Людмила МАКАРЕНКО, "Вечерний Алматы", 5 сентября
Закон "О национальной экономической палате" вступил в силу более месяца назад, но до сих пор вызывает противоречивую оценку в предпринимательской среде. Правовой акт, учредивший совершенно новый формат объединения всех субъектов бизнеса, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. На некоторые из них мы попросили ответить Светлану ИДРИСОВУ, директора Алматинского филиала национальной экономической палаты "Союз "Атамекен", которому, скорее всего, и предстоит взять на себя функции региональной нацпалаты по Алматы – Светлана Кирилловна, что должно было случиться, чтобы появился закон, предусматривающий обязательное членство различных бизнес-структур в фактически государственной мегаорганизации? – Ничего не случилось, кроме того, что сложилась явная потребность в таком объединении предпринимателей. Вообще-то, это пример передовых стран – Австрии, Турции, Германии, где много внимания уделяется бизнесу, и он там действительно хорошо развит. – То есть мы повторяем чей-то опыт? – Я бы не сказала, что мы скопировали практику Турции или Австрии, скорее, сделан анализ и взято самое ценное из этого опыта. Казахстан долго шел к тому, чтобы взаимодействие государства и бизнеса получило четкую правовую основу. Об этой потребности много говорил премьер-министр правительства Серик Ахметов, еще будучи первым руководителем союза "Атамекен", но тогда же он предупреждал, что предпринимательскому сообществу нужно созреть для принятия этого закона: слишком много было полярных мнений, невыясненных моментов. Думаю, время настало – сегодня даже самые убежденные противники закона, прежде всего организации, защищающие права предпринимателей, согласны принять такой формат отношений как очередной этап развития бизнеса в стране. – А если конкретно, какие интересы бизнес-класса обеспечивает новый закон? – Самое важное: бизнес-сообщество сможет на равных разговаривать с государством. Я имею в виду его участие в законотворчестве – то, чего "Атамекен" как самое крупное предпринимательское объединение в стране добивался все прежние годы. Мы настаивали, чтобы законы, так или иначе формирующие бизнес-среду, готовились с нашим участием, и формально эта практика как бы существовала. Правда, по словам мажилисмена Азата Перуашева, только три процента предложений предпринимателей находили отражение в законодательных актах, и чаще они принимали тот вид, какой удобен чиновникам, но никак не бизнесу. Сейчас этого просто не может быть – наше участие в подготовке всех правовых документов, их обсуждение, оценка, внесение предложений предусмотрены Законом "О национальной экономической палате". – И как это участие регламентируется? – Предложения нацпалаты носят рекомендательный характер. Но нужно понимать, что само по себе принятие закона показывает готовность государства слушать и понимать предпринимательское сообщество. На региональном уровне эти предпосылки особенно заметны. Я работаю в "Атамекене" шестой год и наблюдаю, как государственные чиновники сами ищут диалога с бизнесом. Например, "Атамекен" является членом 35 общественных советов при различных ведомствах, таких как департамент таможенного контроля или налоговый департамент. Мы вместе обсуждаем сложные вопросы, и зачастую чиновники просят нас инициировать изменения в регламентирующие документы, которые одновременно упрощают работу и предпринимателей, и госучреждений. Времена, когда цель госслужащего заключалась в одном – "не пущать", чтобы спокойнее и удобнее жилось, прошли. И это понятно, глупо мешать работать тем, кто производит добавочный продукт, а только в Алматы больше 65 процентов бюджета составляют поступления от малого и среднего бизнеса. – Мы говорим о праве каждого предпринимателя участвовать в формировании благоприятной бизнес-среды. Как это будет выглядеть на практике? – Как раз через национальную экономическую палату, членом которой со временем должен стать каждый гражданин, занятый предпринимательской деятельностью. А порядок очень простой. В управленческие органы нацпалаты спускается законопроект, далее он рассылается всем ее членам, чтобы те внесли предложения. Все они в итоге анализируются юристами, и готовый пакет предложений уходит в правительство, далее – в парламент, где, как известно, есть политические силы, готовые лоббировать подобные законопроекты, – партия "Ак жол" представляет в парламенте интересы предпринимательства. В диалоге с властью будет использована и такая форма, как общественные слушания, на которых мы сможем озвучивать и обсуждать свои проблемы. – Очень спорная тема – обязательное членство в национальной палате. Оппоненты называют его узаконенной мерой отъема денег. Что вы по этому поводу думаете? – Думаю, это неправильна я постановка вопроса. Ведь смотрите, что получается. У нас есть очень деятельные предприниматели и влиятельные отраслевые общественные бизнес-ассоциации, которые тянут воз на своих плечах: добиваются поправок в законы, разрабатывают отраслевые программы развития и поддержки бизнеса, привлекают экспертов, участвуют в рабочих группах правительства и парламента, то есть работают на общие интересы, а готовыми результатами пользуются все остальные, в том числе не состоящие в предпринимательских объединениях. Это несправедливо. В общий результат должны вкладываться все. И потом, члены национальной экономической палаты имеют гарантированное право на защиту своих интересов. Палата будет обеспечивать их нормативными документами и полезной для ведения дела информацией, представлять в административных, государственных структурах и суде, в каждом филиале будут работать эксперты по юридическим, экономическим, налоговым вопросам. Поэтому все споры вокруг темы обязательного членства улягутся, как только предприниматели начнут понимать, что работать в одиночку сложно и дорого. – Еще предприниматели опасаются, что национальная экономическая палата станет новым государственным бюрократическим органом с непонятной и трудно сменяемой структурой. – Вообще-то закон определяет вполне демократическое устройство нацпалаты. Высший орган управления – съезд, в каждом регионе – отделения с выборным управленческим аппаратом. И пока давайте подождем. Нормативная база к новому закону еще готовится, поэтому много вопросов остаются открытыми. Но время для их решения есть – это переходный период в пять лет. |