NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:01 ast
02:01 msk

Парламентские слушания: актуальные проблемы и перспективы развития животноводства
Н.Нигматулин: При такой доле импорта задача выполнения поручения Главы государства о доведении экспортного потенциала мяса до 60 тыс. тонн к 2016 году остается под большим вопросом
24.06.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 июня

Сегодня на парламентских слушаниях в Мажилисе обсуждены актуальные проблемы и перспективы развития животноводства в Республике Казахстан.
Открывая заседание, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что обсуждаемый вопрос имеет не только экономическое значение. Здесь очень важен социальный аспект, поскольку от уровня производства и экспорта сельскохозяйственной продукции напрямую зависит как рост реального ВВП, так и повышение доходов населения.
В настоящее время в Казахстане в структуре стоимости валовой продукции сельского хозяйства на долю животноводства приходится более 52%.
Вместе с тем, по мнению Спикера, мы имеем довольно неутешительные статистические данные по импорту мяса, особенно по мясу птицы, где доля импорта составляет более 60%. Растет показатель импорта говядины: в 2012 году он составил более 20 тыс. тонн, тогда как четыре года назад составлял чуть более 11-ти тысяч. В последние пять лет стала расти доля импорта конины. Так, если в 2007 году импорта конины не было вообще, то в 2012 году он составил 5,8 тыс. тонн.
– Полагаю, что при такой доле импорта задача выполнения поручения Главы государства о доведении экспортного потенциала мяса до 60 тыс. тонн к 2016 году остается под большим вопросом, – резюмировал Нурлан Нигматулин.
Председатель Мажилиса отметил, что на сегодняшний день создана практически вся законодательная база развития отрасли животноводства в условиях рыночной экономики. Парламентом приняты все основные законодательные акты, регулирующие отношения в этой сфере, в числе которых Законы Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", "О племенном животноводстве", "О ветеринарии", "Об охране селекционных достижений" и другие.
– Надо понимать, что создание законодательной базы – это только начальный этап. Для достижения всех поставленных целей необходима консолидированная работа как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, – отметил Нурлан Нигматулин.
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных теме развития животноводства в Республике Казахстан, обозначил ряд ключевых вопросов, требующих самого пристального внимания.
В их числе – мелкотоварность животноводства республики, а также низкий уровень генетического потенциала сельскохозяйственных животных. Более 80% поголовья сельскохозяйственных животных содержится в личных подсобных хозяйствах населения.
– В этой связи, полагаем необходимым вести целенаправленную работу для решения данных проблем, в том числе путем завоза зарубежного высокопродуктивного племенного поголовья, с обязательным участием ветеринарных специалистов, а также отечественных и иностранных экспертов в области племенного дела, – считает Нурлан Нигматулин.
Кроме того, по мнению Председателя Мажилиса, актуальными на сегодняшний день остаются и вопросы ветеринарного благополучия территорий.
Решение этой проблемы видится в институциональном укреплении всей системы ветеринарии, а также в принятии краткосрочной, средне- и долгосрочной стратегии борьбы с заразными и незаразными болезнями животных. Также необходимо рассмотреть возможность введения государственной монополии на работы по профилактике особо опасных заразных болезней животных. Для этого нужна четкая вертикаль ветеринарного контроля, которая позволит эффективно решать вопросы ветеринарно-санитарной безопасности.
– Поэтому депутатами Парламента будут внесены конкретные предложения в Закон "О ветеринарии" в части повышения ответственности физических, юридических и должностных лиц за нарушения и несоблюдение ветеринарного законодательства, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин подчеркнул, что одним из основных государственных инструментов поддержки животноводства должна стать кредитная политика.
– В свое время для регулирования вопросов, связанных с предоставлением кредитных ресурсов был принят ряд законов. В частности, законы Республики Казахстан "О финансовом лизинге", "О кредитных товариществах", "О сельской потребительской кооперации", заложившие основу развития микрофинансовой организации на селе. Вместе с тем, необходимо отметить, что банки второго уровня все еще неохотно кредитуют проекты в сфере сельского хозяйства… их позицию по финансированию агропромышленного комплекса, в частности, животноводческой отрасли, можно назвать позицией стороннего наблюдателя, – отметил Нурлан Нигматулин.
В разрезе отраслей экономики на долю сельского хозяйства приходится лишь 3% от всех выданных банками кредитов. При этом более 95% кредитов выдается юридическим лицам, представленным крупными и средними сельхозтоваропроизводителями, и лишь 4% кредитов предоставляется крестьянским хозяйствам.
– Агропромышленный комплекс был, есть и будет источником продукции, которая постоянно потребляется населением. Пока же мы видим, что в большинстве случаев ставки по кредитам просто неприемлемы для казахстанских фермеров, – резюмировал Председатель Мажилиса.
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин подчеркнул важность наращивания экспортного потенциала Казахстана в животноводческой отрасли.
– Как отметил Глава государства в Стратегии "Казахстан-2050", нам вполне по силам совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве. Это особенно важно сегодня, когда прогнозы по глобальному продовольственному рынку не радужные. И если Казахстан в это время придет на внешние рынки с качественным продуктом, в данном случае, с качественным мясом, то мы сможем стать как крупнейшим экспортером, так и крупнейшим игроком в области производства экологически чистых продуктов, что высоко ценится на мировом рынке, – считает Нурлан Нигматулин.
Председатель Мажилиса также выразил уверенность, что конкретные рекомендации, выработанные в ходе парламентских слушаний, станут основой четкого взаимодействия Парламента, Правительства и местных исполнительных органов для выполнения поручений Главы государства по масштабной модернизации сельского хозяйства.
С парламентской трибуны сегодня выступили: первый заместитель Премьер-министра – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков (тезисы прилагаются), председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева (тезисы прилагаются), вице-министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов, депутат Мажилиса Рауан Шаекин.
В развитие темы взяли слово: председатель Комитета по продовольствию, сельскому хозяйству и защите прав потребителей Федерального Парламента ФРГ Ханс-Михаель Гольдман, аким Северо-Казахстанской области Самат Ескендиров, первый заместитель акима Южно-Казахстанской области Берик Оспанов, заместитель акима Карагандинской области Кайрат Айтуганов.
Своим мнением на слушаниях поделились: заместитель председателя правления АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" Даурен Махажанов, председатель правления Объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации "Мясной Союз Казахстана" Иван Сауэр, директор Астанинского регионального филиала АО "Народный Банк Казахстана" Нурлыбек Сейдахметов, ректор Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова Аскар Наметов, депутаты Мажилиса: Владислав Косарев, Роман Ким.
В публичных дебатах приняли участие депутаты Парламента, представители центральных и местных государственных органов, науки, государственных институтов развития, неправительственных организаций, сельхозтоваропроизводители, зарубежные специалисты.
Участники слушаний выработали Рекомендации Правительству и местным исполнительным органам.
Модератор парламентских слушаний – председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Ромин Мадинов.
* * *
Развивая тему слушаний, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков заявил (тезисы): в настоящее время Казахстан кроме мяса птицы почти полностью обеспечивает себя продукцией животноводства. За прошедший год производство мяса говядины составило 373,5 тыс.тонн, баранины -153,8 тыс.тонн, свинины -192,7 тыс.тонн, конины – 85,1 тыс.тонн, птицы – 123,1 тыс.тонн, производство молока 4851,6 тыс.тонн.
По данным статистики в 2012 году, в отрасли животноводства произведено продукции более чем на 1 трлн. тенге. По сравнению с 2011 годом наблюдается снижение темпов роста на 4%. В то же время доля животноводства неизменно растет, а по итогам 2012 года животноводство произвело продукции больше, чем растениеводство. Такое соотношение объема произведенной продукции можно сказать впервые за годы нашей независимости. Конечно, определенную лепту в это внесла засуха, уменьшившая объемы производства в растениеводстве, однако, учитывая, что засухи были и раньше, можно констатировать, что у нас идет устойчивый тренд на выравнивание между этими основными отраслями сельского хозяйства.
Это означает, что аграрный сектор будет развиваться комплексно и сбалансировано. Особо надо отметить, что животноводство влечет за собой мультипликативный эффект в экономике. Это и мясопереработка, переработка шерсти (пряжа, текстиль, одежда), переработка кожи (обувь, мебель и др.), это диверсификация в растениеводстве.
И, что немаловажно, это еще огромный социальный эффект: круглогодичная занятость, в том числе для женского населения, увеличение доходов сельского жителя.
Если смотреть количество животных, то поголовье КРС сократилось на 0,2%, овец и коз на 2,5%, верблюдов на 4,9%, свиней на 4,3%, при этом численность лошадей возросла на 4,9%, птицы на 1,8%.
Основной причиной снижения поголовья некоторых видов сельхозживотных является проводимая с 2010 года идентификация, которая, к примеру, по КРС выявила расхождение между фактическим наличием скота и статданными (порядка 700 тыс.голов). Есть еще другие примеры, подтверждающие необходимость совершенствования статучета.
Недостоверные данные – это издержки большой доли поголовья в ЛПХ, где сложно бороться с приписками. В этой связи нами ведется работа с Агентством по статистике по совершенствованию методик учета.
Вместе с тем надо отметить, что в агроформированиях, где приписки сделать сложнее, мы наблюдаем динамичный рост поголовья. По итогам прошлого года в агроформированиях численность поголовья КРС увеличилось на 19%, овец и коз на 3%, свиней на 4%, лошадей на 16%, верблюдов на 4%, птицы на 7%. Таким образом, организованный агробизнес показывает уверенные темпы роста.
Видно, что отрасль развивается, но нельзя довольствоваться этой динамикой. Главой государства поставлена задача сделать отрасль животноводства инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной отраслью
Проведенный анализ показывает, что есть следующие сдерживающие развитие отрасли факторы, для преодоления которых выработаны решения в принятой Программе "Агробизнес-2020".
Эти факторы перечислены на представленном вашему вниманию слайде
Теперь о том, как в рамках программы Агробизнес-2020 эти факторы будут преодолены.
Необходимо изменение структуры собственников сельхозживотных в пользу сельхозформирований. Только промышленное, профессиональное производство может дать необходимую конкурентоспособность продукции за счет снижения издержек. Я хотел бы отметить, что здесь не подразумевается, что фермеры обязательно должны быть крупными. Наоборот, видение МСХ в том, что среднее количество маточного поголовья КРС в фермерских хозяйствах должно быть от 50 до 200 голов. И при субсидировании маточного поголовья никаких требований к количеству скота не выставляется.
Здесь уже есть хороший опыт по крупному рогатому скоту. Программа по развитию мясного скотоводства имеет уже положительный эффект.
Если, к примеру, в 2009 году в ЛПХ было сосредоточено 82% поголовья КРС, то в 2012 году уже 72,3%, то есть происходит перевод животноводства в организованные хозяйства, занимающиеся этим бизнесом на профессиональной основе. Особенно хороший рост демонстрирует поголовье в фермерских хозяйствах, в которых виден рост по сравнению с 2009 годом на 53%.
Это прямой результат реализуемой по поручению Главы государства программы "Сыбага". С 2011 по 2012 годы для фермерских хозяйств при плане 82,0 тыс. голов приобретено 115,0 тыс. голов маточного стада (перевыполнение 40%). Сейчас наблюдается превышение спроса на покупку скота по сравнению с плановыми показателями и выделяемыми суммами по этой программе. Таким образом, бизнес показывает востребованность данной программы.
В 2013 году запланировано приобретение фермерскими хозяйствами не менее 42 тыс. голов КРС, по состоянию на 17 июня приобретено 23 924 тыс. голов маточного поголовья КРС и 1409 племенных быков, что составляет 57% и 101% к плану.
Для обеспечения мониторинга реализации данной программы, открытости проекта для общественности создан информационный ресурс www.sybaga.kz. Этот ресурс позволяет, в первую очередь, не допустить близкородственного скрещивания и контролировать породное преобразование при субсидировании, а также просматривать рейтинги районов и областей, динамику изменений в виде аналитических графиков.
Не менее активно реализуются другие направления программы по развитию экспортного потенциала по производству мяса КРС. К примеру, наряду с мерами по увеличению имеющегося племенного поголовья проектом предусмотрен импорт племенного крупного рогатого скота в количестве 72 000 голов до 2015 года.
За 2 года импортировано более 30 000 голов (план 2011 – 10 тыс. голов, 2012 – 12 тыс. голов). План по завозу крупного рогатого скота мясного направления был перевыполнен в 2011 году на 35% и в 2012 году на 38%. В текущем году запланирован завоз 14 тыс. голов КРС. Казагро уже в настоящее время одобрены заявки на завоз указанного количества голов скота. Еще раз хочу акцентировать, что скот завозится самими предпринимателями, выбор животных, их цена и условия транспортировки определяются самим бизнесом, а не МСХ или КазАгро. Конечно, кто-то может сказать, это только благодаря субсидиям, но давайте будем честны: не всегда бизнес так активно отзывается на госпрограммы и меры стимулирования. Это означает, что есть объективная потребность в улучшении и увеличении племенного поголовья, есть спрос на племенную продукцию.
Строятся откормочные площадки. За 2 прошедших года агроформированиями при плане 37,5 построено и введено в эксплуатацию откормочных площадок общей мощностью 35,2 тыс. откормомест. В текущем году запланировано создание сети откормочных площадок на 30,4 тысяч откормочных мест.
С этого года аналогичный программе "Сыбага" проект запускается в овцеводстве. Думаем, что льготные условия кредитования помогут серьезно развить и это направление
Второй сдерживающий фактор – низкая продуктивность сельхозживотных, которая является следствием низкого генетического потенциала. Например, по состоянию на 1 января 2013 года, доля племенного поголовья КРС в общем стаде составила 8% (по сравнению с началом 2008 года рост на 4,5%), овец – около 14%, свиней – 19%, лошадей и птицы – 7 и 11%, соответственно (справочно: в начале 2008 года доля племпоголовья КРС – 3,5%). Это одна из основных причин низкой рентабельности и низкой эффективности животноводства.
В странах с развитым животноводством этот показатель составляет около 40-50%. Для преодоления данной ситуации уже сделаны определенные шаги. В 2012 году внесены изменения в законодательство о племенном животноводстве, предусматривающие дерегулирование этой сферы в части крупного рогатого скота.
Статус племенного животного теперь определяется негосударственными палатами. Параллельно внесены изменения в механизмы субсидирования. Сейчас субсидии получают покупатели скота, то есть они определяют спрос. Если раньше племхозяйства получали субсидии только за статус, то теперь они должны заниматься реальной племенной работой, для того чтобы обеспечить сбыт своей продукции.
Начато субсидирование новых направлений селекционно-племенной работы. Например, с 2012 года впервые субсидируется содержание маточного поголовья в животноводческих хозяйствах. Субсидии выдаются как для содержания племенного скота, так и товарного стада. При этом субсидии выдаются при наличии племенного быка и своевременной его замене (это и создает спрос на племенную продукцию). То есть наряду с возмещением затрат на содержание стада, такие меры улучшают генетику товарного поголовья.
Кроме того, субсидируется содержание племенных быков для общественного стада. Это исподволь позволит нам постепенно улучшать продуктивность животных в ЛПХ.
Второй сдерживающий фактор – низкая продуктивность сельхозживотных, которая является следствием низкого генетического потенциала. Например, по состоянию на 1 января 2013 года, доля племенного поголовья КРС в общем стаде составила 8% (по сравнению с началом 2008 года рост на 4,5%), овец – около 14%, свиней – 19%, лошадей и птицы – 7 и 11%, соответственно (справочно: в начале 2008 года доля племпоголовья КРС – 3,5%). Это одна из основных причин низкой рентабельности и низкой эффективности животноводства.
В странах с развитым животноводством этот показатель составляет около 40-50%. Для преодоления данной ситуации уже сделаны определенные шаги. В 2012 году внесены изменения в законодательство о племенном животноводстве, предусматривающие дерегулирование этой сферы в части крупного рогатого скота.
Статус племенного животного теперь определяется негосударственными палатами. Параллельно внесены изменения в механизмы субсидирования. Сейчас субсидии получают покупатели скота, то есть они определяют спрос. Если раньше племхозяйства получали субсидии только за статус, то теперь они должны заниматься реальной племенной работой, для того чтобы обеспечить сбыт своей продукции.
Начато субсидирование новых направлений селекционно-племенной работы. Например, с 2012 года впервые субсидируется содержание маточного поголовья в животноводческих хозяйствах. Субсидии выдаются как для содержания племенного скота, так и товарного стада. При этом субсидии выдаются при наличии племенного быка и своевременной его замене (это и создает спрос на племенную продукцию). То есть наряду с возмещением затрат на содержание стада, такие меры улучшают генетику товарного поголовья.
Кроме того, субсидируется содержание племенных быков для общественного стада. Это исподволь позволит нам постепенно улучшать продуктивность животных в ЛПХ.
Благодаря принятым мерам появился спрос на племенных быков. Например, несколько лет назад племхозяйства отправляли плембыков на убой, а сейчас проводимые торги и аукционы показывают спрос на них, цены на некоторые особи достигают 1-1,5 млн. тенге.
Правильность принятых в регулировании племенного дела мер подтверждают проявляемые инициативы ассоциаций овцеводов и птицеводов, которые предлагают провести аналогичное дерегулирование племенного дела в этих сферах животноводства.
По этому же принципу с этого года начинается субсидирование содержания маточного поголовья в овцеводческих хозяйствах из расчета 1500 тенге на 1 голову. Также упрощен механизм субсидирования приобретения молодняка, если раньше объем субсидий рассчитывался по живому весу животного, то в данный момент субсидируется по головам, что упрощает администрирование.
Объем субсидирования племенного дела в животноводстве в текущем году по сравнению с 2008 годом увеличился в 6,5 раз, с 2,2 млрд. тенге до 14 млрд. тенге. При этом, в программе "Агробизнес-2020" предусмотрена господдержка до 46 млрд. тенге к 2020 году.
Неразвитость кормовой отрасли.
Упадок в отрасли животноводства в постсоветсткий период привел к снижению спроса на корма и соответственно сокращению объемов их производства в 4,5 раза. И тут дело даже не в количестве кормов, которых в целом достаточно, а в недостатке сочных и концентрированных кормов.
В целом, спрос на корма, порождаемый развитием животноводства, сам по себе дает толчок росту кормопроизводства. В то же время, сейчас принимаются дополнительные меры по стимулированию этого роста.
В первую очередь, это развитие отгонного животноводства, которое позволяет производить дешевую, а значит более конкурентоспособную продукцию.
Для наиболее полного использования пастбищного потенциала республики в рамках отраслевой программы предусматривается обводнение пастбищ. В период с 2014-2020 года предполагается строительство и восстановление порядка 4000 шахтных и трубчатых колодцев. Для возмещения этих затрат с 2014 года будет внедрен механизм инвестиционного субсидирования путем возмещения до 80% затрат по их строительству.
Министерством охраны окружающей среды, которому переданы полномочия по управлению водными ресурсами, продолжается начатая работа по разработке программы по развитию водного хозяйства, предусматривающие государственные инвестиции в строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений для нужд сельского хозяйства, в том числе для животноводства.
Еще одним механизмом для стимулирования развития кормопроизводства является диверсификация площадей. Тут уже есть позитивные сдвиги. В 2013 году кормовые культуры размещены на площади 3,1 млн. га, что на 10% больше уровня 2012 года (силосные культуры – 88,7 тыс. га, однолетние травы – 490,5 тыс. га, многолетние травы с учетом посевов прошлых лет будут размещены на площади 2,5 млн. га). Справочно: по сравнению с 2009 годом (2,5 млн.га) рост 24%.
В перспективе намечается довести посевные площади кормовых культур до 8,8 млн. га с учетом размещения их на землях коренного улучшения посредством освоения залежных и бросовых земель. Для этого подписаны меморандумы по диверсификации площадей с местными исполнительными органами.
Для этого с текущего года в рамках программы субсидирования приоритетных культур на 1 га вводится возможность выплаты субсидий на кормовые культуры (многолетние травы), посеянные для коренного улучшения сенокосных и пастбищных угодий (в действующем механизме – только для залужения сенокосных угодий).
Понимая, что в условиях повышения цен на корма животноводческие хозяйства вынуждены сокращать численность поголовья животных и птицы, мы планируем субсидирование строительства зернохранилищ с емкостью хранения запасов на 1-2 года, что позволит животноводам и птицеводам закупать зерно осенью после уборки, в период низких цен.
Системным решением данного вопроса является использование предусмотренной законодательством возможности создания фуражного фонда на случай засух, которые периодически повторяются. В настоящий момент Минсельхозом вносится предложение по выделению средств на создание фуражного фонда, и надеемся на поддержку депутатов в этом вопросе.
И самое главное: во всех новых инструментах господдержки в рамках программы Агробизнес-2020 (инвестсубсидии, субсидирование страхования кредитных рисков и целого ряда других) кормопроизводство и кормопереработка будет главным приоритетом при их распределении.
Развитие животноводства неразрывно связано и в целом зависит от состояния ветеринарии.
Основные проблемы ветеринарии:
1) Несовершенство законодательной базы в области ветеринарии (административные барьеры при выдаче ветеринарных документов (выдача ветсправки осуществлялась только ветврачом сельского округа и действовала на соответствующей территории района), необходимость оплаты стоимости бланка ветеринарного документа в банке, что создает волокиту и дополнительные затраты, низкая ответственность на нарушение ветеринарного законодательства).
2) Институциональное несовершенство системы ветеринарии (нерациональное кадровое распределение, когда превалирующее число ветеринарных специалистов больше заняты "офисной" работой, нежели практической деятельностью, необеспеченность кадрами и недостаточность квалификации ветеринарных специалистов);
3) Низкое качество проведения ветеринарных мероприятий (отсутствуют информационные системы, обеспечивающие прослеживаемость продукции и осуществление эпизоотического надзора, Ветеринарные организации не оснащены должным образом всем необходимым оборудованием, Отсутствует система контроля качества ветеринарных препаратов, диагностикумов по показателям специфичности, чувствительности, повторяемости и возобновляемости результатов испытаний).
4) Недостатки процедуры проведения идентификации животных (децентрализованный закуп, высокий процент потерь ушных бирок, невозвратность владельцами стоимости бирок, электронная база данных по идентификации недоступна для сельских населенных пунктов, необеспеченных сетью интернет);
5) Слабая интеграция с международными организациями.
Для решения имеющихся проблем в области ветеринарии проведены и проводятся следующие мероприятия:
– разработана долгосрочная стратегия развития ветеринарной службы, одобренная МЭБ;
– институционально укрепляется ветеринарная система, как на республиканском, так и на местном уровнях;
– проводится поэтапное материально-техническое оснащение ветеринарных организаций (спецавтомашины высокой проходимости, расколы для фиксации животных, хладочемоданы для транспортировки проб крови и патматериала), инсенираторы (трупосжигатели);
– принимаются меры по совершенствованию процедуры идентификации животных (ужесточение требований к атрибутам и изделиям для идентификации, повышение ответственности владельцев скота за идентификацию скота, централизация закупа ушных бирок и других атрибутов, перевод программы и базы данных по идентификации животных на портальный режим);
– продолжается работа по строительству и модернизации ветеринарных лабораторий. Всего введено в эксплуатацию 48 ветеринарных лабораторий (11 областных и 37 районных ветеринарных лабораторий). До конца года планируется завершение строительства 67 районных ветеринарных лабораторий.
– ведется работа по усилению роли госветорганизаций, созданных МИО, а также упразднению ветподразделений МИО на уровне сельских округов в статусе госслужащих, что позволит увеличить число практикующих ветврачей;
– в целях обеспечения эпизоотического благополучия страны по особо опасным заболеваниям животных и безопасности пищевой продукции начата разработка стратегии по борьбе с особо опасными заболеваниями животных, на основе рекомендаций МЭБ и научных заключений НТС. На первом этапе разработана стратегия по борьбе с ящуром и бруцеллезом, в связи с тем, что данные болезни являются наиболее опасными и наносят экономический и социальный ущерб.
К примеру, за 2006-2011 гг. с диагнозом бруцеллез было отправлено на убой порядка 370 тыс. голов КРС, что негативно сказалось на состоянии скотоводства. При этом при выявлении больных бруцеллезом животных повторная диагностика для подтверждения диагноза даже не проводилась. И это почему то никого особо не интересовало.
Учитывая такой значительный урон животноводству от бруцеллеза уже принят ряд мер: взамен ИФА внедрено использование более дешевых, но надежных классических методов диагностики бруцеллеза для исследований, отмена ИФА-диагностики позволила разрешить вакцинацию против бруцеллеза, введено обязательное подтверждение диагноза.
Отдельно хочу сказать про ситуацию с австрийским скотом. В связи с выявлением неизученной болезни Шмалленберг у импортированного скота в феврале т.г. в период карантина было изъято и уничтожено порядка 700 голов КРС. Ввоз скота осуществлен в полном соответствии с международными нормами, на ввозимый скот имелись необходимые ветеринарные сертификаты от страны-импортера. В настоящий момент АО "КазАгроФинанс" предъявлен иск в судебные органы
Недостаток свободных земель сельхозназначения.
Сейчас многие предприниматели сталкиваются с проблемой наличия свободных земель. Эта проблема требует системного решения.
Первым, экономическим рычагом, мы видим повышение земельного налога с увеличением соответствующей льготы по другим видам налогов с тем, чтобы общая налоговая нагрузка на работающих СХТП не увеличилась.
Данная мера никак не повлияет на тех, кто реально использует землю в сельхозпроизводстве, но довольно существенно ударит по кошельку тех, кто держит землю про запас. Такие нерадивые хозяева будут вынуждены либо начать ее использовать, либо вернуть государству. Государство же, в свою очередь, будет передавать высвобождающиеся земли сельхозтоваропроизводителям для расширения действующего или создания нового производства.
Вторым, административным рычагом, является налаживание системы контроля за рациональным использованием земель, недопущение снижения ее плодородия.
Дефицит кадров аграрных специальностей также является сдерживающим фактором развития отрасли. Средний возраст специалистов работающих в животноводстве близок к пенсионному, а выпускники аграрных ВУЗов не желают возвращаться на село и работают не по специальности.
Аналогичным образом можно охарактеризовать ситуацию в сфере консалтинга и научных исследований. Здесь, прежде всего, отмечается недостаток финансирования.
В связи с вышеизложенным Министерством в течение прошедших двух лет на безвозмездной основе осуществляется повышение квалификации руководителей и специалистов животноводческих хозяйств с привлечением зарубежных специалистов. Ежегодно порядка 1300 человек проходят обучение. Эта работа будет продолжена.
По социально значимой программе "С дипломом – в село!" хотелось бы отметить, что по инициативе МСХ сейчас продвигается законопроект, которым меры стимулирования для привлечения в сельскую местность будут распространены не только на ветеринаров, но и на другие специальности. Это даст мощный импульс для привлечения агрономов, механизаторов, зоотехников и других важных для развития сельского хозяйства специалистов.
Проводится работа по увеличению квот для обучения студентов и специалистов по программе "Болашак". К примеру, с 2012 года в перечень специальностей по данной программе включены специальности для сельского хозяйства "Агрономия", "Ветеринарная медицина", "Ветеринарная санитария", "Почвоведение, агрохимия, защита растений", "Рыбное хозяйство и промышленное рыболовство".
Научные исследования в животноводстве тоже проводятся. В 2004-2013 гг. Комитетом интеллектуальной собственности МЮ РК выдано порядка 60 патентов на селекционные достижения в области животноводства.
Данные селекционные достижения является плодом многолетнего труда ученых. Вместе с тем, решение вопросов внедрения и коммерциализации данных селекционных достижений остается на крайне низком уровне. В связи с этим в рамках программы Агробизнес 2020 будут приняты меры по повышению эффективности внедрения селекционных достижений отечественных ученых.
Кроме этого, принимаются меры по повышению качества консалтинговых услуг, оказываемых учеными.
Основной причиной недостатка финансирования отрасли является низкая инвестиционная привлекательность, которая приводит к недофинансированию отрасли примерно в 2,5 раза.
Низкая инвестиционная привлекательность является причиной таких последствий, как низкая залоговая стоимость сельхозземель и других средств производства.
Для увеличения привлекательности отрасли в программе "Агробизнес 2020" предусмотрены следующие меры.
1) Инвестиционные субсидии по реализуемым приоритетным направлениям в животноводстве. Такие как, молочно-товарные фермы, птицефабрики, свинокомплексы, семейные фермы;
2) Расширение доступа к финансам через субсидирование процентной ставки по кредитам;
3) Введение механизма гарантирования и страхования займов для решения вопроса отсутствия залогового обеспечения.
Данные меры позволят привлечь в отрасль недоступные в настоящее время негосударственные инвестиции, в том числе через банки второго уровня.
Проблемы со сбытом продукции.
Одним из наглядных примеров неконкурентоспособности отечественной продукции является ситуация с импортом мяса птицы в Казахстан.
Зачастую завозится продукция низкого качества по демпинговым ценам. Такая продукция не соответствует техническим регламентам нашей страны, но преспокойно присутствует на наших прилавках.
По инициативе Министерства сельского хозяйства Комитетом техрегулирования и метрологии МИНТ РК совместно с Комитетом санэпиднадзора проведены рейды по торговым точкам на предмет качества поставляемого импортного мяса птицы и соответствия его регламентам. Эффект от рейдов был получен очень хороший: отечественные птицефабрики отмечают рост продаж своей продукции до 30%.
В настоящее время в рамках Таможенного союза в целях защиты отечественного животноводства по отдельным видам мяса введены тарифные пошлины, что дает импульс развитию отечественного скотоводства и птицеводства. В Единых таможенных тарифах предусмотрено применение тарифных пошлин на некоторые виды мяса.
С целью защиты отечественного рынка от некачественной зарубежной продукции наряду с повышением доли отечественной продукции в общем объеме потребления, необходимо одновременное снижение квоты на завоз животноводческой продукции, а также увеличение пошлины на завозимую вне квоты продукцию.
Основной целью Программы Агробизнес-2020 является создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК. В целях реализации мероприятий Программы Министерством разработаны мастер-планы, в том числе по развитию животноводства.
Механизм реализации мастер-планов подразумевает четкую разбивку показателей по годам. Для каждой отрасли животноводства разработаны типовые проекты, обладающие оптимальными решениями для достижения наименьшей себестоимости. Данный механизм был использован при реализации проекта по развитию экспортного потенциала мяса КРС и доказал свою эффективность.
В тоже время необходимо отметить, что реализация намеченных программой планов невозможно без поддержки депутатского корпуса в вопросах законодательного регулирования. Сейчас Парламентом рассматривается законопроект, предусматривающий: возможность выплаты инвестиционных субсидий; возможность субсидирования затрат, связанных с закупом перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственной продукции по гарантируемой закупочной цене; внедрение систем гарантирования и страхования займов сельскохозяйственных товаропроизводителей перед финансовыми институтами; внедрение агрохимического обследования земель; изменение структуры ветеринарной службы на местном уровне; ужесточение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства; совершенствование вопросов идентификации сельхозживотных.
Все эти вопросы являются очень важными для выполнения поручений Главы государства по реализации программы Агробизнес-2020. В связи с этим просим оказать поддержку в скором рассмотрении данного законопроекта.
Комплексная реализация программы "Агробизнес – 2020" и мастер – планов ориентирована на достижение следующих результатов:
в мясном скотоводстве:
Производство говядины планируется на уровне 650 тыс.т. То есть, даже при увеличении потребления говядины с 23 до 30 кг/год (570 тыс.тонн в год), ее экспорт составит 100 тыс. тонн в год.
в молочном скотоводстве:
Основной целью является импортозамещение. В этой связи предполагается увеличить объем внутреннего производства на 1,0 млн. тонн за счет строительства крупных и семейных МТФ, что позволит снизить уровень импорта молочной продукции до 17% (рекомендации ФАО);
в овцеводстве:
Меры ориентированы на 100% обеспечение внутренней потребности и экспорт 45 тыс. тонн ягнятины и каракуля в размере 100 тыс. шкурок в год.
в мясном и яичном птицеводстве:
Предусмотрено увеличение производства мяса птицы на 150 тыс. тонн в год и сдерживание его импорта в рамках 17% (рекомендации ФАО).
Сдерживание уровня импорта яиц в рамках 17% (рекомендации ФАО).
в коневодстве:
Задачей является 100% обеспечение внутренней потребности.
в свиноводстве планируется создать условия для экспорта 60,0 тыс. тонн свинины.
в товарном рыбоводстве предусмотрено увеличение производства продукции до 15 тыс. тонн в год.
В целом думаю, что при поддержке депутатов в вопросах законодательного регулирования, вопросов увеличения объемов господдержки сельского хозяйства, намеченные мероприятия по выполнению поручений Главы государства по развитию агропромышленного комплекса вполне выполнимы.
* * *
Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева (тезисы):
К 2020 году объем государственной поддержки сельского хозяйства должен увеличиться, согласно президентскому поручению, в четыре с половиной раза.
Сельское хозяйство и сегодня получает щедрую поддержку со стороны государства. Но что мы видим в итоге? Отчеты красивые, а мясо и молоко в магазинах большей частью импортное. Анализ опыта прошлого нам необходим для того, чтобы не повторять свои ошибки в будущем.
Первое на что я хотела бы обратить ваше внимание – это проблема администрирования сельского хозяйства. Государственным органам следовало бы разобраться – какое министерство должно нести ответственность за эту важную отрасль экономики – МСХ? МРР? Или акиматы на местах?
Практика указывает на отсутствие координации и взаимодействия между ними, на отсутствие комплексного планирования. Акимы зачастую в последнюю очередь узнают о том, что "Казагро" выделяет деньги для капитального строительства или модернизации объектов отрасли животноводства.
Второе. Финансирование.
Традиционно сельское хозяйство сильно зависит от субсидий. На сегодня их получают только 15% сельхозформирований. В основном это крупные хозяйства.. На первый взгляд это кажется логичным и обоснованным. Но давайте посмотрим, каков вклад крупных хозяйств в производство продукции? Они дают 5% мяса, 4% – молока, 5% – шерсти, 8% – яиц.
Получается, мы направляем средства на поддержку крупного бизнеса, а 80% всего скота содержится в личных подворьях и дают они 86% продукции животноводства! Здесь есть над чем задуматься. На наш взгляд необходимо обратить более пристальное внимание на развитие мелких хозяйств. На нынешнем этапе только государство в состоянии обеспечить им благоприятные условия для развития и гарантированный сбыт продукции, также как это организовано сейчас для зерновиков. Крупные перерабатывающие предприятия задыхаются от нехватки сырья – мяса, молока. А мелкие, становятся добычей спекулянтов.
Необходимо ввести специализацию регионов на отдельных отраслях сельского хозяйства. Государство может установить стандарты качества продукции и мотивировать специализацию через целевые кредиты и субсидии, строительство инфраструктуры хранения и сбыта. Заготовительные конторы советских времен еще не изжили себя. Они могут быть полезными на определенный переходный период, а затем перейти в рыночную среду.
Сложившаяся система финансирования сельского хозяйства в большинстве случаев не мотивирует людей к труду, к достижению высоких результатов. Она рассматривается как разновидность социального пособия. Отсюда приписки. Бездумное строительство перерабатывающих заводов, которые не обеспечены на 100% мощности сырьем, строительство теплиц в регионах, где климат для этого не пригоден. Здесь также речь идет об "освоении" средств любой ценой.
Третье. Молоко.
Министерство здравоохранения должно работать в тесном взаимодействии с Министерством сельского хозяйства. Известно, что 80% болезней приходит через некачественную пищу. Проблема ветеринарной службы – это и зона ответственности Министерства здравоохранения. На прилавках магазинов из 27 наименований молочной продукции – 8 импортного производства.
В большинстве случаев импортируется сухое молоко. Наши производители тоже закрывают дефицит свежего молока порошком. Ни в том, ни в другом случае не соблюдается технический регламент, отсутствует маркировка.
Население не информировано о вреде порошкового молока. Ученые говорят о том, что оно является причиной инсультов, инфарктов, онкологических заболеваний.
А бюджетные организации закупают порошковое молоко для детских садов, школ, больниц. О каком здоровье нации можно говорить при таком подходе? А импорт порошкового продолжает увеличиваться.
Четвертое. Кадры. Сельчане переезжают в города в поисках работы и лучшей жизни.
По статистике, только за прошлый год около 45 000 человек мигрировали из сельской местности. Если ситуация так пойдет и дальше, на селе будет некому работать.
Сегодня фермеры и крестьяне бьют тревогу – некому пасти скот, нет опытных пастухов. Никто не хочет идти в эту профессию.
В большинстве случаев, с пастухами не заключаются трудовые договора, нет никаких социальных гарантий, не учитывается трудовой стаж, возникают проблемы с оформлением пенсий.
Животноводы долгое время живут на отгоне. Они нуждаются в интернатах для своих детей, медицинском, ветеринарном, сервисном и техническом обслуживании.
Современному животноводству нужны зоотехники, ветврачи и фельдшеры, инженеры-механики, инженеры-технологи, техники-электрики, мастера-наладчики, электромонтеры, трактористы.
Последние два года доля государственных грантов по сельскохозяйственным специальностям составила лишь 5,6%, из них ветеринарии всего 1,8%. Комментарии излишни.
Работодателей не устраивает уровень подготовки кадров. Требует пересмотра Классификатор подготовки кадров.
Пятое. Наука.
Для действительного прорыва в животноводстве необходимо качественно изменить систему управления аграрной наукой.
Миллиарды выделяемые на ее финансирование не дают ожидаемого результата. АО "Казагроинновация" управлением научных исследований практически не занимается, сведя свою работу к бесконечным проверкам и распределению денег. Нет координации в данном вопросе между МСХ и МОН.
Именно отрасль должна задавать приоритеты в научных исследованиях и ставить конкретную задачу. Необходимо стимулировать крупные хозяйства к созданию своих научных лабораторий. Только тесное взаимодействие науки и практики принесет хорошие плоды.
Мясо традиционно в рационе казаха занимало очень важное место. А теперь некоторые ученые, работающие по поручению профильных ведомств, советуют в продовольственной корзине мясо бананами заменить.
Мы считаем, что не про бананы надо людям рассказывать, а обеспечить рациональное развитие животноводства, повысить эффективность государственных инвестиций в эту сферу, то есть лучше работать.
И тогда все у нас будет хорошо и качеством мяса и молока на прилавках магазинов, и с их количеством.

-----

Выступление Сагинтаева Б.А. на парламентских слушаниях по вопросу "Актуальные проблемы и перспективы развития животноводства в РК"
"ҚР мал шаруашылығын дамытудың өзекті проблемалары мен перспективалары" жөніндегі мәселе бойынша Парламенттік тыңдаудағы Б.Ә. Сағынтаевтың баяндамасы

Құрметті Нұрлан Зайроллаұлы!
Құрметті Депутаттар!
Еліміздегі мал шаруашылығының өзекті мәселелерін Парламенттік тыңдауда қарастыру бұл саланы одан әрі дамытуға өзінің оң ықпалын тигізетіндігі сөзсіз. Баршаңызға белгілі, мал шаруашылығын дамыту елдегі экономикалық өсімді, азық-түлік қауіпсіздігі мен әлеуметтік тұрақтылықты қамтамасыз етуге мүмкіндік береді. Осы орайда Елбасы 2011 жылы қаңтардағы Жолдауында мал шашаруашылығын дамыту бойынша теңдессіз жобаны жария етті. Аталған жоба аясында Үкіметке: 2016 жылы ет экспортын 60 мың тоннаға дейін өсіру бойынша нақты тапсырма берілді. Мемлекет басшысының тапсырмасын орындау мақсатында 2011-2015 жылдарға арналған ірі қара малдың етін экспорттау әлеуетін дамыту бойынша кешенді іс-шаралар жоспары әзірленді. Аталған жоспардың аясындағы жобаларды қаржыландыруға 130 млрд. теңге қарастырылған. 2011-2012 жылдары 38,8 млрд. теңге игерілді (30%).
Анықтама:
ҚР Ұлттық қор есебінен – 61,9 млрд.теңге; Республикалық бюджеттен – 68,124 млрд. теңге.
2012 жылы асыл тұқымды шетелдік селекциялы 16,5 мың бас ірі қара мал әкелінді (жоспар бойынша 12 мың бас). Соңғы 2 жылда мал бордақылайтын 35 мың алаң салынып, іске қосылды. Ағымдағы жылы қосымша 30 мың мал бордақылайтын орындар салыну жоспарлануда.
Қазіргі таңда халықаралық бәсекелестіктің күшейуі мен Қазақстанның Бірыңғай экономикалық кеңістікке енуі және келешекте Дүниежүзілік сауда ұйымына кіру жағдайында, агроөнеркәсіптік сектордың бәсекеге қабілеттілігін арттыру өзекті мәселе болып отыр. Сондықтан да, Елбасы былтырғы жылғы Жолдауында Үкіметке Агроөнеркәсіптік кешенді 2020 жылға дейін дамытудың жаңа бағдарламасын қабылдауды және ауылшаруашылық саласына мемлекеттік қолдаудың көлемін 4,5 есеге арттыруды тапсырды. Осыған орай, ағымдағы жылдың ақпанында "Агробизнес-2020" жаңа салалық бағдарламасы қабылданды. Бағдарламаның басты мақсаты агроөнеркәсіптік кешеннің бәсекелестік қабілеттілігін арттыру болып табылады.
В рамках Программы мы работаем по 4-ем направлениям.
Первое. Финансовое оздоровление.
Данное направление будет осуществляться через реструктуризацию, рефинансирование, финансирование кредитов и проектов. Таким образом, государство сможет облегчить кредитную нагрузку и избежать банкротства сельхозтоваропроизводителей.
Второе. Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК. В рамках данного направления будут реализованы новые механизмы государственной поддержки субъектов АПК, такие как инвестиционные субсидии для приоритетных инвестиционных проектов, субсидии на услуги страхования и гарантирования займов, субсидирование процентной ставки. Будет продолжена работа по субсидированию производства продукции растениеводства, животноводства, переработки сельхозсырья и обеспечивающих отраслей.
Третье. Развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК. Предусматриваются мероприятия направленные на создание и оснащение фитосанитарных и ветеринарных лабораторий, снижение угрозы распространения болезней.
Четвертое. Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК. Предполагается повышение эффективности агрохимического обслуживания, государственного сортоиспытания, контроля и надзора, развитие системы оказания государственных услуг для субъектов АПК. Общая стоимость Программы до 2020 года оценивается в 3 трлн. тенге.
В рамках программы к 2020 году ожидается:
1) увеличение физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза;
2) повышение производительности труда на одного занятого в сельском хозяйстве в 3 раза;
3) привлечение более 10 трлн. тенге частных денежных средств в отрасль.
Таким образом, реализация программы позволит создать благоприятные условия для развития АПК, будет способствовать притоку инвестиций в отрасль, повысит эффективность выделяемых средств.
А теперь, хотел бы кратко остановиться на текущих актуальных вопросах:
1. Продуктивность животноводства.
В 2012 году доля личных подсобных хозяйств в общей численности поголовья КРС составляет более 70% (4,1 млн. голов из 5,7 млн. голов), при этом их продуктивность очень низкая.
Так, средний удой на 1 фуражную корову составляет 2 236 кг, что более чем 2 раза ниже стран ТС (РФ и РБ). Сдаточный вес животного реализованного на убой в среднем составляет 300 кг, тогда как в Австралии и США – 500 кг.
Для решения данного вопроса основной акцент делается на генетический потенциал животных.
Выплачиваются субсидии покупателям племенной продукции, что стимулирует развитие конкуренции среди племенных хозяйств. Объем субсидирования племенного животноводства в текущем году по сравнению с 2008 годом увеличился в 6,5 раз (до 14 млрд. тенге). При этом, в программе "Агробизнес – 2020" предусмотрена господдержка до 47 млрд. тенге к 2020 году. В результате, уже в этом году доля племенного поголовья КРС увеличена до 8% и составляет 468 тыс. голов. Мы создаем стимулирующие условия для преобразования личных подсобных хозяйств в семейные фермы, крестьянские и фермерские хозяйства путем предоставления им земельных участков и льготных кредитов для их становления.
2. Развитие кормовой отрасли.
Удельный вес кормовых культур в севообороте составляет лишь 11%, когда требуется 30%. К тому же низка их урожайность и остается ограниченным набор возделываемых кормовых культур. В этом направлении ведется поступательная работа. Так, в текущем году площадь кормовых культур увеличена до 10% и доведена до 3 млн. га. К 2020 году мы планируем довести до 8,8 млн. га. Планируется задействовать залежные и бросовые земли, которые будут выявляться по мере инвентаризации земель в рамках реализации поручения Главы государства.
Справочно: Бросовые земли – земли, которые нельзя использовать для сельского хозяйства без производства на них мелиорации. Залежные земли – это пашни, не обрабатываемые длительное время.
В 2013 году на поддержку развития семеноводства кормовых культур из республиканского бюджета выделено 500 млн. тенге, которые направлены на удешевление стоимости 6 тыс. тонн элитных семян кормовых культур.
3. Ветеринарная безопасность.
Обеспечение ветеринарно-санитарной безопасности затруднено вследствие высокой концентрации поголовья скота в частных подворьях. Не развита система отслеживания всей пищевой цепочки – "от фермы до стола", в которой ветеринарная служба должна присутствовать на всех этапах производства и реализации продукции животноводства. Выстраивание такой системы прослеживаемости передвижения животных, сырья и продукции животного происхождения является идентификацией скота. Проводится поэтапное материально-техническое оснащение ветеринарных организаций. Всего введено в эксплуатацию 48 ветеринарных лабораторий (11 областных и 37 районных). До конца года планируется завершение строительства 67 районных ветеринарных лабораторий.
4. Использование пастбищных угодий.
Сегодня в республике имеется 187 млн. га пастбищ, из которых используется порядка 81 млн. га.
При этом из используемых пастбищ, 26,5 млн. га деградированы, в основном близлежащие к населенным пунктам пастбища. В связи с этим предполагается введение в оборот ранее незадействованных отдаленных пастбищных участков для выпаса с/х животных. Будут приняты меры по созданию инфраструктуры отгонных пастбищ. Так, в период с 2013-2020 годы планируется организация с/х водоснабжения более 32 млн. га пастбищных угодий путем строительства 4 тысяч колодцев (затраты составят 28,3 млрд.тенге). Будет принят комплекс мер по максимальному использованию возможностей пастбищных угодий для развития отгонного животноводства.
5. Финансирование отрасли.
Сегодня основной объем финансирования животноводческой отрасли осуществляется за счет бюджетных средств, при этом доля частных инвестиций очень низкая. По программе "Сыбага" осуществляется кредитование фермерских хозяйств на приобретение поголовья КРС (в т.г. при плане 42 тыс.голов уже прокредитовано приобретение 24 тыс. маточного поголовья). По линии "Казагро" выделяются кредиты на строительство, модернизацию объектов животноводства и приобретение племенных животных (в т.г. при плане 14 тыс.голов уже одобрены заявки на приобретение 10,5 тыс. голов племенных животных). При этом следует признать низкую активность банков второго уровня в финансировании инвестиционных проектов в отрасли животноводства.
Это связано с низкой рентабельностью, долгим сроком окупаемости и отсутствием ликвидного залогового имущества. Для решения данных вопросов, как я отмечал ранее, программой "Агробизнес – 2020" предусмотрен комплекс мер направленные в первую очередь на обеспечение доступности финансирования, льготного кредитования и субсидирования. Так, в рамках программы до 2020 года выделяемые субсидии для животноводства будут увеличены в 2,7 раза. (с 42 млрд.тенге до 116 млрд.тенге). Данные меры будут эффективно способствовать притоку инвестиций и развитию отрасли в целом.
В заключение хочу отметить, что нами будет продолжена работа по дальнейшей эффективной реализации государственной политики в сфере развития животноводческой отрасли.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.06.2013
Состоялось заседание Сената 28.06.2013
Итоги парламентской сессии 28.06.2013
Под руководством первого вице-премьера РК обсуждены вопросы разработки Генсхемы организации территории РК 28.06.2013
В Астане прошло заседание казахстанско-германского делового совета под председательством Тимура Кулибаева 28.06.2013
Казахстанская команда переговорщиков по ТС слабо подготовлена 28.06.2013
Верховный Суд подвел итоги за первое полугодие 28.06.2013
В Казахстане в ближайшее время будет создан госорган по контролю за качеством продукции 28.06.2013
Финальное позиционирование 28.06.2013
Разработчики Кашагана заинтересованы в начале добычи нефти осенью этого года 28.06.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz