NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 03:57 ast
01:57 msk

О казахском национализме – начистоту
Дж.Сулеев: Четкого мировоззрения, не говоря уже о какой-то стройной "казахской идее", которая бы объединила всех, просто нет!
09.07.2013 / политика и общество

Сауле Исабаева, camonitor.com, 5 июля

Мы продолжаем публиковать ответы опрошенных нами экспертов на тему, что представляет из себя казахский национализм как политическое движение и чего стоит ждать от него в будущем. Напомним вопросы, заданные нашим собеседникам:
1. Что это за силы?
2. Каковы их конечные цели?
3. Насколько популярны их идеи в обществе?
4. Насколько они объединены или разобщены?
5. Каковы их перспективы с точки зрения создания политической партии?

"Казахской идеи" просто нет!
Джанибек Сулеев, веб-издатель:
1. Казахский национализм как политическое движение (для краткости буду называть КНКПД)… Здесь сразу напрашивается знак вопроса. В том смысле, что вообще было ли когда-нибудь, по большому счету, такое явление? Я не ученый, чтобы выдать некую четкую и ясную картину, используя какую-то методологию и инструментарий. Но, как мне кажется, все, что было после второй мировой войны, включая события 1986 года и до обретения суверенитета, достаточно сложно втиснуть в формулу "казахский национализм как политическое движение". Как о явлении либо как о полном отсутствии такого явления, на мой взгляд, мы можем говорить лишь применительно к периоду после обретения независимости. Другими словами, сегодня есть силы, которые могли бы стать силой, олицетворяющей собой "казахский национализм". Это молодежь, плохо помнящая эпоху СССР, и та, которая вообще ни сном, ни духом… Вот база для "казахского национализма как политического движения". Разумеется, несколько поколений такой молодежи в основном будут выходцами из аграрной, сельской местности. Это если говорить о силе… Но только лишь как о потенциальной силе, которая готова принять такие идеи.
2. Итак, с потенциальной силой, с базой т.н. КНКПД мы определились… Теперь остались цели. Тут такое дело… Если ориентироваться на несколько фамилий, которые традиционно и уже достаточно стереотипно связывают с т.н. национал-патриотами и от которых, как принято считать, и исходит угроза возникновения КНКПД, то создается впечатление, будто идет крайне активное строительство такого мировоззрения. На самом-то деле:
а) не стоит переоценивать социальные сети;
б) четкого мировоззрения, не говоря уже о какой-то стройной "казахской идее", которая бы объединила всех, просто нет!
Следовательно, о каких-то сформулированных конечных целях или даже Цели (!) говорить не приходится в принципе. Вот у нас теперь есть своя суверенная бюрократия, территория, атрибутика (членство в ООН)… и пока есть все это, к чему можно прислониться, спрятаться в его тени… только благодаря этому, может быть, и расцветет потенциальный КНКПД. А придумать нечто из ряда вон выходящее, чтобы Казахстан просто заискрился и засверкал (в данном случае мы не берем во внимание такие оценочные категории, как плохо или позитивно-хорошо "засверкал"), чтобы сама суверенная власть стала бы узнаваемой в мире за счет "казахского национализма", – такое трудно себе представить. Т.е. ВСЕ, что нужно для казахского потенциального счастья и гордости, уже состоялось и без них, нынешних витий, волею исторических обстоятельств. Другой разговор, что есть всякие разные мнения по поводу нашего государства и его перспектив в целом среди самих же казахов. При этом населению, обществу есть с чем сравнивать (одни сравнивают с Союзом, другие с тем, что видели за рубежом и т.п.). Идет подспудная критика власти, существуют разные слои и уровни протестности и разное понимание того, как надо вообще строить и двигать это государство. Но наиболее популярная идея в обществе – это индивидуальный успех, личное благосостояние, а там… хоть вселенский потоп. Мне кажется, такой вот, условно говоря, узкой идеей заражено все общество – от бомжа до чиновника. В противовес всем остальным идеям, включая КНКПД. Выходит, говорить конкретно о каких-то целях пока рано, поскольку нет идеи, сквозь призму которой и появляются цели…
3. О популярности чего можно говорить при отсутствии идей или хотя бы одной Идеи? Приветствуется все, что на казахском, по-казахски. Кто-то там носит георгиевские ленточки? Нет, у нас будут свои ленточки. Это тоже идея. Но это опосредованная идея – она выросла из копии. Или вот другая идея: все вокруг говорят исключительно на казахском языке, все делопроизводство на казахском языке и т.д. и т.п. Но это же идеализм. Об этом как о само собой разумеющемся могут совершенно спокойно и уверенно говорить большей частью лишь молодые люди. Взрослый, разумный человек, если он только не ангажирован, не будет столь категоричен. Ибо совершенно ясно, что за 20 лет казахский не стал де-факто полноценным государственным языком. Не будем говорить о причинах этого, но что есть, то есть. А раз идея отсутствует, значит, в обществе может быть только запрос на идею казахского национализма.
4. Разобщенность тех групп и лиц, которых относят к национал-патриотическим, налицо, и удивляться тут нечему. Во-первых, в чистом виде таких, можно сказать, практически нет, во-вторых, к ним можно отнести довольно большое количество людей, например, почти всю казахскоговорящую творческую корпорацию – журналистов, писателей и т.д. А в целом ее проще назвать "национал-популистской"… Кроме того, вся эта корпорация изначально не то чтобы недружна, она просто давно и независимо от повестки дня разобщена совсем по другим лекалам, в которых мало общегосударственного, общеказахского.
5. Что касается перспектив создания такой партии, то они есть, и довольно серьезные. Как было сказано в ответе на первый вопрос, есть база, сила для КНКПД. В общем пространстве протестности, безусловно, присутствуют настроения, которые вполне могут оформиться в комплекс, названный нами КНКПД… Вопрос лишь в том, что нет четко сформулированной Идеи. Из тех персон, которые уже высказываются в этом русле (и их считают как бы первой ласточкой), она вряд ли родится, а иначе давно уже всех бы потрясла. Значит, ее следует ждать – она может появиться, так сказать, в племени младом и незнакомом нам. Однако это тоже проблематично – ведь помимо какого-то природного порыва должна быть и мысль, должен быть лозунг, высеченный искушенным и хоть каким-то образом образованным (наполненным знаниями) мозгом. Либо стоит ожидать интенции извне – нам вполне могут преподнести такую великую "казахскую идею". Как в свое время преподнесли такую идею большевики – вы же не будете утверждать, что ее принесли наши, степные, большевики. Они только подхватили ее. Сама же наша власть в силу "онтологических" проблем вряд ли сможет ввести такого игрока и потом как-то контролировать его. Только суррогат.
По-детски нетерпелив и обидчив, соткан из комплексов и фобий…

Петр Своик, политик:
Чего Казахстану сейчас более всего не хватает, так это казахского национализма, политически оформленного, респектабельного и ответственного.
Для развитого Запада, чьей экономической и идеологической периферией оказались части распавшегося СССР во главе с Россией, процесс формирования собственных национальных государственностей проходил в несколько очень непростых исторических этапов. Европейские государства-нации начали оформляться еще на феодальных, религиозных и, преимущественно, этнических самоидентификациях (во многом отталкивавшихся как раз от враждебного противопоставления соседним культурам, государствам и нациям) и лишь через века и большую кровь пришли к современным развитым демократиям с упором уже не на этническую, а на гражданскую основу.
Наша же проблема заключается в том, что мы, получив казахскую суверенную государственность, оформленную в как бы современном виде, имеем ее одновременно и в совершенно архаичном исполнении.
Так, о собственно национальной государственности, хотя бы даже в этно-казах­ском смысле, говорить пока не приходится, поскольку, хотя административные и ключевые экономические структуры заполнены по преимуществу казахами, как раз именно казахский национальный интерес отображают очень плохо. Во всяком случае, именно казахская глубинка, сельские казахи и казахские "самозастройки" вокруг больших городов являются "социальными аутсайдерами" в собственной стране.
Дело в том, что национальная государственность, когда народ-нация получает хоть какие-то реальные права на формирование власти, хотя бы в урезанном этническими, сословными или конфессиональными ограничениями виде, – это все же исторически более прогрессивная форма государственности, чем сегодняшний Казахстан.
По существу, История, подарив Казахстану государственный суверенитет и Елбасы как персонального его носителя, не оставляет нам сейчас ни времени, ни иного благополучного выбора, кроме как "два в одном" – строить сразу и казахскую национальную, и общегражданскую государственность. И тут первое слово и приоритетное право должны получить казахи. По той простой причине, что если не они, то … больше некому.
Ведь кого сейчас можно назвать решающими акторами политического процесса в Казахстане, включая и право ответа на такой животрепещущий вопрос: Кто и Что будет "после Назарбаева"? Такими акторами являются коррумпированные казахские верхушки, вписанные в ориентированные "на вывоз" экспортно-сырьевой и кредитно-инвестиционный бизнесы, осуществляемые преимущественно неказахскими иностранными собственниками и компаниями. Отменить именно их право определять дальнейшую судьбу Казахстана мы никак не можем, как не можем помешать определять эту судьбу в интересах самосохранения компрадорских казахских кланов и внешней эксплуатации страны.
Более того, мы, население (казахи и другие представители многонационального народа Казахстана) и прообраз будущей гражданской нации, не только не мешаем, но и вполне способствуем исключительно олигархическому и иностранному участию в решении нынешней судьбы нашей страны.
Действительно, неказахи и без всяких приписок голосуют за Назарбаева и страшатся его ухода, справедливо опасаясь прихода во власть казахских националистов. Казахская же часть населения, особенно казахская бюрократия и казахский бизнес, тоже не слишком мечтают о переходе к выборам "как в Европе", справедливо опасаясь потери занятых ими позиций. И уж, конечно, как прямую угрозу для себя рассматривают прозрачные и нефальсифицируемые выборы правящие семейства и олигархи – в этом случае им справедливо придется ожидать прихода во власть желающих немедленно "взять за руку и отвести в тюрьму".
Да, и честно говоря, нет более быстрого и надежного способа сотворить в Казахстане политическую, социальную, межнациональную и внутриказахскую дестабилизацию, нежели устроить действительно конкурентные выборы президента или тех же областных акимов.
Здесь объективно необходима подготовительная конституционная реформа с перераспределением суперпрезидентских полномочий в треугольнике (как во времена трех знаменитых биев) президентской, законодательной и исполнительной ветвей власти. Вместо "никакого" Конституционного совета хорошо бы создать разрешающий все коллизии внутри власти и общества Конституционный суд в составе всенародно избираемых "биев" от всех частей казахского народа и представителей "четвертого жуза". А вслед за этим просится и территориальная реформа с укрупнением чисто административных областей до трех-пяти аймаков, близких к экономической и исторической самодостаточности, а потому и к региональному самоуправлению.
Вместе с этими общегражданскими институтами современной демократической государственности необходимо и оформленное политическое представительство именно казахского национального интереса. В этом смысле, например, Ассамблея народа Казахстана – совсем небесполезная задумка, но вот как раз казахский народ, имеющий собственную структуру и самоидентификацию, в ней не представлен.
Структурирование же, организационное и политическое, именно казахского народа насущно необходимо. Хотя бы потому, что ныне мы имеем преимущественно казахское наполнение государственности в физическом, так сказать, виде, но юридически оно никак не прописано, а идеологически закреплено лишь замалчиванием и двусмысленностями. Вот эта "недоопределенность" и "недосказанность" как раз блокирует (причем надежнее, чем собственно авторитарный режим), развитие в Казахстане гражданского общества и демократических политических институтов. Между тем продолжение разворовывания и распродажи собственной страны далеко не лучшее занятие для национальной элиты.
Реальность такова, что достаточно большая часть населения республики и весьма немалая часть казахской интеллигенции вполне искренне убеждены, что в Казахстане право на нацию имеют только казахи, остальные же относятся к национальным диаспорам. И что казахи, соответственно, имеют свое собственное, чем-то отличающееся от общегражданского, право на национальную государственность.
Лично я совершенно не в восторге от такой постановки вопроса, но как гражданин своей страны и мыслящий политик обязан признавать и уважать это мнение. Более того, поскольку оно распространено достаточно широко, я как его оппонент сам обязан способствовать политическому оформлению и практическому встраиванию таких мнений и чаяний в политическую конструкцию будущей уже не частной, а национальной казахстанской государственности – иначе ей не быть крепкой.
Ситуация диктует свое: "нацпаты" не могут "отменить" граждански мыслящую часть населения Казахстана, а гражданская часть – "отменить" этноориентированную. Но будущее все равно надо строить вместе. Надежно договариваться можно только при наличии действительно представительных структур и недвусмысленно сформулированных политических позиций, постольку оформление казахского национально-патриотического движения – в наших общих интересах. Поэтому нынешняя запутанность даже с определениями "казахские патриоты" или "национал-патриоты" (то ли это самоназвания, то ли обидные ярлыки), а также то обстоятельство, что "патриотическое" поле представлено исключительно "штучными" деятелями, неспособными не то что создать общую программу и организацию, но и хотя бы не ссориться вечно, – это общенациональная проблема.
В адрес нашей оппозиции сказано немало уничижительных слов, нередко справедливых. Она, дескать, и разобщена, и деструктивна, неизвестна народу и не имеет собственного созидательного содержания. А что тогда говорить об организации национал-патриотов, которой нет вовсе? Ни в оппозиционном, ни в провластном оформлении.
Конечно, слабость казахского национализма простительна в силу его возраста: он по-детски нетерпелив и обидчив, соткан из комплексов и фобий, выстроен на претензиях к другим. Одному интеллектуалу националистического толка, гуманитарно-философского направления, ну прямо-таки необходимо по любому поводу демонстрировать свою русофобию – вроде как иначе ему свой патриотизм и опереть не на что. Другому, специализирующемуся более на экономике, непременно нужно изображать пребывание Казахстана в составе российской и советской империй как исключительно колониально-негативное. Вплоть до попытки представления Великой Отечественной войны "неказахской" – не на той стороне, дескать, воевали. Хотя и сам он – тоже продукт "проклятого советского прошлого".
Такие "национал-патриоты", разумеется, могут собрать определенное число своих сторонников (особенно среди анонимных интернет-комментаторов), могут иметь какие-то личные политические или иные дивиденды. Но респектабельного, отвечающего и за себя, и за страну патриотического движения на такой базе создать нельзя. А ведь оно необходимо.
В заключение же выскажу одну ключевую мысль насчет того, почему казахским патриотам так не везет с созданием объединяющей их самих и не шокирующей других политической организации. Деятели, берущиеся политически представлять интересы казахов, совсем не там ищут ответ на ключевой вопрос: по какому критерию граждане Казахстана могут или не могут идентифицироваться как казахи и что может быть реальной основой казахской политической консолидации?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК провел встречу с Генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом 31.07.2013
В августе 2013 г. будут разработаны "зеркальные" меры для дискриминирующих казахстанскую продукцию стран 31.07.2013
Коллегия Агентства финансовой полиции 31.07.2013
Казахстан – Венгрия: возвращение на связь 31.07.2013
Сафин построит в Турате мечеть в честь героев войны 31.07.2013
Президентом Пакистана стал текстильный магнат 31.07.2013
Информация 30.07.2013
Все теракты проданы 30.07.2013
Палату пишем, взносы в уме 30.07.2013
Казахстанская оппозиция в тисках вторичности и убогости 30.07.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz