NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:35 ast
02:35 msk

Основные положения отчета Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2012 год
Заключение к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан)
01.08.2013 / политика и общество

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Казахстан подготовлен отчет об исполнении республиканского бюджета за 2012 год – заключение к соответствующему отчету Правительства Республики Казахстан (далее – Отчет).
Отчет подготовлен на основе материалов контрольных мероприятий Счетного комитета, аналитических исследований финансовых нарушений, статистических данных, информации центральных государственных и местных исполнительных органов и отчета Правительства Республики Казахстан (далее – Правительство) об исполнении республиканского бюджета за 2012 год.
На основе анализа и оценки эффективности сформулированы соответствующие выводы и рекомендации по совершенствованию исполнения республиканского бюджета и повышению эффективности управления активами государства.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА В 2012 ГОДУ

Оценка исполнения основных макроэкономических показателей
Исполнение республиканского бюджета в 2012 году происходило в условиях продолжающегося экономического роста, позитивной динамики цен на экспортируемые энергоресурсы и снижения общего уровня безработицы.
Макроэкономические показатели уточнялись Правительством в марте и ноябре 2012 года.
Неоднократное уточнение прогнозных макроэкономических показателей повлияло на качество планирования параметров республиканского бюджета 2012 года. В результате, при первом его уточнении (март) доходы увеличились на 486,0 млрд. тенге, а расходы – на 507,2 млрд. тенге. В ноябре 2012 года доходы от уточненного значения уменьшились на 382,6 млрд. тенге, расходы – на 183,7 млрд. тенге.
Колебания параметров доходов и расходов республиканского бюджета отразились на объеме его дефицита. При первоначально утвержденном его размере в 758,5 млрд. тенге после двукратного уточнения дефицит увеличился до 983,1 млрд. тенге.
Расходы на реальный сектор по сравнению с 2011 годом увеличились на 18,6%, при этом значительная их часть была направлена на реализацию государственных и отраслевых программ.
Однако, с момента реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР) доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта (далее – ВВП) не претерпела каких-либо существенных изменений.
Рост ВВП остался зависимым от увеличения валютно-сырьевой ренты, обеспечиваемой добычей и экспортом нефти, газа и прочего сырья, а также от производства услуг.
Преобладание в объеме ВВП сырьевой составляющей подтверждается значительной долей сырьевых доходов в поступлениях консолидированного бюджета, которая в 2012 году составила 52,8%.
Внешнеторговый оборот страны по сравнению с 2011 годом увеличился на 7,6%. Это было достигнуто во многом за счет опережающего роста импорта, который по сравнению с 2011 годом вырос на 6,5 млрд. тенге (14,6%), тогда как экспорт – лишь на 4,2 млрд. тенге (4,4%).
В республике доля малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) в формировании ВВП в 2012 году составила 17,8%.
Инфляция в годовом выражении в 2012 году сложилась на уровне 6%, что на 1,4% ниже показателя 2011 года, составлявшего 7,4%.
В отчетном году отмечался рост показателей, характеризующих жизненный уровень населения. Темпы прироста реальных денежных доходов населения составили 6,8% (в 2011 году – 7,4%), реального среднемесячного размера заработной платы – 6,9% (в 2011 году – 7,2%).
Доля государственных средств, направленных на развитие сферы образования в 2012 году, составила 4% от ВВП, здравоохранения -737 млрд. тенге, или 2,4% от ВВП.
В отчетном году в республике рост численности занятых составил 2,5%, он был обеспечен за счет горнодобывающей промышленности – 8,9%, строительства – 6,2%, образования и здравоохранения – 3,5%.
По состоянию на 1 декабря 2012 года активы банков составили 13.7 трлн. тенге, увеличившись по сравнению с началом года на 7,0%.
Объем валового внешнего долга (далее – ВВД) в 2012 году составил 137 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11.8 млрд. долларов США, или на 9,4%.
Доля ВВД к ВВП в 2011 году составляла 66,6%, а по итогам 2012 года -68,3%.
Объем государственного долга в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос на 448,7 млрд. тенге, или на 13,3%.
Сумма активов Национального фонда и валового международного резерва за 2012 год составила 86 млрд. долларов США.

