Зульфия ИСКАЛИЕВА, "Ак Жайык", 29 августа
К среднему классу в Атырауской области можно отнести только те семьи, члены которых работают в нефтяных компаниях. К такому выводу пришли специалисты Общественного фонда "Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга" на основе промежуточных результатов мониторинга программы социально-экономического развития Атырауской области на 2011-2015 годы. По макроэкономическим показателям наш регион входит в тройку лидеров вместе с Астаной и Алматы, а также занимает первое место в стране по уровню валового продукта на душу населения (3,32 трлн тенге на 555 тысяч жителей области). Но при этом уровень социального развития оставляет желать лучшего. – Высокие экономические показатели должны отражаться на уровне жизни людей, здравоохранении, образовании и социальной защите, возможностях ведения бизнеса и многих других вещах, которые, как лакмусовая бумажка, определяют, улучшилась жизнь населения или нет, – говорит директор Общественного фонда "Центр бюджетного анализа и экономического мониторинга" Улугбек ТНАЛИЕВ. – Можно изучать показатели, а можно и напрямую спросить у людей, считают ли они изменения за предыдущий период благом для себя, уверены ли в своем будущем. Ответы на эти и другие вопросы легли в основу данного исследования. В социальном опросе приняли участие 400 жителей области. Наиболее актуальными они назвали пять проблем: дороги, водоснабжение, экологию, безработицу и здравоохранение. 47% респондентов считают свой уровень доходов достаточным, однако полагают, что увеличение необходимо. Обеспечением водой в регионе удовлетворено 63% (в основном жители областного центра), системой образования – 60%. Качеством здравоохранение недоволен 51% опрошенных. Работу исполнительных органов жители оценивают на "троечку", считая, что чем ближе акимат, тем от него меньше пользы: по их мнению, обращение в районный акимат более действенно, чем в окружной, а в областной – более, чем в районный. О региональной программе развития территорий и расходовании средств акиматами на социальную сферу слышала только половина опрошенных, но и те не знают, решаются ли социальные вопросы с помощью таких программ. Более половины опрошенных жителей области никуда не обращается для решения своих проблем. Те же, кто пытался это сделать, в первую очередь выбирали акиматы, СМИ и НПО. Для повышения эффективности программы территориального развития организаторы исследования предлагают повысить уровень информированности населения через инфографику и другие доступные способы, активизировать работу диалоговых площадок с участием бизнеса, НПО и местных исполнительных органов и с учетом общественного мнения рассмотреть возможность корректировки программы. |