NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 18:54 ast
16:54 msk

В Правительстве рассмотрены вопросы развития сельскохозяйственной переработки
С.Ахметов: Повышение конкурентоспособности наших товаров в условиях интеграции – это задача не только государства, но и самого бизнеса
09.10.2013 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 8 октября

Сегодня в Правительстве в селекторном режиме под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова рассмотрены вопросы развития сельскохозяйственной переработки.
С.Ахметов, отметив приоритетность переработки сельхозсырья, производство качественных, доступных и конкурентоспособных продуктов питания в деятельности АПК, подчеркнул актуальность задачи, поставленной Главой государства по обеспечению не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия за счет отечественного производства и освоения новых экспортных рынков.
О состоянии дел в данной сфере доложил министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Обозначив основные факторы, влияющие на развитие перерабатывающей отрасли, министр отметил, что переработка сельхозпродукции составляет 5 % республиканского объема промышленного производства и 16 % обрабатывающей промышленности.
По данным Агентства РК по статистике в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, число действующих предприятий составляет 1 370, в том числе крупных около 60. При этом, по словам министра, "основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль, молочная, хлеб и хлебобулочная, мясоперерабатывающая, плодоовощная, масложировая".
В целом же "объем производства продуктов переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности в 2012 году составил порядка 830 млрд. тенге или 5,5 млрд. долларов.
"В 2013 году отмечается положительная тенденция в товарообороте в рамках Таможенного союза. За 7 месяцев экспорт вырос на 72%, импорт – на 2%", – сказал А.Мамытбеков. Он также отметил, что "в структуре потребления по основным видам продуктов переработки сельхозпродукции, доля отечественного производства составляет более 80%".
Назвав главной целью развития перерабатывающей промышленности – снижение себестоимости производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках, он остановился на задачах по повышению конкурентоспособности отрасли. Это обеспеченность сырьем, внедрение высокотехнологичных производств, сбыт готовой продукции.
В числе приоритетных направлений перерабатывающей промышленности определены переработка: молока, мяса, плодов и овощей, семян масличных культур макаронных изделий и круп, сахара, первичная переработка шкур. Все семь направлений включены в Мастер-план по развитию перерабатывающей промышленности, составлен единый Комплексный план мероприятий. Последний документ в скором времени будет внесен на утверждение Правительства.
По данной тематике также заслушаны сопредседатель Молочного союза Казахстана А.Кузлякин, директор ТОО "Компания "Маслодел" П.Селиванов, директор Иссыкского плодоконсервного завода Алматинской области Е.Айдарбаев, ТОО "Семипалатинский мясокомбинат" Б.Жамангаринов, а также акимы Актюбинской области – А.Мухамбетов, Южно-Казахстанской – А.Мырзахметов.
Подводя итоги заседания, глава Правительства отметил, что основные направления развития перерабатывающей отрасли определены в программе "Агробизнес-2020". В ее рамках на поддержку и развитие перерабатывающей сферы до 2020 года предусмотрено более 130 млрд. тенге.
"Конкретные меры господдержки и ежегодные объемы необходимых средств детально расписаны в Мастер – плане по реализации отраслевой программы", – сказал С.Ахметов и добавил, что "вопросы межотраслевой координации должны решаться в рамках Комплексного плана развития переработки сельхозпродукции".
Констатировав, что "все необходимые решения, в том числе по финансированию, Правительством приняты", С.Ахметов подчеркнул, что "МСХ необходимо совместно с акимами регионов, заинтересованными госорганами с учетом сегодняшних замечаний, предложений доработать, скорректировать соответствующие планы с Комплексными планами регионов и обеспечить реализацию принятых решений". Он также поручил рассмотреть вопросы налогообложения переработчиков сырья.
"Повышение конкурентоспособности наших товаров в условиях интеграции – это задача не только государства, но и самого бизнеса", – отметил глава Правительства и призвал "бизнес на селе, агробизнес мобилизоваться и использовать те возможности, которые предоставляет государство".
"Будет мощная переработка, будет мощный сбыт, это подтянет в целом основное производство сельского хозяйства", – резюмировал С.Ахметов и подчеркнул важность развития переработки продукции сельского хозяйства, как "еще одной точкой роста, которая позволит сельскому хозяйству идти по пути модернизации".

-----

Доклад министра на тему "Развитие перерабатывающей промышленности в Республике Казахстан"
mgov.kz, 8 октября

Уважаемый Серик Ныгметович, уважаемые участники совещания!
Я хотел бы начать свой доклад с анализа основных факторов, влияющих на развитие перерабатывающей промышленности в Республике Казахстан.
В отличие от производства сельхозпродукции индустрия ее переработки испытывает в своем развитии гораздо больше вызовов. Прежде всего, это связано с узостью нашего внутреннего рынка и естественным стремлением других стран приобретать на внешних рынках сырье, для его последующей самостоятельной переработки и продажи уже готовой продукции.
В этой связи в последнее время наблюдается усиление конкуренции на рынке продтоваров, что особенно начало проявляться после вступления Казахстана в Таможенный союз, который упростил движение сырья и товаров между странами-участницами ТС.
При этом пока остальные страны, так или иначе, ограждены таможенными квотами и пошлинами ТС, однако предстоящее вступление в ВТО упростит движение товара и для них, что еще больше усилит конкуренцию.
Результаты укрупненного анализа ценообразования на территории стран Таможенного Союза показывают, что продукты сельхозпереработки наших партнеров уже на входе в Казахстан имеют ряд преимуществ.
Эти преимущества основаны на следующих объективных и субъективных факторах.

ПЕРВОЕ. Природно-климатические условия.
Так, если в Казахстане среднегодовая норма осадков в зерносеющих областях составляет около 300 мм, то у наших партнеров в 2-3 раза больше. По плодородности почв похожая ситуация, если у нас средний балл бонитета равен 37, то у них почти 2 раза больше. В результате, например, урожайность кукурузы на силос в Беларуси составляет около 250 ц/га, тогда как в Казахстане в среднем 112 ц/га (север – 72, Юг – 165 ц/га).
Как следствие все это приводит к низкой стоимости сырья растениеводческой продукции и кормов, которые в свою очередь формируют низкую себестоимость мяса и молока и другой животноводческой продукции.
Так, например, белорусские молзаводы закупают молоко у совхозов в среднем за 2,8 тыс. белорусских рублей или 57 тенге за кг. Мясокомбинаты покупают мясо КРС в убойном весе в среднем за 40 тыс. белорусских рублей или 804 тенге за килограмм. Аналогичная ситуация наблюдается и в России.
При этом в Казахстане закупочная цена сырого молока равна около 90 тенге, мяса КРС в убойном весе около 960 тенге.

ВТОРОЕ. Неравные объемы государственной поддержки.
Объем господдержки сельского хозяйства к Валовому объему произведенной продукции в сельском хозяйстве в Беларуси равен 18 %, в России 6%, тогда как в Казахстане 4 %. При этом согласно договоренности стран-участниц ТС уровень господдержки стран ТС не должен превышать 10%.
Благодаря высокому объему господдержки белорусские производители сырья и перерабатывающие предприятия имеют лучшие технологии и технику чем в Казахстане. Все это существенно отражается на качестве производимой продукции.
Здесь также надо отметить, что система государственного управления, форма собственности и механизмы в Беларуси позволяют административными методами устанавливать закупочные цены на сырье для перерабатывающих предприятий. Это создает преимущества для продвижения сельхозпродукции этой страны.

ТРЕТЬЕ. Концентрированность рынка и масштабность производства.
Как известно, емкости рынка России и Казахстана имеют разные размеры. То есть российский рынок более концентрирован по числу потребителей в отличие от Казахстана. Высокая концентрация прямо отражается на масштабности имеющихся производств, это значит, что крупным российским мясным или молочным комбинатам намного проще зайти на рынок Казахстана, на долю которого приходится небольшая часть от общего производства их продукции. Особенно если использовать политику демпинга цен и позволять себе продавать продукцию ниже себестоимости.
При этом нашим предприятиям, работающим в основном только на рынок республики, сложнее выходить на российский рынок и особенно соревноваться с ними по цене. Такая ситуация сложилась в силу исторического фактора – развала Союза и ограничения рынка сбыта. Например, Семипалатинский мясокомбинат раньше снабжал советскую армию и имел огромный объем производства, но после распада СССР он вынужден был в десятки раз сократить производство, потому что внутренний рынок Казахстана был слишком мал для него. При этом многие крупные российские переработчики выдержали это испытание за счет количества потребителей.

ЧЕТВЕРТОЕ. Низкий уровень протекционизма отечественной продукции и либеральность по отношению к импортным товарам.
В отличие от других стран надо признать, что в Казахстане слабо ведется контроль за соблюдением техрегламентов, выявляется скрытый демпинг, как следствие, процветающая недобросовестная и несправедливая конкуренция приводит к значительному удешевлению товаров из других стран и существенным образом отражается на развитии собственной перерабатывающей промышленности.
Вот основные предпосылки текущего состояния, из которых вытекают основные задачи, решение которых требует отрасль.
1. По природно-климатическим условиям – естественно, это никак не изменить, а значит необходимо выработать свои подходы для создания конкурентоспособной продукции сельского хозяйства. Например, выращивать наиболее неприхотливые, но в то же время питательные сорта кормовых культур, не заниматься повальной Голштинизацией коров. Интенсивное животноводство, высокая генетика требует интенсивных и качественных кормов, которые изначально будут дороже.
В этой связи наряду с высокоинтенсивными фермами в крупных и сильных хозяйствах, учитывая наличие хороших пастбищ и дешевой природной кормовой базы, особенно на юге, нам надо стратегически больший акцент делать на пастбищное содержание скота, применяя Красно-степную, Алатаускую и другие приспособленные породы коров.
2. В части объема господдержки – необходимо его увеличивать до объема наших партнеров, эта работа начата в рамках программы "Агробизнес", в результате к 2020 году объем господдержки в Казахстане достигнет 9%.
3. По масштабности производства, учитывая интеграционные процессы создания единого рынка минимум 170 млн. человек полагаем, что это всего лишь вопрос времени. Правильная государственная политики наряду с государственной поддержкой со временем улучшат ситуацию.
По слабой защите отечественного рынка необходимо усиление техрегламентов, контроля за их соблюдением, борьбы с демпингом и т.д. Комплексный план мероприятий, содержащий, в том числе меры по решению указанных проблем, подготовлен и в ближайшее время будет внесен на утверждение Правительства.
Теперь по развитию перерабатывающей промышленности внутри Казахстана.
Переработка сельхозпродукции это 5 % республиканского объема промышленного производства и 16 % обрабатывающей промышленности страны (за 2012 год).
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности количество действующих предприятий составляет 1 370, в том числе крупных около 60.
Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль (19%), молочная (16%), хлеб и хлебобулочная (15%), мясоперерабатывающая (14%), плодоовощная (9%), масложировая (9%) и прочие отрасли (17%).
В целом объем производства продуктов переработки с/х продукции и пищевой промышленности в 2012 году составил порядка 830 млрд. тенге или 5,5 млрд. $ США. При этом импортировано продукции на сумму 3 млрд. $ США и экспортировано – 1,1 млрд. $ США.
Таким образом, доля производства в общем объеме потребления составляет порядка 60%. Остальные 40% завозятся из-за границы.
В 2013 году отмечается положительная тенденция в товарообороте в рамках таможенного союза. Так, если в 2010-2011 годах импорт со странами ТС вырос на 14-41%, а экспорт – на 4-7%, то в 2012 году импорт вырос всего на 2,5%, а экспорт вырос на 25,8%. При этом за 7 месяцев 2013 года импорт вырос всего на 2%, а экспорт вырос на 72%.
Если рассматривать структуру потребления, то по всем основным видам продуктов переработки сельхозпродукции доля отечественного производства составляет более 80%.
Исключение составляют: плодоовощные консервы (менее 10%), сахар (39%), сыры и творог (46%), колбасные изделия (57%), масло сливочное (64%), мясорастительные консервы (68%), доля импорта которых во внутреннем потреблении остается высокой.
Как показывает анализ, основной проблемой не повышения объемов переработки сельхозсырья и загрузки перерабатывающих мощностей по вышеуказанным продуктам является их слабая конкурентоспособность, как правило, связанная с высокой себестоимостью производства.
Учитывая изложенное, главной целью развития перерабатывающей промышленности является снижение себестоимости производства и повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
При этом государство должно всего лишь создать условия для развития перерабатывающих производств, то есть надо поднять их на такой уровень, чтобы в дальнейшем и без поддержки государства это были самодостаточные и конкурентоспособные предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия;
2) обеспечить высокотехнологичное производство готовых продуктов;
3) обеспечить сбыт готовой продукции.
Вместе с тем, переработка сельхозпродукции включает широкий перечень направлений и поддержать все направления в условиях ограниченности бюджетных средств практически невозможно. В этой связи для эффективного использования бюджетных средств и получения максимальной отдачи представляется целесообразным оказывать поддержку только приоритетным направлениям.
Основными критериями для определения приоритетных направлений определены:
ПЕРВОЕ. Наличие перспектив развития на внутреннем рынке
В данном критерии основным показателем является доля импорта данного продукта во внутреннем потреблении. То есть, чем больше импорта данного продукта во внутреннем потреблении, тем больше перспектив для его вытеснения в пользу отечественной продукции.
В настоящее время доля импорта во внутреннем потреблении по некоторым видам продуктов переработки сельхозсырья остается высокой. Так, доля импорта плодоовощных и фруктовых консервов во внутреннем потреблении в среднем составляет 86%, сахара – 61,3%, сыра и творога 55%, колбасных изделий – 43%, маргарина – 36%, сливочного масла 35,9%.
ВТОРОЕ. Наличие перспектив развития на внешних рынках
В данном критерии основным показателем является потенциал экспорта данного продукта. То есть, чем больше емкость рынков сбыта вокруг Казахстана, тем больше перспектив развития ее производства.
Согласно проведенному анализу экспортоориентированной продукцией переработки признается мясная продукция, экспорт которой возможен в Россию, растительное масло, экспорт которого возможен в Россию и Центральную Азию, а также макароны, экспорт которых возможен в Европейские страны.
ТРЕТЬЕ. Наличие дешевого и качественного сырья, а также перспектив для его производства.
В данном критерии основным показателем является наличие достаточной сырьевой базы и потенциала для ее развития. То есть, чем больше дешевого и качественного сырья, тем ниже себестоимость и выше конкурентоспособность продукта.
Так, остаток не переработанных шкур МРС составляет– 99 %, плодоовощей – 96 %, шкур КРС – 91 %, мяса – 72 %, "товарного молока" 52 %.
Исходя из указанных критериев приоритетными для развития перерабатывающей промышленности определены следующие направления:
1) переработка молока (производство сливочного масла, сыров, сухого молока);
2) переработка мяса (производство колбасных изделий, мясных и мясорастительных консервов);
3) производство масложировых продуктов (маргарин и растительное масло);
4) производство макаронных изделий, круп;
5) переработка плодов и овощей;
6) производство сахара;
7) переработка шкур сельхозживотных.
Начну с первого приоритетного направления: Переработка молока
Основная цель данного направления это вытеснение импорта, задача по увеличению объема экспорта пока не преследуется.
Согласно статистике за 2012 год в стране было произведено 4,8 млн. тонн молока, из которых 85% произведено в ЛПХ. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35 % или 1,68 млн.тонн. Объем экспорта составляет 22 тыс. тонн, а объем импорта – 903 тыс.тонн, внутреннее потребление – 2,5 млн. тонн. Доля отечественного производства во внутреннем потреблении составляет 65 %, а остальные 35 % импортируются.
Таким образом, в переработке молока имеются значительные перспективы для увеличения производства и вытеснения импорта.
Вместе с тем проведенный анализ показывает, что развитию отрасли препятствует ряд проблем:
1) низкое качество молока в ЛПХ и их территориальная удаленность;
2) недостаток молока-сырья и высокая стоимость молока-сырья из-за высокого удельного веса производства в крестьянских хозяйствах и ЛПХ;
3) высокая доля морально и физически изношенного оборудования;
4) нехватка оборотных средств.
В результате наша продукция становится менее конкурентоспособной по сравнению с импортной.
Как мы собираемся решать каждую из указанных проблем?
Проблему низкого качества молока и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем оказания господдержки (инвестсубсидии и субсидирование ставки вознаграждения) для организации 212 пунктов приема молока до 2020 года, а также для приобретения 400 крупных молоковозов для сбора молока с 2 000 вновь организованных Мини МТФ.
Пункты приема молока.
Проектная стоимость 1 пункта приема молока составляет 10,2 млн. тенге. Данная сумма включает затраты на строительство модульного пункта из сэндвич панелей, закупку оборудования (танкер, насос, анализатор), а также молоковоза объемом 4 тонны.
Размер инвестиционной субсидии составит 30%, при этом оставшаяся сумма может быть получена в кредит, ставка по которому также подлежит субсидированию в размере 7%.
Созданный пункт приема молока будет рассчитан на сбор молока не только в том селе, в котором он будет располагаться, но и в близлежащих селах в радиусе 50-100 км. Мощность такого пункта составит 750 тонн молока в год.
Создание пунктов приема молока планируется в областях, где производятся наибольшие объемы молока: Восточной-Казахстанской (15%), Алматинской (14%), Южно-Казахстанской (14%), Северо-Казахстанской (9%), Костанайской (7%) и Акмолинской (7%).
Сбор молока с Мини МТФ.
Согласно Мастер-Плану "Развитие отрасли молочного скотоводства в РК до 2020 года" до 2020 года планируется строительство 2 000 Мини МТФ. Данные фермы будут содержать 187 000 дойных голов и производить 689 тыс.тонн молока к 2020 году.
Поскольку создание Мини МТФ уже предусматривает наличие у них охладительных танкеров для сбора молока объемом 2 тонны, создание пунктов приема молока для Мини МТФ не требуется. Существует только потребность доставки молока до молокоперерабатывающего завода. Для упрощения этой задачи государством будут созданы выгодные условия для покупки молоковозов.
Кроме того, господдержка при приобретении молоковозов для сбора молока с Мини МТФ может оказываться и молокоперерабатывающим предприятиям.
На эти мероприятия запланировано 3,3 млрд. тенге.
Указанные меры к 2020 году позволят обеспечить сбор 159 тыс. тонн молока с ЛПХ (212*750тонн) и 689 тыс. тонн молока с Мини МТФ.
Кроме того, для увеличения поставок отечественного сырья и снижения стоимости молока-сырья запланировано субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сырья. Для этого в отраслевой программе Агробизнес 2020 предусмотрен механизм, который предполагает субсидирование разницы между ценой, по которой производители могут выгодно продать молочное сырье, и ценой, по которой переработчики могут выгодно купить его.
Данная программа направлена на увеличение производства продуктов глубокой переработки молока: сливочное масло, сухое молоко и сыры. Проект закона, предусматривающего введение указанного механизма, в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.
На реализацию данной программы из республиканского бюджета предусмотрено выделение 44,4 млрд. тенге до 2020 года.
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение производства сухого молока с 2 до 4,8 тыс. т, сыра с 6,5 до 9,4 тыс. т, сливочного масла с 13,8 до 27,7 тыс. т.
Решение проблем изношенного оборудования, а также нехватки оборотных средств у перерабатывающих предприятий будет решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по лизингу оборудования, полученному на модернизацию предприятия, а также по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, в размере 7%.
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение переработки молока на 1,3 млн. тонн (с 1680 до 2989).
Всего на эти цели предусматривается 62,2 млрд. тенге до 2020 года.
Сбыт продукции
Хотелось бы сразу озвучить проблемы, препятствующие сбыту отечественной продукции. Данные проблемы актуальны практически для всех продуктов сельхозпереработки.
Как вы знаете, объемы производство сырья и его дальнейшей переработки напрямую зависят от возможности сбыта произведенной продукции. При этом в отличие от этапов производства и переработки сырья, этап сбыта находится под контролем других госорганов.
В настоящее время выделяются следующие основные проблемы, препятствующие сбыту отечественной продукции.
ПЕРВОЕ. Уменьшение суммы начисленного НДС для заготовительных пунктов ("Первый НДС").
Есть такая проблема – сдатчики сырья не являются плательщиками НДС, а переработчики являются плательщиками этого налога, в результате налог, который должен начисляться на добавленную стоимость, для переработчиков становится налогом со всего оборота
В этой связи нужно либо освободить посредников, которые занимаются закупом сырья, от уплаты НДС, либо в целом снизить ставку НДС по отрасли. Предлагается Министерству финансов и Министерству экономики и бюджетного планирования рассмотреть этот вопрос и найти решение.
ВТОРОЕ. Обеспечение тарой и упаковкой.
В структуре себестоимости продукции перерабатывающей промышленности затраты на тароупаковочные материалы занимают порядка 10-30% в зависимости от производимой продукции.
На сегодняшний день импорт тароупаковочных материалов по-прежнему остается высоким. При этом импортные цены на данные материалы увеличиваются, что соответственно сказывается на себестоимости продукции и делает ее неконкурентоспособной по цене.
В настоящее время потребность молокоперерабатывающих предприятий в тароупаковочных средствах по расчетным данным с учетом норм расхода на 1 тонну выпускаемой продукции в год составляет: картонные пакеты для кисломолочных продуктов емкостью 1 литр – 265,4 млн.штук, емкостью 0,5 литра – 535,1 млн.штук; мясоперерабатывающих предприятий: искусственная и естественная оболочка для производства колбас – 583,9 тонн; мукомольных предприятий мешкотара в количестве 59,5 млн. штук; сахарных заводов мешкотара в количестве – 4,2 млн.штук.
При этом в отличие от оболочек для колбас, мешкотары и стеклотары, которые немного производятся в Казахстане, такие популярные сейчас упаковки как алюминиевые пакеты и нержавеющие банки в республике вообще не производятся.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос строительства новых заводов по производству тароупаковочных и вспомогательных материалов или увеличении загрузки существующих мощностей, которые в условиях функционирования Таможенного Союза и в рамках вступления Казахстана в ВТО смогут обеспечить перерабатывающие предприятия отечественными конкурентоспособными вспомогательными материалами.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства индустрии и новых технологий.
ТРЕТЬЕ. Борьба с фальсифицированной продукцией.
Например, большое беспокойство у наших переработчиков молока вызывает постоянно растущая несправедливая конкуренция со стороны импортной молочной продукции, обогащенной растительными жирами и другими добавками, значительно ее удешевляющими. Кроме того, цельномолочная продукция не может тягаться по цене с изготовленной из сухого молока.
Для борьбы с фальсифицированной продукцией необходимо строительство и модернизация испытательных лабораторий, укрепления их МТБ, разработки стандартов на методы испытаний.
При этом для усиления госконтроля представляется целесообразным обеспечить размещение госзаказа на финансирование НПО для выявления фальсификата и не соответствующей требованиям техрегламентов пищевой продукции.
Решение данного вопроса также находится в компетенции Министерства индустрии и новых технологий.
ЧЕТВЕРТОЕ. Защита рынка от скрытого демпинга.
На сегодняшний день существующее антидемпинговое законодательство практически не работает. Антидемпинговые меры могут быть применены только по результатам расследования, процедуры которых слишком сложны, требуют длительное время и применяются только в случае установления серьезного ущерба экономике государства.
При этом наши предприниматели не всегда знают порядок подготовки документов, необходимых для начала антидемпинговых процедур. А также это довольно затратное мероприятие. В результате необходимые меры не принимаются.
В этой связи предлагается обеспечить размещение госсоцзаказа среди общественных объединений и бизнес-ассоциаций, которые выступят защитниками прав и интересов предпринимателей в госорганах Казахстана и зарубежных стран.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства экономики и бюджетного планирования.
ПЯТОЕ. Содействие увеличению продаж отечественной продукции.
Увеличение продаж отечественной продукции представляется целесообразным обеспечить путем:
1) развития торгово-логистических центров, коммунальных рынков. При этом для эффективности деятельности коммунальных рынков и повышения их статуса предлагается принятие концепции коммунальных рынков, определяющей их цели, задачи и критерии функционирования.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства экономики и бюджетного планирования, а также местных исполнительных органов.
2) увеличения доли казахстанского содержания путем инициирования внесения изменений в законодательство о госзакупках в части распространения обязанности по приобретению отечественных продуктов на поставщиков услуг по организации питания.
Кроме того, представляется целесообразным внести поправки в законодательство о госимуществе в части включения обязанности арендаторов госимущества, организующих питание сотрудников госорганизаций, закупать отечественные продовольственные товары. Аналогично по Типовым правилам закупок национальных холдингов, компаний и их дочерних организаций.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства финансов.
3) пропаганды отечественной продукции путем создания ТВ программ, демонстрирующих преимущества отечественной продукции. Такие передачи, идущие на основных телеканалах страны, являются мощным инструментом по формированию мнения потребителей о свойствах товаров.
Решение данного вопроса находится в компетенции Министерства культуры и информации.
Своевременное решение вышеуказанных вопросов существенно увеличит объем сбыта отечественной продукции, что автоматически увеличит объем производства и переработки.
Второе приоритетное направление: Переработка мяса
Главная цель данного направления это вытеснение импорта и увеличение экспорта.
К основным факторам, сдерживающим развитие мясоперерабатывающей промышленности, относятся: 1) низкое качество сырья, сезонный характер производства и неравномерное поступление сырья в течение года, территориальная удаленность ЛПХ; 2) высокая доля морально и физически изношенного оборудования; 3) нехватка оборотных средств.
Указанные проблемы мы собираемся решать следующим образом:
Решение проблемы низкого качества сырья и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем оказания господдержки для приобретения мясоперерабатывающими предприятиями или посредниками 30 скотовозов и 63 рефрижераторов до 2020 года для сбора мяса с ЛПХ.
Размер инвестсубсидии составит 30%, при этом оставшаяся сумма может быть получена в кредит, ставка по которому также подлежит субсидирования в размере 7%.
На эти мероприятия запланировано 500 млн. тенге.
Указанные меры к 2020 году позволят собирать около 600 тыс. тонн мяса.
Решение проблем изношенного оборудования, а также нехватки оборотных средств также будет решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по кредиту и лизингу в размере 7%.
Кроме того, с помощью 30% инвестиционных субсидий, а также субсидирования ставки вознаграждения планируется стимулирование строительства новых предприятий.
Оказание вышеуказанной господдержки позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема перерабатываемого мяса на 139 тыс. тонн (с 263,5 тыс. тонн до 402 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 29,8 млрд. тенге до 2020 года.
Третье приоритетное направление: Переработка плодов и овощей
Основная цель данного направления пока только вытеснение импорта.
Здесь выделяются общие проблемы по изношенному оборудованию и нехватке оборотных средств, а также проблема низкой доли переработки плодов и овощей (4%).
Проблемы изношенного оборудования и нехватки оборотки также будут решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу в размере 7%.
Кроме того, в целях доведения доли переработки плодов и овощей к 2020 году до 13% путем инвестсубсидирования и субсидирования ставки вознаграждения планируется стимулирование строительства новых предприятий.
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение объема производства плодоовощных консервов на 47,8 тыс. тонн (с 16,5 тыс. тонн до 64,3 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 1,8 млрд. тенге до 2020 года.
Четвертое приоритетное направление: Переработка семян масличных культур
Главная цель данного направления это вытеснение импорта и увеличение экспорта.
Проблемы отрасли общие: изношенное оборудование и недостаток оборотных средств.
Решение указанных проблем также будет осуществляться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования (30%) и субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу(7%).
Указанные меры к 2020 году обеспечат увеличение объема производства растительного масла на 98,3 тыс. тонн (с 289,3 тыс. тонн до 387,6 тыс. тонн), маргарина на 8 тыс. тонн (с 52,4 тыс. тонн до 60,0 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 16,6 млрд. тенге до 2020 года.
Пятое приоритетное направление: Производство макаронных изделий и круп
Основная цель данного направления это увеличение экспорта.
Проблемы отрасли общие. Поэтому здесь также предусматривается инвестсубсидирование модернизации оборудования (30%) и субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу (7%).
Оказание вышеуказанной господдержки позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема производства макаронных изделий на 70 тыс. тонн (с 145 тыс. тонн до 215 тыс. тонн), крупяных изделий на 19 тыс. тонн (с 43 тыс. тонн до 62 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 9,1 млрд. тенге до 2020 года.
Шестое приоритетное направление: Производство сахара
Главная цель данного направления это вытеснение импорта.
Основные проблемы отрасли: 1) высокая стоимость свекловичного сырья; 2) высокий уровень изношенности технологического оборудования; 3) недостаток оборотных средств; 4) низкая закупочная цена сахарной свеклы, установленная заводами.
Одной из причин низкого уровня развития сахарной отрасли в стране является проблема взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и сахарными заводами.
Так, переработчики, исходя из цены на сахар белый в период уборки урожая, устанавливают на сахарную свеклу низкие закупочные цены. В результате свекловоды не окупают своих расходов и не заинтересованы в увеличении производства сахарной свеклы. Такая ситуация вызвана отсутствием стабильной и качественной сырьевой базы, вследствие чего отмечается неполная загрузка производственных мощностей сахарных заводов.
Для снижения стоимости свекловичного сырья и увеличения ее поставок на перерабатывающие предприятия в программе Агробизнес 2020 предусмотрен механизм, который предполагает субсидирование разницы между ценой, по которой производители могут выгодно продать производимое сырье, и ценой, по которой переработчики могут выгодно купить его.
Так, при средней цене продажи тонны сахарной свеклы 13 тыс. тенге, 4,6 тыс. тенге будет возмещаться государством. При этом до 2020 размер субсидий также будет постепенно понижаться в связи увеличением объемов производства и повышением прибыли перерабатывающих предприятий.
На реализацию данной меры из республиканского бюджета предусмотрено выделение 8,1 млрд. тенге до 2020 года.
Решение проблем изношенного оборудования и нехватки оборотных средств также будет осуществляться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования (30%) и субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу (7%).
В результате указанной господдержки к концу 2020 года будет обеспечено увеличение производства сахара из отечественной сахарной свеклы на 61 тыс. тонн (с 17 тыс. тонн до 78 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 13,2 млрд. тенге до 2020 года.
Седьмое приоритетное направление: Первичная переработка шкур
Основная цель данного направления это увеличение объема первичной переработки шкур.
Согласно статистике только 9,3% кожсырья КРС и 0,005 % кожсырья МРС подвергаются обработке.
Основной причиной складывающейся ситуации является концентрация поголовья скота в личных подсобных хозяйствах и мелких крестьянских, фермерских хозяйствах, где практически не соблюдаются ветеринарные требования, не уделяется должное внимание селекционно-племенной работе, отсутствует механический съем шкур.
Основные проблемы отрасли: 1) низкое качество сырья и территориальная удаленность ЛПХ;
2) практически полное отсутствие оборудования для первичной переработки кожсырья; 3) нехватка оборотных средств у предприятий по первичной оброботке шкур с/х животных;
4) отсутствие налоговых льгот (освобождение от НДС), которыми пользуются другие направления перерабатывающей отрасли.
Проблемы низкого качества сырья и территориальной удаленности ЛПХ планируется решить путем выплаты инвестсубсидий (30%) и субсидирования ставки вознаграждения (7%) для создания пунктов приема шкур сельхозживотных.
Организация пунктов приема шкур позволит выявлять низкокачественное сырье на стадии его сбора. В то же время наличие спроса сырья и адекватная закупочная цена наряду с контролем сырья должны мотивировать ЛПХ улучшать качество сырья.
Всего к 2020 году планируется создание 17 пунктов приема шкур.
Для ведения налоговых льгот планируется инициировать внесение изменений в ст. 267 Налогового кодекса РК.
Указанные меры к 2020 году позволят обеспечить увеличение объема переработки шкур на 14,6 тыс. тонн (с 3,8 тыс. тонн до 18,4 тыс. тонн).
Всего на эти цели предусматривается 360 млн. тенге до 2020 года.
Сводная таблица затрат выглядит следующим образом.
При этом хочу отметить, что на финансовое оздоровление предприятий переработки по вышеуказанным приоритетным направлением дополнительно предусматривается 7,7 млрд. тенге.
В завершение хочу отметить, что все вышеуказанные мероприятия по 7 направлениям включены в Мастер-План "Развитие перерабатывающей промышленности".
При этом для систематизации и консолидации действий, предусмотренных Мастер-Планами, составлен единый Комплексный план мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности.
Реализация мер Комплексного плана, на наш взгляд, позволит значительно повысить конкурентоспособность отечественной перерабатывающей промышленности за счет снижения ее себестоимости и повышения качества, не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, существенно расширив экспортные возможности.
В ближайшее время Комплексный план будет внесен на утверждение Правительства, прошу его поддержать. Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2013
Мажилис поддержал депутатскую инициативу 31.10.2013
Тимур Кулибаев: "В Атырауской области есть хорошие перспективы развития различных секторов экономики" 31.10.2013
В МВД состоялось заседание межведомственной рабочей группы 31.10.2013
Казахстан опередил страны ТС и ЦентрАзии в рейтинге Legatum Institut благосостояния стран 31.10.2013
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание по борьбе с наихудшими формами детского труда 31.10.2013
Проводится корректировка границ Семипалатинского полигона 31.10.2013
Визит руководства АО "КазАгроФинанс" в Королевство Нидерланды 31.10.2013
Состоялась встреча Генпрокурора Асхата Даулбаева с временным поверенным в делах США в РК Джоном Ордвейем 31.10.2013
В акимате Мангистауской области с осторожностью относятся к проекту строительства АЭС в Актау 31.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz