, в использовании убийств мирных жителей, угрозы убийств или других форм насилия в качестве главного средства достижения целей. Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают все более масштабный характер, что является реальной угрозой стабильности в человеческом обществе. Именно поэтому Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан – 2050" – новый политический курс состоявшегося государства" определил противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма важнейшим направлением работы государства и его институтов. При этом особое внимание в Послании акцентировано на необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма в обществе, прежде всего, в молодежной среде, а также формирования у населения религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям светского государства – Республики Казахстан. В настоящее время по поручению Президента Н.А.Назарбаева разработана Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан, которая рассчитана на пятилетний срок. Цель данной Программы – обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. К 2017 году население Казахстана, в том числе молодежь и, особенно лица, склонные либо подверженные влияниям радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма. С начала текущего года Агентством по делам религий уже проведены 5 крупномасштабных республиканских форумов на темы: – "Религия и женщина" в Алматы, Атырау и Кокшетау; – "Таблиги джамагат – деструктивное течение" в Жамбылской области; – конференция "Молодежь и религия" и молодежная акция "Молодежь против экстремизма" в Атырау; – конференция "Ислам против терроризма" в Кокшетау; – "Такфиризм – одна из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма" в Жезказгане; Сегодняшняя наша конференция в Актау на тему "Ислам и джихадизм" является шестым по счету крупным мероприятием в этом ряду. До конца текущего года и в других регионах нашей страны намечено проведение общественно и политически значимых мероприятий, направленных на консолидацию казахстанского общества, патриотическое воспитание молодежи, на выработку иммунитета общества и личности против влияний псевдорелигиозных течений. Так, Агентством запланировано проведение республиканских конференций по таким актуальным и острым проблемам, как: "Салафизм – основа радикальных течений" в Актобе, "Ваххабизм – не наш путь" в Семее, "Религия и патриотизм" в Петропавловске и др. В заключение хотелось бы отметить, что для эффективного выполнения поставленных Главой государства перед нами задач по противодействию религиозному экстремизму и терроризму деятельность Агентства по делам религий будет только наращиваться . И в этой важной для судеб нашей страны и ее граждан работе мы надеемся на всестороннюю поддержку и взаимопонимание регионов, общественных формирований и экспертного сообщества, и в том числе – участников настоящей Конференции. Благодарю за внимание.
-------
ОБРАЩЕНИЕ участников республиканской научно-практической конференции "Ислам и джихадизм"
Мы, участники республиканской научно-практической конференции "Ислам и джихадизм", принимая во внимание актуальность темы конференции и обсудив вопросы, касающиеся распространения в обществе радикальных идей джихадизма, заявляем следующее. Для всех является очевидным, что джихадизм – это экстремистская идеология и практика, основанная на искаженном толковании источников ислама и шариатских понятий и направленная на разжигание религиозной розни, осуществление вооруженных акций против мирных граждан и легитимной государственной власти. Мы также твердо убеждены, что джихадизм представляет собой воинствующую псевдоисламскую идеологию, которая пропагандирует вооруженные конфликты и насилие. Мы осуждаем "джихад" в понимании радикально и экстремистски настроенных лиц, трактующих его как война с "неверными", объявляя при этом "неверными" тех мусульман, которые не желают выступать против светского государственного устройства. Мы категорически не приемлем практику джихадистов, использующих для подготовки "шахидов" психологические манипуляции и приемы внушения на основе обмана религиозных чувств верующих. Мы, как и все истинные мусульмане, считаем, что "джихад" в действительном смысле является исламским понятием, несущим в себе, прежде всего, позитивный смысл усердия человека на пути борьбы со своими пороками. Мы отчетливо понимаем, что экстремистские и террористические действия требуют принятия самых решительных мер общества и государства по противодействию религиозному радикализму во всех его проявлениях. Мы заявляем, что высшей ценностью народа Казахстана в условиях актуализации угроз экстремизма и терроризма является поддержание гражданского единства и сплоченности. г. Актау, 21 июня 2013 года |