NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 09:19 ast
07:19 msk

О конкуренции стран ЕЭП – модельный закон
Правительственный час на эту тему состоялся в Мажилисе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко. С докладом перед парламентариями выступил председатель Агентства РК по защите конкуренции Болатбек Куандыков
17.09.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 сентября

Астана, 16 сентября, Дом Мажилиса. "Модельный закон как основа гармонизации национальных законодательств".
Правительственный час на эту тему состоялся сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко. С докладом перед парламентариями выступил председатель Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Болатбек Куандыков.
***
В 2012 году Парламентом был представлен ряд рекомендаций Правительству. И в том числе, по активизации взаимодействия с антимонопольными органами других государств в целях гармонизации законодательств в области конкурентной политики.
И основная часть доклада посвящена формированию нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования в рамках ЕЭП, которая включает, прежде всего, Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, и разработанные в его реализацию НПА. Завершающим этапом создания правовых документов в реализацию Соглашения станет принятие Модельного закона о конкуренции.
В соответствии с Соглашением в Закон Республики Казахстан "О конкуренции" в начале 2013 года были внесены корректировки. Они предусматривают: улучшенные механизмы защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности. (Так, исключена процедура предварительного рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства. Данное изменение сокращает срок проведения расследования на 2 месяца, что позволит оперативно принимать меры реагирования).
Имеющиеся различия в законодательстве Беларуси, Казахстана и России оказывают негативный эффект на процесс интеграции. В текущем году Агентством была проведена активная работа по разработке проекта Модельного закона о конкуренции, направленного на сближение правового регулирования конкурентных отношений и усиление роли антимонопольных органов в условиях интеграционных процессов. Согласование правовых режимов стран необходимо для предотвращения трансграничных нарушений, а также противодействия ухода субъектов от ответственности путем смены юрисдикции.
Важность Модельного закона связана с тем, что он должен послужить "эталоном" для национального антимонопольного законодательства 3-х стран. Модельный закон был создан на взаимоприемлемых решениях стран ТС.
Согласно Закону "О конкуренции" государство участвует в предпринимательской деятельности в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. Такое ограничение на постсоветском пространстве существует только в Казахстане, и его эффективность высоко оценена нашими партерами по Таможенному союзу.
Создание государственных предприятий, юридических лиц с госучастием осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
Кроме того, разработчиков Модельного закона заинтересовал институт расследований, являющийся эффективным инструментом пресечения и выявления фактов нарушений антимонопольного законодательства РК. В отличие от Казахстана в России и Беларуси осуществляются проверки.
В свою очередь, антимонопольное законодательство стран-участниц ЕЭП также имеет нормы, которые заслуживают внимания:
– институт предупреждения, когда лицо не привлекается к ответственности без вынесения предупреждения;
– введение понятия "дисквалификации должностного лица" как вид ответственности также является эффективной мерой воздействия на нарушителей антимонопольного законодательства;
– контроль за недопущением сговора между участниками при проведении закупок и др. (из норм Федерального закона РФ "О защите конкуренции").
Принятие закона открывает возможность вхождения в число лучших антимонопольных ведомств мира.
Кроме того, в последующем на основе данного закона планируется создание кодекса, который примет форму международного договора.
По принятию мер для устранения административных барьеров для казахстанского бизнеса по доступу к рынкам России и Беларуси.
Впервые в этом году на Астанинском Экономическом Форуме (VI АЭФ) было проведено мероприятие, целями которого стали изучение и обсуждение результативного антимонопольного опыта и новых инициатив, направленных на эффективное функционирование общего конкурентного поля, – "Развитие и преобразование экономики через призму добросовестной конкуренции".
Здесь были представлены инициативы антимонопольного органа Республики Казахстан о необходимости дальнейшего развития взаимоотношений антимонопольных ведомств стран СНГ. Антимонопольными ведомствами других стран было поддержано предложение Агентства по созданию Координационного совета по конкуренции антимонопольных органов стран-участниц ЕЭП и Таможенного союза и Министерства по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК в формате "3+1".
5 июля т.г. в г. Москве уже прошло 1-ое заседание Координационного совета, на котором были рассмотрены оргвопросы. В рамках работы Совета запланировано разработать Единую Стратегию развития конкуренции стран ЕЭП (единые тактические подходы), которая будет способствовать увеличению эффективности принимаемых государством мер по улучшению конкурентоспособности товарных рынков.
Под эгидой ЕЭК создан Методический совет по конкуренции в целях совершенствования работы по анализу законодательства, товарных рынков, выявлению и устранению барьеров, в том числе путем гармонизации законодательств.
Агентством была представлена инициатива о создании Евразийской площадки сотрудничества по конкуренции (ЕПСК). В последующем ЕПСК может быть создана на базе Координационного совета. На данном этапе реализации инициативы Агентства разработан проект концепции ЕПСК. ЕПСК не будет являться дублирующим органом по отношению к другим площадкам, а наоборот, будет дополнять существующие. Отличием ЕПСК является ее направленность, которая связана с улучшением тех направлений в области защиты конкуренции, которые не охвачены действующими международными организациями, так как будут учтены свои "страновые специфики". ЕПСК будет объединять именно антимонопольные органы тех стран, сотрудничество с которыми представляет взаимный интерес: с соседними странами, а также со странами с большим объемом товарооборота и объемом инвестиций в Казахстан.
Одним из преимуществ создания ЕПСК является создание эффективной информационной среды для бизнеса. Таким образом, помимо необходимости сближения национальных законодательств стран ЕЭП возникает потребность в разработке общих подходов при проведении анализов товарных рынков, расследований и контроле за слияниями. Построение скоординированных действий связано, прежде всего, с тем, чтобы защищать национальные интересы в части эффективного использования конкурентных преимуществ.
Актуальным для АЗК является вопрос ведения Реестра субъектов-доминантов. В настоящее время создана Рабочая группа по совершенствованию института Госреестра и разработке долгосрочной программы по поэтапному выведению субъектов естественных монополий в конкурентную среду. Кроме того, изучается вопрос целесообразности сохранения системы регулируемых рынков.
Национальный механизм антимонопольного регулирования – ведение Реестра доминантов на фоне передовой международной практики и в условиях интеграционных процессов является серьезным административным барьером для развития товарных рынков.
Вместе с этим, в проекте Модельного закона о конкуренции метод антимонопольного регулирования экономических отношений посредством ведения Реестра не предусмотрен.
Для реализации положений Соглашения (статья 17) о госрегулировании цен Агентством разработаны предложения по изменению порядка ведения Реестра – его существующий статус, законодательно предусматривающий определенные обязанности субъектов с "привязкой" к регулированию цен, изменить на информационную базу доминантов (по аналогии с Россией).
Применение в данном случае российского опыта показывает, что такой подход более выверен, так как доказал свою перспективность, прежде всего, в части возможности оперативного реагирования на нарушения.
В качестве еще одной из существенных мер по совершенствованию системы защиты конкуренции на товарных рынках руководитель АЗК предлагает разработать Единый закон для всех видов закупок. Отсутствие единых подходов в системе госзакупок и их разрозненность (госзакупки; закупки нацкомпаний; недропользователей; субъектов естественных монополий и др.) с различными правилами требуют внесения корректировок. Подходы и принципы проведения закупок должны быть едиными, которые обеспечат добросовестную конкуренцию среди участников рынка. При этом, за основупредлагается взять Типовой закон о публичных закупках, разработанный Комиссией ООН по международной торговле.
Агентством в т.г. в отраслевые госорганы к реализации направлено 18 предложений. Итоги анализов показали, что недостаточно развита конкуренция на рынках реализации цемента, авиационного керосина, розничного рынка услуг доступа к сети Интернет. Наряду с этим, совместно с антимонопольными органами стран СНГ исследованы рынки услуг авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных товаров.
В настоящее время совместно с ЕЭК проводятся анализы трансграничных рынков электрической энергии, услуг международных авиаперевозок, роуминга. В рамках работы Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ проводится анализ рынка зерна.
В целях выявлений нарушений антимонопольного законодательства ведется работа по совместному мониторингу цен на лекарственные средства в странах СНГ, продовольственные товары в приграничных регионах ТС и исследованию рынка нефтепродуктов.
***
Содоклад на тему Правительственного часа сделал председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (см.www.parlam.kz).
После всех депутатских выступлений кратким словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко. По итогам обсуждения парламентариями приняты соответствующие рекомендации.

------

ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА И КАЗАХСТАНСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (ПРАВЧАС В МАЖИЛИСЕ – СОДОКЛАД ПРОФИЛЬНОГО КОМИТЕТА)

Сегодня на Правительственном часе с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (тезисы):
"На сегодняшний день территория Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России охватывает более 20 млн. квадратных км – или 15% мировой суши, где проживает более 170 млн. человек.
Объем взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в 2012 году составил 68,5 млрд. долл. США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 45,5 процентов.
Это свидетельствует о том, что Таможенный союз дает новые возможности и создает благоприятные условия для привлечения взаимных инвестиций, открытия совместных и новых производств, с учетом имеющегося в государствах экономического потенциала.
На открытии нынешней сессии Парламента Президент страны еще раз отметил, что одним из важных направлений улучшения правовой базы экономического роста является работа по развитию Единого экономического пространства.
Поставленная Главой Государства задача депутатским корпусом выполняется. Так с июля 2012 года в полной мере начали работать интеграционные соглашения.
Так, в целях гармонизации антимонопольного законодательства в рамках формирования нормативной правовой базы Единого экономического пространства Парламентом принят блок международных договоров, в числе которых "Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции" (Закон от 8 июля 2011 года). В рамках реализации данного Соглашения принят Закон по вопросам конкуренции. Необходимо отметить, именно данным законом и на основании внесенных депутатами поправок четко регламентированы единые правила и принципы конкуренции, направленные на снижение административных барьеров казахстанским предпринимателям.
В прошлом году в октябре месяце также был проведен Правительственный час, по результатам которого нами были даны рекомендации по совершенствованию и гармонизации антимонопольного законодательства.
Большинство из них выполняется.
Вместе с тем, подходы антимонопольного регулирования требуют дальнейшей работы по их совершенствованию.
И сегодня, обсуждая модельный закон о конкуренции, необходимо обеспечить оптимальный баланс интересов бизнеса, а также, что для нас-для депутатов важно – интересы казахстанского потребителя. Это особенно актуально в условиях усиления интеграционных процессов.
Анализ ситуации показывает, что отечественные предприниматели в большинстве случаев оказываются в неравных условиях по сравнению с субъектами рынка стран Таможенного союза. На наш взгляд это связано с рядом причин.
Во-первых, наличие административных барьеров, ограничивающих конкуренцию и препятствующих развитию бизнеса.
Это – длительные сроки транзита товаров на территории Российской Федерации, сертификация сырья по применению ветеринарно-санитарных норм, связанных с регистрацией в реестре Министерства сельского хозяйства России. Кроме того, казахстанские производители выражают недовольство тем, что при утверждении технических регламентов Таможенного союза в основу берутся российские регламенты. Складывается мнение, что единые регламенты принимаются не в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а с целью продвижения интересов определенных производств. В некоторых случаях устанавливаются невыполнимые, с технической точки зрения, требования, приводящие к повышению стоимости продукции.
К примеру, ранее деревообрабатывающие станки или канцелярские товары не подлежали сертификации, но с вступлением в силу единых техрегламентов необходимо проведение процедуры обязательной сертификации, что приводит к повышению стоимости товара в 5-7 раз. Или еще один пример: недовольство малого бизнеса Беларуси в связи с введением нового вида сертификации по техрегламенту "О безопасности легкой промышленности".
Также имеются аналогичные проблемы, приводящие к дискриминации отечественных кондитеров. Это различия в требованиях, предъявляемых к регистрации товарных знаков, применение ретроспективных "советских" товарных знаков, несоблюдение импортерами единых требований к языку маркировки и другие.
Так, в соответствии с принятым единым техрегламентом продукция казахстанских кондитеров должна быть маркирована на государственном и на русском языках.
Насколько нам известно, это требование выполняется отечественными производителями. Однако, на российских конфетах, в основном, отсутствует маркировка на казахском языке.
Таким образом, все это, к сожалению, приводит к ущемлению прав отечественных предпринимателей и, как следствие, искаженному, неверному пониманию заложенных принципов и целей Таможенного союза.
В связи с этим, в целях устранения административных барьеров для казахстанского бизнеса по доступу к рынкам стран Таможенного союза и обеспечения единых правил добросовестной конкуренции, считаем необходимым Агентству совместно с заинтересованными органами рассмотреть вопросы дальнейшего совершенствования и пересмотра подходов и требований, предъявляемых техническими регламентами.
Во-вторых, это вопросы по механизму ценового регулирования. Так, ведение института Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение, имеет свои плюсы и минусы.
Наглядным примером неэффективного введения регулирования цен является рынок железнодорожного грузового состава. Так как в последние годы на данном рынке практически отсутствует конкуренция, что приводит к нехватке и, соответственно, монопольным ценам. Эта проблема неоднократно поднималась депутатами. И особенно остро стоит в период уборки урожая, подготовки к отопительному сезону.
Поэтому Правительству необходимо системно подходить к вопросу совершенствования института Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение, а также поэтапному выведению субъектов естественных монополий в конкурентную среду для повышения инвестиционной привлекательности отраслей экономики.
В-третьих, это необоснованное государственное участие в предпринимательской деятельности.
По информации Агентства из рассмотренных более пяти тысяч ходатайств на дальнейшую деятельность субъектов квазигосударственного сектора 447 предприятий получили отказ на дальнейшую деятельность. Однако, до сих пор 226 предприятий не переданы в конкурентную среду.
На наш взгляд, проводимая демонополизация отраслей экономики позволила бы стимулировать субъектов рынка к снижению издержек, осуществлению инвестиций на повышение конкурентных преимуществ и модернизацию производств.
Поэтому Агентству совместно с заинтересованными государственными органами необходимо проработать данный вопрос и принять меры по сокращению необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности. И, в свою очередь, предпринимателям также надо усиленно вести работу по продвижению своих товаров и включаться в конкурентную борьбу.
В-четвертых, с созданием Таможенного союза товаропроизводители получили большое преимущество – это упрощение таможенных процедур, расширение рынка, возможность реализации и сбыта. Однако, это преимущество получили в основном крупные промышленные производители, но не сектор малого и среднего бизнеса.
Так, в 2012 году показатель доли малого и среднего бизнеса в структуре внутреннего валового продукта стран Таможенного союза составляет около 20%, тогда как в странах Евросоюза – 60%.
Поэтому в целях действенной защиты малого и среднего предпринимательства нашей страны, необходимо более тщательно проводить анализы товарных рынков, ускорить принятие мер по свободному передвижению товаров. В связи с этим, необходимо совершенствовать меры государственной поддержки казахстанского предпринимательства, таможенно-тарифного регулирования и развивать механизмы по защите внутреннего рынка.
В-пятых, недостаточное участие бизнес-сообщества и общественных организаций в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере конкуренции.
Практика обсуждения проектов Законов в Мажилисе Парламента показывает, что постоянное привлечение к обсуждению предпринимателей, общественных организаций и экспертов, позволяет учитывать их предложения и положительно отражается на повышении качества принимаемых решений.
В связи с этим, государственным органам в целях защиты прав и интересов нашего потребителя, улучшения, стабильности и развития делового и инвестиционного климата и создания благоприятных условий для развития конкуренции необходимо более активно привлекать в эти процессы бизнес-сообщество и общественные организации. К тому же все предпосылки и законодательные условия для этого уже предусмотрены принятым Законом "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан".
В-шестых, вследствие увеличения количества внешних конкурентов возникает риск увеличения и количества нарушений антимонопольного законодательства.
На наш взгляд, действующий в настоящее время в Казахстане институт расследований является эффективным инструментом пресечения и выявления фактов нарушения антимонопольного законодательства (в отличие от Казахстана – в России и Беларуси осуществляются проверки).
Кроме того, нормы Федерального закона России "О защите конкуренции" в части предупреждений нарушений антимонопольного законодательства, осуществления контроля по соблюдению правил проведения закупок также вызывают большой интерес.
В этой связи, необходимо продолжить работу по укреплению международного сотрудничества и дальнейшего сближения и совершенствования конкурентного законодательства стран Таможенного союза. Это возможно посредством внедрения прогрессивных норм Модельного закона о конкуренции Единого экономического пространства в действующее антимонопольное законодательство, сохранив при этом все самые эффективные нормы национальных законодательств.
И, как Вам известно, на состоявшемся 10 сентября Евразийском форуме развивающихся рынков Глава государства, отмечая необходимость открытой, активной интеграционной политики, подчеркнул, что мы четко осознаем свои конкурентные преимущества и знаем, как их превратить в экономические и социальные успехи.
Да, на сегодняшний день необходимо отметить, что конкуренция стала более динамичной, жесткой, требования к отечественному бизнесу стали более высокими. Поэтому предлагаемый Модельный закон о конкуренции должен позволить предпринимательству ощутить новые прогрессивные условия конкуренции. При этом, самой главной задачей Правительства должно стать – обеспечение равных условий для всех участников рыночного процесса".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2013
Состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению 28-ой Всемирной зимней универсиады в 2017 году в Алматы 30.09.2013
Казахстан претендует на проведение Всемирного нефтяного конгресса в 2017 году 30.09.2013
О заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС 30.09.2013
Место под строительство АЭС до сих пор не определено 30.09.2013
В 9 иностранных компаниях в Атырауской области местным работникам платят меньше, чем иностранным 30.09.2013
Почему чиновники сравнивают Казахстан с Зимбабве 30.09.2013
За смертную казнь в Казахстане выступили философы 30.09.2013
Экстремизмом назвал эротику и порнографию казахстанский философ 30.09.2013
Заслуженные медали 30.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz