Анатолий КОСИЧЕНКО, доктор философских наук, профессор, "Литер", 21 октября
В последнее время становится актуальной проблемой распространение радикального ислама как для Казахстана, так и для других стран Центральной Азии. Среди культурологов и религиоведов существует мнение, что этот процесс, с одной стороны, как бы независимый и в этом смысле объективный, а с другой стороны – он направляемый. Ведь с помощью активизации радикального ислама можно взрывать политические режимы и стабильность в различных странах. Перед нами примеры стран Северной Африки и Ближнего Востока, когда сторонники радикальных течений ислама принимали самое непосредственное участие в "арабской весне", как сейчас в Сирии. Стоит отметить, что ислам с момента своего возникновения достаточно политизированная религия, в ней органично сопряжены и сочленены политические аспекты его функционирования, догматика и внутренние вероучительные принципы. Поэтому в исламе легче актуализировать политические проблемы, исказить их и выдать за истину. Все радикальные течения пользуются вырыванием из контекста каких-то вероучительных истин, накладывая на них политически неадекватную нагрузку. В итоге только образованный мусульманин видит ложь и неубедительность идей радикального ислама, а для новичка эти искаженные факты становятся истиной. Будучи вовлеченным в политику в неадекватных, нехарактерных, неглубоких, несущностных для него формах, ислам радикализируется. Все грамотные муфтии, имамы, исламские богословы едины в мнении, что ислам – мирная, гуманная, нравственная религия. Однако восприятие его в искаженной форме порождает агрессию. Радикализм формируется таким образом: берется ислам, политизируется, и этот политизированный ислам в своих крайних, радикальных формах вбрасывается в общество. В странах Центральной Азии, таких как Казахстан, где мусульманское население доминирует, роль ислама велика в общении, в культуре, соответственно возрастает его роль и в политике. Все, связанное с исламом, привлекает внимание, в том числе воспринимаются радикальные идеи, и особенно подвержена этому феномену молодежь. Происходит это в силу разных причин: есть внешнее насаждение радикального ислама с помощью эмиссаров разного рода, при хорошем финансировании заинтересованных сторон – это одна грань, один источник. Второй источник распространения радикального ислама – религиозная неграмотность населения. Поэтому исламское просвещение и образование являются важным средством и фактором установления пределов и пресечения путей распространения радикального ислама. Надо глубоко и всесторонне образовывать наших мусульман. Духовным управлением мусульман Казахстана, как и духовными управлениями других стран Центральной Азии, в этом направлении проводится определенная работа. Однако, по моему мнению, это делается в недостаточной мере. Сейчас необходимо находить живые интерактивные методы, молодежь ориентируется на современные формы образования. Полагать, что лишь пятничная проповедь сделает свое дело, не следует. Надо разнообразить и находить новые формы подачи информации. Причем необходим анализ опыта зарубежных стран. И самим не стоять на месте, а продуцировать, изобретать новые средства исламского просвещения в соответствии с нашими конкретными условиями. Таким образом будет снижаться потенциал радикализации общества. Радикальный ислам опасен тем, что он базируется все-таки на исламе, искаженных, но исламских истинах. И аргументы радикалов идут из Корана или из Сунны. А религиозные ценности очень глубоко укорены в душе человека. И если человек неадекватно воспримет догматику ислама, какие-то нравственные сентенции или политические аспекты функционирования ислама, последствия могут быть плачевными. Мне кажется, что сами авторы радикальных идей и их сторонники понимают, что в буквальной форме реализовать эти идеи невозможно. Но само распространение этих идей – это попытка их легитимизации. |