NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 20:38 ast
18:38 msk

К добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности можно применить принцип "максимального доверия"
Вопросы совершенствования таможенного администрировния обсуждены в Мажилисе на Правительственном часе. На тему дня выступил перед парламентариями и ответил на депутатские вопросы министр финансов Булат Жамишев
24.09.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 сентября

Вопросы совершенствования таможенного администрировния обсуждены сегодня в Мажилисе на Правительственном часе, председательствовал на котором вице-спикер Кабибулла Джакупов.
На тему дня выступил перед парламентариями и ответил на депутатские вопросы министр финансов Булат Жамишев (тезисы):
Исполнение доходной части бюджета. По итогам восьми месяцев 2013г. в доход бюджета поступило ТПиН в сумме 855,5 млрд. тенге. Исполнение текущего плана в сумме 843,3 млрд. тенге составило 101,5%, или сверх плана поступило 12,3 млрд. тенге.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечислено больше на 119,2 млрд. тенге или на 16,2% (за аналогичный период 2012г. перечислено ТПиН 736,4 млрд. тенге).
В разрезе налогов и платежей план перевыполнен по следующим источникам:
– ЭТП на нефть – при плане 323,8 млрд.тенге поступило 335,2 млрд.тенге, с перевыполнением на 11,4 млрд.тенге или на 3,5%;
– НДС на импорт при плане 286,8 млрд.тенге поступило 293,3 млрд.тенге, с перевыполнением на 6,4 млрд.тенге или на 2,2%.
Без учета ЭТП на нефть таможенные платежи и налоги за 8 мес. 2013г. составили 520,4 млрд.тенге, с ростом против аналогичного периода прошлого года на 39,3 млрд.тенге или на 8,2%.
Исполнение плана по ТПиН без ЭТП на нефть составило 100,2%.
По оценке МФ РК ожидаемое поступление ТПиН в 2013 году составит 1 трлн. 348,8 млрд. тенге, что на 10,4 млрд. тенге или на 0,8% больше от установленного плана (1 338,7 млрд. тенге).
Выполнение плана ожидается в основном за счет следующих источников:
– "НДС на импорт" – 452,5 млрд. тенге;
– "Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть" – 535 млрд.тенге, где значительные поступления с 13 апреля 2013 года обусловлены увеличением ставок на нефть с 40 долл. за тонну до 60 долл. за тонну на нефть.
О таможенном администрировании. Под таможенным администрированием понимается совокупность всех осуществляемых таможенными органами организационно-правовых и иных действий и мер, направленных на решение стоящих перед таможенной службой задач.
Основной задачей таможенного администрирования, на наш взгляд, является создание такой системы таможенного контроля, при которой будет в максимальной степени соблюден баланс интересов бизнеса и государства. Необходимо создание системы контроля, при которой к добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности можно применить принцип "максимального доверия", освободив их практически от всех форм таможенного контроля при декларировании своих грузов, с возможностью проведения контроля после выпуска товаров (пост-таможенный контроль).
К компаниям, которые не подтвердили статуса добросовестных, при декларировании применять выборочные формы контроля с использованием системы управления рисками и применять все установленные формы контроля.
При таком подходе, увеличение товарооборота и поступлений таможенный платежей и налогов будет осуществляться за счет роста добросовестных компаний, а не за счет усиления физического контроля таможенными органами, т.е. благодаря усилению аналитической работы и оценки рисков до ввоза товаров и грамотного и точного проведения пост-таможенных проверок и правоохранительных мероприятий , таможенное администрирование будет максимально эффективным.
Таким образом, одним из определяющих направлений развития в таможенной сфере является смена акцентов в таможенной деятельности с фискальной направленности на контрольно-содействующую функцию.
На сегодняшний день, работа таможенных органов в Республике Казахстан направлена на реализации следующих основных задач:
1. Повышение благоприятного инвестиционного климата.
2. Снятие административных барьеров при прохождении таможенных границ и упрощение процедур таможенной очистки для развития международной торговли.
3. Исполнение фискальных функции.
4. Осуществление правоохранительной деятельности.
Решения этих задач осуществляется комплексно и системно путем модернизации существующих бизнес процессов.
Проанализировав существующую практику работы, нами определены наиболее сложные, коррупциогенные, трудноадминистрируемые вопросы, влияющие на эффективность таможенного администрирования.
Это:
1. Сложность применений и взимания ставок Таможенного тарифа и экспортных таможенных пошлин.
2. Несоответствие имеющейся инфраструктуры на таможенных постах международным стандартам.
3. Несовершенство информационных технологий при таможенном оформлении и контроле.
4. Большое количество разрешительных документов, необходимых для прохождения границы и таможенной очистки.
5. Недостаточное взаимодействие таможенных и налоговых органов, что не позволяет без рисков для бюджета применять упрощенные таможенные процедуры в отношении добросовестных компаний и физических лиц.
Работу по совершенствования таможенного администрирования нами строится по следующим направлениям.
По унификации ставок таможенных пошлин. Импортные тарифы. Всего номенклатура Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) состоит из 11 352 тарифных линий (кодов товаров).
Проведенный анализ ЕТТ ТС показал, что в действующем тарифе имеет место широкий "разбег" в ставках ввозных таможенных пошлин, в рамках одной товарной позиции, что может привести к манипуляции кодами товаров со стороны недобросовестных участников ВЭД, так и со стороны недобросовестных должностных лиц таможенных органов.
С 1 сентября 2013 года в ЕТТ произошли изменения по 5 223 товарным подсубпозициям ТН ВЭД (46,3%). Из них:
– снизились ставки по 4 264-м товарным подсубпозициям (37,8%);
– осуществлен переход от комбинированной ставки к адвалорной или специфической по 77-ми товарным подсубпозициям (0,7%);
– произошло снижение специфической составляющей комбинированной ставки по 80-ти товарным подсубпозициям (0,7%);
– исключено – 249 товарных подсупозиций (2,2%).
В целом, если с начала введения ЕТТ ТС средняя ставка таможенной пошлины составляла 11,4%, то в 2012 г средняя ставка снизилась до 10,1%. В текущем году средняя ставка пошлины составляет 9,6%.
В основном ставки ввозных таможенных пошлин снизились по всей номенклатуре, но в большинстве по следующим видам товаров:
продукты питания (мясо, рыбная продукция, фрукты, овощи, напитки т.д); пластмассовая продукция, древесная и бумажная продукция, меха, текстильные изделия; изделия из черных металлов, изделия из стекла, ауди, видео техника.
Повышение ставки произошло на бурильные установки (товарная позиция 8430).
В целях дальнейшей проработки данного вопроса МФ РК будут внесены предложения по выравниванию ставок ввозных пошлин в рамках одной товарной позиции.
Экспортные тарифы. В отношении экспортных таможенных пошлин наиболее трудно администрируемым вопросом является применение ставок на нефтепродукты. В действующей товарной номенклатуре 91 вид нефтепродуктов, из которых экспортными ставками облагаются только 52 вида. Определить визуально, на какой товар установлена ставка невозможно. Для правильного применения экспортной пошлины проведение экспертизы обязательно. В целях улучшения администрирования взимания экспортных пошлин и упрощения вопросов декларирования, прорабатывается вопрос применения единой ставки на группу нефтепродуктов: светлые, темные или сложные нефтепродукты.
По созданию современной инфраструктуры таможенной службы. За последние годы проведена большая работа по улучшению инфраструктуры таможенных органов.
В рамках бюджетной программы 026 "Строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры" с 2010 года сданы в эксплуатацию два контрольно-пропускных пункта в Мангистауской области ("Тажен", "Темир баба"). Сдано в эксплуатацию административное здание Департамента таможенного контроля Мангистауской области.
В 2011 году введены в эксплуатацию административные здания на таможенных постах "Кулан", "Карасу", "Сыпатай батыр" в Жамбылской области, "Атамекен" в Южно-Казахстанской области, проведена реконструкция таможенного поста "Калжат" Алматинской области.
В целях приведения пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза в соответствие с Едиными типовыми требованиями, утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 22.06.2011г. №688, поданы инвестиционные предложения для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию приоритетных пунктов пропуска "Кордай" Жамбылской области, "Капланбек" Южно-Казахстанской области, на которое поддержаны расходы в сумме 117 503 тыс. тенге.
На 2015-2016 годы на строительные работы предусмотрено 1 450 000 тыс. тенге
Кроме этого, включены расходы на начало строительства здания Департамента таможенного контроля с центром таможенного оформления в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области в сумме 350 000 тыс. тенге на 2014 год и на 2015-2016 годы расходы в сумме 1 204 317 тыс. тенге.
За период 2009-2012 годы в рамках борьбы с наркоманией и наркобизнесом приобретены технические средства таможенного контроля на общую сумму 12 810 600,5 тыс. тенге. В том числе:
– 31 ед. рентгентелевизионного оборудования;
-9 единиц оборудования для бесконтактного досмотра физических лиц (СКАН-пассажир);
– 24 единицы телевизионных эндоскопов;
– 21 единица Автоматизированной системы контроля доставки товаров (АСКДТ);
– 15 единиц инспекционно-досмотровые комплексы для сканирования транспорта (ИДК);
– 7 единиц оборудования ЭПП (электронный пункт пропуска);
А также имитаторы наркотических средств для тренировки служебно-розыскных собак, детекторы обнаружения наркотических средств, экспресс-тесты наркотических средств и п.
В 2013 году планируется приобретение 9 единиц рентгентелевизионного оборудования.
На 2014 год планируются расходы на приобретение технических средств таможенного контроля в сумме 80 549 тыс. тенге, оборудования в рамках санитарно-карантинного контроля в сумме 121 500 тыс. тенге. А также материально-техническое оснащение территориальных органов на приобретение дизель-генераторов, отопительных котлов, насосов для системы отопления, офисной и компьютерной техники
О создание системы Транспортно-логистических центров. Хочу отметить, что наличие полностью оснащенных необходимыми средствами таможенного контроля таможенных постов не позволяет предоставлять на таможенном посту весь комплекс логистических услуг по обработке грузопотока. Комплексное обслуживание возможно на специально создвавемых транспортно-логистических центрах.
Практика создания Транспортно-Логистических Центров (ТЛЦ) широко применяется во всем мире и уже доказала свою эффективность. Россия также пошла по пути создания логистических комплексов на границе и с 2005 года приступила к реализации этой задачи.
В ТЛЦ будут производиться такие операции с товарами как перегрузка, формирование товарных партий, сортировка и другая терминальная обработка грузов. За счет современного оснащения и автоматизированного учета движения грузов и транспортных средств, таможенные органы будут иметь возможность осуществлять мониторинг и контролировать весь процесс движения товаров, за счет чего будет располагать точной информацией о товаре, что естественно повлияет на скорость таможенной очистки и упрощение таможенного контроля. Кроме того, сократятся и некоторые процедуры, такие как транзит товаров, вследствие чего снизятся издержки бизнеса. Построение современных ТЛЦ решит вопрос создания необходимой инфраструктуры на таможенных постах, направленной на создание максимально комфортных условий для перемещения, транспортировки и таможенной очистки грузов.
Строительство ТЛЦ предполагается на основе государственно-частного партнерства, с привлечением частных инвестиций. Мы предполагаем, что интерес бизнеса в работе ТЛЦ, это создание дополнительных рабочих мест за счет предоставления услуг по хранению, транспортировке, перегрузке грузов, создания условий для водителей и декларантов (кафе, связь, почта, банки), возможность предоставления услуг по таможенному декларированию.
Исходя из объемов грузопотока товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, на казахстанском участке внешней границы, строительство ТЛЦ предложено начать в приграничных автомобильных пунктах пропуска, расположенных на казахстанско-китайской границе и в пунктах пропуска, расположенных в Мангистауской области.
МТК совместно с МФ проводятся мероприятия по созданию ТЛЦ как внутри Казахстана, так и на границе.
На сегодняшний день потенциальными поставщиками по строительству ТЛЦ являются такие компании как "EUROTRANSIT TERMINAL", АО "EAT", АО "GTI", АО "НК "КТЖ", ТОО "Форпост инвестиции и развития".
24 июня 2013 г. в Алматы состоялось открытие таможенного поста "Алмалы-центр таможенного оформления" на территории продовольственно-логистического центра ТОО "Global Ecological Group Almaty", который является участником государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию и "Дорожной карты бизнеса-2020".
Данный Центр является одним из примеров транспортно-логистического центра внутри страны, строительство которого проводилось в рамках государственно-частного партнерства, без участия денежных средств государства.
В Центре "Алмалы-ЦТО" созданы все условия для предпринимателей, а также сотрудников таможенных органов. На территории логистического центра можно быстро оформить документы, растаможить грузы и получить квалифицированную консультацию операторов. Экономия времени и денег бизнесменами позволит добиться снижения потребительских цен на продукты питания. Кроме того, на таможенном посту предусмотрена электронная очередь из 50 окон, операторы обрабатывают до 400 деклараций в сутки.
Раньше, предпринимателям приходилось выгружать товар на СВХ в одном конце города, а после везти на экспертизу в лабораторию. Теперь, они могут все услуги получить в одном месте. В "Алмалы-ЦТО" есть железнодорожный подъезд, склады и лаборатория. Совмещение вопросов логистики и таможни позволило сократить расходы бизнесменов и в итоге снижения цен на потребительские товары и продукты питания.
Дополнительно сообщаем, что в ближайшее время начинается строительство в ТЛЦ на основе существующего склада вблизи пункта пропуска "Калжат", а также прорабатывается вопрос строительства ТЛЦ на т/п "Конысбаева" на казахстанско-узбекской границе .
По снятию административных барьеров при прохождении таможенных границ и упрощению процедур таможенной очистки. Предварительное информирование. Для уменьшения сроков таможенного оформления товаров, провозимых автомобильным транспортом через таможенную границу Таможенного союза используется процедура предварительного информирования.
На сегодняшний день 17 автомобильными пунктами пропуска на внешней границе ТС оформлено 42 532 транзитных деклараций, из них посредством предварительного информирования оформлено 33 432 или 79 % от общего объема оформленных транзитных деклараций. Комитетом отработаны вопросы повышения суммы гарантии по одной книжке МДП до 160 000 евро путем использования ваучеров дополнительной гарантии транзита "TIR+" в размере 100 000 евро, которые повысят уровень гарантии сохранности грузов, тем самым увеличив объем международных грузовых перевозок.
Одним из факторов развития транзитного потенциала является рост перевозок товаров железнодорожным транспортом. Уже сейчас, в рамках ЕЭК, прорабатывается вопрос внедрения предварительного информирования с 2014 года о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС железнодорожным и авиа транспортом.
В этой связи, КТК совместно с КТЖ разработан Порядок взаимодействия работников таможенных органов и железной дороги при таможенном оформлении контейнерных поездов.
Таможенная служба Республики Казахстан уже имеет положительный опыт совершения таможенных операций в отношении товаров, следующих в контейнерных поездах с использованием предварительного информирования.
Так, общее время проведения таможенного оформления поезда из 50 контейнеров, следующего по маршруту "Ухань" (КНР) – Пардубице (Чехия), составило всего 1 час 30 минут. При этом, таможенное оформление поезда осуществлялось с использованием в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов.
Казахстанско-кыргызская граница. Совместный контроль. В рамках ускорения перемещения товаров через казахстанско-кыргызскую границу с июня месяца т.г. введен в действие совместный контроль на пункте пропуска "Кордай" (РК) – "Ак-Жол" (КР).
Таким образом, при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан таможенный контроль осуществляется сотрудниками таможенной службы Казахстана на территории Кыргызской Республики.
Применение совместного контроля привело к значительному сокращению времени прохождения физическими лицами таможенного контроля в пунктах пропуска, а также существенно снизило проблему с так называемыми "носильщиками", которые под видом товаров для личного пользования пытались перемещать коммерческие партии товаров.
Данная проблема была решена путем создания "зеленного" и "красного" коридоров непосредственно на сопредельной территории и разделения потока перемещающихся лиц по указанным коридорам.
Казахстанско-китайская граница. В ходе встречи Премьер-Министров КНР и РК 1-2 сентября 2012 года была достигнута договоренность о создании "зеленого коридора" на участке КПП "Бахты" – п/п "Покиту" для ускоренного пропуска и таможенного оформления сельскохозяйственной продукции. К 1 сентября 2013 года планируется сдача объекта на таможенном посту "Бахты", где будет реализован проект "зеленый коридор" для плодоовощной продукции.
Построен пассажирский терминал КПП-1 МЦПС "Хоргос", имеющий все условия для проведения пограничного и таможенного контроля физических лиц, перемещающихся на территорию МЦПС "Хоргос".
КПП-1 МЦПС "Хоргос" оборудован современными средствами таможенного контроля (рентгентелевизионное оборудование, тепловизоры, система радиационного контроля). Ожидаемая пропускная способность пассажирского терминала КПП-1 МЦПС "Хоргос" составляет порядка 10 тыс. человек/сутки.
Вместе с тем требует решения вопрос отмены безвизового перемещения физических лиц на пункте пропуска "Коргас".
Использование пассажирского терминала КПП-1 МЦПС "Хоргос" для проведения пограничного и таможенного контроля физических лиц, пересекающих казахстанско-китайскую границу позволит:
– создать благоприятные и комфортные условия для физических лиц;
– увеличить пассажиропоток между Республикой Казахстан и КНР;
– продуктивно осуществлять таможенный контроль физических лиц и как следствие повысить взимаемые таможенные платежи.
По информатизации таможенных процессов. О системе управления рисками. Согласно таможенному законодательству Республики Казахстан и Таможенного союза при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Целью системы управления рисками является сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов для создания участникам ВЭД, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, благоприятного климата.
В целях автоматизации процесса применения СУР в начале 2011 года внедрена компонента автоматизированной системы "Электронная таможня", именуемая "СКУР".
Задачами данной системы является определение области риска по товарам, лицам, странам и другим объектам при таможенном контроле и выдача в централизованном порядке необходимых мер таможенного контроля.
Положительными выгодами с начала применения автоматизированной системы отмечаем:
• Снижение доли досмотра с 30% в 2010 году до 28,3% в 2013 году;
• Повышение эффективности применения СУР в целом с 0,001% в 2010 году до 24,7% по итогам 8 месяцев 2013 года.
По состоянию на 1 сентября 2013 года количество профилей рисков составило – 246.
В настоящее время завершен этап, связанный с автоматизацией применения системы управления рисками при таможенной очистке и при таможенном контроле таможенного транзита.
Важно, что работа ведется многовекторно, учитывая особенности каждого направления. Положительная тенденция отечественной системы СУР – введение профилей риска в части объектов интеллектуальной собственности, что оказывает посильную помощь в борьбе с контрафактными товарами.
В системе реализована возможность распечатки уведомления о мерах контроля, выданных в отношении декларируемых участниками ВЭД товаров.
Для сокращения административных барьеров, снижения нагрузки на таможенные органы и создания благоприятных условий для участников ВЭД, соблюдающих таможенное законодательство, проводится активная работа по сокращению количества форм контроля, применяемых в отношении товаров, перемещаемых законопослушными участниками ВЭД.
Для крупных производителей, в отношении которых применяется принцип степени выборочности и меры по минимизации риска методом случайного отбора, Комитетом таможенного контроля утверждена соответствующая Методика.
Применение принципа выборочности в отношении определенных участников ВЭД уже позволило сократить долю таможенных проверок: таможенных досмотров, направление на таможенную экспертизу и дополнительных проверок стоимости, что положительно отразилось на товарообороте.
Об электронном декларировании. В целях автоматизации таможенных процедур проводится поэтапная реализация процесса электронного декларирования.
Электронное декларирование – это переход в работе таможенных органов на безбумажные технологии. При внедрении полного электронного декларирования декларация на товары, поданная в электронном виде, не будет сопровождаться бумажными носителями. Сведения, заявленные в декларации на товары, в случае электронного декларирования, будут заверяться электронно-цифровой подписью декларанта и подтверждаться в электронном виде путем интеграционного взаимодействия с другими государственными органами.
На сегодняшний день информационная система "Электронное декларирование" (далее – ИС ЭД) разработана. Финансирование работ по созданию ИС электронного декларирования осуществляется в рамках Проекта развития таможенной службы РК совместно с Международным банком реконструкции и развития.
В рамках создания ИС "Электронное декларирование" (ИС ЭД) реализована интеграция с ведомственными информационными системами:
– с Государственными базами данных "Физические лица" и "Юридические лица";
– с информационной системой "Е-Лицензирование";
– с "Платежным шлюзом электронного правительства";
– с "Национальным удостоверяющим центром";
– лицевыми счетами плательщиков в ИС "ТАИС-2" и "СКУР".
В настоящее время проводятся работы по интеграции :
– с информационными системами КТЖ для автоматического выпуска подвижного состава без представления бумажного экземпляра таможенной декларации;
– с информационной системой Налогового комитета в целях для представления электронного подтверждения экспорта товаров для возврата НДС при экспорте товаров.
Кроме того, произведена интеграция ИС ЭД с транзитной информационной системой РК в части информационного взаимодействия с ГТК Республики Беларусь и ФТС Российской Федерации для подтверждения фактического вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Следует отметить, что в ИС электронного декларирования реализован механизм непрерывного и сквозного электронного инфообмена электронными сообщениями между декларантом и ответственным должностным лицом таможенного органа, что практически исключает личный контакт участника ВЭД с сотрудниками таможенных органов.
На данный момент ИС ЭД введена в опытную эксплуатацию в ДТК по Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областях. Запуск в опытную эксплуатацию был отработан с крупнейшими фирмами – экспортерами, такими, как АО "АРСЕЛОМИТТАЛ ТЕМИРТАУ", АО "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное предприятие", АО "Костанайские минералы", ТОО "Компания Нефтехим LTD", АЗФ филиал АО ТНК КАЗХРОМ, АО "Казахстанский электролизный завод".
До конца года будут завешены работы по расширению функционала системы:
– электронное декларирование товаров, облагаемых таможенными пошлинами;
– электронное декларирование алкогольной продукции.
Данные работы будут проведены в ДТК по Жамбылской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. При проведении тестирования также будут задействованы крупнейшие экспортеры в данных областях.
С 1 января 2014 года ИС электронного декларирования будет запущена в промышленную эксплуатацию в части процедуры безбумажного декларирования экспорта товаров.
К 2015 году безбумажное электронное декларирование станет возможным по всем таможенным процедурам.
Совершенствование института уполномоченных экономических операторов. Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. УЭО является новым институтом, основанным на нормах международного права и призванным служить в целях развития полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД, упрощения и ускорения таможенных процедур, ослабления административного давления.
Внедрение в практику работы таможенных органов института уполномоченных экономических операторов также является одним из необходимых условий модернизации таможенной службы.
Зарождение и первые шаги к созданию института УЭО были сделаны еще в 2005 году. После чего, при вступлении в Таможенный союз была заложена законодательная база и возможность применения специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов.
Практика показала, что использование упрощенной процедуры позволило значительно сократить срок таможенной очистки, сократить затраты для УЭО, при этом, увеличив поступления таможенных платежей.
Необходимо отметить, что все принимаемые нами меры по развитию института уполномоченного экономического оператора доказали свою эффективность.
Так, анализ деятельности УЭО показал следующее:
– объем импорта в стоимостном выражении, осуществляемый УЭО, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 279,2 млн. $ США или на 91,5% ( в 2013- 584,5 млн. $ США, в 2012 года -305,3 млн. $ США);
– объем импорта в количественном выражении увеличился на 133,1 тыс.тонн или 291,2% (2013- 178,8 тыс. тонн, 2012 года -45,7 тыс. тонн);
– сумма уплаченных УОЭ таможенных платежей и налогов составила 29,1 млрд. тенге (4,8% от всех сумм ТПиН по РК) с увеличение против прошлого года на 20,9 млрд.тенге или 254,9% ( 2012 года -8,2 млрд. тенге);
– коэффициент изъятия по УЭО составил 33,2%, и увеличился на 15,3 процентных пункта (1 полугодие 2012 года – 17,9%).
Хотел бы отметить, что у каждой страны свой путь внедрения института УЭО, но Республика Казахстан как полноправный член Всемирной таможенной организации будет и, в дальнейшем, предпринимать меры и наращивать обороты внедрения международных стандартов и международных практик в деятельность таможенных органов.
В целях совершенствования института УЭО в Казахстане планируется проведение следующих мероприятий:
– введение обязанности представления УЭО дополнительной отчетности в отношении реализуемых товаров – реестра покупателей – юридических и физических лиц. В этих целях, разработан соответствующий проект постановления Правительства РК;
– дальнейшее совершенствование законодательства регулирующего деятельность УЭО: внесение дополнений в таможенное законодательство Таможенного союза по категорированию УЭО в зависимости от вида деятельности (торговая, производственная, сфера услуг и т.д.) и применение различных пакетов специальных упрощений в зависимости от такого категорирования;
– разработка автоматизированных систем мониторинга деятельности УЭО с обеспечением информационного обмена сведениями, позволяющие получать полную информацию об операциях с товарами, ввозимыми УЭО, а также о заявителях на получение данного статуса;
– внедрение наиболее прогрессивного международного опыта стран ЕС в области регулирования деятельности института УЭО;
-обеспечение взаимного признания УЭО на территории Единого экономического пространства, и в перспективе – признание в глобальной сети.
Таким образом, совершенствование данного института необходимо вести по двум направлениям. Первое – это внедрение международных стандартов на уровне Таможенного кодекса Таможенного Союза, второе – установление дополнительных условий функционирования УЭО на уровне национального законодательства.
О таможенно-налоговом администрировании таможенных платежей и налогов. Сегодня разрыв двух процессов – таможенного декларирования от налогового администрирования – является предпосылкой для теневого рынка, следствием которого является необходимость тотального контроля всех товаров "на входе".
Исключение разрыва бизнес-процессов таможенного и налогового администрирования считаем возможным путем введения фискального контроля с момента таможенного декларирования товаров до их продажи, тем самым гарантируя для добросовестного бизнеса прозрачность и быстроту.
В настоящее время передаются КТК МФ РК в НК МФ РК данные по таможенным платежам и налогам с лицевых счетов участников ВЭД для дальнейшего обеспечения полноты их поступления в бюджет, а также для использования полученных данных при проведении камерального контроля.
Также планируется введение механизма администрирования косвенных налогов при импорте товаров с применением электронных счетов-фактур, в которых будут указываться коды ТН ВЭД импортированных товаров, что предполагает перенос акцента на контроль после выпуска товаров, благодаря системе камерального аудита с применением электронных счетов-фактур.
Совместное осуществление функций взыскания задолженности таможенных платежей и налогов предполагает выявление участников ВЭД, имеющих налоговую задолженность либо признанных по данным налоговым органов бездействующими, с последующим применением способов и мер принудительного взыскания задолженности.
При этом в целях обеспечения функции по взысканию задолженности таможенных платежей и налогов указанным участникам ВЭД будет установлен "красный коридор" при выпуске товара путем истребования от такого участника ВЭД обязательства об устранении нарушений налогового законодательства.
Реформирование налогового и таможенного администрирования предполагает дальнейшее совершенствование системы управления рисками НК МФ РК (СУР) и КТК МФ РК (СКУР).
Так, налоговые органы будут осуществлять передачу в таможенные органы базы данных СУР в целях ее применения при таможенном оформлении экспорта/импорта товаров.
В свою очередь, таможенные органы будут направлять имеющуюся в их распоряжении информацию (СКУР) в налоговые органы для использования ее при отборе налогоплательщиков на проверку.
Планируется также интегрирование информационных систем налоговых и таможенных органов.
Исключение разрыва двух бизнес-процессов позволит:
– для участников ВЭД оптимизировать и ускорить вопросы зачетов и отсрочек платежей;
– для фискального органа – отказаться от тотального досмотра без потерь в администрировании, сократив дублирующий штат численности; производить выпуск импортированных товаров в сжатые сроки, перенеся акцент на контроль после выпуска товаров.
Проведение указанных совместных мероприятий будет способствовать осуществлению контроля за движением товаров – от момента их импорта до дальнейшей реализацией внутри страны.
Совершествование таможенного законодательства. Проводимые таможенными органами мероприятия по усовершенствованию таможенного администрирования требуют законодательного обеспечения. В настоящее время разработана Концепция проекта Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования таможенного администрирования", которая одобрена на заседании межведомственной комиссии по законопроектной деятельности и будет включена в план законопроектной работ на 2014год, со сроком ее реализации 1 квартал 2014г.
Кратко обозначу основные цели планируемого законопроекта: В части внедрения электронного декларирования законопроектом будет предусмотрено сокращение перечня документов представляемых при электронном декларировании, введение понятий и корректировка норм по декларированию с целью использования электронных форм документов, действия декларанта и должностных лиц, производимых в информационной системе таможенной службы. Это позволит упростить таможенные операции для бизнеса, устранить коррупционные и бюрократические барьеры при таможенной очистке товаров, обеспечить прозрачность таможенных операций.
С целью ускорения и упрощения таможенных операций на этапе таможенного оформления, необходимо изменение подходов в таможенном законодательстве в части переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров. Предполагается на этапе таможенной очистки максимально сократить количество документов, ограничившись заявлением сведений в таможенной декларации. Проверку документов осуществлять только в соответствии с рекомендациями системы управления рисками.
При этом после выпуска товаров, также на основе системы управления рисками, проводить мониторинг участников ВЭД с целью их проверки на предмет правильности таможенного декларирования. Данные меры будут внедряться наряду с повышением степени контроля на этапе после выпуска товаров и усиления ответственности декларанта.
По передаче таможенным органам функций ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Согласно Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, (Женева 21 октября 1982 г., ратифицирована Республикой Казахстан) в случае необходимости проведения нескольких видов контроля в одном месте компетентные службы принимают все надлежащие меры для того, чтобы проводить их по возможности одновременно или в возможно короткое время.
При этом таможни могут, при предоставлении им компетентными службами в прямой форме полномочий, проводить от их имени все или некоторые виды контроля, ответственность за проведение которых несут эти службы. В таком случае эти службы обеспечивают, чтобы таможням были переданы все необходимые средства.
Принимая во внимание изложенное, постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2007 года № 992 "О некоторых вопросах организации деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан" Комитет определен органом, координирующим действия государственных органов осуществляющих контроль на государственной границе Республики Казахстан.
В автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза таможенные органы с 27 января 2010 года осуществляют транспортный контроль, а с 1 июля 2011 года уполномочены проводить санитарно-карантинный контроль. Кроме того, постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил прикомандирования в таможенные органы государственных ветеринарно-санитарных инспекторов и государственных инспекторов по карантину растений уполномоченного государственного органа в области ветеринарии и карантина растений" от 28 июля 2011 года № 870, сотрудники государственного ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (МСХ РК) прикомандированы в территориальные таможенные органы для выполнения своих функций в автомобильных пунктах пропуска на таможенной границе Таможенного союза.
Законопроектом предусматривается передача функций ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей Таможенного союза, вместе со штатными единицами прикомандированных в таможенные органы ветеринарно-санитарных инспекторов Комитета ветеринарного контроля МСХ РК и государственных инспекторов по карантину растений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК.
Таможенные органы будут осуществлять функций документарного и физического государственного ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений.
При этом функции документарного контроля включают в себя проверку товаросопроводительных и разрешительных документов, функции физического контроля включают в себя осмотр и досмотр подконтрольных товаров и подкарантинной продукции.
Указанный законопроект внесен в канцелярию Премьер-Министра РК, одобрен Администрацией Президента РК и планируется его внесение в Мажилис Парламента.
О строительстве пунктов пропуска. В соответствии с подпунктом 5 статьи 57 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан" таможенные органы Республики Казахстан создают инфраструктуру автомобильных пунктов пропуска на внешних границах Таможенного союза.
Однако создание инфраструктуры, т.е. строительство и обустройство пунктов пропуска является несвойственной функцией для таможенных органов, полагаем, что данная функция напрямую относится к компетенции Министерства транспорта и коммуникаций.
***
Содоклад на тему Правительственного часа сделал председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова (см.www.parlam.kz).
После всех выступлений кратким словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Кабибулла Джакупов.
По итогам обсуждения парламентариями приняты соответствующие рекомендации.

-----

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРЕБУЕТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Астана, 23 сентября, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе на Правительственном часе после доклада Минфина с содокладом выступила председатель Комитета Палаты по финансам и бюджету Гульжана Карагусова (тезисы):
Современное таможенное администрирование в своем развитии балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества, с одной стороны, и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей – с другой.
Все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий, а также новые угрозы и вызовы требуют выхода на новую, качественно иную ступень развития таможенного администрирования. И это в условиях Таможенного союза и предстоящего вхождения в ВТО особенно актуально.
За последние годы Правительство Республики Казахстан провело значительную работу в части совершенствования таможенного администрирования.
В целях автоматизации таможенных процедур осуществляется поэтапная реализация процесса электронного декларирования, внедрение которой позволит:
– сократить время совершения таможенных операций;
– осуществлять таможенное декларирование товаров без привязки организаций к таможенным постам и месту нахождения товара, а следовательно оптимизировать финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности;
– минимизировать контакт сотрудников таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со Стратегическим планом Министерства на 2011-2015 годы, установлен показатель времени прохождения государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу на 2013 год – 85 минут.
По сообщению докладчика в таможенных органах внедрена Система управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. И в настоящее время завершен этап, связанный с автоматизацией применения системы управления рисками при таможенной очистке и при таможенном контроле таможенного транзита.
В марте 2013 года утвержден План мероприятий по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, предусматривающий мероприятия:
– по унификации ставок таможенных пошлин для однородных товаров;
– по созданию современной инфраструктуры таможенных органов;
– по внедрению электронного декларирования;
– по совершенствованию института уполномоченных экономических операторов и т.д.
В рамках Таможенного союза выражена тенденция к информатизации и внедрению предварительного информирования. В целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля и сокращения времени осуществления таможенных операций при въезде на территорию Таможенного союза с июня 2012 года в соответствии с Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 в обязательном порядке предоставляется предварительная электронная информация о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. И выпуск товаров, в отношении которых представлена предварительная информация, осуществляется в течение 2 часов.
17 сентября текущего года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии принято решение о введении обязательного предварительного информирования по товарам, ввозимым железнодорожным транспортом с 1 октября 2014 года. Проведенное перед принятием решения исследование показало, что время простоя поездов на передаточных станциях уменьшается в 2,5 раза.
К сожалению, вынуждена констатировать тот факт, что предпринимаемых усилий явно не достаточно.
Во-первых, состояние дел по внедрению электронного декларирования к сожалению не впечатляет, принцип "одного окна" в таможенных органах до сих не реализован.
Существующий комплекс электронного декларирования не предполагает безбумажного оформления.
Кроме того, участники внешней экономической деятельности продолжают тратить время на выяснение причин непринятия таможенной декларации информационной системой таможенных органов. Сбои в работе оборудования, перегрузка каналов связи, "зависание" программ, и другие проблемы также не способствуют быстрому внедрению электронного декларирования. Хочу подчеркнуть, что система декларирования должна быть максимально простой и понятной для всех участников таможенных процедур.
Во-вторых, отмеченные в докладе положительные изменения по системе управления рисками таможенных органов еще не достаточно весомые. Бизнес сообщество в свою очередь отмечает непрозрачность и неэффективность указанной системы рисков, и говорить о достижении простоты в таможенных процедурах или ускорения таможенного оформления не приходится.
Основное внимание должно быть уделено комплексной оценке всех звеньев поставки товара, а также тому, чтобы предприниматели были заинтересованы в работе над своей таможенной и налоговой репутацией. То есть, надо создать систему контроля, основанную на "доверии" к добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности.
Необходимо отметить, что так называемый системный подход к категорированию участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире. Его внедрение признается одной из целей развития таможенных служб государств – членов Евросоюза, США, Японии и других стран.
Кроме того, возрастающий товаропоток, интенсивность внешнеэкономической деятельности говорят о необходимости скорейшего внедрения принципа выборочности таможенного контроля. Принципиально важно подчеркнуть, что количество деклараций для дополнительной проверки не должно быть велико, а для глубокой проверки – в пределах 10–15%, иначе произойдет возвращение к тотальному контролю.
В-третьих, в сфере таможенного дела в Республике Казахстан утверждены и введены в действие шесть стандартов государственных услуг. Вместе с тем, таможенными органами помимо указанных услуг оказываются услуги по принятию решений по классификации товаров, по запросам участников выдаются акты сверок расчетов по таможенным платежам и налогам, предоставляется информация об излишне уплаченных платежах в бюджет.
В этой связи, считаю необходимым рассмотреть целесообразность расширения Перечня государственных услуг.
В-четвертых, актуален вопрос интеграции информационных систем таможенных органов с информационными системами других государственных органов. При этом необходимо уделить особое внимание поручению Главы государства об усилении аналитической части информационных систем таможенных органов.
В-пятых, согласно данным рейтинга Всемирного банка "Doing Business 2013" Казахстан по компоненту "Международная торговля" занял 182 место из 185 возможных (снижение на 4 пункта по сравнению с 2012 годом). Данный показатель рассчитывается на основе общего количества документов, времени, а также затрат связанных с прохождением всех процедур требуемых при экспорте и импорте товаров.
Так по данным "Doing Business" в Казахстане для экспорта товаров необходимо 9 документов и 81 день. Для сравнения по Грузии необходимо 4 документа и всего 9 дней на экспорт!
По импорту ситуация так же не радужная, необходимо 12 документов и 69 дней. По той же Грузии опять 4 документа и 10 дней!
Кроме того, совокупное количество документов необходимых при импорте, экспорте товаров составляет 83 разрешительных документа.
Нахождение Казахстана на последних местах рейтинга также говорит о необходимости принятия срочных мер по совершенствованию таможенного администрирования.
В свою очередь, совершенствование таможенного администрирования требует и законодательного обеспечения. В частности внедрение электронного декларирования требует соответствующей корректировки не только таможенного законодательства, но и законодательства других отраслей права.
В разрабатываемых Правительством изменениях в Таможенный кодекс необходимо предусмотреть нормы, которые позволят упростить таможенные процедуры, уменьшить бюрократическое давление на участников внешнеэкономической деятельности, использовать современные автоматизированные формы и методы контроля, а также будут способствовать внедрению международных стандартов таможенного контроля и оформления. Кроме того, необходимо продолжить работу по приведению в соответствие норм кодекса с таможенным законодательством Таможенного союза.
Функционирование Казахстана в рамках Таможенного союза требует отдельного внимания. Территория Таможенного союза быстро стала идеальной схемой для перевода средств в оффшоры – благодаря отсутствию пограничного контроля на территории стран-участников Таможенного союза. И осуществить контроль лжеэкспортеров пользующихся этой "лазейкой" очень сложно. Поэтому сегодня довольно остро встает вопрос о необходимости информационного взаимодействия на наднациональным уровне, в частности взаимодействие таможенных органов России, Казахстана и Беларуси.
Причем отсутствие такого взаимодействия также влияет и на качество декларирования товаров, а именно на увеличение времени оформления на границе.
Кроме того, одной из основных задач для стран Таможенного союза является вступление во Всемирную таможенную организацию (ВТО) на условиях, которые позволят Таможенному союзу полноценно функционировать после вступления наших стран в ВТО.
В этой связи, таможенно-тарифная политика в ближайшее время будет осуществляться в условиях исполнения тарифных обязательств Российской Федерации перед ВТО и планируемого вступления в ВТО Республики Казахстан.
Хотелось бы рекомендовать, чтобы при проработке данного вопроса уделялось внимание вопросу унификации ставок в рамках однородных групп товаров (похожие, идентичные) во избежание их манипуляции при таможенном оформлении.
Важно отметить, что существующее развитие таможенных технологий создает плацдарм для успешного внедрения изложенных принципов в жизнь. Надо совершить скачок, взглянуть на таможенное декларирование с новых позиций, иначе переход на новый уровень невозможен.
Озвученные задачи представляют широкое поле для деятельности и, возможно, на сегодняшний день кажутся трудновыполнимыми, однако уже постановка таких задач на основе проведенного анализа существующих проблемных вопросов в таможенном администрировании является шагом вперед. При этом их практическое решение невозможно без активного взаимодействия со всеми участниками внешнеэкономических процессов, как в лице государственных органов, так и бизнес-сообщества.
Кроме того, не могу не отметить, что для целей таможенной службы выделялись и продолжают выделяться существенные суммы денег из республиканского бюджета. Так, например, в проекте Республиканского бюджета на 2014-2016 годы только на модернизацию таможенной службы на 2014 год запланировано 2,5 млрд.тенге, на строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры 467,5 млн.тенге. Поэтому еще раз обращаю Ваше внимание на необходимость эффективного использования выделяемых средств, а также надеюсь, что в ближайшем будущем и инфраструктура на таможенных постах и качество проводимых таможенных процедур будет соответствовать международным стандартам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2013
Состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению 28-ой Всемирной зимней универсиады в 2017 году в Алматы 30.09.2013
Казахстан претендует на проведение Всемирного нефтяного конгресса в 2017 году 30.09.2013
О заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС 30.09.2013
Место под строительство АЭС до сих пор не определено 30.09.2013
В 9 иностранных компаниях в Атырауской области местным работникам платят меньше, чем иностранным 30.09.2013
Почему чиновники сравнивают Казахстан с Зимбабве 30.09.2013
За смертную казнь в Казахстане выступили философы 30.09.2013
Экстремизмом назвал эротику и порнографию казахстанский философ 30.09.2013
Заслуженные медали 30.09.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz