NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 17:45 ast
15:45 msk

Повторение пройденного
Д.Ашимбаев: Новейшая история современного Казахстана, точнее не всего, а государственного управления, обзавелась массой традиций и обычаев. Среди них стоит, пожалуй, отметить две…
05.07.2013 / политика и общество

Данияр АШИМБАЕВ, "Панорама", 5 июля

Новейшая история современного Казахстана, точнее не всего, а государственного управления, обзавелась массой традиций и обычаев. Среди них стоит, пожалуй, отметить две. Первую мы назовем "ограниченная вечность", а вторую – "а давайте еще раз". Сколько раз принималось что-то (закон, указ, структура, институт), о котором в момент принятия все дружно и с придыханием говорили: "Это именно то, что нам нужно! Мы будем теперь жить только по этим правилам!" А через полгодика-год кому-то приходила в голову светлая идея: "Мы же можем улучшить, в конце концов?" И улучшали. Наиболее характерные примеры – это наша славная Конституция, принятая 30 августа 1995 года под лозунгом незыблемости устоев и подвергнутая правкам в 1998, 2007 и 2011 годах, а также институт несменяемых ответственных секретарей.
Со второй традицией дело обстоит немного интереснее в силу того, что частые пертурбации – кадровые, финансовые, политические – не дают возможности рассмотреть их внимательно. Кроме того, иногда кажется, что в механизм принятия решений заложена скрытая функция, направленная на чистку ячеек памяти, принимающих указанные решения лиц.
Многие знают, что Военно-морские силы Казахстана были созданы 2 апреля 1993 года. Но вот в ноябре 1997 года ВМС выпали из структуры Вооруженных сил и вновь появились только в мае 2003 года. А Сухопутные войска были впервые созданы в том же апреле 1993 года, ликвидированы в ноябре 2004 года и вновь созданы в марте 2009 года. Дважды создавался Генеральный штаб и т. д.
Министерства культуры, транспорта и коммуникаций, здравоохранения, экономики, экономики и торговли, экономики и бюджетного планирования создавались по два раза, и нет никакой гарантии, что не наступит третий и четвертый. В конце концов, казахстанской независимости всего 22 года, времени для экспериментов еще полно.
Про то, как и сколько раз полномочия по санитарно-эпидемиологическому надзору и архитектурно-строительному контролю метались между акиматами и министерствами, можно слагать легенды.
А ведь типовая структура акиматов утверждалась в сентябре 1994 года, декабре 1995 года, декабре 1996 года, октябре 2004 года, марте 2008 года, октябре 2009 года и в июне 2013 года. Последнее событие, кстати, прошло незамеченным на фоне тестирования в корпус А и последующих кадровых перестановок в областных и районных акиматах. А ведь событие достаточно интересное: в областное подчинение перешли вопросы религий и защиты прав детей. Возникли новые управления индустриально-инновационного развития, которые, по всей видимости, заодно возьмут на себя и вопросы туризма.
У путешествий туристов по аппарату есть своя история. Вопросом развития туризма впервые озаботились в июле 2008 года, когда управления физической культуры и спорта были переименованы в управления туризма, физической культуры и спорта. В ноябре 2012 года Акмолинской области было велено разделить это управление на управление туризма и управление физической культуры и спорта. В марте нынешнего года подобную схему ввели в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях. Через три месяца слово "туризм" из типовой структуры выпало.
Зато созданы объединенные управления экономики и финансов. Причем и у них есть своя предыстория. 28 ноября 2008 года постановлением правительства было решено объединить управление финансов и управление экономики и бюджетного планирования в управление экономики и финансов, но через три недели, 20 декабря 2008 года, это решение отыграли назад. Почему, зачем – на эти вопросы ответа никто не узнает. Наверное, передумали.
Развитие управленческой структуры давно закольцевалось. Недавно вот министр финансов Жамишев сказал, что "мы предлагаем создать единого организатора госзакупок, который будет находиться в Министерстве финансов". Очень свежая идея! Такой орган создавался и упразднялся всего-то 6-7 раз, и почему-то его давно не было. Недавно Агентство по атомной энергии опять стало одноименным комитетом, и никто даже не спросил почему. Причем за период его недолгого существования в нем даже не успели назначить ответственного секретаря, а его стратегический план утвердили 29 декабря прошлого года – за две недели до упразднения.
Последнее время ходят разговоры о необходимости создания отдельных министерств (или хотя бы агентств) по геологии, электроэнергетике, молодежной политике. И логика определенная в этих разговорах есть, но и немалый опыт возникновения и реорганизации тоже наличествует.
Отдельное министерство (иногда госкомитет) по геологии, к примеру, существовало в 1956-1987 и в 1990-1997 гг., а затем отрасль бродила в качестве комитета по разным министерствам, за это время растеряв кадры, лаборатории, экспедиции, научный потенциал и систему образования, пока за нее не взялись в МИНТе, где геологи осели в 2010 году.
Собственно говоря, единственным государственным органом, существующим без смены вывески с августа 1920 года, является Минфин. Все прочие, по образному выражению Александра Лукашенко, "перетрахивались и перетрахивались", что в советское время, что в годы независимости. Вот, к примеру, антимонопольное ведомство за 23 года своего существования реорганизовывалось 14 раз (считая то, что сейчас называется АРЕМ и АЗК).
Вообще, уже в принципе можно выявить определенную закономерность. В какой-то момент политики, чиновники, депутаты, эксперты, общественность начинают понимать, что без создания специального госоргана (точнее органов) по той или иной проблеме (космос, инвалиды, госзакупки, геология, религия и т. д.) страна просто не может обойтись, ибо "нужно чтобы, кто-то занимался этим профессионально". Начинают возникать соответствующие министерства, агентства, комитеты, департаменты, управления, центры, отделы, МВК, РГП, НК, ОЮЛ, ДГП и ГКП на ПХВ. Через год-другой общественность и экспертное сообщество, изучив ситуацию с бюджетом и итогами работы отрасли, начинает разговор о том, что аппарат раздут, расходы огромные, толку мало, полномочия размыты, и надо министерства укрупнить, РГП оптимизировать, а штаты сократить. Через год ситуация повторяется.
Логика присутствует на всех этапах по отдельности, но даже в небольшой исторической ретроспективе ситуация выглядит, попросту говоря, по-дурацки. Но это опять-таки если смотреть с точки зрения здравого смысла. С другой стороны, история казахстанского государственного аппарата как-то подозрительно смахивает на циклическую модель развития вселенной (согласно которой, после Большого взрыва наша вселенная расширяется до упора, потом снова сжимается, затем взрывается, расширяется и сжимается и так до бесконечности). И вот здесь встает интересный вопрос. А зачем? И ответ на него может быть только один: такова традиция.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК провел встречу с Генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом 31.07.2013
В августе 2013 г. будут разработаны "зеркальные" меры для дискриминирующих казахстанскую продукцию стран 31.07.2013
Коллегия Агентства финансовой полиции 31.07.2013
Казахстан – Венгрия: возвращение на связь 31.07.2013
Сафин построит в Турате мечеть в честь героев войны 31.07.2013
Президентом Пакистана стал текстильный магнат 31.07.2013
Информация 30.07.2013
Все теракты проданы 30.07.2013
Палату пишем, взносы в уме 30.07.2013
Казахстанская оппозиция в тисках вторичности и убогости 30.07.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz