NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Воскресенье 16.06.2019 05:55 ast
02:55 msk

В Правительстве рассмотрены вопросы реализации Программы развития моногородов на 2012-2020 годы
С.Ахметов: В моногородах сосредоточена горнорудная, металлургическая промышленность, которая в условиях кризиса подвержена к снижению экспортного потенциала
11.09.2013 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 10 сентября

Сегодня в Правительстве в селекторном режиме под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова рассмотрены вопросы реализации Программы развития моногородов на 2012-2020 годы.
С.Ахметов отметил, что во исполнение поручения Главы государства данная Программа в пилотном режиме запущена в прошлом году, а в нынешнем она реализуется в полном объеме.
О ходе реализации Программы развития моногородов на 2012-2020годы доложил первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев. Как он отметил, в 27 моногородах проживает 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения республики. Высоким потенциалом развития располагают 6 городов, средним 19.
По словам первого вице-министра, программа по системному решению проблемных вопросов малых городов начала работать в прошлом году. На эти цели направлено 6 млрд. тенге, исполнено 170 проектов. На текущий год предусмотрено 18,8 млрд. тенге, из них выделено порядка 10 млрд. тенге или 54 % от предусмотренных средств.
Назвав целью Программы "диверсификацию экономики моногородов, решения вопросов занятость населения, создание новых производств", К.Ускенбаев остановился на ее направлениях. Это оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий, развитие МСБ, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
"Запланировано реализовать 47 якорных (инвестиционных) проектов с созданием более 25 тыс. новых рабочих мест и общим объемом инвестиций более 950,0 млрд. тенге", – сказал первый вице-министр и подчеркнул в этой связи персональную ответственность акимов за их исполнение.
Он также сообщил, что в прошлом году в Темиртау заключены Меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между акиматами Атырауской, Мангистауской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областями, АО "НК "КазМунайГаз", АО "ОзенМунайГаз", ТОО "Казцинк" и ТОО "Корпорация Казахмыс", ТОО "Тенгизшевройл". Подобный же документ подписан между акиматом Жамбылской области и ТОО "Казфосфат".
На развитие малого и среднего бизнеса, по словам К.Ускенбаева, "предусмотрено в 2013 году 4,7 млрд. тенге, из которых освоено свыше 1 млрд. тенге". Механизмы господдержки МСБ включают кредиты, безвозмездные и безвозвратные гранты, осуществляется обучение основам предпринимательства. Во всех моногородах созданы Центры поддержки предпринимательства. На подготовку кадров в текущем году из республиканского бюджета предусмотрено 28 млн. тенге.
Назвав меры поддержки предпринимательства беспрецедентными, первый вице-министр, заметил, что "кредит, который берет предприниматель под 14% субсидируется бюджетом до 10%, то есть он платит разницу в 4%". В тоже время, как сказал вице-министр, с учетом неосвоения средств, выделенных на поддержку МСБ моногородов, будут внесены изменения в условия кредитования предпринимателей.
Как сообщил К.Ускенбаев, "на обустройство моногородов в 2013 году в рамках инвестиционных проектов выделяется 6,3 млрд. тенге, текущих мероприятий 6,6 млрд. тенге. До 2015 года планируется снести все имеющиеся аварийные дома и здания в моногородах".
О ходе реализации якорных проектов в моногородах доложили вице-министр индустрии и новых технологий Н.Сауранбаев, акимы областей: Западно-Казахстанской Н.Ногаев, Карагандинской Б.Абдишев, моногородов: Житикара А.Журабеков, Каратау К.Махашев.
Резюмируя итоги заседания, Премьер-Министр отметил, что Глава государства уделяет большое внимание развитию регионов, модернизации промышленности, диверсификации экономики.
"В моногородах сосредоточена горнорудная, металлургическая промышленность, которая в условиях кризиса подвержена к снижению экспортного потенциала", – сказал С.Ахметов и указал в этой связи акимам, что "их действия сконцентрированы на развитии инженерной и социальной инфраструктуры", тогда как следует "уделить внимание основным направлениям программы – диверсификации экономики, развитию предпринимательства, созданию рабочих мест".
С.Ахметов отметил необходимость внесения корректив в работу по реализации Программы и поручил МРР совместно с акимами регионов разработать соответствующие предложения по внесению соответствующих изменений в программу.
Акимам моногородов и акимам областей необходимо принять конкретные меры по диверсификации городов, проработке перспективных инвестиционных, якорных проектов, а также совместных партнерских программ с системообразующими предприятиями с обеспечением долгосрочными заказами местных производителей. "Также необходимо обеспечить своевременное освоение бюджетных средств, выделенных в рамках программы", – заключил глава Правительства.

-----

Доклад первого вице-министра регионального развития РК К. Ускенбаева о ходе реализации Программы "Развития моногородов на 2012-2020 годы"
minregion.gov.kz, 10 сентября

Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены Правительства!
Программа развития моногородов, разработанная по поручению Главы государства, стартовала с 1 января этого года. Однако фактически начало Программы было в пилотном 2012 г., когда на благоустройство городов (озеленение, вывоз мусора, освещение, текущий ремонт дорог, обустройство детских площадок) было выделено 6 млрд. тенге, и реализовано 170 проектов. На сегодня в Казахстане перечень моногородов включает 27 городов, численность населения которых составляет 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения страны. Из них 16 городов являются административными центрами соответствующих районов, 11 городов не являются центрами районов (Степногорск, Текели, Серебрянск, Курчатов, Шахтинск, Сарань, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Жанаозен). Часть из них является городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов. Перечень моногородов Казахстана в основном составляют малые города с численностью населения до 50 тыс. человек, за исключением четырех средних городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек – Темиртау, Рудный, Жанаозен, Экибастуз. Проведена группировка моногородов по потенциалу развития, так из 27 с высоким 6 городов, со средним 19 и два города с низким экономическим потенциалом.
Проблемой большинства моногородов в настоящее время является отсутствие работы и, как следствие, высокий уровень безработицы и доли самозанятого населения. Высокие показатели уровня безработицы по сравнению с уровнем по республике наблюдаются в городах Аркалык (9,4%), Кентау (8,7%), Аксу (7,9%). Кроме того, в большинстве моногородов более трети экономически активного населения входят в категорию самозанятых. Высокие показатели самостоятельного занятого населения наблюдаются в городах Каратау (49,7%), Аркалык (49,3%), Житикара (47%), Жанатас (37,1%) и Кульсары (30,7%). В целом, решение проблем, возникающих в этих городах, в рамках Программы планируется решать системно и в долгосрочном порядке. В 2013 году на все мероприятия предусмотрено 18,8 млрд. тенге. Так в настоящее время выделено порядка 10 млрд. тенге или 54 % от предусмотренных средств.
Главная цель Программы – диверсификация экономики моногородов, уход от мононаправленности, эффективная занятость населения путем развития малого и среднего бизнеса, а также создания новых производств.
Первое направление. Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий.
В целом, по данному направлению приняты Комплексные планы на 2013-2015 годы, которые полностью согласованы на Межведомственной комиссии по региональной политике. Здесь один из важных моментов – это корректировка генеральных планов, которая направлена на развитие и модернизацию социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры с учетом прогнозируемой оптимальной численности населения. Работа ведется, Генеральные планы по 20 городам приняты, из них городами Темиртау и Абай приняты в первом квартале этого года.
Справочно: не обеспечены по 7 моногородам, из них в четырех городах в процессе обновления (Хромтау, Кульсары, Сарань и Аркалык), а в остальных трех городах еще данная работа не начата (Рудный, Зыряновск, Серебрянск).
Второе направление. Диверсификация экономики и развитие МСБ.
Во-первых, согласно Программе акиматы должны обеспечить реализацию не менее одного якорного проекта. Это очень важный вопрос, который персонально закреплен за акимами моногородов. Что мы здесь имеем?
Справочно: Якорный проект – средний или крупный инвестиционный проект Карты индустриализации в несырьевом секторе экономики, с созданием не менее 100 рабочих мест.
Всего запланировано 47 проектов с созданием более 25 тыс. новых рабочих мест и общим объемом инвестиций более 950,0 млрд. тенге.
На сегодня из всего количества проектов (47):
– введены в эксплуатацию – 9 проектов в г.г. Степногорск, Хромтау, Балхаш, Жезказган (3), Аркалык (2), Экибастуз.
Справочно: Проекты, введенные в эксплуатацию
– Степногорск, ТОО "СП "SARECO", производство концентратов редкоземельных металлов мощностью 1500 тонн в год.
– Хромтау, ТОО "Актюбинский комбинат хлебопродуктов", запустили макаронный цех, объем инвестиции более 700 млн. тенге;
– Балхаш, ТОО "Медная компания "Коунрад", завод по производству меди на 1 января произведено продукции на сумму 170,0 млн. тенге (6500 т. меди);
– Жезказган 3 проекта: 1) ТОО "Capital projects LTD", проект по созданию племенного центра промышленного птицеводства, с начала года реализовано в другие хозяйства республики 180 тыс. суточных птенцов, количество работающих 89 человек;
2) ТОО "Ютария Ltd", проект модернизация и расширение швейного производства, освоено 20% проектной мощности, произведено продукции на сумму 1,8 млрд. тенге, создано 77 рабочих мест, всего в швейном производстве занято 185 человек;
3) ТОО "Казтехфильтр", создание предприятия по производству фильтров, стартовал в ноябре 2012 года.
Произведено 5000 штук воздушных фильтров с металлическими крышками. Отрабатывается технология изготовления фильтров с полиуретановыми крышками. На предприятии работают 35 человек.
– в Аркалыке введен первый этап птицефабрики, в текущем году планируется расширение производства на 3 птичника. За первый квартал 2013 года произведено 24 млн. штук яиц, объем инвестиции 3,5 млрд. за счет собственных и заемных средств АО "Казагрофинанс", за весь период будет создано порядка 500 рабочих мест;
– строительство мельничного комбината, комбикормового завода, животноводческого комплекса, ТОО "НурЖайлау";
– в Экибастузе, ТОО "Проммашкомплект" общим объемом инвестиции 9,5 млрд. тенге организовано производство стрелочных переводов и обработка ж/д колес.
В настоящее время произведено 63 единицы оборудования, и проведена сертификация. Начато производство стрелочных переводов, ремкомплектов и крестовин, опытной партии ж/д колес.
На стадии проектирования документации и оборудования находятся 32 проекта. Из них по 12 проектам старт дан с началом реализации Программы. Т.е. акимам этих моногородов "период раскачки" не понадобился
Справочно: примеры проектов, начатых в 2013 г.:
– г. Хромтау, АО "Керамика", строительство завода по пр-ву санфаянсовых изделий мощностью 100 тыс.шт./год, объем инвестиций 2,5 млрд. тг, 150 раб. мест;
– г. Текели, ТОО СП "Электромарганец", производство марганца, объем инвестиций 10,5 млрд.тг, 300 раб. мест;
– г. Кульсары, ТОО "КаспийСервис-Е", производство силикатного кирпича, объем инвестиций 0,5 млрд.тг, 100 раб. мест;
– г. Жанатас, СП "Централ Азия Грин Пауэр", ветровая электростанция, объем инвестиций 30,0 млрд. тг, 105 раб. мест;
– г. Сатпаев, ТОО "Вертекс Инициатив", производство неэлектрических систем инициирования, объем инвестиций 1,3 млрд. тг, 300 раб. мест;
Однако по 2 проектам в городах Житикара и Лисаковск все еще решаются вопросы по финансированию и поиску инвесторов, хотя проекты уже заявлены.
Справочно: 1) строительство золотоизвлекающей фабрики по переработке сульфидных руд мощностью, ТОО "ГРК Тохтар" с объемом инвестиции 5,4 млрд. тенге, сроки реализации 2014-2016 гг. В настоящее время определяются потенциальные инвесторы. При определении инвесторов в 2013 году планируется составление сметной документации и согласование проектов строительства в уполномоченных органах.
2) модернизация картонно-бумажного комплекса за счет установки второй линии по производству лотков для яиц и гофрокартона в г. Лисаковск. В настоящее время не решены вопросы финансирования.
Последнее, 4 проекта в городах Сатпаев, Шахтинск, Рудный, Серебрянск простаивают из-за проблем.
Справочно: Проекты которые простаивают:
1) в городе Сатпаев (ТОО "Биотехнология") завод по выпуску биобутанового и побочных продуктов (барды и пищевой углекислоты) простаивает в связи с нехваткой средств, разрабатывается бизнес проект. Предполагаемый объем инвестиции составляет порядка 1 млрд. тенге, из них 52% собственные и 48% заемные средства;
2) в г. Шахтинск "Реанимация завода по производству гранулированных порошкообразных синтетических моющих средств" ТОО "Монета Дитерджентс", объем инвестиции 2,0 млрд. тенге;
3) в Рудном ТОО "Сервис-2008" прекращена реализация проекта по организации и функционированию тепличного комплекса на 3 га для выращивания овощей, причина отсутствия земельного участка под строительство и возникновения проблем финансирования данного проекта;
4) Проект по производству полых изделий методом ротоформования ТОО "СЗНП" в городе Серебрянск.
Во-вторых, размещение вспомогательных и обслуживающих предприятий в моногородах
В соответствии с Программой АО "ФНБ "Самрук-Казына", АО "НУХ "КазАгро" должны быть приняты меры по возможной реализации инвестиционных проектов в моногородах, исходя из специфики компании, финансово-экономической и производственной целесообразности проекта.
Местными исполнительными органами совместно с градообразующими компаниями должно быть реализовано не менее одного инвестиционного проекта в каждом моногороде. В настоящее время данная работа осуществляется медленными темпами, мониторинг показывает следующую картину:
Из 27 моногородов проекты предусмотрены лишь в 15. В 12 до сих пор отсутствуют мероприятия: Кульсары, Аксай, Каратау, Жанатас, Абай, Балхаш, Жезказган, Каражал, Шахтинск, Лисаковск, Жанаозене и в Курчатове. Хотя есть и положительные примеры. К примеру, проекты АО "НК "КТЖ" в г. Экибастуз или проект по производству компрессорных установок ТОО "Рудсервис К" в городе Сатпаев, с проектной стоимостью 170 млн. тенге, для ТОО "Корпорации Казахмыс".
В-третьих, в данном направлении предусмотрены мероприятия по привлечению стратегического инвестора для восстановления прежней специализации в отдельные моногорода (например, АО "Еврохим" в г. Каратау, Жанатас).
Справочно: ТОО "Еврохим-Удобрения";
Вид деятельности: химическая промышленность;
Стоимость проекта: 356,5 млрд. тенге (заемные и собст.ср.)
Ввод в эксплуатацию: 2018 год;
Кол-во рабочих мест: 2000 чел.
Планируемая мощность: 1 400 тыс. тонн минеральных удобрений;
Текущее состояние: завершена корректировка проектной документации на первую очередь строительства и проводится экспертиза. Согласно рабочей Программы в 2013 году общие капитальные затраты составляют более 4 млрд. тенге, на социально-экономическое развитие региона – 735,4 млн. тенге.
В-четвертых, одним из важных инструментов развития бизнеса является реализация совместных партнерских программ акимов с крупными градообразующими предприятиями. Роль крупных компаний в реализации партнерских программ заключается в обеспечении долгосрочными заказами местных производителей, поддержке их становления. В прошлом году в г. Темиртау были заключены меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между акиматами Атырауской, Мангистауской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областями, АО "НК "КазМунайГаз", АО "ОзенМунайГаз", ТОО "Казцинк" и ТОО "Корпорация Казахмыс", ТОО "Тенгизшевройл". В Жамбылской области 8 февраля 2013 года подписан меморандум о взаимном сотрудничестве по поддержке малого и среднего бизнеса между акиматом Жамбылской области и ТОО "Казфосфат".
Однако многим городом необходимо подтянуть работу в данном направлении.
Справочно: Каражал, Сарань, Шахтинск, Абай, Лисаковск, Зыряновск, Курчатов и Серебрянск.
В-пятых, наиболее важное – развитие малого и среднего бизнеса. Стимулирование развития МСБ в моногородах реализуется по следующим механизмам господдержки:
– субсидирование кредитов предпринимателей моногородов на 10% со снятием отраслевых ограничений (1,8 млрд. тенге);
– предоставление безвозмездных и безвозвратных грантов до 3 млн. тенге (300 млн. тенге);
– микрокредитование (1,7 млрд. тенге);
– обучение основам предпринимательства (28 млн. тенге);
– подведение инфраструктуры к проектам бизнеса (711 млн. тенге);
Всего на развитие бизнеса предусмотрено в 2013 г. – 4,7 млрд. тенге. На сегодня освоено свыше 1 млрд. тенге. Акиматами совместно с ФРП "Даму" в рамках программы во всех 27 моногородах созданы центры поддержки предпринимательства (выделены 136,2 млн. тенге), через которые планируется предоставлять информацию о мерах господдержки, а также вовлекать в предпринимательство наиболее активную часть населения. Созданы беспрецедентные меры поддержки. Например, только по данной Программе в городах со средним и низким потенциалом, если предприниматель берет кредит банке под 14%, то мы субсидируем до 10%. То есть он платит разницу в 4%. Однако не все меры реализуются, как ожидались. Как показывает практика реализации ДКБ 2020, Программам поддержки бизнеса требуется определенный период раскачки. Это связано с необходимостью изменения менталитета бизнеса, а также его информированностью. Подобная ситуация наблюдается и в данном направлений Программы. Так, на сегодняшний день по субсидированию одобрено всего 5 проектов, предоставление грантов и микрокредитов предусмотрено в декабре месяца. К примеру, по подведению инфраструктуры к проектам из-за отсутствия заявок мы были вынуждены передать 1,2 млрд. на другие цели. Проекты дали только г.г. Риддер (2), Экибастуз (4), Лисаковск (3), Рудный (3), Аксай (1), Жанаозен (1). Для решения этих проблем, в настоящее время находится на согласовании в госорганах проект Постановления, которым предусматривается внести изменения в части условий субсидирования, конкретизации механизмов предоставления грантов и микрокредитов. В рамках осеннего уточнения бюджета мы собираемся выйти с предложениями о сокращении и перераспределении неосваемых средствах, выделенных на поддержку МСБ в моногородах.
Третье направление. Повышение мобильности трудовых ресурсов через стимулирование добровольного переезда в центры экономического роста. Учитывая мононаправленность и избыточность трудовых ресурсов моногородов, сделан акцент на формировании оптимальной структуры занятости городов и перемещении трудовых ресурсов в перспективные точки роста. В этих целях предусмотрены мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Меры по подготовке и переподготовке кадров должны быть увязаны с реализацией крупных проектов. На эти цели в текущем году предусмотрено 28 млн. тенге из республиканского бюджета.
Во-вторых, для стимулирования добровольного переезда населения моногородов предусмотрены меры по строительству жилья. В этом году осуществляется строительство (3) арендного жилья в г. Риддер, на что предусмотрено более 1 млрд. тенге.
Четвертое направление. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения. В целом во всех моногородах наблюдается высокая степень износа инженерно-коммунальной инфраструктуры, в среднем более 70%. В 2013 году выделяем 6,3 млрд. тенге по инвестиционным проектам, и 6,6 млрд. тенге на текущие мероприятия по обустройству.
В рамках Программы Вами поручено снести все имеющиеся аварийные дома и здания в моногородах до 2015 года. Практически во всех моногородах есть аварийные брошенные объекты, которые негативно сказываются на настроении населения и отрицательно влияют на социальную обстановку. Самые худшие показатели доли общей площади аварийных домов к общей площади жилого фонда наблюдается в городах Аркалык (84,7%), Абай (36,7%), Жанаозен (10,9%), Каратау (8,4%) и Жанатас (7,1%). Правительством для этого целенаправленно предусмотрены 750 млн. тенге в текущем году. Уже, есть результаты и в городе Жанатас проводится снос 62 домов, в Каратау 18 домов, в г. Абай 16 и в Аркалыке 17 домов. Помимо данной Программы, моногорода республики финансируется Правительством по таким программам как Ак булак, Доступное жилье, модернизация ЖКХ, занятости и так далее. Например, только по программе Доступное жилье, в текущем году моногородам выделено порядка 2,5 млрд. тенге.
В завершении своего доклада хочу отметить следующие моменты:
Первое: В связи с особой важностью данной Программы, ход ее реализации переведен на "ручной режим" управления. То есть, утвержден График ежедневного мониторинга, в разрезе 27 моногородов мы получаем полную информацию по всем вопросам.
Второе: Как Вы знаете, в прошлом году проведен семинар в г. Темиртау, и в этом году в апреле прошел Форум в г. Курчатов. На Форуме с участием иностранных представителей моногородов, обсуждены основные подходы по решению проблем и ближайшие перспективы. Также, по итогам организован выезд МИО моногородов в город Ляйнефельде-Ворбис Германии, где изучена работа, продленная в рамках аналогичной программы. Кроме того, на примере изученного опыта, объявлен конкурс среди моногородов на лучший эскизный проект, который должен креативно улучшить внешний облик города, на что предусмотрено дополнительно 500 млн. тенге.
Третье: Как уже отметил, в настоящее время ведется работа по внесению дополнений в Программу моногородов, в рамках первого пакета изменении. В основном предусмотрены изменения процедурного и корректирующего характера, от которых зависит, прежде всего, реализация мер поддержки МСБ. Проект постановления с изменениями находится на согласовании в государственных органах. В связи с этим, просим дать поручения данным госорганам согласовать проект постановления в недельный срок. Концептуальные изменения планируется внести после реализации 2013 года, в рамках второго пакета. Предполагается дополнить программу новыми инструментами, а именно в части развития малого и среднего бизнеса. Например, по опыту США стимулировать бизнес больших городов, для переезда в моно или малые города, с возмещением каких либо затрат. Или же помочь с возмещением арендной платы за использование бизнес инфраструктуры: складов, хранилищ и т.д. В целом полномасштабная реализация вышеуказанных системных мер позволит решит определенные проблемы моногородов путем диверсификации экономики и развития малого и среднего бизнеса.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2013
Состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению 28-ой Всемирной зимней универсиады в 2017 году в Алматы 30.09.2013
Казахстан претендует на проведение Всемирного нефтяного конгресса в 2017 году 30.09.2013
О заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС 30.09.2013
Место под строительство АЭС до сих пор не определено 30.09.2013
В 9 иностранных компаниях в Атырауской области местным работникам платят меньше, чем иностранным 30.09.2013
Почему чиновники сравнивают Казахстан с Зимбабве 30.09.2013
За смертную казнь в Казахстане выступили философы 30.09.2013
Экстремизмом назвал эротику и порнографию казахстанский философ 30.09.2013
Заслуженные медали 30.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.06.19 Воскресенье
71. ИБРАЕВ Рашид
73. МУСАБЕК Ерболат
69. ИНКЕРБАЕВ Дабыр
67. ШАРИПБАЕВ Алтынбек
64. КУАНЫШБАЕВА Рахима
64. ЮН Александр
61. БУКЕМБАЕВ Ержигит
60. АРТЫКБАЕВ Курманбек
58. САБИРОВ Шавкат
57. КАЛИЕВ Талгат
57. СЫЗДЫКОВ Бакытбек
54. НУРГАЛИЕВ Аскар
53. МАРТЕМЬЯНОВ Сергей
52. УСЕНОВ Рауан
48. АЛДАБЕРГЕНОВА Баян
...>>>
17.06.19 Понедельник
82. БЕКБОСЫН Аpгынбай
76. СЕЙТКУЛ Кайырбек
76. УТЕМУРАТОВ Абджами
74. МАДИЕВ Ускенбай
73. ЭЛЬПЕРИН Марк
71. СМАИЛОВ Асхан
65. ДАУЛЕТКАЗИЕВ Ерболат
64. ГАМБУРГЕР Михаил
63. ЕСТЕБАЕВ Темир
61. БАКТИЯРУЛЫ Мурат
61. ШУКПУТОВ Андарь
60. МЕДЕУОВ Кикбай
58. САБАНКУЛОВ Аскар
57. НУРПЕИСОВ Талгат
56. МУХАМЕДЖАНОВА Алия
...>>>
18.06.19 Вторник
80. БОЛСАМБЕКОВ Умурзак
79. ГАРКУША Виталий
74. САРГУЖИН Мурат
64. НУРТАЙ Раушан
62. КАЛИМОЛДАЕВ Максат
61. РАХИМЖАНОВА Майра
58. ИСПУЛЛАЕВ Акын
55. СМАГУЛОВ Болат
50. ПЕТРОВ Константин
48. ОРЫНБАСАРОВ Бекбол
46. САРКЕЕВ Бахытжан
43. ДОСТИЯРОВ Аскар
41. СТРАТУЛАТ Инна
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz