1. Утвердить Заключение по итогам контроля эффективности реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009 -2011 годы и хода реализации Программы на 2012 – 2016 годы, за 9 месяцев 2012 года. 2. Обратить внимание Правительства Республики Казахстан на недостаточно эффективную реализацию Программы, слабую координацию работы между государственными органами, ответственными за ее реализацию, выявленные контролем системные проблемы (риски), а также допущенные нарушения требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан. 3. Рекомендовать Правительству Республики (Ахметов С.Н.): 1) внести изменения и дополнения в Отраслевую программу по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2012 – 2016 годы с учетом итогов контроля, а также новых вызовов и угроз (рисков); 2) рассмотреть ответственность должностных лиц государственных органов, не обеспечивших исполнение поручение Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан от 5 февраля 2010 года №23-20/002-850 в части дальнейшего функционирования АО "Центр социально-психологической реабилитации наркозависимых лиц" Министерства внутренних дел Республики Казахстан и внесении соответствующего проекта постановления Правительства Республики Казахстан. 4. Министерству внутренних дел Республики Казахстан (Касымов К.Н.) до 1 июля 2013 года принять комплекс мер по исполнению миссии в части координации деятельности по реализации Программы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012 – 2016 годы, мониторинга ее финансового обеспечения, с учетом выявленных контролем нарушений и недостатков. 5. Министерству внутренних дел Республики Казахстан (Касымов КН.), Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (Есенбаев М.), Министерству здравоохранения Республики Казахстан (Каирбекова С.З.), Министерству образования и науки Республики Казахстан (Жумагулов Б.Т.) до 1 марта 2013 года принять исчерпывающие меры по: 1) устранению выявленных нарушений и рассмотрению ответственности должностных лиц, руководящих сотрудников подведомственных учреждений и организаций, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства; 2) повышению качества бюджетного планирования и оценки рисков путем определения обоснованного объема финансовых средств в целях полного их освоения и своевременного исполнения всех запланированных мероприятий Программы на 2012-2016 годы. 6. Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (Есенбаев М.) до 1 июля 2013 года принять меры по: 1) недопущению практики приобретения за счет бюджетных средств, предусмотренных на борьбу с наркоманией и наркобизнесом, оборудования и техники, функционально не предусмотренных для организации работы по пресечению ввоза контрабанды наркотических средств; 2) обеспечению функционирования и эксплуатации приобретенного без монтажа дорогостоящего оборудования, также ИДК, установленных на таможенных постах Южно-Казахстанской и Жамбылской областей; 3) перечислению в доход республиканского бюджета удержанных с ТОО "ADD Инжиниринг" 36,0 млн. тенге в виде обеспечения исполнения договоров №№124, 125 от 13 июня 2011 года; 4) приведению учета комплексов ИДК, МИДКУ АСКДТ, РЦМГ, составляющей частью которых являются здания, автотранспорт, программное обеспечение и другие товарно-материальные ценности, в соответствие с требованиями бухгалтерского учета, а также обеспечить их эффективную эксплуатацию и хранение. 7. Министерству здравоохранения Республики Казахстан (Каирбекова СЗ.) до 1 июля 2013 года урегулировать юридические и иные вопросы по авторским правам и передаче на баланс РГКП "Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании" диагностической компьютерной программы психологического тестирования рисков вовлечения в зависимость от психоактивных веществ "Метод психологической диагностики" для последующего эффективного использования бюджетных средств. 8. Министерству здравоохранения Республики Казахстан совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан и местными исполнительными органами до 1 июля 2013 года принять меры по разработке четкого механизма передачи и внедрения диагностической компьютерной программы "Метод психологической диагностики" в организациях образования, а также обеспечить последующий системный анализ результатов и оценку рисков. 9. Министерству культуры и информации Республики Казахстан (М. Кул-Мухаммед) до 1 июля 2013 года принять меры по обеспечению расширения целевой аудитории в рамках профилактики наркомании путем демонстрации фильмов и иных информационно-пропагандистских материалов на телевизионных каналах на государственном и русском языках. 10. Руководителю аппарата Счетного комитета (Супрун В.В.) в установленном порядке передать в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для принятия процессуальных мер материалы по факту не принятия действенных мер Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по городу Астана с 2010 года по факту причинения ТОО "Шахар-Инвест" ущерба государству на сумму 3,4 млн. тенге путем срыва поставки Комитету по борьбе с наркобизнесом МВД РК в 2007 году витаминно-минеральных добавок для служебных собак.
Заключение по итогам контроля (основные положения) Цель контроля: Контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009 – 2011 годы (далее – Программа) и Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2012 – 2016 годы за 9 месяцев 2012 года (далее – Программа на 2012 -2016 годы). Предмет контроля: Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в РК на 2009-2011 и 2012-2016 годы, а также республиканские бюджетные программы: 007 "Прикладные научные исследования в области здравоохранения", 020 "Услуги по профилактике наркомании и наркобизнеса", 023 "Пропаганда борьбы с наркоманией и наркобизнесом", 036 "Оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на республиканском уровне", 104 "Борьба с наркоманией и наркобизнесом", 109 "Проведение мероприятий за счет резерва Правительства РК на неотложные затраты". Объекты контроля: Министерство внутренних дел РК (далее – МВД), Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК (далее – КБН), Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации РК (далее – МКИ), Министерство образования и науки РК (далее – МОН), Агентство по делам спорта и физической культуры РК (далее – АДСФК), Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК (далее – КТК), Департаменты таможенного контроля Комитета таможенного контроля по Алматинской, Жамбылской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областям (далее – ДТК), Министерство здравоохранения РК (далее – Минздрав), РГКП "Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании Минздрава РК" г. Павлодар (далее – РГКП). Период, охваченный контролем: 2010-2011 годы, 9 месяцев 2012 года.
В ходе контроля установлено: 1. Отсутствие анализа, мониторинга наркоситуации на региональном уровне и формальный подход большинства государственных органов к реализации Программы, нежелание консолидировано решать проблему роста наркобизнеса и наркомании привели к возникновению новых вызовов и угроз, которые стали глобальной угрозой здоровью населения, национальной экономике и в целом национальной безопасности Республики Казахстан. 2. МВД РК и КБН МВД РК не стали реальными координирующими органами по реализации Программы. 3. Из девяти ожидаемых результатов Программы достигнуты три, частично достигнуты два и не достигнуты четыре ожидаемых результата, что указывает на неэффективную ее реализацию ответственными государственными органами, слабую координацию между ними, а также недостаточную проработку рисков (проблем) и ожидаемых результатов. 4. Из предусмотренных 66 пунктов мероприятий Программы исполнено 39 пунктов (60%), исполнено частично 21 (1 секретно) – (30%), не исполнено 6 (10%). Проведенный анализ их воздействия на отрасль показал, что исполнение большинства из предусмотренных мероприятий Программы не обеспечило формирование целостной эффективной системы противодействия наркомании и наркобизнесу в стране. 5. Основными причинами неэффективной реализации Программы являются активное распространение наркомании в мире, отсутствие в Программе комплекса системных мер по взаимодействию государственных и общественных институтов, недостаточная координации между государственными органами, а также низкая финансовая дисциплина и слабый мониторинг за качественным и полным исполнением мероприятий и ожидаемых результатов Программы. 6. Проверены 22 объекта с охватом бюджетных средств в сумме 36,3 млрд.тенге (с учетом секретности), установлены нарушения на общую сумму 19,7 млрд.тенге (с учетом секретности) или 54% от охвата, не используется оборудование и техника на общую сумму 5,7 млрд.тенге или 14% от охвата, что подтверждает выводы о низкой финансовой дисциплине и серьезных проблемах (рисках) в управлении бюджетными средствами и государственным имуществом в охваченных контролем министерствах и ведомствах, ответственных за реализацию Программы. 7. Сохраняются риски (проблемы), требующие детального их изучения со стороны госорганов в части формального подхода к разработке мероприятий и ожидаемых результатов, а также их выполнения, отсутствия анализа наркоситуации на региональном уровне, слабого обмена информацией и реальных результатов совместных операций по выявлению источников проникновения наркотиков и новых мест их реализации между правоохранительными органами. 8. Анализ по укреплению южных границ Республики Казахстан в целях пресечения каналов ввоза и транзита наркотиков через территорию страны показал, что оснащение таможенных постов составило всего 77%, из выделенных 15 943,7 млн. тенге реализацию Программы КТК освоено 12 605,7 млн. тенге, или 79%, что указывает на слабую подготовку к реализации Программы и высокие риски транзита наркотических средств. 9. КТК не обеспечено последовательное развитие Кинологического центра, не закуплены запланированные 12 голов племенных собак для служебно-розыскной деятельности, тогда как более 70% фактов контрабанды наркотиков обнаружены таможенными органами с помощью служебно-розыскных собак Кинологического центра. 10. Закуплено КТК дорогостоящее оборудование и техника, в том числе системы АСКДТ и ЭПП на общую сумму 2 722,3 млн. тенге, не относящееся к техническим средствам, предназначенным для поиска, обнаружения или выявления наркотических веществ. 11. Реализуемый в рамках Программы проект по применению диагностической компьютерной программы психологического тестирования рисков вовлечения в зависимость от психоактивных веществ у детей имеет ряд существенных недостатков, не на должном уровне ведется мониторинг ее использования в учебных заведениях (отсутствует анализ степени предрасположенности и независимости от психоактивных веществ учащихся), то есть 63,8 млн. тенге, использованные на приобретение данной программы не привели к достижению ожидаемых результатов. 12. МВД не владеет информацией о фактически выделенных и освоенных бюджетных средствах по ответственным госорганам, отсутствует мониторинг за своевременным и полным финансовым обеспечением Программы, нет координации в вопросах финансирования мероприятий, что сказалось на финансовой дисциплине и привело к бесконтрольному приобретению дорогостоящего оборудования и техники не предназначенного для поиска, обнаружения или выявления наркотических веществ, а также к халатному отношению к государственному имуществу. 13. Функционирование АО "Центр социально-психологической реабилитации наркозависимых лиц" в структуре МВД неэффективно, при значительных ежегодных бюджетных расходах на его содержание ожидаемые результаты от его создания и функционирования не достигнуты. 14. МКИ не доводятся до зрителя фильмы на антинаркотическую тематику, на создание которых потрачены значительные бюджетные средства, что отрицательно сказывается на охвате целевой аудитории Программы и профилактике наркомании в республике целом.
Член Счетного комитета Жансеит Сарсенкулов, "Бюллетень Счетного комитета" №35, I квартал 2013 года |