1. Утвердить прилагаемое Заключение, составленное по итогам контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных Агентству и его подведомственным организациям, а также оценки реализации стратегического плана на 2011-2015 годы. 2. Обратить внимание Агентства на невыполнение отдельных задач и не достижение показателей и целевых индикаторов стратегического плана. 3. Агентству (Байменов A.M.) до 1 мая 2013 г. принять меры по: 1) устранению выявленных нарушений и рассмотрению ответственности должностных лиц, руководящих сотрудников подведомственных организаций, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства; 2) приведению в соответствие с действующими требованиями ведения учета первичной документации в РГКП "Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан"; 3) определению нормативов расходов на одного обучающегося по каждому виду программ, в целях упорядочения планирования затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Заключение по итогам контроля (основные положения) Цель контроля: Эффективность использования средств республиканского бюджета и активов государства, а также оценка реализации стратегического плана на 2011-2015 годы. Предмет контроля: Стратегический план Агентства на 2011-2015 годы, Республиканские бюджетные программы: 001 "Формирование и реализация единой государственной политики в сфере государственной политики, в сфере государственной службы"; 002 "Услуги по тестированию кадров государственной службы республики"; 003 "Услуги по повышению квалификации государственных служащих с привлечением иностранных преподавателей"; 004 "Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих"; 005 "Услуги по тестированию кадров государственной службы республики"; 006 "Повышение квалификации государственных служащих за рубежом"; 009 "Материально-техническое оснащений Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы"; 009 "Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы"; 015 "Проведение научных исследований и разработка научно-прикладных методик в области государственной службы"; 090 "Социологические исследования в области определения индекса восприятия коррупции"; 105 "Разработка и экспертиза технико-экономических обоснований республиканских бюджетных инвестиционных проектов". Объекты контроля: Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы (далее – Агентство), Республиканское государственное казенное предприятие Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан" (далее – Академия), Акционерное общество "Национальный центр по управлению персоналом государственной службы" (далее – Национальный центр). Период, охваченный контролем: с 1 апреля 2010 года по 1 октября 2012 года.
В ходе контроля установлено: 1. Итоги контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных Агентству и его подведомственным организациям, показали не достижение отдельных целевых индикаторов и показателей, кроме того, контрольными мероприятиями установлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства на общую сумму 57,6 млн. тенге, неэффективного использования средств на сумму 158,5 млн. тенге. 2. Анализ стратегического плана показал, что за 2010 год не исполнено 2 целевых индикатора, 3 мероприятия. В 2011 году не исполнены 3 целевых индикатора и 7 мероприятий (в последствии перенесены на 2013 год). За 2012 год не исполнен 1 целевой индикатор. Не достигнут показатель "Ежегодное улучшение показателя "Профессиональный менеджмент" в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума Показатель индикатора ГИК ВЭФ при плане 99 место, фактически -118 место. 3. Не исполнен показатель "Фаворитизм в решениях государственных служащих", при планируемом 57 месте в рейтинге фактическое нахождение – 87 место. Аналогично, в 2011 – 2012 годах план не исполнен на 20 и 12 пунктов соответственно. 4. Из-за несостоявшегося конкурса по государственным закупкам (2010 год) не проведено социологическое исследование по определению уровня восприятия коррупции в государственных органах на сумму 15,0 млн. тенге, соответственно поставленная задача не исполнена, прямой показатель не достигнут, как и показатель конечного результата. 5. По направлению Стратегического плана "Формирование профессиональной и эффективной государственной службы" установлено неисполнение 2 индикаторов и 7 мероприятий прямого показателя. Так, не достигнут индикатор "Уровень привлекательности государственной службы", отражающий количество конкурсантов на одно место, при плане 6,2, фактически показатель составил 5,2. Неисполнение отмечается в рамках индикатора "Уровень доверия населения государственной службе". 6. Не произведена разработка и внедрение нового Реестра должностей государственной службы. Не достигнуты показатели мероприятия "Организация мер, направленных на увеличение числа государственных служащих, прошедших обучение в рамках государственного заказа". 7. Количество посещений сайта kyzmet.kz при плане 4,5 млн. в 2011 году составило 4,34 млн., тем самым не достигнут прямой и конечный результат. 8. По совершенствованию законодательных актов в сфере государственной службы не исполнено мероприятие "Разработка и принятие Положения о Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте РК". Также не исполнено мероприятие по утверждению типового положения о кадровой службе государственного органа с закреплением функций по управлению персоналом. 9. В Агентстве установлены факты ненадлежащего оформления подотчетных сумм командировочных расходов на общую сумму 0,5 млн. тенге. 10. Финансовый результат Академии в 2010-2011 годах имел отрицательное сальдо. Так, чистый убыток Академии в 2010 году составил 199,0 млн. тенге, в 2011 году -332,0 млн. тенге, за 9 месяцев 2012 года (оперативные) – 203,8 млн. тенге. Таким образом, общий переходящий убыток составил 651,1 млн. тенге. 11. На фоне отрицательных результатов финансовой отчетности Академии при незначительности изменения штатной численности наблюдается значительный рост фонда заработной платы как профессорского – преподавательского состава так и административного управленческого персонала. В результате неэффективного планирования финансово-хозяйственной деятельности в 2010-2011 годы возникает превышение фактических расходов от плановых показателей (в 2010 году на 149,3 млн. тенге, в 2011 году на 364,2 млн. тенге) в основном за счет увеличения фонда заработной платы. 12. При повышении квалификации государственных служащих за рубежом, допущены факты неполного прохождения курса. В Национальной Школе государственной политики Университета Дьюк (США) на сумму 241,3 тыс. долл. США (35,8 млн. тенге). Аналогично, по прохождению стажировки магистрантов (15 человек) в ноябре 2010 года по программе "Государственная политика и управление" в Университете Дьюк (США). 13. Академией заключен договор с физическим лицом Абаскановым О.И. в декабре 2011 года по оказанию услуг переводчика на сумму 2,7 млн. тенге при сопровождении группы обучающихся, прошедших ранее тестирование на знание английского языка. 14. В 2011 году Агентством представлен отчет об исполнении бюджетной программы 003 по повышению квалификации государственных служащих с привлечением иностранных преподавателей, ученых, экспертов, лекторов на сумму 94,3 млн. тенге, в то же время в Академии в рамках данной программы отсутствуют планы-графиков проведение семинаров, списки слушателей семинаров, приказы по вручению сертификатов слушателям, отчеты, копий паспортов иностранных лекторов удостоверяющие личность. 15. В нарушение пункта 4 статьи 126 Закона РК "О государственном имуществе" от 1 марта 2011 года №413-IV установлено использование бюджетных средств в сумме 47,8 млн. тенге, выделенных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, на не предусмотренные Уставом Академии виды работ по содержанию и обслуживанию общежитий. 16. В 2010 году по бюджетной программе 004 между Агентством и Академией заключен договор по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих на общую сумму 1 013,0 млн. тенге, предусматривавший в том числе подготовку аспирантов в количестве 41 человек, при этом Академией набор аспирантов с 2010 года не осуществлялся. 17. В нарушение подпункта 2) пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса РК Академией произведены расходы в сумме 9,7 млн. тенге на аварийно-восстановительные работы и благоустройство без заключения договора. 18. Отмечается слабая техническая оснащенность территориальных центров тестирования, которая не позволяет выявить случаи обсуждения вопросов тестирования между государственными служащими, идентифицировать лицо, участвующее в тестировании и пресечь использование мобильной связи.
Член Счетного комитета Совхозбек Кулмаганбетов, "Бюллетень Счетного комитета" №35, I квартал 2013 года |