Абат КАРАТАЕВ, "Актюбинский вестник", 25 июля
Чтобы не слушать проповеди имама, последователи нетрадиционного ислама приходят в дом Аллаха в наушниках. Такие факты привели казахстанские теологи в городе Актау, обсуждая вопросы профилактики религиозного экстремизма и терроризма. За круглый стол, который состоялся по инициативе Агентства РК по делам религий, были приглашены представители госорганов, НПО, религиозных объединений, научного сообщества и СМИ. Выступающие не только говорили о религиозной ситуации в стране, но и знакомились с исследованиями ученых и давали оценку тем или иным событиям в духовной жизни казахстанцев. Как сообщил модератор круглого стола, заместитель председателя Агентства по делам религий Галым Шойкин, прошло два года, как в республике было создано данное ведомство и принят Закон РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". – Работа новой структуры дает свои результаты, и вместе с тем из-за религиозной неграмотности населения в обиходе появились такие понятия, как радикализм и экстремизм, – говорит Галым Шойкин. – Обстановка намного сложней, чем она представляется большинству. Проблема стала настолько актуальна, что появилось понятие "исламофобия". Господин Шойкин призвал всех присутствующих никак не связывать ислам с экстремизмом, очередной раз напоминая, что само слово "ислам" переводится как мир. – Впрочем, ни одна мировая религия не призывает к насилию, – отметил зампредседателя Агентства. Специально приехавший из Марокко эксперт ИСЕСКО*, доктор Абдел Кадер аль-Идриси, выразив признательность казахстанской стороне за приглашение, поделился своим мнением по поводу понятия джихада в период глобализации. – Приехал сюда, понимая, что тема ислама и проблемы джихада очень актуальны, – говорит теолог. – Данный вопрос должен изучаться глубоко и всесторонне. Обыватели не совсем понимают истинное значение слова "джихад". С арабского языка слово "джихад" переводится как отдача сил и возможностей, а также как терпимость. Я приехал из того арабского мира, где проблем более чем достаточно, – продолжил гость. – Арабские страны на сегодня переживают сложные времена. Наши страны тоже страдают от разных ветвей салафизма, поэтому и вам надо бороться с ними. Директор департамента АДР Бахытжан Кулекеев, отмечая успехи в государственно-конфессиональных отношениях, признал, что все-таки есть ряд проблем. – Радикальные взгляды некоторых людей превращаются в активные действия. Один из примеров – недавний случай в Атырау, когда мать готовила своего сына к самопожертвованию, – сообщил Бахытжан Кулекеев. Директор департамента назвал несколько причин такого явления. В первую очередь он указал на религиозную безграмотность населения. Простые обыватели не отличают настоящий ислам от псевдоислама. Немаловажным фактором является также правовая неграмотность людей. Жители просто не обращаются в правоохранительные органы, когда рядом такие же люди, нарушая закон, покушаются на спокойствие общества. – В стране есть нерешенные социально-экономические проблемы, и в поисках отдушины люди оказываются в стане последователей разного рода течений, – говорит директор департамента межконфессиональных отношений Агентства РК по делам религий Бахытжан Кулекеев.
Куда идет молодежь? Эксперт комитета по делам молодежи Министерства образования и науки РК Асемгуль Жолбасарова также согласна с тем, что проблемы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма являются актуальными для молодежи. – По поручению Президента страны в декабре 2012 года министерством проведено более пяти тысяч исследований среди молодежи от 14 до 29 лет, – сообщила эксперт. По ее данным, из 4,5 миллиона молодых казахстанцев 80 процентов считает религию нужной для развития общества, 60 процентов молодежи являются верующими. Каждый четвертый молодой человек республики часто ходит в молельные дома. – В результате большая часть молодежи позже становится приверженцами нетрадиционных религий, – говорит Асемгуль Жолбасарова. Среди них эксперт назвала такие секты, как "Свидетели Йеговы", "Аллааят", церковь "Новая жизнь", "Хизбут-тахрир" и другие. В эти организации входят в основном приезжие из села. Городская молодежь следует тем нетрадиционным течениям, которые распространяются через социальные сети. Вместе с тем представитель Министерства образования и науки рассказала о работе комитета по делам молодежи. К примеру, в 15 вузах есть интернет-ресурсы, которые мониторят социальные сети. Также организован молодежный научно-исследовательский центр (НИЦ). Асемгуль Жолбасарова предложила ввести в программу 9-х классов средних школ предмет "Основы религиоведения", преподавая дисциплину на основе традиционной религии, моральных и историко-культурных ценностей, призывающих к патриотизму. – Мы должны указать правильный путь заблудившимся. И это обязанность не только духовенства и уполномоченных органов, к этому должна подключиться активная часть населения, все, кому небезразлична безопасность страны, – призвала участников круглого стола Асемгуль Жолбасарова. – Многие проблемы возникают из-за недостатка воспитания в семье. Последователи нетрадиционных религий появились отчасти оттого, что родители недоглядели. Родители должны знать, куда ходят, с кем ходят дети, какие у них взгляды, – считает Галым Шойкин. Если лет 15 назад люди радовались, что их чадо посещает мечеть, то теперь они начинают испытывать страх при слове "ислам". Один из участников круглого стола сообщил, что в Афганистане и Пакистане находятся более ста казахстанцев. В то же время специалисты отмечают, что нельзя на всех смотреть как на террористов. Агентство по делам религии предлагает вернуть всех наших граждан, обучающихся в неизвестных учебных заведениях зарубежья.
Кто есть кто Более ясную картину о приверженцах нетрадиционных течений ислама дали теологи, непосредственно работающие с жамагатом. Как сообщил руководитель общественного фонда "Шапагат" из Атырауской области Амре Ерсин, за короткий срок независимости в страну под прикрытием ислама пришло множество нетрадиционных религий. Правда, часть из этих сект закрыта по решению суда, а часть утихомирилась. Но это только на первый взгляд, на самом деле лидеры псевдоисламистов просто ушли в подполье. В качестве примера докладчик назвал действия уроженца Сарыагаша, этнического узбека, который, проживая в арабских странах, по интернету диктует последователям его идеи, как держать себя в общении с теми, которые нетвердо придерживаются всех канонов ислама. – Доходят до того, что они пытаются не слушать проповеди имамов. Последователи нетрадиционного ислама в мечетях молятся в наушниках, где звучат проповеди своих лидеров. Им внушают, что они могут подпасть под влияние враждебной для них религии, – подчеркивает Амре Ерсин. Руководитель фонда "Шапагат" призывает не делить салафитов на радикальных и умеренных. – Будет большой ошибкой, если кто-то считает, что от умеренных салафитов вреда меньше, – предостерегает общественность теолог. Кстати, по словам пресс-секретаря Казахстанско-египетского исламского университета "Нур" Мукана Исахана, одними из опасных ветвей в движении салафизма являются матхалиды. – Они держат в тайне свои замыслы, пока не достигнут конечной цели, – разъясняет Мукан Исахан. – Придерживаясь умеренного салафизма и не выступая против существующего государственного строя, матхалиды работают над увеличением численности своих рядов. И придет время, когда их численность достигнет такого количества, что всем нам придется считаться с ними. Напоследок пресс-секретарь исламского университета напомнил, что согласно ханафийскому мазхабу, если вопросы невозможно решить по шариату, то их нужно разрешить согласно местным законам. – У кочевников таких примеров уйма. Начиная со времен властвования Чингиз-хана, казахи по сей день почитают такие своды законов, как "Қасым ханның қасқа жолы", "Есім ханның ескі жолы" или же "Жеті жарғы". То есть мы можем смело сказать: наши предки-мусульмане регулировали ситуации, дополняя шариат местными законами, – заключил Мукан Исахан.
*ИСЕСКО – (ISESCO) – Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры. |