Чокан Лаумулин, "Литер", 4 июля
"Надежда рядом, Душа чиста, Придет ли юности пора?" Абай
Эти бессмертные строки посланы не только взрослеющему джигиту, а всему народу, который сквозь тысячелетия протянул нить преемственности в степи, чтобы, меняя идентичность и языки, но сохраняя свои ценности, каждый раз на новом витке истории выживать и возрождаться. Однако, наверное, никогда ранее наш степной этнос не испытывал такой социальной, политико-мировоззренческой, религиозной и этнической фрагментации и раздробленности, как в это время: в поисках идентичности, последовавших за развалом СССР, кого только можно не встретить! Кто-то верит в магическую силу IPO, кто-то ушел в ислам, вариации коего тоже фрагментарны – от традиционного для Центральной Азии суфизма до салафизма. Кто нашел спасение в тенгрианстве, а кто – в национализме; есть уверовавшие в сталинизм и "красный проект", а есть и "русские империалисты", и "англосаксонские" казахи, и пантюркисты. Появились даже последователи Туркестанского легиона (не шучу!). И каждый претендует на бескомпромиссную исключительность и доминирование своего видения нацразвития. Существует размежевание на нагыз- и шала- казахов, а идущие дебаты по языковому вопросу грозят оживиться явлением казахов из других стран, говорящих на новых для степи языках. В довершение картины вся эта пестрая смесь покоится на племенной, жузовой и региональной идентичности и святой вере в превосходящие качества своего рода или региона! Учитывая также обычную для тюркских этносов разность этнического происхождения, нельзя не задаться вопросом: что (помимо общей страсти к бешбармаку) объединяет или способно объединить нас? И если это не язык, не какая-то политическая идея или проект, то, может, таящиеся в нас те лучшие качества предков, благодаря которым они, какой бы идентичности ни придерживались на протяжении тысячелетий, тем не менее смогли сохранить эту землю для нас? Согласитесь, этими качествами были не стремление к роскоши и показухе, очковтирательству или огромным частым тоям. Не были предки сильны и в торговле и связанным с ним восприятием политических, социальных и человеческих отношений как игры. Их отличали простота, ясность мышления, чувство Добра и Зла, ощущение силы, внутренней свободы и справедливости. Все периоды расцвета в Великой степи происходили, когда народы раскрывали в себе эти качества. И проявлялись они не только во время войн, но и в науках и управлении империями. Тюркские ученые арабского мира, к примеру, внесли колоссальный вклад в мировое развитие математики, философии и медицины, по сути сохранив, переосмыслив и передав античное наследие средневековой Европе. Подобный взлет духа показала целая плеяда советских казахских ученых в период, который начался после 1938 года, когда нация неожиданно перестала писать доносы друг на друга и ощутила свое единство. Сегодня приходит время опять отдать должное математике, инженерным и естественным наукам, в которых наша молодежь способна сделать реальные успехи и которые нужны республике. Развитие естественных наук необходимо и для гармоничного общественного устройства, так как формирует определенные качества восприятия реальности. Казахстан сегодня – это не мононациональное государство, а мини-империя, в которой казахи – государственно образующий этнос, от которого другие и соседние родственные нам народы ждут не "понтов", обид, исторических претензий и демонстраций комплексов, а силы, ответственности и справедливости. |