NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 14:21 ast
12:21 msk

Республиканское педагогическое совещание работников образования
Б.Жумагулов: Не могу не отметить ряд трудностей, которые у нас есть в качестве обучения и над решением которых мы должны вместе работать
27.08.2013 / политика и общество

www.edu.gov.kz, 22 августа

В Астане начало свою работу Республиканское педагогическое совещание работников образования "Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана".
Совещание нацелено на определение стратегических приоритетов повышения качества образования и воспитания в условиях модернизации системы образования республики, обеспечение обратной связи с педагогами, родителями и представителями гражданского общества в сфере образования и расширения участия институтов гражданского общества в реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы,
С основным докладом на форуме выступил министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов. Он подробно рассказал о ходе реализации госпрограммы и о тех новшествах, которые происходят сегодня в сфере образования.
На форуме созданы дискуссионные площадки для общественного обсуждения проблем и перспектив модернизации воспитательного потенциала образования и повышения качества обучения, рассмотрение актуальных вопросов повышения качества образования.
В работе форума приняли участие заместители акимов регионов, руководители областных управлений образования, департаментов по контролю в сфере образования, по делам молодежи, по охране прав детей, отделов образования, педагоги организаций образования.
Подводя итоги, участники пришли к единому мнению, что образование является важнейшим ресурсом общества и государства, и повышение качества образования – задача, ради которой поставлена модернизация образования. А также воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Участники совещания призваны развить инновационную и экспериментальную деятельность на всех уровнях системы образования, повысить уровень качества образования через непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, развивать кадровый потенциал системы образования за счет привлечения в отрасль молодых специалистов, сформировать устойчивое партнерство между системой образования и гражданским обществом по вопросам развития образовательной сферы. На 5 секциях и семинаре-совещании обсуждены актуальные вопросы современного образования. Особое внимание уделено повышению имиджа педагога в обществе.
А также в рамках совещания в ЕНУ имени Л. Н. Гумилева пройдет интерактивная выставка на темы: "Новые подходы в развитии общего среднего образования", "Обновление содержания дошкольного образования", "Перспективы развития высшего и послевузовского образования Воспитание – стратегическая задача развития современного казахстанского общества", "Образование в Казахстане: достижения и инновации".
По итогам совещания были приняты рекомендации.

-----

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на августовской конференции работников образования. Астана, 23 августа 2013.

Уважаемые участники и гости конференции!
Дорогие коллеги!
Рад видеть всех вас перед началом нового учебного года.
В выдвинутой Президентом страны Н.А.Назарбаевым Стратегии Казахстан – 2050 поставлены принципиально новые цели.
При этом вы видели, что образование выделено в отдельный раздел как главный инструмент повышения конкурентоспособности нации.
Сегодня нам предстоит подвести итоги работы, выявить перспективы, проблемы и пути их решения, определить предстоящие задачи.
Реализация Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы начата успешно.
Мы продвинулись вперед по всему спектру направлений, в этом большой труд всего педагогического сообщества.
Наши достижения подробно изложены в Цифровом докладе, он вам роздан.
Очень полезные аналитические материалы и статистика по всем уровням образования и регионам представлены в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования.
Ознакомиться с ним рекомендую всем педагогам и, тем более, руководителям.
Поэтому в своем выступлении остановлюсь только на ключевых задачах, которые нам предстоит решать в ближайшей перспективе.
Прежде всего, о дошкольном воспитании.
Здесь сделано многое.
Назову только один интегральный показатель – благодаря совместной работе Министерства и МИО задачи Программы "Балапан", поставленные на 2014 год, уже выполнены с большим опережением и достигнут охват 71,5%.
Эта программа будет продолжена, чтобы к 2020 году выйти на 100%-ный охват детей.
Данная программа дала совершенно новые возможности не только для государственного строительства дошкольных учреждений, но и для развития государственно-частного партнерства.
В результате сеть частных детсадов выросла в 3 раза.
Развиваются такие формы ГЧП, как концессии, безвозмездная передача построенных детсадов местным органам, иностранные и частные инвестиции, и другие.
Нашему Министерству совместно с МИО надо продумать еще более четкую нормативную базу по открытию детсадов.
А МИО – расширить информационную работу по разъяснению надежности и привлекательности механизмов ГЧП.
Теперь настало время сконцентрироваться еще на одном важнейшем вопросе – перейти на новое качество дошкольной подготовки.
Она должна базироваться на личностно-деятельностной парадигме и технологиях.
Обновлять ее мы должны на новой основе.
Во-первых, осваивать мировой опыт перехода к раннему обучению детей.
Апробировать его, создавать отечественные наработки – это пока наше слабое звено, на что указывают международные эксперты.
В чем-то с ними можно согласиться – мы еще слабо используем особую сензитивность детей.
В данной связи одним из важнейших направлений становится развитие полиязычной подготовки уже с дошкольного возраста.
Сейчас уже отобраны 200 детских садов, которые станут экспериментальными площадками по раннему изучению языков.
Во-вторых, на новом уровне надо осваивать современные мультимедийные технологии, развивающие игры, обучающие программы.
В-третьих, вся методология и содержание дошкольной подготовки должны быть хорошо увязаны с переходом на 12-летнее среднее образование – то есть, обеспечить четкую преемственность обучения.
Следующее направление – среднее образование.
Здесь самая принципиальная задача – подготовка к переходу на 12-летнее обучение.
В этой связи особое значение имеет развитие материально-технической базы.
Прежде всего, ликвидация 3-сменных и аварийных школ – об этом поручении Главы государства мы уже не раз говорили.
Но работа идет медленно, мы долго раскачиваемся.
И я прошу обратить внимание МИО на то, что в целом по стране остается высоким дефицит ученических мест (73,5 тыс.).
Перевод школ в разряд аварийных осуществляется без какой-либо системы, без их опережающего ремонта, слабо идет поиск местных резервов на это дело.
Позавчера на совещании под председательством Премьер-Министра была жесткая критика в адрес Министерства и акимов областей по данному вопросу.
Есть поручение главы Правительства провести полный анализ в разрезе каждой школы, каждого района и региона по аварийным и трехсменным школам, пищеблокам, Фонду всеобуча, подвозу детей.
Министерству образования необходимо создать комплексную комиссию, выработать критерии и обеспечить такой анализ.
Чтобы мы могли доложить его результаты в Правительство к 1 ноября.
Еще об одном.
Не везде одинаково идет обеспечение предметными и мультимедийными кабинетами.
Здесь есть явно отстающие области, где обеспеченность в 1,5-2 раза ниже, чем по стране.
Местным исполнительным органам надо срочно ликвидировать это отставание.
И обратить еще больше внимания на поддержку МКШ и развитие ресурсных центров.
В МКШ у нас обучаются 15% школьников, но их сеть составляет 56% от общего числа школ – это объективный фактор.
Для развития МКШ надо и нам, и местным органам еще раз продумать, как подбирать хороших педагогов, как их стимулировать, как создавать лучшие условия для учеников.
Есть хороший международный опыт – это, к примеру, особое материальное стимулирование учителей МКШ, рациональный подвоз учащихся, широкое использование ИКТ-технологий, и т.д.
Надо все это анализировать и перерабатывать для наших условий.
И, конечно, все лучше готовить учителей для МКШ – по двум и более предметам, по совмещенным классам и т.д. – это должно стать особой заботой ректоров педвузов.
Со своей стороны, Министерство будет совершенствовать номативно-методическую базу.
Уважаемые коллеги!
Есть целый ряд застарелых проблем, о которых я не могу не сказать.
Прежде всего они касаются оплаты труда и стимулирования учителей, классных руководителей, методистов.
О многих из них мы говорили на расширенной коллегии Министерства.
Хочу доложить, что эти вопросы будут комплексно решаться при внедрении к 2015 году подушевого финансирования со специальными механизмами стимулирования.
Такое решение принципиально принято.
В этом учебном году мы начнем пилотный эксперимент.
Нам нужно его провести очень эффективно.
Понять все минусы и плюсы в этой реформе.
Полагаю, что с вашей помощью мы учтем все нюансы.
Далее.
По-прежнему для нас всех актуален вопрос повышения статуса педагога.
Вы знаете, что для решения этой проблемы мы начали реформу системы повышения квалификации учителей, увязав рост уровня профессионализма с соответствующим ростом оплаты труда.
Организованы 3-месячные курсы по Кембриджской технологии.
Это большая возможность для повышения квалификации на уровне мировых стандартов!
К их прохождению наши учителя должны быть подготовлены, внутренне настроены на освоение совершенно новых подходов.
Кембриджские и другие самые передовые технологии обучения мы должны внедрять и в действующие 2-недельные курсы повышения квалификации.
На этой основе мы должны выйти на новую модель карьеры учителя, напрямую связанную с качеством его работы.
И над решением такой задачи министерство сейчас активно работает.
Еще один новый инструмент в сфере образования, который нам надо развивать – это независимая сертификация специалистов на основе профстандартов.
Я считаю принципиально важным внедрить ее как для молодых педагогов, оканчивающих вузы, так и для учителей, повышающих квалификацию.
Почему?
С переходом на 12-летнее обучение изменится и содержание образования.
И практикующие учителя не должны отставать, должны идти в ногу со временем.
Одна из главных целей такого перехода, определенная Главой государства – интегрировать в образование ведущие достижения мировой практики.
Важную роль в этом играет трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.
И мы будем как можно больше вовлекать педагогов в этот обмен передовым мировым опытом.
Еще одно важное направление смены содержания образования – массированная компьютеризация жизни человечества.
Это глобальная тенденция.
И она уже ворвалась в жизнь наших детей – через интернет, социальные сети, принципиально новые информационные и коммуникативные технологии.
Конечно, мы стремимся не отставать от времени, внедряем проект электронного обучения, который скоро охватит все школы.
Но этого мало.
Ведь новые технологии коммуникаций не только дают доступ к новой информации – они меняют само мышление людей.
И наши дети в новом цифровом пространстве уже плавают "как рыба в воде".
Давайте честно ответим на вопрос – многие ли учителя в этом деле способны не отставать от детей?
К сожалению, далеко не все – это факт.
И он может привести к системной перестройке детского самосознания – от стремления следовать по жизни за учителем к ориентации на познание жизни через виртуальное пространство.
А там воздействие далеко не однозначное – наряду с огромными объемами действительно ценной информации много ошибочного и даже намеренно ложного.
Присутствуют и методы целенаправленной и деструктивной обработки молодого сознания.
И как это пространство "отформатирует" наших детей, предсказать очень трудно.
Поэтому я обращаюсь к каждому из вас!
Сегодня каждый педагог должен, во-первых, на серьезном уровне владеть современными сетевыми технологиями коммуникаций и информации.
Во-вторых, на собственном опыте знать достоинства и недостатки виртуального пространства.
В-третьих, уметь воспитывать в детях не потребительский, а осмысленный подход к таким технологиям, развивать новое мышление.
И, наконец, активно использовать такие технологии в выполнении своей педагогической миссии.
Это задача очень непростая.
Но думаю, вы все понимаете ее важность.
Уважаемые коллеги!
Не могу не отметить еще ряд трудностей, которые у нас есть в качестве обучения и над решением которых мы должны вместе работать.
Недавно мы запустили новую систему национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся.
И она дала неутешительные результаты – низкий уровень умений рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы.
Это, к сожалению, подтверждается исследованиями PISA и TIMSS.
То есть, несмотря на то, что мы вводим в действие новую методологию, на местах мало что меняется.
По-прежнему идет ориентир на чисто "знаниевый" подход, а умение применять эти знания не развивается.
Это подтверждается и низкими результатами ЕНТ по решению логических заданий.
Чтобы системно сдвинуться с этой "мертвой точки", уже немало сделано.
Принят Национальный план развития функциональной грамотности.
На базе мирового опыта подготовлены проекты новых ГОСО.
В них впервые в нашей практике стандартизовано не содержание предметов, а требования к уровню подготовки школьников.
И я хотел бы обратить внимание всех педагогов – именно в этом направлении нам особенно надо продвигаться вперед.
Далее.
Нас беспокоит обстановка в сфере ТиПО, которое для выпускников 9-х классов должно обеспечивать, наряду со специальностью, полноценное среднее образование.
Однако этого нет.
Мы уже 2 раза провели КТ для выпускников ТиПО, поступающих в вузы, и результаты не радуют.
Только 30% преодолели пороговый балл, тогда как выпускники школ прошлых лет, также сдававшие КТ, показали 60%.
То есть, среднее образование в ТиПО дается хуже, чем в школах.
Эту ситуацию нужно нам совместно и МИО изучить и преодолеть.
Давайте детально посмотрим, что влияет на качество среднего образования в ТиПО, какой там уровень и статус педагогов, преподающих школьные предметы, какое отношение студентов к обучению?
Сегодня при вас поручаю Комитету контроля совместно с регионами и педагогическими ассоциациями детально в этом разобраться и предложить соответствующие меры.
Вообще, сформированная по поручению Президента страны на национальном уровне вертикаль контроля должна стать хорошим каналом обратной связи МИО с Министерством.
И быть основой для постоянного совершенствования учебного процесса.
Думаю, что и все вы, ведущие педагоги страны, кровно заинтересованы, чтобы была живая связь – от каждой школы и каждого учителя до Министерства, и обратно.
Только так мы с вами сможем творчески и совместно развивать то, чему посвятили свою жизнь – обучение молодежи.
И есть положительные результаты такой работы, как например, с изучением казахского языка.
Так, увеличилась не только его массовость и расширилась зона применения, но и качество постепенно поднимается.
В частности, средний балл ЕНТ по казахскому языку в школах с русским языком обучения стал выше, чем по всем другим обязательным предметам.
Это радует, ведь казахский язык является нашим духовным стержнем и основой национальной идентификации.
Данную сферу мы должны держать на особом контроле.
Сейчас мы развиваем полиязычное образование.
Вы знаете, что трехъязычие определено Главой государства как один из приоритетов развития страны.
С этого года мы вводим английский язык с 1 класса.
Мы должны в тесном диалоге с педагогическими ассоциациями, родительской общественностью смотреть, как идет этот процесс, каково качество обучения, какие меры нам нужны для улучшения обучения и как своевременно корректировать учебный процесс.
Приведу еще один важный пример необходимости диалога с общественностью.
Довольно большое число педагогов считает, что если ребенок не усваивает материал, то это проблема не школы, а самого ребенка и его родителей.
И они зачастую обращаются за помощью репетиторов, но не к учителям своей школы.
Такое отношение надо в корне менять, об этом нам говорили и международные эксперты.
Поэтому в каждой школе, в каждом районе и городе нужны конкретные меры и действия, ориентированные на учащихся с низкой успеваемостью.
Со своей стороны, Министерство обязано оказать, и окажет необходимую методическую помощь.
И еще важный момент.
Мы должны изживать негативные проявления в обучении.
Вы их сами прекрасно знаете.
Я говорю прежде всего о волоките в работе с родителями, встречающемся вымогательстве при устройстве детей, приписках контингента, и т.д. – это не красит нашу систему.
И Министерство без вашей поддержки самостоятельно не может решить эти проблемы.
Необходима наша совместная работа.
И прежде всего понимание нашей ответственности, ответственности каждого педагога, сотрудников управлений и департаментов на местах.
Вы же на самом переднем участке!
И здесь нужна ваша самая бескомпромиссная позиция.
О подобных вещах мы говорим с особой болью.
И это относится ко всем уровням образования.
Такого быть не должно.
Потому что такие вещи подрывают доверие к нашей большой работе, негативно влияют на восприятие обществом происходящих позитивных перемен.
Теперь мне хотелось бы вернуться к разговору о ТиПО.
Главным ориентиром его развития должно быть соответствие подготовки кадров потребностям экономики.
Это аксиома, и думаю, все вы с ней согласны.
Но до последнего времени это была только теория, достаточно далекая от практики.
Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на значительные усилия Министерства и МИО, эта система с удовлетворением запросов экономики явно не справляется.
В течение многих лет она практически наполовину работала как подготовительные курсы для льготного поступления в вузы.
Думаю, вам известно, что максимум потребности современной экономики лежит в сфере ТиПО – такие специалисты нужны более чем в 50% случаев, они – основа реальной экономики.
У нас же за счет массового перетока в вузы картина получалась совсем иной – с ТиПО шли работать только 30% молодежи.
Это дало дисбаланс рынка труда – явный недостаток квалифицированных рабочих и техников, о котором говорят все работодатели.
Введение КТ несколько исправило ситуацию.
И это справедливо – идти в вуз надо с хорошей базовой подготовкой и на конкурсной основе – об этом сказано в Конституции.
Безусловно, введение КТ со временем поднимет качество подготовки в колледжах.
Но этим нельзя ограничиваться, вопрос надо решать гораздо глубже.
То есть вернуть ТиПО звание главного поставщика трудовых ресурсов для экономики.
Это задача очень непростая.
Во-первых, надо менять менталитет самих колледжей – работать в первую очередь на реальные кадровые потребности региона.
Во-вторых, повышать имидж рабочего труда и менять стереотипы отношения к ТиПО.
Нужна сильная профориентационная работа в школах, и каждый регион должен для этого выработать свою политику, ориентированную на потребности экономики.
В-третьих, необходимо резко повысить востребованность выпускников ТиПО.
Для этого директора колледжей должны устанавливать хорошие связи с работодателями, чтобы готовить специалистов по их требованиям и эффективно трудоустраивать.
Вдумайтесь в такие цифры.
В Германии, которая славится лучшей системой профессиональной подготовки, 80% учащихся ТиПО уже при поступлении имеют контракты с будущими работодателями.
А у нас по прямым заказам работодателей обучается только 5 тысяч студентов – менее 1% контингента колледжей.
Такое положение надо кардинально менять, и во всем этом главную роль должны играть директора колледжей и местные органы.
Сейчас по поручению Президента страны мы интенсивно наращиваем дуальную модель обучения, но это только начало.
Ее предстоит существенно расширять не только количественно, но и качественно.
Вводить новые элементы дуальной системы, далеко не все из них мы пока освоили.
Нужны и новые подходы к формированию госзаказа – об этом в июне мы говорили на специальном расширенном совещании в МОН.
Надо обеспечить высокий уровень трудоустройства выпускников, заключать трехсторонние договоры, усилить мониторинг выпускников по специальностям.
Это ключевые задачи, которые нам с вами предстоит решать в самое ближайшее время.
И надо всегда держать в уме главную цель ТиПО – качественное пополнение экономики кадрами рабочих и специалистов среднего звена.
Уважаемые коллеги!
Позвольте мне теперь сказать несколько слов о высшем образовании.
Достижения здесь есть и они бесспорны – в законодательном обеспечении, продвижении в мировых рейтингах, трансляции опыта Назарбаев Университета, академической мобильности, научной работе, публикациях и т.д.
Все это есть в розданных вам материалах.
Остановлюсь только на главных задачах нашей работы.
Первая – повышение качества и конкурентоспособности образования.
Будет продолжаться совершенствование содержания обучения, развитие полиязычия.
Цель – продвижение к уровню стран Европы и эффективное вхождение в мировое пространство высшего образования.
Вторая задача – избавление от вузов, дающих некачественную подготовку.
То есть, оптимизация вузовской сети, информация об этом есть в Цифровом докладе.
Третья задача – совершенствование контингента обучающихся.
Мы будем последовательно наращивать подготовку магистров и докторов PhD, в том числе и по педагогическим специальностям.
Ведь при переходе на 12-летнее образование в профильной школе (11-12 классы) должны будут работать в основном педагоги-магистры.
И очень серьезное внимание обратим на соотношение очного и заочного обучения.
Ни для кого не секрет, что заочное обучение – менее качественное.
Но у нас дошло до того, что больше половины выпускников вузов – это заочники.
О каком качестве можно говорить?
Поэтому теперь в вопросе соотношения очного и заочного контингента МОН будет занимать гораздо более жесткую позицию.
Нормативная основа для этого есть.
И мы рассчитываем на вашу поддержку.
Уважаемые коллеги!
С новым учебным годом мы связываем большие надежды, он должен заложить хорошую базу на будущее.
Ведь через 4 месяца заканчивается 3-й год реализации Госпрограммы.
За это время сделано многое – выработана новая законодательная и нормативная база.
Создано много принципиально новых механизмов, они уже запущены или запускаются в жизнь.
По-новому мы стали готовить и повышать квалификацию кадров.
Но в Европе есть поговорка: "дьявол кроется в деталях".
В данном случае – в том, как это все будет реализовываться на местах – в каждой школе и деском саду, в каждом колледже и вузе.
Поэтому нужна четкая вертикаль распространения положительного опыта и наших передовых наработок.
Особая роль в этом деле принадлежит директорам дошкольных организаций, школ и колледжей, ректорам вузов.
Они должны не просто знать все новое, что внедряется в образование, но и эффективно его продвигать в практику, быть главными воспитателями не только для школьников и студентов, но и педагогов своих организаций.
И, безусловно, ключевое звено – это учителя, педагоги.
Учительский корпус нашей страны – большая сила, это самоотверженные люди, отдающие весь свой потенциал детям.
Спасибо вам за ваш труд!
И мы должны сделать все, чтобы вооружить этих замечательных людей современными знаниями, методологией, возможностями и стимулами.
Пусть каждый педагогический коллектив найдет самые верные пути воплощения новых идей.
Поздравляю с наступающим учебным годом!
Желаю вам творчества и вдохновения, способных и благодарных учеников!
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Одобрен проект республиканского бюджета на трехлетний период и Прогноз социально-экономического развития страны 29.08.2013
Предварительные итоги повторных выборов сельских акимов 29.08.2013
О создании межведомственных комиссий по вопросам долевого участия в жилищном строительстве 29.08.2013
Иссык-Кульская инициатива 29.08.2013
Холдинг "Байтерек" разрабатывает новую модель финансирования второй пятилетки ФИИР 29.08.2013
Астана встретит съезд энергетиков 29.08.2013
Бюджет Алматы увеличен на 4 млрд. 379 млн. тенге 29.08.2013
Накануне праздника 29.08.2013
С созданием Банка ядерного топлива в Казахстане никаких экологических проблем не добавится 29.08.2013
Акция "Знай Конституцию!" 29.08.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz