NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:38 ast
13:38 msk

Новые акты Мажилиса
Мажилис одобрил законопроект о ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения
03.10.2013 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 2 октября

Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание, на котором приняты новые законодательные документы.
Палата одобрила проект закона относительно ратификации Соглашения о займе между Казахстаном и Азиатским Банком Развития в связи со строительством дороги Западная Европа – Западный Китай (участок Шымкент – Ташкент).
Целью документа является реконструкция участка протяженностью 36,7 км между между Шымкентом и Ташкентом в Южно-Казахстанской области.
Завершение работ ожидается к 31 декабря 2015 года.
На состоявшемся пленарном заседании Мажилис одобрил законопроект о ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения.
Документ устанавливает порядок обращения и передачи лица для прохождения принудительного лечения.

-----

Депутатский запрос Минтруда: Список № 1 – государственное спецпособие

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Министру труда и социальной защиты населения РК Дуйсеновой Т.Б. обратился депутат Парламента Жамбыл Ахметбеков:
"Ко мне обратилась группа граждан с просьбой оказать содействие в решении вопроса, имеющего общественное и социальное значение, в связи с произволом и незаконными действиями некоторых государственных органов.
В соответствии с Законом РК "О государственном специальном пособии, лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", граждане, имеющие по состоянию на 1 января 1998 года установленный законом стаж на перечисленных работах, согласно Списку №1, имеют право на социальную защиту в виде государственного специального пособия.
При этом, мужчины, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному Правительством РК, имеют право на назначение пособия при наличии следующих трех критериев:
1) достижение 53 лет;
2) стаж работы не менее 20 лет (общий стаж);
3) стаж работы не менее 10 лет на работах, указанных в Списке №1 (специальный стаж).
Обращаю Ваше внимание, что законом установлено право на получение при наличии всех трех критериев, а именно:
– достижение мужчиной 53 лет, вне зависимости от времени наступления данного критерия;
– достижение общего стажа работы не менее 20 лет, вне зависимости от времени наступления данного критерия;
– достижение специального стажа работы не менее 10 лет на работах, указанных в Списке, по состоянию на 1 января 1998 года.
Таким образом, для назначения пособия закон не требует наличие у мужчин 53 лет и общего стажа работы не менее 20 лет по состоянию на 1 января 1998 года. В связи с этим, мужчины имеют право на получение пособия при наличии специального стажа работы не менее 10 лет на работах, указанных в Списке №1, по состоянию на 1 января 1998 года, а также по достижению 53 лет и достижения общего стажа работы не менее 20 лет.
В целях назначения данного пособия эти граждане, соответствующие указанным выше критериям, обращаются в соответствующие государственные органы, но им отказывают в назначении пособия. По факту незаконного отказа они также неоднократно обращались в Министерство труда и социальной защиты РК, Генеральную прокуратуру РК, а также судебные органы. Однако, данные государственные органы по своему ошибочно трактовали данный закон и отказывали в удовлетворении обращений.
Вместе с тем, они констатируют факты, что в Казахстане имеются мужчины, которых знают лично, получающие данные пособия, которым исполнилось 53 года после 1 января 1998 года. Они также не исключает и то, что данные пособия назначены мужчинам, у которых общий 20-ти летний стаж достигнут после 1 января 1998 года.
Руководствуясь статьей 27 Конституционного закона РК "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", и в целях проведения анализа социальной защиты граждан, в соответствии с Законом РК "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", просим Вас предоставить сведения об общем количестве мужчин в Казахстане, получающих государственное специальное пособие, имеющие на момент назначения пособия:
– достижения 53 года после 1 января 1998 года по настоящее время;
– общий трудовой стаж не менее 20 лет после 1 января 1998 года по настоящее время;
– специальной трудовой стаж не менее 10 лет на работах, указанных в Списке №1, по состоянию на 1 января 1998 года.
При этом запрашиваемую информацию о данных лицах просим предоставить в табличном виде с указанием их Ф.И.О. года рождения, даты и места (область, город), назначения пособия, а также даты исполнения ими 53 лет и достижения ими общего стажа не менее 20 лет.
Просим рассмотреть и дать ответ в установленном законодательном порядке".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, Т. Кенжин, В. Косарев, А. Конуров, Т. Омурзаков и Б. Сорокин

----

Депутатский запрос Премьер-министру: каков бюджет программы "Народное IPO"?

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Айкын Конуров:
"Согласно поручению Главы государства в сентябре 2011 года принята программа "Народное IPO". С начала ее реализации декларировалось, что программа предоставляет казахстанцам возможность стать совладельцами крупнейших государственных компаний. Первой ласточкой программы стала продажа акций АО "КазТрансОйл". Привлечено для развития 28 миллиардов тенге и тут же по результатам 2012 года выплачено дивидендов в размере 28.8 миллиардов тенге, что составляет более 85% от прибыли предприятия. Схема напоминает больше рекламную кампанию, чем реальное размещение средств на развитие предприятия. По данным брокерских компаний большинство акционеров "КазТрансОйл" предпочли направить дивиденды на банковские счета. В этой связи просим ответить на следующие вопросы:
1. Какой экономический эффект достигнут от продажи акций АО "КазТрансОйл"?
2. Как оценивает Правительство то обстоятельство, что участниками программы при столь масштабной рекламе и поддержке стали всего 0,37% экономически активного населения?
3. Планируется ли разрешить государственному Единому Накопительному Пенсионному Фонду выкуп акций государственных компаний в рамках "Народное IPO"?
4. Как повлияет на рост тарифов для населения вывод на фондовый рынок акций АО "KEGOK" и АО "Самрук -Энерго"?
5. Как оценивает Правительство то, что из-за прямой связи естественных монополий с инфляционными процессами такие программы, как "Народное IPO", в мировой практике реализовывались в основном на экспорт ориентированных отраслях экономики и в сфере недропользования?
6. Кто из международных и отечественных консультантов привлечен в рабочую группу по дальнейшему продвижению программы "Народное IPO", и каковы их планы касательно определения размера выплат от чистого дохода компаний?
7. Планируется ли включать такие статьи, как премирование персонала, бонусы и выплаты вознаграждений в затратную часть тарифов АО "KEGOK" и АО "Самрук -Энерго"?
8. Каков бюджет программы "Народное IPO"?
В соответствии с действующим законодательством просим Вас о результатах рассмотрения настоящего депутатского запроса ответить письменно".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Конуров, Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Т.Кенжин, В.Косарев, Т.Омурзаков, Б.Сорокин.

---

Депутатский запрос Премьер-министру: о снижении административной нагрузки на бизнес

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Талгат Ергалиев:
"Республика Казахстан, как и многие страны, независимо от уровня своего развития сталкивается с проблемой чрезмерного регулирования экономической деятельности. Сложные и непрозрачные процедуры, которым должны следовать предприниматели при создании и ведении бизнеса, служат самым серьезным препятствием экономическому росту. Эти процедуры увеличивают затраты на производство, ограничивают доступ предпринимателей на рынок, сдерживают развитие бизнеса и ослабляют конкуренцию, способствуют коррупции.
Главой государства – Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в своих посланиях народу Казахстана неоднократно давались поручения соответствующим государственным органам решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы в рамках административной реформы.
В апреле 2013 года на совещании по дальнейшему развитию г.Астаны Главой государства было высказано мнение о необоснованном завышении цен в столице. Были даны соответствующие поручения по принятию мер, направленных на недопущение их роста. Мониторинг ценовой ситуации на рынке недвижимости свидетельствует о многократном превышении цен на недвижимость в городах Казахстана, по сравнению с ценами на недвижимость в развитых государствах. Завышенные цены вызваны отсутствием конкуренции и предоставлением земли ограниченному кругу компаний.
Рассматривая вопрос разрешительного регулирования на примере процедуры прохождения согласований и оформления документов при городском строительстве, можно наблюдать следующую картину.
Перед началом строительства любому предпринимателю для выделения земельного участка необходимо подавать заявление в местный исполнительный орган, рассмотрение которого в среднем занимает месячный срок.
После выделения земельного участка документы необходимо согласовать в местном подразделении ТОО "ГорАрхитектура", в подразделениях ТОО "ГенПлан", ГУ "Управление архитектуры", ГУ "Управление земельных отношений", в территориальном подразделении Министерства по чрезвычайным ситуациям, в Департаментах экологии, санитарно-эпидемиологического контроля и у главного архитектора города. Подсчитать какое количество времени уходит у предпринимателя на прохождение указанных согласительных процедур не представляется возможным, т.к. каждый руководитель перечисленных ведомств имеет свои некорреспондированные с руководителями иных ведомств приемные часы.
После прохождения первоначального этапа разрешение вопроса по выделяемому земельному участку выносится на рассмотрение комиссии под председательством курирующих заместителей акимов городов, где решается вопрос о вынесении постановления для целей проектирования. Для дальнейшего прохождения процедуры получения земельного участка в ГУ "Управление архитектуры" необходимо запросить архитектурно-планировочное задание, комплексный отчет, договор освоения земельного участка на период проектирования, координаты участка с разбивкой на местности, топографическую съемку.
Для получения доступа к сетям коммуникаций аналогичные запросы направляются в региональные энергетические компании, водо и теплоснабжающие организации. Получение технических условий от каждой коммунальной организации занимает свыше полумесяца.
Следующим этапом, в течении двух недель, изготавливается договор аренды земельного участка сроком на 6 месяцев с организацией "ГорНПЦЗем". При этом, параллельно заказываются схемы трасс и повторная топосъемка для проектирования наружных сетей, согласно схеме трасс. Далее предпринимателем заказывается эскизный проект. Для разработки рабочего проекта и заказа государственной экспертизы документация по строительству передается на рассмотрение предварительного, а также градостроительного советов.
Далее все полученные документы передаются в проектную организацию с материалами инженерно-геологических изысканий, которые изготавливаются в течение периода от 6 месяцев до двух лет. После прохождения всех перечисленных процедур заключение экспертизы и эскизный проект передаются в земельную комиссию, где в случае принятия положительного решения выносится соответствующее постановление.
Вышеперечисленная процедура по средним подсчетам при отсутствии каких-либо ошибок при изготовлении документации занимает у каждого предпринимателя в среднем от 18 месяцев до двух лет, в то время как аналогичная процедура в экономический развитых странах Европы отнимает у предпринимателя максимум два месяца времени.
В этой связи, прошу Вас в целях снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения разрешительной системы рассмотреть возможность минимизации перечня согласительных органов с сокращением сроков рассмотрения заявок, с возможностью предоставления документации в электронном виде в формате обслуживания по принципу "одного окна".
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в письменном виде в установленные законом сроки".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Перуашев, Е. Никитинская, А. Абильдаев, Н. Жазылбеков, М. Казбекова, С.Кадралиева, А. Туртаев.

----

Депутатский запрос Минкультуры: до 80 процентов всей имеющейся литературы на казахстанском книжном рынке составляют российские издания

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Министру культуры и информации Кул-Мухаммеду М.А. обратился депутат Парламента Турсунбек Омурзаков:
"Поводом для запроса стала ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в отечественной книжной индустрии, которая неоднократно освещалась и Книжной палатой Казахстана и СМИ, и экспертной общественностью, в то же время реальных продвижений по данному вопросу пока не наблюдается.
Одним из основных вопросов остается большая зависимость книжного рынка Казахстана от зарубежного: до 80 процентов всей имеющейся литературы на казахстанском книжном рынке составляют российские издания, при этом по объемам сбыта российской книжной продукции Казахстан занимает стабильное первое место после Российской Федерации.
Отечественный книгоиздательский сектор развит достаточно слабо: по данным Книжной палаты Казахстана 360 имеющихся на сегодняшний день издательств выпускают всего около 5 000 книг в год, общий тираж которых составляет 16 000 изданий. Значительную часть данных изданий (более 35%) составляет учебная литература, 20% юридическая литература и научные издания, на долю художественной литературы приходиться около 13%.
Очевидно, что книгоиздательское дело у нас формируется по остаточному принципу, т.е. издательствам остается выпускать все то, что не может быть импортировано из-за границы. Книжные издательства мало связаны с формируемым на рынке спросом населения на разнообразную литературу. При этом спрос на продукцию отечественных издательств, в основном, поддерживает государство, это учебники и юридическая литература, социально-важная литература в рамках государственных программ.
Что касается издания художественной и научно-популярной литературы книгоиздательствами этот сегмент рассматривается как наиболее рискованный. Сложность нахождения отечественных авторов, которые смогли бы заинтересовать казахстанских читателей и принести прибыль, как авторам, так и издательству, отсутствие навыков по продвижению и рекламе писателей и книг, значительные расходы по книгопечатанию не стимулируют проявлять активность в данной нише. Высокая стоимость бумаги и ее импорт из зарубежа делают казахстанские печатные издания в разы дороже зарубежных.
Данные факторы напрямую влияют на появление новых молодых авторов и развитие современной казахстанской литературы, от которой не в последнюю очередь зависят понимание населением культуры и ценностей общества, развитие национального самосознания и родного языка.
Очевидно, что книгоиздание это сфера рыночных отношений, куда государство, по сути, не должно вмешиваться. В то же время, в этой сфере имеются риски, которые издательства на себя брать не решаются. Параллельно с высокими затратами на книгопечатание существует риск не возврата вложенных собственных средств в тексты отечественных авторов, связанных с возможными низкими продажами книг.
Необходимо понимание и разделение таких рисков между издательством и государством. Осознание этой проблемы побудило многие зарубежные страны оказывать поддержку книгоиздательскому сектору, которая позволяет высвободить для издательств ресурсы для мероприятий по работе с отечественными авторами, продвижению и рекламе книг.
Стимулирующие меры могут варьироваться от предоставления финансовой и правовой помощи при издании текстов отечественных авторов до снижения таможенных пошлин на ввоз бумаги (на сегодняшний день таможенные пошлины на ввоз бумаги и картона из за рубежа составляют 15%, в то же время, таможенные пошлины на ввоз готовой печатной продукции – 0%), предоставления налоговых льгот. Государственная поддержка позволит активизировать издательскую деятельность, но и способствовать возрождению отечественной литературы, от количества и качества которой зависит образовательный и культурный потенциал нации.
Отсутствие внимания к проблемам книгоиздания может привести к нежелательным последствиям, в том числе, к дальнейшему вытеснению казахстанской книжной продукции книгами зарубежных издательств. В рамках развития Таможенного союза данная проблема становиться критичнее, для зарубежных издательских компаний отечественный рынок это практически рынок без конкурентов.
В этой связи просим рассмотреть:
– возможность представления результатов комплексного анализа отечественной книжной отрасли, в том числе сферы книгоиздания;
– вопросы совершенствования законодательной базы и выработки мер стимулирующей государственной политики в отечественном книгоиздании".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: считаем необходимым настоятельно просить Правительство изыскать возможности для полноценной реализации Дорожной карты бизнеса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Азат Перуашев:
"Как известно, в период выхода из кризиса по поручению Президента Н.А.Назарбаева была разработана программа "Дорожная карта бизнеса-2020", предусматривающая широкий спектр мер государственной поддержки отечественных предпринимателей. Получателями данной программы были определены ряд отраслей, имеющих приоритетное значение для сбалансированного развития экономики.
Необходимо отметить, что в отличие от многих других программ, Дорожная карта бизнеса оказалась весьма эффективной. Ее условиями воспользовались тысячи компаний реального сектора, подавляющее большинство из которых успешно вышли из кризиса и демонстрируют уверенный рост. Сохранены и расширены тысячи рабочих мест, производится конкурентоспособная продукция, которая реализуется, в том числе, и на внешних рынках. В рамках "Дорожной карты бизнеса-2020" просубсидировано почти 3 тыс. проектов на сумму 642 млрд. тенге. Прогарантировано более 200 проектов на сумму более 20 млрд. тенге. Производственная инфраструктура подводится для 450 предприятий на общую сумму инвестиций около 100 млрд. тенге, и т.д.
Этот результат был обеспечен политической волей Главы государства, взаимодействием госорганов, институтов развития, производственного бизнеса и банков второго уровня.
В то же время с лета т.г. в партию "Ак жол" и отраслевые объединения предпринимателей поступают обращения от бизнеса относительно изменений условий программы "Дорожная карта бизнеса – 2020", возникшие после внесения в нее поправок от 17.05.2013 г.
Поправки коснулись критериев программы и объемов финансирования. В результате на сегодняшний день многие проекты, одобренные на Региональных координационных советах, не получают дальнейшего финансирования из-за изменившихся критериев. Кроме того, у предпринимателей вызывает тревогу факт дефицита выделенных средств на поддержку проектов.
По причине их недостаточности Фонд развития предпринимательства "Даму" не подписывает договора по уже одобренным проектам.
Согласно данным Фонда, в настоящее время не подписаны договоры по 406 ранее уже одобренным проектам на сумму кредитного портфеля более 100 млрд. тенге. Прогнозная сумма субсидий по данным проектам до конца 2013 года составляет 2 926 млн. тенге.
Фракция партии "Ак жол" считает, что даже в случае отсутствия таких средств, необходимо провести ревизию все других программ поддержки предпринимательства и перераспределить средства на самую успешную востребованную из них, каковой является Дорожная карта бизнеса -2020.
Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса, благодаря союзу "Атамекен", стала очень модной темой. Новые и новые министерства запрашивают у бюджета средства, чтобы потом их осваивать под этой вывеской: взять хотя бы Минтруда, регулярно закладывающее десятки миллиардов на содействие предпринимательству.
Но как Минтруда собирается сделать предпринимателями тех, у кого нет ни залогов, ни собственных средств, а часто – и собственного жилья? Какой бизнес они могут организовать на 1-2 млн. тенге? Можно купить пару-тройку коров, заготовить корма. Но это не бизнес, а натуральное хозяйство! Этих людей надо на работу устраивать, а не лекции им читать! Не случайно деньги по этой статье Минтруда регулярно осваивает, а численность безработных не падает.
Кроме того, необходимо прекратить финансировать те проекты, которые практически сдулись, как мыльный пузырь. Они тоже у всех на слуху. Так, в 2011 году открыт завод "КазАвиаСпектр". Государство выделило на этот проект 750 миллионов тенге по программе ПФИИР, холдинг "КазАгро" предоставил кредит 846 миллионов тенге на льготных условиях. Однако, по сей день завод ничего не произвел.
Есть и множество других примеров.
Высвободившие средства по таким простаивающим проектам необходимо развернуть на работающие предприятия.
Недавно также стало известно, что Правительством планируется внести новый пакет поправок в Программу "Дорожная карта бизнеса", из которой предполагается исключить такие отрасли, как:
– растениеводство, животноводство и лесоводство;
– технические услуги в области горнодобывающей промышленности;
– водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов;
– услуги по организации проживания (гостиничный бизнес) и т.д.
Думаю, нет смысла говорить о том, какое значение имеет для нашей страны растениеводство и животноводство, как основа агропромышленного комплекса. О приоритетности такой деятельности как Водоснабжение и канализация вообще неудобно даже говорить: в Евросоюзе для этого вида деятельности повсеместно применятся особая, низкая ставка НДС. А мы их исключаем из приоритетов. Относительно гостиничных услуг – если мы говорим о развитии внутреннего туризма, даже включили его в один из отраслевых кластеров, то какой туризм без гостиниц?
В этой связи, предприниматели и партия "Ак жол" в лице своей депутатской фракции адресуют Правительству следующие вопросы:
1) Получат ли государственную поддержку участники программы Дорожная карта бизнеса с уже одобренными в Региональных координационных советах проектами, которым в Фонде "Даму" не подписывают договора? Будут ли им компенсированы понесенные затраты в связи со срывом сроков реализации?
2) Оправданны ли опасения бизнеса о планируемом исключении ряда отраслей из списка приоритетов программы "Дорожная карта бизнеса 2020", и чем обоснованы такие планы?
Со своей стороны, уважаемый Серик Ныгметович, считаем необходимым настоятельно просить Правительство изыскать возможности для полноценной реализации Дорожной карты бизнеса, которой Президент Назарбаев дал старт в самый разгар мирового финансового кризиса. И сворачивать ее под предлогом нехватки средств на фоне официального роста экономики, на наш взгляд, некорректно.
Просим Вас взять данный вопрос под контроль и оказать содействие в положительном решении возникших проблем".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Е. Никитинская, А. Абильдаев, Т. Ергалиев, Н. Жазылбеков, С. Кадралиева, М. Казбекова, А. Туртаев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2013
Мажилис поддержал депутатскую инициативу 31.10.2013
Тимур Кулибаев: "В Атырауской области есть хорошие перспективы развития различных секторов экономики" 31.10.2013
В МВД состоялось заседание межведомственной рабочей группы 31.10.2013
Казахстан опередил страны ТС и ЦентрАзии в рейтинге Legatum Institut благосостояния стран 31.10.2013
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание по борьбе с наихудшими формами детского труда 31.10.2013
Проводится корректировка границ Семипалатинского полигона 31.10.2013
Визит руководства АО "КазАгроФинанс" в Королевство Нидерланды 31.10.2013
Состоялась встреча Генпрокурора Асхата Даулбаева с временным поверенным в делах США в РК Джоном Ордвейем 31.10.2013
В акимате Мангистауской области с осторожностью относятся к проекту строительства АЭС в Актау 31.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz