NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 08:58 ast
06:58 msk

О заседании Общественного совета по обеспечению законности
Состоялось всестороннее обсуждение важнейших направлений модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в рамках проектов кодексов, разработанных Генеральной прокуратурой
03.10.2013 / политика и общество

Пресс-служба Генеральной прокуратуры, 2 октября

Под председательством депутата Мажилиса Парламента Куаныша Султанова состоялось очередное заседание Общественного совета Генеральной прокуратуры по вопросам обеспечения законности, посвященное обсуждению актуальных вопросов совершенствования уголовного права и уголовного процесса, а также противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
В ходе заседания состоялось всестороннее обсуждение важнейших направлений модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в рамках проектов кодексов, разработанных Генеральной прокуратурой.
Рассмотрены вопросы создания новых уголовно-правовых институтов, упрощения досудебного производства, внедрения прогрессивных новшеств в практику уголовного процесса. В частности, состоялись заинтересованные дискуссии по вопросам введения такой категории противоправных деяний, как уголовные проступки, института следственного судьи, пересмотра системы уголовных наказаний, расширения применения мер, альтернативных лишению свободы, ужесточения ответственности за киберпреступления, и многих других.
Как отмечалось участниками заседания, предлагаемые новеллы призваны обеспечить качественно новый уровень защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства от общественно опасных посягательств, существенно упростить и ускорить уголовный процесс, максимально приблизить уголовное законодательство к общепринятым международным стандартам.
Также членами Общественного совета – известными общественными деятелями, представителями депутатского корпуса, научного сообщества, средств массовой информации, неправительственных организаций и общественных объединений – выработаны конструктивные предложения, направленные на повышение эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму, усиление профилактики религиозного экстремизма, обеспечение защиты общества и государства от террористических угроз. Предложения были одобрены и поддержаны представителями государственных органов, которые подчеркнули, что успех государственной политики в сфере противодействия терроризму зависит, в первую очередь, от консолидации и согласованных усилий государства и общества.

----

Текст выступления начальника управления по надзору в сфере нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Алмаза Мухаметжанова на заседании Общественного совета Генеральной прокуратуры по вопросам обеспечения законности (г.Астана, 2 октября 2013 г.)

Следует отметить, что разработка обоих проектов предусмотрена Общенациональным планом по реализации Послания Главы нашего государства народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050".
В обоих Проектах сохранено деление на Общую и Особенную части.
Задачи УК, согласно его Концепции, определялись необходимостью модернизации действующих механизмов уголовно-правовой защиты на фоне трансформации сложившихся общественных отношений и для обеспечения адекватной защиты личности, общества и государства.
Всего в проекте УК – 467 статей.
1. Предусмотрена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний, состоящая не только из преступлений, но и уголовных проступков, в том числе находящихся на "стыке" административного правонарушения и преступления по степени общественной опасности.
К примеру, по принципу нулевой толерантности к беспорядку и хулиганству криминализируется ответственность за мелкие правонарушения против общественного порядка, которые выводятся из сферы административных деликтов.
При этом, за уголовные проступки предусмотрен достаточно широкий спектр наказаний, в т.ч. общественные работы, которые, как вы знаете, могут назначаться только по приговору суда и соответственно чужды законодательству об административных правонарушениях.
Полагаем, это усилит профилактику преступлений и соприкасающихся с ними проступков, более четко разграничит степень их общественной опасности и, соответственно, наказания.
Двухзвенная система уголовно наказуемых деяний эффективно действует во многих европейских странах – Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литвы и др.
Всего предусмотрен 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых, 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести.
За проступки нет судимости.
2. В отличие от действующего Уголовного кодекса основной акцент сделан на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы, главным образом, в виде крупных денежных штрафов, привлечения к общественным работам.
Основным в перечне наказаний в санкциях за совершение преступлений установлен штраф, размеры которого увеличены.
Сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.
Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры по проекту значительно увеличены, в среднем на 57%.
В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет.
Область применения такого вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений.
Данное наказание предусматривает нахождение осужденного под пробационным контролем, а также привлечение его к общественно полезному труду, что позволит усилить коррекцию посткриминального поведения.
3. Введен запрет на назначение лишения свободы за совершение экономического преступления, если виновным лицом будет полностью возмещен причиненный его деянием ущерб.
Во исполнение поручения Главы государства о либерализации уголовной политики, некоторые экономические преступления были декриминализированы.
Например, составы заведомо ложной рекламы, а также утраты документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг.
4. Во исполнение Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, Концепции проекта, усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления. Предусмотрен пожизненный запрет на право занимать определенные должности лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, усилены санкции за взяточничество.
5. Усилены санкции за преступления против несовершеннолетних, введен пожизненный запрет на право заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми, осужденным за преступления сексуального характера в отношении малолетних.
6. Вводится специальная Глава о медицинских преступлениях, в том числе об уголовной ответственности за незаконный оборот фальсифицированных лекарственных средств.
Тем самым, реализуются задачи, поставленные в Послании "Стратегия "Казахстан-2050" об усилении ответственности за преступления против материнства и детства.
7. Вводится отдельная Глава о компьютерных преступлениях, чтобы наше государство, исполняя международные обязательства, обеспечило должный уровень противодействия киберпреступности.
8. Проектом предусмотрено концептуальное положение о возможности назначения судами конфискации имущества не только как меры наказания, но и как меры уголовно-правового воздействия. Это новшество связано с реализацией статьи 54 Конвенции ООН против коррупции в части конфискации имущества до вынесения приговора.
Сам институт конфискации имущества, по примеру России, Германии и других стран, ограничен имуществом, добытым незаконным путем, в том числе доходами от него, а также деньгами, ценностями и иным имуществом, используемыми для финансирования экстремистской или террористической деятельности либо организованной преступности.
9. Усилена уголовная ответственность за проявления экстремизма и терроризма, распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий.
10. Изменена конструкция и существенно реформированы нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков и их аналогов.
В частности, административные правонарушения в этой сфере переведены в проект УК как уголовные проступки, а норма действующего УК о наркообороте разделена для удобства правоприменения на отдельные составы, предусматривающие ответственность за эти преступные действия без цели сбыта и со сбытом.
11. Усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения, а срок лишения права на управление транспортным средством увеличен до 10 лет.
В частности, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, выделено в качестве самостоятельной статьи проекта УК, а причинение при этом вреда здоровью различной степени тяжести – ее квалифицированными составами.
12. Наряду с расширением сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, по проекту УК сокращено число санкций статей, предусматривающих безальтернативное применение лишения свободы (в 393 санкциях из 920).
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, а также связанные с причинением смерти человеку, и особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, направленные на половую неприкосновенность несовершеннолетних и малолетних, а также сопряженные с нападением на людей из корыстных побуждений.
13. Проектом существенно изменен подход к понятию рецидива.
Не секрет, что определенную часть "тюремного населения" составляют лица, ранее судимые, судимость которых не была снята либо погашена на момент совершения преступления.
За 6 месяцев этого года из 11936 осужденных 2109 или свыше 17% являлись ранее судимыми.
Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления, как это предусмотрено в действующем УК.
14. В целях обеспечения безопасности сооружений для жизни и здоровья человека на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности введена уголовная ответственность за нарушения правил безопасности в этой сфере, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.
15. Согласно Концепции проекта, откорректированы санкции по воинским преступлениям с тем, чтобы привлечение к уголовной ответственности военнослужащего влекло такие же последствия, как и для иных категорий государственных служащих.
16. Для имплементации ратифицированных Казахстаном норм международного права, введена уголовная ответственность за создание баз (лагерей) подготовки наемников, преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов и др.
17. Расширены основания освобождения лица от уголовной ответственности в сравнении с действующим УК (при процессуальном соглашении, поручительстве), что также может оказать положительное влияние на снижение численности тюремного населения.
18. В целях сокращения "тюремного населения" проектом УК полностью переработан институт условно-досрочного освобождения.
Им предусмотрены более мягкие, "щадящие" условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей, пенсионеры).
В целях исполнения Концепции проекта в части внедрения реабилитационно-восстановительного правосудия вводится возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены или сокращения срока назначенного судом наказания при полном возмещении причиненного вреда потерпевшей стороне.
19. В целях исключения существующего сходства между условным осуждением и ограничением свободы, содержание последнего изменено и дополнено обязанностью выполнения бесплатных общественно полезных работ в течение всего срока наказания.
Пробационный контроль распространен на институты ограничения свободы, условно-досрочного освобождения, а также включен в проект как принудительная мера воспитательного воздействия.
20. По примеру ряда стран (Литвы, Украины и других) введен институт условного освобождения от уголовной ответственности с установлением поручительства (залога). Его применение распространено на лиц, впервые совершивших уголовный проступок либо преступление небольшой или средней тяжести, не связанное с причинением смерти либо тяжкого вреда здоровью потерпевшего, если санкции за их совершение содержат штраф.
21. В проекте сохранены основные, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты, направленные на эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Проект УПК состоит из 16 разделов, 72 Глав, включающих в себя 677 статей.
Главной целью подготовки концептуально новой редакции кодекса являлось упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами и наиболее полная защита конституционных прав граждан (Слайд №3 – цели проекта).
Отмечаем следующее:
1. Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, что положительно отразится на соблюдении конституционных прав граждан и исключит проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела (Слайд №4 – изменение первоначальной стадии расследования).
Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие, предшествовавшее регистрации.
В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал. Уголовное дело официально еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры и досмотры, изымаются документы и другие вещественные доказательства, арестовываются счета и имущество, назначаются специальные исследования и судебные экспертизы и т.д.
Т.е. практически ведется расследование, но лица, в отношении которых эти так называемые "доследственные мероприятия" проводятся, не имеют никакого процессуального статуса и соответственно никаких процессуальных прав и гарантий у них нет. Они не имеют прав на защитника, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела и т.д.
После таких доследственных проверок иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела.
Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является дублирование показаний, т.к. граждане сначала подробно опрашиваются, а затем после возбуждения дела они повторно вызываются в орган уголовного преследования для допроса.
2. Учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия "фактическое задержание".
Установлено, что оно определяется с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения, вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса.
Срок доставления будет входить в общий срок фактического задержания, о чем будет указано в протоколе задержания.
Если после доставления лицо процессуально не задержано, то ему немедленно будет выдана справка о том, что он доставлялся.
По аналогии американских "Правил Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности (Слайд №5 – правило "Миранды").
В целях исключения фактов незаконного задержания введена норма, предусматривающая, что доказательства, добытые в результате следственных действий, проведенных с участием задержанного при нарушении порядка задержания, признаются недопустимыми.
3. По опыту Франции и Литвы в уголовный процесс введена новая процессуальная фигура "свидетель, имеющий право на защиту" (ассистированный свидетель). Таковым будет являться лицо, которое еще не признано подозреваемым, но на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние (Слайд №6 – свидетель, имеющий право на защиту).
С этого момента лицо будет имеет ряд существенных прав, которые отсутствуют у свидетеля, но есть у подозреваемого, в т.ч. отказа от дачи показаний, право на защитника до начала первого допроса, на ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств о производстве экспертизы, очной ставке с тем, кто свидетельствует против него и т.д.
4. В целях упрощения и экономии процесса исключается предъявление органами следствия и дознания подозреваемому обвинения и исключается такой процессуальный акт, как "обвинительное заключение" (Слайд №7 – обвинительный акт).
Это связано с тем, что на практике по сложным многоэпизодным уголовным делам составление документа занимает достаточно много времени и он может быть объемным (состоять из 500 и свыше листов). В обвинительном заключении подробно излагается содержание материалов дела.
Между тем, суд при рассмотрении уголовного дела самостоятельно исследует собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дает им оценку.
В этой связи, по результатам расследования будет составляться краткий обвинительный акт, в котором будут указаны данные о подозреваемом лице, описано совершенное деяние, квалификация, перечислены собранные по делу доказательства и процессуальные издержки. После утверждения прокурором данного акта лицо будет считаться обвиняемым.
Постановление о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям также должно обязательно утверждаться прокурором.
5. В уголовный процесс вводится так называемая "сделка о признании вины", основой задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования (Слайд №8 – сделка о признании вины).
С учетом того, что для "сделки о признании вины" предусмотрено обязательное согласие потерпевшего и согласие подозреваемого, обвиняемого с суммой гражданского иска, усиливаются права потерпевшего.
Полагаем, что это определенно положительно повлияет на общественное мнение о защищенности прав граждан в стране со стороны органов правопорядка.
Кроме того, этим упростится и ускорится не только досудебное, но и судебное производство (отсутствие необходимости непосредственного исследования материалов дела, отсутствие судебных прений).
Процесс по таким делам будет менее затратным для бюджета, поскольку отпадет необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, экспертиз и приглашении в суд свидетелей, экспертов, переводчиков и т.д.
В некоторых странах в таком порядке рассматривается значительное количество уголовных дел. К примеру, в США и Грузии до 90% дел заканчиваются заключением сделки. Такой институт также используется в России и Украине.
Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве, которая сначала утверждается в суде, затем суд повторно рассматривает результаты сделки с целью вынесения окончательного решения о мере наказания (Слайд №9 – сделка о сотрудничестве).
Сделка о сотрудничестве заключается на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания, с условием, что она поспособствует раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Имплементация института сделки повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в т.ч. с ее организованными формами, положительно повлияет на снижение индекса "тюремного населения".
6. В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства по уголовному делу, предполагающее возможность окончания расследования в течение 10 суток всех категорий уголовных дел, за исключением преступлений особо тяжкой категории, при условии полного признания подозреваемым своей вины, согласия с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда) (Слайд №10 – ускоренное производство).
При этом, предусмотрено право лица, осуществляющего ускоренное расследование, произвести только те следственные и иные процессуальные действия, результаты которых закрепляют следы преступления и иные доказательства вины подозреваемого, обвиняемого.
7. Оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу переведены в категорию "негласных следственных действий", которые процессуально регламентированы в новой отдельной главе, что позволит обеспечить соблюдение принципов уголовного судопроизводства и допустимости доказательств (Слайд №11 – негласные следственные действия).
В УПК многих зарубежных стран, в том числе постсоветских, введено понятие "тайные следственные действия", что является абсолютно верным, так как целью проведения оперативных мероприятий по уголовному уделу также является собирание доказательств, направленное на раскрытие преступления и изобличение виновных лиц.
Санкционирование прокурором негласных следственных действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь.
8. С целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится фигура следственного судьи (Слайд №12 – следственный судья).
В полномочия следственного судьи будет отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, принудительном помещении, не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение (Слайд №13 – полномочия следственного судьи).
Кроме санкционирования некоторых следственных действий в его обязанности будет также входить рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства.
Расширение рамок судебного контроля наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства.
В целях оперативного реагирования на факты применения органами уголовного преследования незаконных методов, регламентирована процедура реагирования судьи на обращения о пытках (Слайд №14 – пытки).
9. В целях более широкого применения альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества и снижения индекса тюремного населения, по аналогии с УПК Украины в Проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи (Слайд №15 – залог).
Также залог не будет применяться к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть потерпевшего; деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские; а также к нарушившим ранее залог.
10. В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования (Слайд №16 – исключение доследования).
Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц.
Часто они направляются на дополнительное расследование после того, как рассматривались в суде по нескольку месяцев, а в некоторых случаях многократно, и каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь, лица, участвующие в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что вызывает порой их недовольство. Граждане начинают сомневаться в эффективности деятельности органов уголовного преследования и суда.
Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора.
11. В целях упрощения и эффективности процесса введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего (Слайд №17 – инструменты упрощения процесса).
Это обеспечит судебное закрепление фактических данных, используемых в качестве доказательств, в случаях, когда указанных лиц будет невозможно допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, планируемый выезд за пределы страны, возможная смерть вследствие тяжелого болезненного состояния и т.п.).
Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи.
12. Проектом расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи, в том числе, подсудимым и осужденным (Слайд №18 – адвокаты и их полномочия).
Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье:
1) о депонировании показаний;
2) об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подзащитного в случае отказа должностных лиц в исполнении запроса;
3) о назначении и производстве экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано;
4) о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение адвокатом явки которого для дачи показаний в орган, ведущий уголовный процесс, затруднительно.
Закреплено право стороны защиты на получение любых сведений из уголовного дела, в том числе путем снятия копий с использованием технических средств (за исключением сведений составляющих государственные секреты), право быть заблаговременно извещенным о времени и месте проведения процессуальных действий с участием подзащитного
13. В целях защиты профессиональных интересов адвоката Проектом запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.
Постановление о квалификации деяний адвоката будет утверждаться только прокурором.
14. По аналогии с УПК Украины в Проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора) (Слайд №19 – процессуальный прокурор и руководитель).
Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор будет несменяем.
Помимо повышения ответственности рядовых прокуроров, закрепленных надзирать за конкретными делами, значительно упрощается возможность согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам. Так, в полномочия процессуального прокурора наряду с иными обязанностями будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др.
При этом, исключительно за руководителем органа прокуратуры сохранены следующие поплномочия:
1) заключение процессуального соглашения о сотрудничестве;
2) отмена незаконных постановлений органов уголовного преследования, нижестоящего (подчиненного) прокурора;
3) изъятие уголовного дела у лица либо органа, осуществляющего досудебное расследование, и передача его другому лицу либо органу для производства досудебного расследования;
4) внесение представления для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования;
5) продление сроков расследования уголовных дел;
6) осуществление иных полномочий, прямо предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом (к примеру, связанных с санкционированием негласных следственных действий и согласованием ходатайств следователя к следственному судье, т.е. процессуальных действий, затрагивающих конституционные права и свободы).
15. Предполагается создание специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, а также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путем (Слайд №20 – фонд возмещения вреда).
16. В целях обеспечения соблюдения прав потерпевших введена мера процессуального принуждения, предусматривающая запрет на приближение, применяемая к подозреваемому при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия или с угрозой его применения и уголовных правонарушений против несовершеннолетних.
17. Вводится понятие "разумный срок расследования" (Слайд №21 – разумный срок).
Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей, которые сохранены в прежних интервалах.
Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать необоснованное затягивание расследования в суд и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки.
18. Переработан Раздел 12 Проекта "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" (Раздел расширен с 2-х до 5 глав и состоит из 55 статей вместо 22-х в действующей редакции (Слайд №22 – международное сотрудничество).
В нем:
1) более четко конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам;
2) детализирован порядок направления и рассмотрения соответствующих запросов об оказании правовой помощи на основе принципа взаимности;
3) определен компетентный орган по передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также порядок рассмотрения запросов и ходатайств о передаче таких лиц, что не было урегулировано действующим УПК;
4) предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений;
В Проект также имплементированы отдельные положения действующих международных договоров.
19. Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, предусматривающая продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия Генерального Прокурора.
20. В рамках реализации статьи 54 Конвенции ООН против коррупции введен институт конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо его место пребывание не установлено по другим причинам, нахождения его вне пределов Республики Казахстан либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и в связи со смертью (Слайд №23 – досудебная конфискация).
Конфискация в таких случаях применяется как мера процессуального принуждения, а не как мера наказания (соответствующая норма предусмотрена в проекте УК).
21. По опыту Украины в Проект введена норма, предусматривающая, что по завершению производства по делу стороны обязаны предоставить возможность ознакомления с материалами, предметами и документами, которые они намерены использовать в суде в качестве доказательств, в противном случае, суд не вправе будет допустить их в качестве доказательств (Слайд №24 – взаимное открытие дела).
Указанная норма позволит сократить время для подготовки позиций сторон в процессе и сам судебный процесс.
22. Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме с упрощением их производства (Слайд №25 – проступки). При этом, направление их в суд будет осуществляться процессуальным прокурором.
23. Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции.
Проектом сокращено количества уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных.
24. Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных проектом нового Уголовного кодекса, в проекте нового УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения (Слайд №26 – примирительные процедуры):
– с 10 до 14 преступлений увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке
– почти в два раза или с 20 до 39, увеличено количество правонарушений частно-публичного обвинения

В целом ожидаемым эффектом от введения нового УПК является повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда, процессуальная экономия и снижения индекса тюремного населения (Слайд №27 – ожидаемый эффект).


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2013
Мажилис поддержал депутатскую инициативу 31.10.2013
Тимур Кулибаев: "В Атырауской области есть хорошие перспективы развития различных секторов экономики" 31.10.2013
В МВД состоялось заседание межведомственной рабочей группы 31.10.2013
Казахстан опередил страны ТС и ЦентрАзии в рейтинге Legatum Institut благосостояния стран 31.10.2013
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание по борьбе с наихудшими формами детского труда 31.10.2013
Проводится корректировка границ Семипалатинского полигона 31.10.2013
Визит руководства АО "КазАгроФинанс" в Королевство Нидерланды 31.10.2013
Состоялась встреча Генпрокурора Асхата Даулбаева с временным поверенным в делах США в РК Джоном Ордвейем 31.10.2013
В акимате Мангистауской области с осторожностью относятся к проекту строительства АЭС в Актау 31.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz