www.edu.gov.kz, 22 августа
В Астане начало свою работу Республиканское педагогическое совещание работников образования "Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана". Совещание нацелено на определение стратегических приоритетов повышения качества образования и воспитания в условиях модернизации системы образования республики, обеспечение обратной связи с педагогами, родителями и представителями гражданского общества в сфере образования и расширения участия институтов гражданского общества в реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, С основным докладом на форуме выступил министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов. Он подробно рассказал о ходе реализации госпрограммы и о тех новшествах, которые происходят сегодня в сфере образования. На форуме созданы дискуссионные площадки для общественного обсуждения проблем и перспектив модернизации воспитательного потенциала образования и повышения качества обучения, рассмотрение актуальных вопросов повышения качества образования. В работе форума приняли участие заместители акимов регионов, руководители областных управлений образования, департаментов по контролю в сфере образования, по делам молодежи, по охране прав детей, отделов образования, педагоги организаций образования. Подводя итоги, участники пришли к единому мнению, что образование является важнейшим ресурсом общества и государства, и повышение качества образования – задача, ради которой поставлена модернизация образования. А также воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Участники совещания призваны развить инновационную и экспериментальную деятельность на всех уровнях системы образования, повысить уровень качества образования через непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, развивать кадровый потенциал системы образования за счет привлечения в отрасль молодых специалистов, сформировать устойчивое партнерство между системой образования и гражданским обществом по вопросам развития образовательной сферы. На 5 секциях и семинаре-совещании обсуждены актуальные вопросы современного образования. Особое внимание уделено повышению имиджа педагога в обществе. А также в рамках совещания в ЕНУ имени Л. Н. Гумилева пройдет интерактивная выставка на темы: "Новые подходы в развитии общего среднего образования", "Обновление содержания дошкольного образования", "Перспективы развития высшего и послевузовского образования Воспитание – стратегическая задача развития современного казахстанского общества", "Образование в Казахстане: достижения и инновации". По итогам совещания были приняты рекомендации.
-----
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на августовской конференции работников образования. Астана, 23 августа 2013.
Уважаемые участники и гости конференции! Дорогие коллеги! Рад видеть всех вас перед началом нового учебного года. В выдвинутой Президентом страны Н.А.Назарбаевым Стратегии Казахстан – 2050 поставлены принципиально новые цели. При этом вы видели, что образование выделено в отдельный раздел как главный инструмент повышения конкурентоспособности нации. Сегодня нам предстоит подвести итоги работы, выявить перспективы, проблемы и пути их решения, определить предстоящие задачи. Реализация Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы начата успешно. Мы продвинулись вперед по всему спектру направлений, в этом большой труд всего педагогического сообщества. Наши достижения подробно изложены в Цифровом докладе, он вам роздан. Очень полезные аналитические материалы и статистика по всем уровням образования и регионам представлены в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования. Ознакомиться с ним рекомендую всем педагогам и, тем более, руководителям. Поэтому в своем выступлении остановлюсь только на ключевых задачах, которые нам предстоит решать в ближайшей перспективе. Прежде всего, о дошкольном воспитании. Здесь сделано многое. Назову только один интегральный показатель – благодаря совместной работе Министерства и МИО задачи Программы "Балапан", поставленные на 2014 год, уже выполнены с большим опережением и достигнут охват 71,5%. Эта программа будет продолжена, чтобы к 2020 году выйти на 100%-ный охват детей. Данная программа дала совершенно новые возможности не только для государственного строительства дошкольных учреждений, но и для развития государственно-частного партнерства. В результате сеть частных детсадов выросла в 3 раза. Развиваются такие формы ГЧП, как концессии, безвозмездная передача построенных детсадов местным органам, иностранные и частные инвестиции, и другие. Нашему Министерству совместно с МИО надо продумать еще более четкую нормативную базу по открытию детсадов. А МИО – расширить информационную работу по разъяснению надежности и привлекательности механизмов ГЧП. Теперь настало время сконцентрироваться еще на одном важнейшем вопросе – перейти на новое качество дошкольной подготовки. Она должна базироваться на личностно-деятельностной парадигме и технологиях. Обновлять ее мы должны на новой основе. Во-первых, осваивать мировой опыт перехода к раннему обучению детей. Апробировать его, создавать отечественные наработки – это пока наше слабое звено, на что указывают международные эксперты. В чем-то с ними можно согласиться – мы еще слабо используем особую сензитивность детей. В данной связи одним из важнейших направлений становится развитие полиязычной подготовки уже с дошкольного возраста. Сейчас уже отобраны 200 детских садов, которые станут экспериментальными площадками по раннему изучению языков. Во-вторых, на новом уровне надо осваивать современные мультимедийные технологии, развивающие игры, обучающие программы. В-третьих, вся методология и содержание дошкольной подготовки должны быть хорошо увязаны с переходом на 12-летнее среднее образование – то есть, обеспечить четкую преемственность обучения. Следующее направление – среднее образование. Здесь самая принципиальная задача – подготовка к переходу на 12-летнее обучение. В этой связи особое значение имеет развитие материально-технической базы. Прежде всего, ликвидация 3-сменных и аварийных школ – об этом поручении Главы государства мы уже не раз говорили. Но работа идет медленно, мы долго раскачиваемся. И я прошу обратить внимание МИО на то, что в целом по стране остается высоким дефицит ученических мест (73,5 тыс.). Перевод школ в разряд аварийных осуществляется без какой-либо системы, без их опережающего ремонта, слабо идет поиск местных резервов на это дело. Позавчера на совещании под председательством Премьер-Министра была жесткая критика в адрес Министерства и акимов областей по данному вопросу. Есть поручение главы Правительства провести полный анализ в разрезе каждой школы, каждого района и региона по аварийным и трехсменным школам, пищеблокам, Фонду всеобуча, подвозу детей. Министерству образования необходимо создать комплексную комиссию, выработать критерии и обеспечить такой анализ. Чтобы мы могли доложить его результаты в Правительство к 1 ноября. Еще об одном. Не везде одинаково идет обеспечение предметными и мультимедийными кабинетами. Здесь есть явно отстающие области, где обеспеченность в 1,5-2 раза ниже, чем по стране. Местным исполнительным органам надо срочно ликвидировать это отставание. И обратить еще больше внимания на поддержку МКШ и развитие ресурсных центров. В МКШ у нас обучаются 15% школьников, но их сеть составляет 56% от общего числа школ – это объективный фактор. Для развития МКШ надо и нам, и местным органам еще раз продумать, как подбирать хороших педагогов, как их стимулировать, как создавать лучшие условия для учеников. Есть хороший международный опыт – это, к примеру, особое материальное стимулирование учителей МКШ, рациональный подвоз учащихся, широкое использование ИКТ-технологий, и т.д. Надо все это анализировать и перерабатывать для наших условий. И, конечно, все лучше готовить учителей для МКШ – по двум и более предметам, по совмещенным классам и т.д. – это должно стать особой заботой ректоров педвузов. Со своей стороны, Министерство будет совершенствовать номативно-методическую базу. Уважаемые коллеги! Есть целый ряд застарелых проблем, о которых я не могу не сказать. Прежде всего они касаются оплаты труда и стимулирования учителей, классных руководителей, методистов. О многих из них мы говорили на расширенной коллегии Министерства. Хочу доложить, что эти вопросы будут комплексно решаться при внедрении к 2015 году подушевого финансирования со специальными механизмами стимулирования. Такое решение принципиально принято. В этом учебном году мы начнем пилотный эксперимент. Нам нужно его провести очень эффективно. Понять все минусы и плюсы в этой реформе. Полагаю, что с вашей помощью мы учтем все нюансы. Далее. По-прежнему для нас всех актуален вопрос повышения статуса педагога. Вы знаете, что для решения этой проблемы мы начали реформу системы повышения квалификации учителей, увязав рост уровня профессионализма с соответствующим ростом оплаты труда. Организованы 3-месячные курсы по Кембриджской технологии. Это большая возможность для повышения квалификации на уровне мировых стандартов! К их прохождению наши учителя должны быть подготовлены, внутренне настроены на освоение совершенно новых подходов. Кембриджские и другие самые передовые технологии обучения мы должны внедрять и в действующие 2-недельные курсы повышения квалификации. На этой основе мы должны выйти на новую модель карьеры учителя, напрямую связанную с качеством его работы. И над решением такой задачи министерство сейчас активно работает. Еще один новый инструмент в сфере образования, который нам надо развивать – это независимая сертификация специалистов на основе профстандартов. Я считаю принципиально важным внедрить ее как для молодых педагогов, оканчивающих вузы, так и для учителей, повышающих квалификацию. Почему? С переходом на 12-летнее обучение изменится и содержание образования. И практикующие учителя не должны отставать, должны идти в ногу со временем. Одна из главных целей такого перехода, определенная Главой государства – интегрировать в образование ведущие достижения мировой практики. Важную роль в этом играет трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. И мы будем как можно больше вовлекать педагогов в этот обмен передовым мировым опытом. Еще одно важное направление смены содержания образования – массированная компьютеризация жизни человечества. Это глобальная тенденция. И она уже ворвалась в жизнь наших детей – через интернет, социальные сети, принципиально новые информационные и коммуникативные технологии. Конечно, мы стремимся не отставать от времени, внедряем проект электронного обучения, который скоро охватит все школы. Но этого мало. Ведь новые технологии коммуникаций не только дают доступ к новой информации – они меняют само мышление людей. И наши дети в новом цифровом пространстве уже плавают "как рыба в воде". Давайте честно ответим на вопрос – многие ли учителя в этом деле способны не отставать от детей? К сожалению, далеко не все – это факт. И он может привести к системной перестройке детского самосознания – от стремления следовать по жизни за учителем к ориентации на познание жизни через виртуальное пространство. А там воздействие далеко не однозначное – наряду с огромными объемами действительно ценной информации много ошибочного и даже намеренно ложного. Присутствуют и методы целенаправленной и деструктивной обработки молодого сознания. И как это пространство "отформатирует" наших детей, предсказать очень трудно. Поэтому я обращаюсь к каждому из вас! Сегодня каждый педагог должен, во-первых, на серьезном уровне владеть современными сетевыми технологиями коммуникаций и информации. Во-вторых, на собственном опыте знать достоинства и недостатки виртуального пространства. В-третьих, уметь воспитывать в детях не потребительский, а осмысленный подход к таким технологиям, развивать новое мышление. И, наконец, активно использовать такие технологии в выполнении своей педагогической миссии. Это задача очень непростая. Но думаю, вы все понимаете ее важность. Уважаемые коллеги! Не могу не отметить еще ряд трудностей, которые у нас есть в качестве обучения и над решением которых мы должны вместе работать. Недавно мы запустили новую систему национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся. И она дала неутешительные результаты – низкий уровень умений рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы. Это, к сожалению, подтверждается исследованиями PISA и TIMSS. То есть, несмотря на то, что мы вводим в действие новую методологию, на местах мало что меняется. По-прежнему идет ориентир на чисто "знаниевый" подход, а умение применять эти знания не развивается. Это подтверждается и низкими результатами ЕНТ по решению логических заданий. Чтобы системно сдвинуться с этой "мертвой точки", уже немало сделано. Принят Национальный план развития функциональной грамотности. На базе мирового опыта подготовлены проекты новых ГОСО. В них впервые в нашей практике стандартизовано не содержание предметов, а требования к уровню подготовки школьников. И я хотел бы обратить внимание всех педагогов – именно в этом направлении нам особенно надо продвигаться вперед. Далее. Нас беспокоит обстановка в сфере ТиПО, которое для выпускников 9-х классов должно обеспечивать, наряду со специальностью, полноценное среднее образование. Однако этого нет. Мы уже 2 раза провели КТ для выпускников ТиПО, поступающих в вузы, и результаты не радуют. Только 30% преодолели пороговый балл, тогда как выпускники школ прошлых лет, также сдававшие КТ, показали 60%. То есть, среднее образование в ТиПО дается хуже, чем в школах. Эту ситуацию нужно нам совместно и МИО изучить и преодолеть. Давайте детально посмотрим, что влияет на качество среднего образования в ТиПО, какой там уровень и статус педагогов, преподающих школьные предметы, какое отношение студентов к обучению? Сегодня при вас поручаю Комитету контроля совместно с регионами и педагогическими ассоциациями детально в этом разобраться и предложить соответствующие меры. Вообще, сформированная по поручению Президента страны на национальном уровне вертикаль контроля должна стать хорошим каналом обратной связи МИО с Министерством. И быть основой для постоянного совершенствования учебного процесса. Думаю, что и все вы, ведущие педагоги страны, кровно заинтересованы, чтобы была живая связь – от каждой школы и каждого учителя до Министерства, и обратно. Только так мы с вами сможем творчески и совместно развивать то, чему посвятили свою жизнь – обучение молодежи. И есть положительные результаты такой работы, как например, с изучением казахского языка. Так, увеличилась не только его массовость и расширилась зона применения, но и качество постепенно поднимается. В частности, средний балл ЕНТ по казахскому языку в школах с русским языком обучения стал выше, чем по всем другим обязательным предметам. Это радует, ведь казахский язык является нашим духовным стержнем и основой национальной идентификации. Данную сферу мы должны держать на особом контроле. Сейчас мы развиваем полиязычное образование. Вы знаете, что трехъязычие определено Главой государства как один из приоритетов развития страны. С этого года мы вводим английский язык с 1 класса. Мы должны в тесном диалоге с педагогическими ассоциациями, родительской общественностью смотреть, как идет этот процесс, каково качество обучения, какие меры нам нужны для улучшения обучения и как своевременно корректировать учебный процесс. Приведу еще один важный пример необходимости диалога с общественностью. Довольно большое число педагогов считает, что если ребенок не усваивает материал, то это проблема не школы, а самого ребенка и его родителей. И они зачастую обращаются за помощью репетиторов, но не к учителям своей школы. Такое отношение надо в корне менять, об этом нам говорили и международные эксперты. Поэтому в каждой школе, в каждом районе и городе нужны конкретные меры и действия, ориентированные на учащихся с низкой успеваемостью. Со своей стороны, Министерство обязано оказать, и окажет необходимую методическую помощь. И еще важный момент. Мы должны изживать негативные проявления в обучении. Вы их сами прекрасно знаете. Я говорю прежде всего о волоките в работе с родителями, встречающемся вымогательстве при устройстве детей, приписках контингента, и т.д. – это не красит нашу систему. И Министерство без вашей поддержки самостоятельно не может решить эти проблемы. Необходима наша совместная работа. И прежде всего понимание нашей ответственности, ответственности каждого педагога, сотрудников управлений и департаментов на местах. Вы же на самом переднем участке! И здесь нужна ваша самая бескомпромиссная позиция. О подобных вещах мы говорим с особой болью. И это относится ко всем уровням образования. Такого быть не должно. Потому что такие вещи подрывают доверие к нашей большой работе, негативно влияют на восприятие обществом происходящих позитивных перемен. Теперь мне хотелось бы вернуться к разговору о ТиПО. Главным ориентиром его развития должно быть соответствие подготовки кадров потребностям экономики. Это аксиома, и думаю, все вы с ней согласны. Но до последнего времени это была только теория, достаточно далекая от практики. Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на значительные усилия Министерства и МИО, эта система с удовлетворением запросов экономики явно не справляется. В течение многих лет она практически наполовину работала как подготовительные курсы для льготного поступления в вузы. Думаю, вам известно, что максимум потребности современной экономики лежит в сфере ТиПО – такие специалисты нужны более чем в 50% случаев, они – основа реальной экономики. У нас же за счет массового перетока в вузы картина получалась совсем иной – с ТиПО шли работать только 30% молодежи. Это дало дисбаланс рынка труда – явный недостаток квалифицированных рабочих и техников, о котором говорят все работодатели. Введение КТ несколько исправило ситуацию. И это справедливо – идти в вуз надо с хорошей базовой подготовкой и на конкурсной основе – об этом сказано в Конституции. Безусловно, введение КТ со временем поднимет качество подготовки в колледжах. Но этим нельзя ограничиваться, вопрос надо решать гораздо глубже. То есть вернуть ТиПО звание главного поставщика трудовых ресурсов для экономики. Это задача очень непростая. Во-первых, надо менять менталитет самих колледжей – работать в первую очередь на реальные кадровые потребности региона. Во-вторых, повышать имидж рабочего труда и менять стереотипы отношения к ТиПО. Нужна сильная профориентационная работа в школах, и каждый регион должен для этого выработать свою политику, ориентированную на потребности экономики. В-третьих, необходимо резко повысить востребованность выпускников ТиПО. Для этого директора колледжей должны устанавливать хорошие связи с работодателями, чтобы готовить специалистов по их требованиям и эффективно трудоустраивать. Вдумайтесь в такие цифры. В Германии, которая славится лучшей системой профессиональной подготовки, 80% учащихся ТиПО уже при поступлении имеют контракты с будущими работодателями. А у нас по прямым заказам работодателей обучается только 5 тысяч студентов – менее 1% контингента колледжей. Такое положение надо кардинально менять, и во всем этом главную роль должны играть директора колледжей и местные органы. Сейчас по поручению Президента страны мы интенсивно наращиваем дуальную модель обучения, но это только начало. Ее предстоит существенно расширять не только количественно, но и качественно. Вводить новые элементы дуальной системы, далеко не все из них мы пока освоили. Нужны и новые подходы к формированию госзаказа – об этом в июне мы говорили на специальном расширенном совещании в МОН. Надо обеспечить высокий уровень трудоустройства выпускников, заключать трехсторонние договоры, усилить мониторинг выпускников по специальностям. Это ключевые задачи, которые нам с вами предстоит решать в самое ближайшее время. И надо всегда держать в уме главную цель ТиПО – качественное пополнение экономики кадрами рабочих и специалистов среднего звена. Уважаемые коллеги! Позвольте мне теперь сказать несколько слов о высшем образовании. Достижения здесь есть и они бесспорны – в законодательном обеспечении, продвижении в мировых рейтингах, трансляции опыта Назарбаев Университета, академической мобильности, научной работе, публикациях и т.д. Все это есть в розданных вам материалах. Остановлюсь только на главных задачах нашей работы. Первая – повышение качества и конкурентоспособности образования. Будет продолжаться совершенствование содержания обучения, развитие полиязычия. Цель – продвижение к уровню стран Европы и эффективное вхождение в мировое пространство высшего образования. Вторая задача – избавление от вузов, дающих некачественную подготовку. То есть, оптимизация вузовской сети, информация об этом есть в Цифровом докладе. Третья задача – совершенствование контингента обучающихся. Мы будем последовательно наращивать подготовку магистров и докторов PhD, в том числе и по педагогическим специальностям. Ведь при переходе на 12-летнее образование в профильной школе (11-12 классы) должны будут работать в основном педагоги-магистры. И очень серьезное внимание обратим на соотношение очного и заочного обучения. Ни для кого не секрет, что заочное обучение – менее качественное. Но у нас дошло до того, что больше половины выпускников вузов – это заочники. О каком качестве можно говорить? Поэтому теперь в вопросе соотношения очного и заочного контингента МОН будет занимать гораздо более жесткую позицию. Нормативная основа для этого есть. И мы рассчитываем на вашу поддержку. Уважаемые коллеги! С новым учебным годом мы связываем большие надежды, он должен заложить хорошую базу на будущее. Ведь через 4 месяца заканчивается 3-й год реализации Госпрограммы. За это время сделано многое – выработана новая законодательная и нормативная база. Создано много принципиально новых механизмов, они уже запущены или запускаются в жизнь. По-новому мы стали готовить и повышать квалификацию кадров. Но в Европе есть поговорка: "дьявол кроется в деталях". В данном случае – в том, как это все будет реализовываться на местах – в каждой школе и деском саду, в каждом колледже и вузе. Поэтому нужна четкая вертикаль распространения положительного опыта и наших передовых наработок. Особая роль в этом деле принадлежит директорам дошкольных организаций, школ и колледжей, ректорам вузов. Они должны не просто знать все новое, что внедряется в образование, но и эффективно его продвигать в практику, быть главными воспитателями не только для школьников и студентов, но и педагогов своих организаций. И, безусловно, ключевое звено – это учителя, педагоги. Учительский корпус нашей страны – большая сила, это самоотверженные люди, отдающие весь свой потенциал детям. Спасибо вам за ваш труд! И мы должны сделать все, чтобы вооружить этих замечательных людей современными знаниями, методологией, возможностями и стимулами. Пусть каждый педагогический коллектив найдет самые верные пути воплощения новых идей. Поздравляю с наступающим учебным годом! Желаю вам творчества и вдохновения, способных и благодарных учеников! Благодарю за внимание. |