Оценка исполнения статей Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы"
В 2012 году Правительством из 28 статей Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года "О республиканском бюджете на 2012 – 2014 годы" (далее – Закон) не исполнены две статьи (23, 25), по различным причинам не полностью исполнены 7 статей (1, 16, 17, 18, 19, 21, 24), в полном объеме реализованы 12 статей (2, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 22, 26), 7 статей носят нормативный характер (4, 5, 9, 11, 20, 25-1, 27).
В целях реализации республиканского бюджета, Правительством принято постановление от 1 декабря 2011 года №1428 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012 – 2014 годы" (далее – постановление Правительства от 1 декабря 2011 года №1428).
Изменения в Закон вносились три раза, в постановление Правительства от 1 декабря 2011 года №1428 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012 – 2014 годы" (далее – постановление Правительства от 1 декабря 2011 года №1428) – 15 раз. При этом уточненные параметры бюджета на 2012 год значительно отличаются от первоначальных на 2012-2014 годы.
Дефицит бюджета составил 906,5 млрд. тенге, что меньше запланированного на 76,6 млрд. тенге, его доля к ВВП составила 3,0%, или ниже показателя, установленного Законом – 3,1%.
При уточнении утвержденных Законом параметров республиканского бюджета на плановый период Правительством вносятся изменения в параметры республиканского бюджета только текущего года, а параметры республиканского бюджета второго и третьего годов планового периода не меняются.
Более 16% расходов республиканского бюджета на 2012 год, включая резервы, распределялись по регионам и администраторам по решению Правительства. В результате Закон "О республиканском бюджете на 2012 -2014 годы" не становится законом прямого действия, что приводит к неоднократному пересмотру параметров бюджета в отчетном финансовом году, недостаточно обоснованному распределению средств бюджета в разрезе регионов. Это ведет к неосвоению бюджетных средств, их возврату в республиканский бюджет, необоснованному и неэффективному использованию целевых трансфертов, выделенных на реализацию государственных, отраслевых программ и инвестиционных проектов в регионах.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Анализ и оценка исполнения поступлений республиканского бюджета
В 2012 году поступления в республиканский бюджет составили 6 068,1 млрд. тенге и по сравнению с 2011 годом увеличились на 736,9 млрд. тенге.
Доля доходов в республиканском бюджете в общем объеме поступлений составила 78,5%, доля погашенных бюджетных кредитов – 2,1%, доля поступлений займов – 19,4%.
При плане по доходам республиканского бюджета на 2012 год в сумме 4 729,9 млрд. тенге фактически поступило 4 763,4 млрд. тенге, или 100,7%.
В общей сумме доходов налоговые поступления составили 2 975,6 млрд. тенге, или 62,4%, неналоговые поступления – 249,9 млрд. тенге, или 5,2%, поступления доходов от продажи основного капитала -17,3 млрд. тенге, или 0.4%, поступления трансфертов – 1 520,7 млрд. тенге, или 31.9%.
По сравнению с предыдущим годом сумма налоговых поступлений снизилась на 25.6 млрд. тенге, или на 0,9%, при этом неналоговые поступления увеличились на 141 млрд. тенге, или в 2.3 раза, поступления от продажи основного капитала – на 1,2 млрд. тенге, или на 7,5%, поступления трансфертов – на 195,3 млрд. тенге, или на 14,7%.
Не реализованы планы по поступлению четырех видов акцизов на импорт товаров, трех видов специальных и защитных пошлин.
По сравнению с 2011 годом поступления от крупных налогоплательщиков снизились на 336,7 млрд. тенге, или на 21,4%.
В то же время, несмотря на рост налоговой базы, план по поступлениям КПН не исполняется в течение 5 лет: за 2012 год неисполнение составило 40 млрд. тенге, или на 3,7% (из четырех видов КПН не исполнены планы по трем); за 2011 год – 99,0%, 2010 год – 98,7%, 2009 год – 97,6%, 2008 год -97,5%.
За период с 2009 по 2011 год количество налогоплательщиков, уплачивающих корпоративный подоходный налог (далее – КПН) в бюджет, возросло с 53,4 тыс. до 64,6 тыс.
В 2012 году из бюджета возвращено превышение налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 451,0 млрд. тенге, что на 144,7 млрд. тенге больше возвратов за предыдущий год. По упрощенному порядку (без проведения налоговой проверки) возвращено превышение НДС 37 налогоплательщикам, находящимся на мониторинге, за период с 2009 года сумма возвратов возросла с 59,0 до 196,9 млрд. тенге.
По состоянию на 1 января 2013 года превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога составило 1 113,4 млрд. тенге, или 37,4% от налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2012 год.
За период с 2010 года количество плательщиков, состоящих на налоговом учете по НДС, возросло с 81,2 тыс. до 92,6 тыс. в 2012 году, однако, количество налогоплательщиков, уплачивавших в бюджет начисленный налог денежными средствами, уменьшилось с 63,2 тыс. до 59,4 тыс.
Поступления за использование природных и других ресурсов за 2012 год составили 227,0 млрд. тенге, или 106,1%.
За 2012 год в республиканский бюджет поступило 1 146,9 млрд. тенге таможенных платежей и налогов (далее – ТПиН), или 101,4% к плану, по сравнению с предыдущим годом поступления возросли на 5,1 млрд. тенге. Доля ТПиН в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 38,5%.
В налоговых поступлениях республиканского бюджета налога и платежи, связанные с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг на территории Республики Казахстан, за 2011 год составили 61,2%, 2012 год -56,9%; поступления, связанные с импортом товаров (услуг), за 2011 год составили 33,6%, за 2012 год – 37,6%. Таким образом, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом доля налогов, поступающая от импорта товаров, возросла на 4%. доля налогов, связанная с внутренним производством, уменшилась на 4,3%.
Поступление неналоговых платежей в республиканский бюджет составило 249.9 млрд. тенге, или 103,6% к плану.

Оценка эффективности налогового и таможенного администрирования
В республике сохраняется ряд проблем, влияющих на полноту и своевременность поступления налогов и других платежей в республиканский бюджет.
Отбор налогоплательщиков для проведения плановых проверок с учетом применения системы управления рисками (далее – СУР) не отвечает целям сосредоточения внимания на сферах повышенного риска и обеспечения более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.
Из 1,5 тыс. проверенных налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, 481 проверка, или 31,7% завершена с незначительными доначислениями, более того, по отдельным налогоплательщикам начисленные налоги были уменьшены.
В 2012 году судами признано лжепредприятиями 175 юридических лиц, по которым налоговыми органами выявлено 2 887 контрагентов, уменьшивших свои налоговые обязательства за счет отнесения на расходы сделок по счетам-фактурам, выписанным лжепредприятиями. В результате сумма налогов, недопоступивших в бюджет, составляет 63,0 млрд. тенге, в том числе КПН -29,8 млрд. тенге, НДС – 33,1 млрд. тенге. Из них по 1 421 контрагенту потери бюджета в сумме 20,0 млрд. тенге являются безвозвратными в связи с их банкротством (89), ликвидацией (120), истечением сроков исковой давности (1,1 тыс.), признания их ранее лжепредприятиями (79).
Возврат превышения НДС крупным налогоплательщикам, находящимся на мониторинге, производится в упрощенном порядке, при этом последующие проверки обоснованности возвратов осуществляются без применения СУР, что приводит к потерям бюджета
Действующие нормы законодательства в отношении реорганизации юридических лиц, а также неэффективное налоговое администрирование создали условия для применения схем уклонения от исполнения налоговых обязательств путем реорганизации. Так, до 1 января 2013 года при осуществлении органами юстиции процедуры регистрации создания и прекращения деятельности реорганизуемых юридических лиц проверка исполнения налогового обязательства не предусматривалась.
Потери республиканского бюджета при применении схемы реорганизации юридических лиц в 6 случаях составили 10,5 млрд. тенге, из них в результате некачественного администрирования – 3,3 млрд. тенге. При этом по состоянию на 1 января 2013 года реорганизацию путем слияния и присоединения произвели 2,8 тыс. юридических лиц.
В 2012 году налоговые льготы по КПН и НДС по 16 статьям Налогового кодекса предоставлены 10,2 тыс. хозяйствующим субъектам, общая сумма НАЛОГОВ, не поступивших в республиканский бюджет, составила 936,3 млрд. тенге.
Льготы по международным соглашениям и контрактам с Правительством составили 94,2 млрд. тенге, или 23,5% от общей суммы, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 42 млрд. тенге, или в 2 раза.
В настоящее время таможенные пошлины не применяются в отношении лома черных металлов, экспортируемых в страны Европейского Союза (далее – ЕС). При этом таможенное законодательство не позволяет осуществлять контроль за правомерностью предоставления данных тарифных преференций за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Учитывая, что морской маршрут экспорта данных товаров в Грецию и Кипр проходит через территорию Турции, не являющейся членом ЕС, существует риск уклонения от уплаты вывозных таможенных пошлин при использовании схемы лжеэкспорта. Так, экспорт лома черных металлов в Грецию и Кипр за 2009-2012 годы составляет 486,2 тыс. тонн, сумма предоставленных льгот по уплате вывозных таможенных пошлин -1,9 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, механизм предоставления налоговых, таможенных льгот и преференций слабо ориентирован на поддержку отечественных товаропроизводителей.
Оценка исполнения расходов республиканского бюджета В 2012 году уточненный прогноз по расходам республиканского бюджета составил 6 111,7 млрд. тенге, превысив изначально запланированный объем на 323.6 млрд. тенге, или на 5,6%.
Фактически расходы за отчетный финансовый год исполнены в объеме 6 069,9 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 12,4%
Кассовое исполнение республиканского бюджета 2012 года по затратам составило 5 259,4 млрд. тенге, или 99,2% к уточненному бюджету; бюджетным кредитам – 174,5 млрд. тенге, которые исполнены в полном объеме.
Расходы на приобретение финансовых активов составили 361.7 млрд. тенге, или 100,0% к годовому назначению. При этом, доля расходов в ВВП увеличилась с 19,8% в 2011 году до 20,2% в 2012 году.

Оценка исполнения затрат республиканского бюджета
Объем затрат в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос на 14,2% и составил 5 259,4 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 36,2%.
Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки республиканского бюджета, на конец отчетного периода не использовано 41,6 млрд. тенге.
Основная часть неиспользованных средств приходится на министерства финансов – 23,8 млрд. тенге, или 57,2%, охраны окружающей среды -1,1 млрд. тенге, или 12,5%, по чрезвычайным ситуациям – 5,1 млрд. тенге, или 6,3%, внутренних дел – 2,6 млрд. тенге, или 5,8%, сельского хозяйства 2,4 млрд. тенге, или 2,6%.
При этом, администраторами бюджетных программ не освоены средства бюджета развития, выделенные на строительство и реконструкцию объектов, в размере 8,6 млрд. тенге, разработку и экспертизу технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) – 55,5 млн. тенге, создание, развитие информационных систем и электронного правительства – 149,9 млн. тенге.
В целом, наряду с допускаемыми финансовыми нарушениями при использовании средств республиканского бюджета очевидны факты необоснованного планирования отдельных затрат по некоторым администраторам бюджетных программ, а также низкой эффективности их деятельности при реализации государственных и отраслевых программ.

Оценка использования и погашения бюджетных кредитов
В целом, за последние три года объем бюджетных кредитов вырос в 1,3 раза, однако по сравнению с размером расходов их рост незначителен.
Объем бюджетного кредитования при уточнении республиканского бюджета на 2012 год составил 174,5 млрд. тенге, или на 5,4 млрд. тенге меньше от первоначально утвержденного. По сравнению с 2011 годом он уменьшился на 9,4 млрд. тенге, или на 5,2%.
В отчетном периоде бюджетные кредиты выделялись на социальное обеспечение и социальную помощь, обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, развитие жилищно-коммунального хозяйства, поддержку субъектов агропромышленного комплекса.
Несмотря на выделение бюджетных кредитов в сумме 12,4 млрд. тенге для содействия развитию предпринимательства на селе в рамках Программы занятости 2020, микрокредиты до конечных заемщиков в Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях местными исполнительными органами не доведены. Кроме того, в ряде регионов процедуры предоставления микрокредитов не соблюдаются, допускается нецелевое использование заемных средств.
В результате запланированный прямой результат достигнут наполовину, из 3,0 тыс. заемщиков кредиты получили 1,4 тыс.
На поддержку субъектов агропромышленного комплекса (далее – АПК) выделено 80,0 млрд. тенге по ставке 0,01% годовых.
Вместе с тем, бюджетные средства в общей сумме 24,9 млрд. тенге, выделенные в 2012 году на кредитование сельхозтоваропроизводителей (далее – СХТЩ направлены на погашение займов, полученных АО "НК "Продкорпорация" в 2011 году в БВУ на пополнение оборотных средств.
При этом, имеются проблемы своевременности и полноты возврата бюджетных кредитов со стороны заемщиков – СХТП, которыми в дальнейшем сроки погашения пролонгированы на 2013 год.
За счет собственных средств АО "НК "Продкорпорация" пролонгированы обязательства СХТП, пострадавшим от засухи, на общую сумму 11,0 млрд. тенге, со сроком погашения в 2013 году. При этом СХТП возвращено только 3,2 млрд. тенге.
Из выделенных средств бюджетного кредита на формирование стабилизационных фондов продовольственных товаров в сумме 17,1 млрд. тенге осуществлен закуп продовольственных товаров лишь на 9,0 млрд. тенге, или 53%.
Правительством по рекомендации Счетного комитета при уточнении республиканского бюджета, как невостребованные, сокращены 3,1 млрд. тенге, предусмотренные на формирование стабилизационных фондов продовольственных товаров.
В целом, оценка исполнения бюджетного кредита свидетельствует о динамике роста суммы нарушений, связанных с его использованием.
Необходимо отметить, что Правительством в вопросе администрирования бюджетных кредитов не решен ряд системных проблем, заключающихся в низком уровне мониторинга и контроля их эффективного и своевременного использования, а также неполном исполнении принятых обязательств.
В результате, кредитные средства используются неэффективно, намеченные цели не достигаются, сроки их погашения систематически нарушаются.

Оценка расходов на приобретение финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства
Расходы республиканского бюджета на приобретение финансовых активов по сравнению с 2011 годом выросли на 6,9% и составили 361,7 млрд. тенге.
Согласно отчету Правительства, администраторами бюджетных программ 60,4 млрд. тенге, предусмотренные на увеличение уставных капиталов одиннадцати акционерных обществ и одного республиканского государственного предприятия, освоены в полном объеме.
Однако, остаток на контрольных счетах наличности данных субъектов в органах казначейства составил 21,8 млрд. тенге, или 36% от общего объема выделенных средств на увеличение уставных капиталов.

Оценка дефицита бюджета и источников его финансирования.
Дефицит республиканского бюджета 2012 года утвержден в размере 758.5 млрд. тенге. При уточнении в ноябре дефицит бюджета увеличился на 224.5 млрд. тенге, составив 983,1 млрд. тенге. Таким образом, дефицит бюджета 2012 года по сравнению с предыдущим годом увеличен в 1,7 раза.
На конец отчетного года дефицит бюджета сложился в размере 906,5 млрд. тенге, что выше первоначально утвержденного прогноза на 147,9 млрд. тенге и ниже уточненного на 76,6 млрд. тенге.
Анализ дефицита республиканского бюджета последних лет показал, что тенденция значительного отклонения его фактического объема от запланированного сохраняется, несмотря на уточнения и корректировки. Недостаточная оценка внутренних резервов, а также доходной базы республиканского бюджета в конечном итоге приводит к значительному расхождению.
По итогам года общая сумма привлеченных внешних займов составила 111,4 млрд. тенге, или 96,8% к их уточненному и 66,5% к утвержденному объему.
Правительственный долг составил 3 626,7 млрд. тенге, что выше показателя 2011 года на 33,3%, 2010 года – на 56,7%.
При этом внешний долг Правительства составил 729 млрд. тенге. Основными кредиторами, выступающими в лице международных финансовых организаций, являются Международный банк реконструкции и развития -363,2 млрд. тенге, Азиатский банк развития – 149,9 млрд. тенге, Японское агентство международного сотрудничества – 127,9 млрд. тенге.
Правительством не обеспечено уменьшение ненефтяного дефицита. По итогам 2012 года он составил 2 286,4 млрд. тенге и вырос по сравнению с 2011 годом на 28,7%, 2010 годом – на 30,3%.
Значительный рост ненефтяного дефицита по сравнению с 2011 годом свидетельствует о том, что внутренние резервы для увеличения налоговых и других платежей в бюджет от несырьевого сектора используются слабо, повышение эффективности налогового и таможенного администрирования в республике не происходит.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Оценка эффективности использования средств республиканского бюджета по администраторам бюджетных программ
В 2012 году общая сумма не использованных администраторами бюджетных программ средств составила 41,8 млрд. тенге. Местными исполнительными органами не освоено 17,8 млрд. тенге целевых трансфертов, бюджетных кредитов – 8,6 млрд. тенге. Субъектами квазигосударственного сектора не использованы 21,8 млрд. тенге, или 6% от расходов, выделенных на приобретение финансовых активов.
Счетным комитетом по итогам контрольных мероприятий установлены нарушения бюджетного и иного законодательства при использовании средств республиканского бюджета за 2012 год на сумму 124,7 млрд. тенге, Комитетом финансового контроля Министерства финансов – на 18,2 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, Правительством при исполнении республиканского бюджета 2012 года неэффективно использовано 219,1 млрд. тенге, что составляет 3,6% расходов республиканского бюджета.
При этом, соотношение неэффективно использованных средств и расходов Агентства Республики Казахстан по атомной энергии составило 79,3%, Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами- 37,8%, Национального космического агентства – 30,7%, Министерства экономического развития и торговли – 23,9%, Министерства охраны окружающей среды – 22,1%.
В 2012 году из 44 администраторов бюджетных программ по 13, или 29,5% соотношение неэффективно использованных бюджетных средств и их расходов составило выше среднего республиканского значения (3,6%).
В целом, анализ финансовой отчетности показывает, что неэффективное управление бюджетными средствами в отчетном году осуществлялось 13 администраторами бюджетных программ.

Оценка эффективности реализации государственных и отраслевых программ
Счетным комитетом в течение 2012 года проведена оценка реализации двух государственных и 13 отраслевых программ.
При реализации данных программ не освоено 295,2 млрд. тенге, установлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства на общую сумму 238,3 млрд. тенге.

Итоги контроля эффективности реализации государственных и отраслевых программ, млрд. тенге
Наименование программного документаСумма
выявленных
нарушений
Всего238,3
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы20,2
Отраслевая программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 годы2,0
Отраслевая программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы2,8
"Отраслевая программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы36,1
Отраслевая программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 годы0,772
Отраслевая программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010-2014 годы25,1
Отраслевая программа по развитию электроэнергетики в Республике Казахстан на 2010-2014 годы46,6
Отраслевая программа "Дорожная карта бизнеса 2020"32,9
Отраслевая программа по тарифной политике в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы2,3
Отраслевая программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы0,002
Отраслевая программа по развитию атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011-2014 годы с перспективой развития до 2020 года3,2
Программа Занятости 202039,1
Отраслевая программа по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009-2011 и 2012-2016 годы19,7
Отраслевая программа "Жасыл даму" на 2010-2014 годы7,5


В целом, большинство программ требует повышения качества их реализации, поскольку наблюдается дублирование программных документов, отсутствие должного уровня мониторинга и контроля за их исполнением, невыполнение отдельных мероприятий, недостижение целевых индикаторов и конечных результатов.
В связи с чем, Счетным комитетом предлагается Правительству провести ревизию всех стратегических и программных документов. Определить в них и увязать между собой целевые показатели, промежуточные годовые индикаторы, критерии и алгоритм оценки эффективности их реализации.
Также предлагается организовать единую методологию сбора и учета необходимой статистической информации.

Оценка стратегических планов государственных органов
В 2012 году осуществлена оценка реализации стратегических планов 9 государственных органов, по итогам которой выявлены следующие системные проблемы:
первое – низкое качество планирования показателей прямых и конечных результатов республиканских бюджетных программ;
второе – несоответствие количественных и качественных показателей стратегических планов принципам бюджетной системы;
третье – несвоевременное внесение в стратегические планы государственных органов изменений и дополнений, связанных с уточнениями параметров республиканского бюджета.
Оценка эффективности использования активов государства, в том числе субъектами квазигосударственного сектора
Динамика расходов республиканского бюджета свидетельствует о стабильном росте бюджетных средств, направляемых на пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора. Только за последние три года на эти цели израсходовано 984,8 млрд. тенге, в том числе в 2010 году – 284,8 млрд. тенге, в 2011 году – 338,3 млрд. тенге и в 2012 году -361,7 млрд. тенге.
В 2012 году средства республиканского бюджета выделялись на увеличение уставного капитала 11 акционерных обществ и 1 республиканского государственного предприятия.
Группа компаний АО "ФНБ "Самрук-Казына" за последние два года увеличила чистый доход на 40%, который приходится на АО "Казахтелеком" – на 173 млрд. тенге и АО "НК "КазМунайГаз" – на 113 млрд. тенге. По АО "НК "Қазақстан темiр жолы" снижение чистого дохода по сравнению с 2011 годом составило 26 млрд. тенге.
По итогам 2012 года 21 АО, ТОО, или 38% являлись убыточными. Общая сумма убытков по ним за 2012 год составила 3,4 млрд. тенге.
В республике эффективная система управления активами государства не создана, единые и транспарентные правила в области дивидендной политики отсутствуют. Поэтому объем поступлений дивидендов, части чистого дохода, доходов на доли участия по отношению к чистым доходам квазигосударственного сектора остается на низком уровне.
Приведенные данные свидетельствуют о нерациональном использовании бюджетных средств, неэффективном управлении активами государства, а также формальном выполнении требований по перечислению дивидендов, что, в свою очередь, приводит к хронической убыточности части акционерных обществ.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА В РЕГИОНАХ

Оценка эффективности использования целевых трансфертов
В 2012 году бюджетам регионов из республиканского бюджета выделены трансферты в размере 1 770,1 млрд. тенге, что на 10,8% больше по сравнению с 2011 годом.
В структуре средств, выделяемых из республиканского бюджета, в отчетном году по сравнению с 2011 и 2010 годами наблюдается рост целевых текущих трансфертов на 61,6% и 22,7% при снижении целевых трансфертов на развитие по сравнению с 2011 годом на 7,1%.
Объем субвенций в отчетном году составил 880,6 млрд. тенге, что на 11,5% больше по сравнению с 2011 годом.
Кроме того, местным исполнительным органам из республиканского бюджета выделены бюджетные кредиты в сумме 66,7 млрд. тенге, из них по текущим программам – 12,3 млрд. тенге и программам развития -54,4 млрд. тенге.
Общий объем трансфертов и бюджетных кредитов, направленных местным бюджетам, составляет 30% от расходов республиканского бюджета, тогда как объем бюджетных изъятий из местных бюджетов составляет лишь 2,2% от доходов республиканского бюджета.
В среднем удельный вес трансфертов из республиканского бюджета в общем объеме доходов местных бюджетов составил 60,1%.
В 2012 году в рамках 53 республиканских бюджетных программ выделено 326,3 млрд. тенге целевых текущих трансфертов, тогда как в 2011 году по 40 бюджетным программам выделялось 201,9 млрд. тенге.
В отчетном году в рамках 30 республиканских бюджетных программ выделено 563,2 млрд. тенге целевых трансфертов на развитие, из них основная доля направлена в города Астану (27,1%) и Алматы (15,3%).
Из выделенных из республиканского бюджета целевых трансфертов в размере 889,5 млрд. тенге администраторами бюджетных программ освоено 889,3 млрд. тенге, или 99,9%.
За счет целевых трансфертов развития, выделенных на строительство объектов, производились расходы на разработку ТЭО, проектно-сметной документации (далее – ПСД), их корректировку, оплату невыполненных объемов работы.

Оценка реализации инвестиционных проектов в регионах
В 2012 году из средств республиканского бюджета на реализацию бюджетных инвестиционных проектов направлено 969,4 млрд. тенге, что на 3,9% меньше, чем в 2011 году.
В 2012 году обеспечивалась реализация 271 инвестиционного проекта (программы), из них в 2012 году предусматривалось завершить 144 проекта. Фактически реализован 121 проект.
Основными причинами срыва реализации 23 проектов является неисполнение поставщиками услуг договорных обязательств и расторжение договоров, поздние сроки реализации проектов в связи с длительностью проведения конкурсных процедур.
В 2012 году местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов на развитие, выделенных из республиканского бюджета, реализовано 1753 инвестиционных проекта, из которых в отчетном периоде планировалось к завершению 1087 проектов, из них завершены 859 проектов, или 79%.
Отсутствие системной работы в отборе инвестиционных проектов по водному хозяйству, строительству объектов здравоохранения и образования приводит к систематическому пересмотру перечня проектов, неэффективному и нерациональному использованию бюджетных средств и недостижению промежуточных и конечных результатов.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
По итогам оценки исполнения республиканского бюджета за 2012 год Счетным комитетом сформулированы выводы, в которых указаны основные проблемы, препятствующие более эффективному использованию средств республиканского бюджета, а также разработаны рекомендации Правительству Республики Казахстан по их устранению и совершенствованию всего бюджетного процесса.

ВЫВОДЫ
1. Исполнение республиканского бюджета 2012 года происходило в условиях роста экономики, внешнеторгового оборота и инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, средства, направленные на поддержку реального сектора экономики, не обеспечили адекватного роста производства в обрабатывающей промышленности и объема сельскохозяйственной продукции. В результате сохраняется зависимость исполнения доходов республиканского бюджета от сырьевого сектора, поступления налогов и других платежей в бюджет от импортируемых товаров, работ и услуг.
2. Системная увязка механизма планирования и исполнения республиканского бюджета отсутствует, в результате в финансовом году неоднократно проводится его уточнение и корректировка показателей.
3. В отчетном году показатели республиканского бюджета уточнялись два раза. В результате изменений, внесенных Законом "О республиканском бюджете" от 20 ноября 2012 года, доходы республиканского бюджета на 2012 год уменьшены на 382,5 млрд. тенге и составили 4 729,8 млрд. тенге, а расходы сокращены на 173,6 млрд. тенге и составили 5 301,0 млрд. тенге. Это обеспечило выполнение доходов республиканского бюджета за отчетный финансовый год в полном объеме, а расходов – на 99,3%.
4. Доходы республиканского бюджета за 2012 год составили 15,8% объема ВВП, что на 0,5 процентных пункта ниже уровня 2011 года (16,3%). Доля налоговых поступлений в доходах составила 62,5% и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 4,5 процентных пункта.
5. В 2012 году не исполнены предусмотренные уточненным прогнозом показатели объема поступлений в республиканский бюджет по 13 видам налогов и платежей. По сравнению с 2011 годом поступления налогов от крупных налогоплательщиков снизились на 336,7 млрд. тенге, или на 21,4%. Эти факты свидетельствуют о неполном использовании всех имеющихся резервов дополнительных поступлений, недостаточном администрировании уплаты налоговых и таможенных платежей, что приводит к потерям доходов республиканского бюджета.
6. В республике наблюдается снижение налоговых и других платежей в бюджет от товаров, работ и услуг внутреннего производства. В 2012 году более 90 таможенных платежей составляли пошлины на импорт, распределенные ввозные таможенные пошлины, вывозная пошлина на сырую нефть.
7. Механизм предоставления льгот и преференций по налогам и таможенным платежам не направлен на поддержку хозяйствующих субъектов -производителей товаров с добавленной стоимостью. Методики оценки эффективности налоговых и таможенных льгот Правительством не разработаны.
8. В отчетном году в рамках уточнения и корректировки отдельных показателей расходов значительно изменилась структура расходов республиканского бюджета по функциональным и экономическим характеристикам. При уточнении республиканского бюджета в ноябре 2012 года расходы были уменьшены, несмотря на это, неиспользованными остались 41,8 млрд. тенге.
9. Годовые назначения на 2012 год не выполнены по десяти функциональным группам и тридцати администраторам бюджетных программ. В республиканский бюджет возвращены и не использованы в отчетном году местными исполнительными органами более 50 млрд. тенге бюджетных кредитов и целевых трансфертов.
10. Закон "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы" содержит множество отсылочных норм на решения Правительства по распределению целевых трансфертов областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы по различным направлениям.
11. Правительством мониторинг и контроль средств бюджетных кредитов осуществляются на низком уровне, кредитные средства используются неэффективно, нарушаются сроки их погашения, намеченные цели не достигаются.
12. Предусмотренные на увеличение уставных капиталов 11 акционерных обществ и одного РГП 60,4 млрд. тенге администраторами бюджетных программ указываются в отчетах как освоенные в полном объеме. Однако, остаток на контрольных счетах наличности данных субъектов составил 21,8 млрд. тенге.
13. По отчету исполнения республиканского бюджета его дефицит составил 906,5 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 57,4%. Для финансирования дефицита, в основном, привлечены внутренние займы. Масштабное заимствование средств на внутреннем рынке привело к увеличению государственного долга, а также к росту расходов на его обслуживание.
14. Валовой внешний долг Республики Казахстан за 2012 год увеличатся на 11,8 млрд.долл.США, или на 9,4% и составил 137,0 млрд.долл.США.
15. По оценке Счетного комитета, Правительством при исполнении республиканского бюджета 2012 года с учетом недоиспользованных, финансовых нарушений за отчетный год неэффективно использовано 219,1 млрд. тенге, или 3,6% расходов. Соотношение неэффективно использованных средств и расходов по отдельным администраторам бюджетных программ составило свыше 20%.
16. Оценка эффективности государственных и отраслевых программ показала, что в республике системная увязка государственных и отраслевых программ не обеспечена, комплексный механизм взаимодействия государственных органов по их реализации не разработан. В 2012 году по двум государственным и 13 отраслевым программам отдельные мероприятия не выполнены, запланированные в них цели, задачи и показатели не достигнуты.
17. Стратегические планы государственных органов не направлены на реализацию и достижение целей и задач государственных, отраслевых и других программных документов. Прямые и конечные результаты отдельных бюджетных программ в стратегических планах не конкретизированы и не подкреплены количественными и качественными показателями.
18. Из-за отсутствия прозрачного и комплексного механизма планирования и использования целевых трансфертов внутренние резервы увеличения доходов местных бюджетов не используются, на счетах местных исполнительных органов, государственных финансовых институтов и банков второго уровня образуются значительные остатки средств республиканского бюджета.
19. Правительством не обеспечивается принцип преемственности решений по приоритетным инвестиционным проектам в разрезе регионов, утвержденных в трехлетних бюджетах в скользящем порядке. При уточнении республиканского бюджета пересматривается перечень инвестиционных проектов по регионам, который в 2012 году увеличился на 24, секвестрировано финансирование 37 проектов. Это привело к срыву реализации проектов в регионах и неэффективному, использованию средств республиканского бюджета.
20. В республике эффективная система управления активами государства не создана, единые и транспарантные правила в области дивидендной политики отсутствуют. Отношение объема поступлений дивидендов и части чистого дохода государственных предприятий в бюджет к чистому доходу субъектов квазигосударственного сектора остается на низком уровне. Недостаточно эффективно используются средства республиканского бюджета, выделенные на пополнение и увеличение уставных капиталов. В результате 38% акционерных обществ и ТОО с участием государства являются убыточными, сумма их убытков за 2012 год составила 3,4 млрд. тенге.
21. Результаты проверок Счетного комитета свидетельствуют о недостаточно эффективном использовании бюджетных средств в 2012 году, в связи с чем, необходимо продолжить разработку и реализацию дополнительных мер в сфере управления государственными финансами, направленных на повышение эффективности использования средств республиканского бюджета.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Правительству Республики Казахстан:
– разработать комплексный механизм увязки процесса планирования и исполнения доходов и расходов республиканского бюджета с пересмотром методики формирования скользящего трехлетнего республиканского бюджета;
– продолжить разработку и реализацию комплекса дополнительных мер, направленных на увеличение доходного потенциала бюджетной системы в республике;
– обеспечить повышение эффективности налогового и таможенного администрирования по вопросам, указанным в заключении Счетного комитета к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2012 год;
– разработать методику оценки эффективности предоставления налоговых и таможенных льгот с определением критериев по видам налогов и секторам экономики;
– рассмотреть вопрос ответственности должностных лиц администраторов бюджетных программ, не обеспечивших полное освоение бюджетных средств, допустивших возврат целевых трансфертов и бюджетных кредитов, увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей, а также финансовые нарушения в 2012 году;
– повысить качество управления бюджетными средствами в части минимизации изменений и корректировок в ходе исполнения республиканского бюджета, равномерности его кассовых расходов в течение финансового года и сокращения дебиторской и кредиторской задолженности:
– разработать методику определения критериев отнесения расходов по экономическим характеристикам к неотложным затратам;
– поручить администраторам бюджетных программ обеспечить безусловное выполнение целей, задач, показателей прямых и конечных результатов, указанных в их стратегических планах;
– разработать систему мер по повышению ответственности государственных органов – координаторов государственных и отраслевых программ за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, за достижение конечных результатов в соответствии с критериями и ожидаемым эффектом;
– создать базу статистических показателей, характеризующих реализацию и достижение поставленных целей и задач программных документов с ведением налогового учета поступлений от предприятий, запущенных в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития;
– обеспечить контроль за соблюдением местными исполнительными органами условий соглашений о результатах по целевым трансфертам из республиканского бюджета в части их эффективного и полного использования при реализации мероприятий, указанных в программных документах;
– рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты налогов, поступающих в республиканский бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса;
– разработать план мероприятий Правительства по повышению эффективности использования средств республиканского бюджета;
– обеспечить повышение эффективности управления государственными финансами, включая осуществление внутренних заимствований, управления средствами Национального фонда, остатками средств на счетах казначейства.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz