NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 15:27 ast
13:27 msk

Не хлебом единым…
Ч.Лаумулин: Культура позволяет нам осознать бытие и смерть, преодолеть не только свои инстинкты, но и животный страх перед лицом последней, создавая творения искусства, только у которых, как известно, есть свойство преодоления разрушительных свойств времени
17.10.2013 / политика и общество

Чокан Лаумулин, Tengrinews.kz, 16 октября

Человек стал Homo sapiens, когда у него появилась культура, как следствие развития разума. Именно ее наличие и развитость отличает нас от животных. Культура позволяет нам осознать бытие и смерть, преодолеть не только свои инстинкты, но и животный страх перед лицом последней, создавая творения искусства, только у которых, как известно, есть свойство преодоления разрушительных свойств времени. Оберегая культуру во всех ее проявлениях, человек передает своим потомкам не просто какие-то материальные или другие ценности, но – и это главное – самый важный инструмент успешного воспроизводства этих ценностей во имя, не более и не менее, выживания.
Кто, кроме людей сведущих, сегодня помнит о Римских Папах Юлии II или Льве Х и их военно-политических деяниях? Но мы продолжаем взлетать к вершинам человеческого духа, наслаждаясь творениями их протеже Микеланджело и Рафаэля. Культура и искусство не рождаются из ничего и являются объектом эволюции духовного развития народов, свидетельством их развития или упадка, критерием, по которому потомки оценивают достижения ушедших цивилизаций. Культура зависима от средств производства, из-за этого до нас дошли, по большей части, литература народов, овладевших письменностью, и изобразительное искусство и архитектура. С появлением нотной грамоты, пусть и в интерпретационном виде, появилась возможность донести до наших дней творения Баха и Моцарта.
Но что в большинстве случаев отличало эти образцы культуры, так это их практически полная привязка к воле правителей, делая высокое искусство уделом элиты и отделив его от народного творчества. Существовавший тысячелетиями статус-кво изменил ХХ век. Во-первых, он объединил все виды искусства, связанные с различными органами восприятия: Слово, Звук, Изображение и Движение в одно самое мощное средство выражения – кинематограф и телевидение. Во-вторых, технический прогресс либерализовал многие средства производства культуры, соединив фольклор, в ХХ веке ставший во многом урбанизированным, с "высоким" искусством, сделав его массовым. Сегодня ведь любой желающий через Интернет способен выразить себя. В-третьих, с появлением возможности звукозаписи на невиданные ранее позиции выдвинулась Музыка, один из самых "природных" видов искусства, который человек начинает воспринимать чуть ли не в утробе матери.
Однако именно массовость и включение в процесс творчества самой креативной части человечества – юношества – породили и невиданную доселе проблему качества материала. Априори считалось, что "плохой" музыки не бывает. Какие обвинения сыпались со стороны старшего поколения на головы Элвиса и "Битлз" за, как казалось, изначальное якобы слабое качество музыки! И только впоследствии выяснилось, что родился новый вид искусства, чья комплексная сложность и музыки, и соединения с новыми средствами выражения только продолжают культурную поступь человечества! Да и сами битлы, равно как и само рок-движение, только продемонстрировали мощнейший рост качества своей музыки.
Регресс же последнего произошел на очередном витке технического развития при переходе с аналогового звука на цифровой. Если появление Пресли и "Битлз", как первых титанов, совпало с созданием и совершенствованием технологии записи звука на 33 1/3 оборотов в минуту винила нового качества, природного органического материала, то упадок начался с постепенного перехода индустрии на "бездушную" цифру и коммерциализации движения.
Однако все-таки самым главным "двигателем" той эпохи культурной революции были не технические достижения, а сила духа, когда миллионы подростков во всем мире, забыв о цепях и кастетах, не думая о деньгах и карьере, стали разучивать гитарные аккорды, сделав шестиструнную гитару всемирным народным музыкальным инструментом, стремясь выразить себя и свой душевный поиск. И эти песни дали возможность новому поколению оставить свой след в истории сродни эпохе Возрождения. Не стал исключением, конечно, и советский Казахстан, где в каждом дворе появились стайки парней и девушек с гитарами. Появилась и своя великая группа "Дос-Мукасан", и своя эстрада. Главной причиной же последующего упадка этого явления, впрочем, как всегда, стало угасание силы духа.
За два десятилетия независимости сознание угнетал факт, что в сравнении с советской эпохой, на культурном горизонте нации не появилось ни одного "властителя дум" в области культуры, не было написано ни одного хита или не снято ни одного культового фильма, например. Дух стяжательства – а искусство не может им быть движимо – казалось бы, подмял под себя всю нацию.
С этой точки зрения появление феномена популярности Кайрата Нуртаса не может не радовать. Неужели это "Оно"? Не зря ведь идет такая эмоциональная реакция на его песни со стороны столь многих его ровесников? Ведь за ними будущее, каким бы оно ни было. Радует глаз и некоторая, пускай и невольная, преемственность, например, тот же источник вдохновения, что и у группы "Дос-Мукасан" – наша теплая южная столица. Спетая Кайратом "Алматы тунi", наверное, рождает у своих поклонников те же образы, что и песня "Досов" под тем же названием (посмотрите ее, начиная с 23-й минуты вот здесь.
Что продолжает огорчать – очень и очень низкое качество музыки и духовного посыла в виде наличия джипов или "мерседесов", как вершины достижений человеческого поиска. Примитивизм, конечно, имеющая право на жизнь эстетическая форма, но точно не главенствующая. Наверное, мы достойны чего-то большего, чем то, что становится у нас столь популярным. Лучшие, как и худшие вещи в жизни, приходят в самых неожиданных формах, и хотелось бы, чтобы Кайрат смог найти в себе силы подняться и выразить себя в чем-то лучшем по качеству, ведь для этого у него есть и время, и талант. У него, как и у других нарождающихся в недрах казахскоязычной среды и стремительно набирающих силу явлениях, в руках огромная сила искусства – сам он имел в том числе и неудачную возможность оценить ее с другой стороны – и то, смогут ли они использовать ее во благо национального прогресса – будет, по гамбургскому счету, признаком душевного здоровья всех нас как нации и шансом оставить потомкам что-то по-настоящему стоящее. Не хотелось бы, чтобы нас судили по сегодняшним песням.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2013
Мажилис поддержал депутатскую инициативу 31.10.2013
Тимур Кулибаев: "В Атырауской области есть хорошие перспективы развития различных секторов экономики" 31.10.2013
В МВД состоялось заседание межведомственной рабочей группы 31.10.2013
Казахстан опередил страны ТС и ЦентрАзии в рейтинге Legatum Institut благосостояния стран 31.10.2013
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание по борьбе с наихудшими формами детского труда 31.10.2013
Проводится корректировка границ Семипалатинского полигона 31.10.2013
Визит руководства АО "КазАгроФинанс" в Королевство Нидерланды 31.10.2013
Состоялась встреча Генпрокурора Асхата Даулбаева с временным поверенным в делах США в РК Джоном Ордвейем 31.10.2013
В акимате Мангистауской области с осторожностью относятся к проекту строительства АЭС в Актау 31.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz