NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Четверг 14.11.2019 19:39 ast
16:39 msk

Решающий прорыв
Казахстан становится полноправным последователем ИПДО
22.10.2013 / политика и общество

Андрей Матвеев, Dialog.kz, 21 октября

В Казахстане успешно завершена процедура прохождения валидации. Это означает, что после официального объявления об ее итогах, республика преодолевает кандидатский статус и на постоянной основе присоединяется к Инициативе прозрачности добывающих отраслей, или, сокращенно, ИПДО. На первый взгляд, в этой новости нет ничего экстраординарного. Во-первых, этот международный стандарт (на английским языке он звучит как Extractive Industries Transparency Initiative) вроде и без того уже несколько лет присутствует в экономической жизни добывающих отраслей республики, а во-вторых, рядовым казахстанцам в первую очередь интересны не столько протокольные мероприятия и статистика количества подписанных договоров, сколько информация о том, что тот или иной договор привносит в жизнь страны с практической точки зрения. То есть, грубо говоря – является ли очередное присоединение сугубо формальным шагом, или после выполнения всех необходимых процедур, мы сможем убедиться в каких-то позитивных преобразованиях.
И в этом смысле, получение статуса последователя ИПДО (так называется полноправное участие в стандарте), пожалуй, может служить одним из наиболее ярких примеров того, как внедрение новых прогрессивных международных норм становится катализатором целого ряда процессов, от увеличения бюджетных поступлений до роста инвестиционной привлекательности и повышения рейтинга страны на международной арене.
– Для Казахстана участие в ИПДО важно в целях формирования более прозрачного, подотчетного и ответственного управления экономикой, а, следовательно, реализации стратегических целей, которые стоят перед страной. В перспективе ИПДО могла бы включать более широкий круг вопросов: от участия общественности в распределении социальных и экологических платежей добывающих компаний до распространения отчетности ИПДО на нефтедобывающие отрасли промышленности, – подчеркнул в одном из своих недавних выступлений вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, осуществляющий курирование процесса присоединения к Инициативе.



К подробному разбору того, что привносит в финансово-экономическую жизнь страны участие в ИПДО, а так же к анализу последних событий связанных с процедурными моментами, мы еще вернемся чуть позже, а пока, думаю, будет не лишним напомнить некоторую предысторию событий.
Итак, впервые об инициативе прозрачности заговорили еще в 2002 году, в ходе работы ежегодного форума по устойчивому развитию, проходившего в деловой столице ЮАР, городе Йоханнесбурге. Бывший в ту пору премьер-министром Великобритании Тони Блэр в своем докладе призвал добывающие компании мира раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых выплат правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а правительства этих стран, в свою очередь начать публикацию отчеты о полученных ими доходах. Обоснованность и конструктивность этой идеи получила одобрение у большинства участников мероприятия. И вполне очевидно, что Казахстан, как страна, обладающая значительными запасами мировых полезных ископаемых, обеспечивающая их поставку на мировые рынки, и чей бюджет во многом зависит от поступлений со стороны энергетического сектора, не мог остаться в стороне от этого процесса. В 2005 году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева правительство Казахстана приняло на себя обязательства по реализации Инициативы. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством РК, компаниями добывающей отрасли промышленности, группой депутатов парламента, а также коалицией неправительственных организаций Казахстана "Нефтяные доходы – под контроль общества!".
По своей сути, Инициатива прозрачности добывающих отраслей представляет новый мировой стандарт, который поддерживает совершенствование управления в странах, богатых полезными ископаемыми. Основной принцип методики заключается в тщательной сверке и опубликовании всех данных о платежах компаний и доходах правительств от добычи нефти, газа и полезных ископаемых. То есть, недропользователи раскрывает свои данные, правительство – свои, затем их тщательно сверяют и полученные данные предоставляют открытому пользованию. Не трудно понять, что подобная прозрачность способствует повышению инвестиционного имиджа стран участников, с одной стороны демонстрируя прозрачную деятельностью добывающего сектора, а с другой – эффективную систему государственного управления и контроля в этой сфере. Сегодня Инициатива реализуется в 35 странах мира. На данный момент существуют две формы участия в ИПДО: это страна-кандидат и страна-последователь.



Одним из первых, кто горячо поддержал новую инициативу и приложил все силы к ее внедрению, стала ассоциация "KAZENERGY. В ходе заседания Координационного совета по устойчивому развитию Ассоциации "KAZENERGY", посвященного рассмотрению этих вопросов, председатель Ассоциации Тимур Кулибаев предложил активизировать работу в данном направлении и выработать консолидированную позицию энергетического сектора.
Тогда же началась планомерная работа по привлечению новых участников и разъяснению основных принципов ИПДО в обществе. В их числе можно особо отметить целую серию представительных мероприятий, проведенных как в рамках Евразийских форумов "KAZENERGY", так и различных конференций и семинаров, созванных по инициативе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Например, специалисты отмечают важность итогов Национальной конференции по реализации в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей, которая прошла в рамках Международного симпозиума по интенсификации добычи нефти и газа, и целого ряда семинаров, проведенных различными общественными организациями и так же способствовавшими притоку новых членов.
Здесь, будет вполне уместна набольшая динамическая статистика. Так, в течение последующих нескольких лет после принятия Меморандума количество присоединившихся к Инициативе прозрачности достигло 110 компаний, из которых, шестьдесят шесть фирм относились к нефтегазовому, а сорок четыре – к горнорудному секторам промышленности. В настоящее время общее количество недропользователей, подписавших меморандум, приближается к ста тридцати, в результате чего стало возможным говорить о практически полном охвате работающих в Казахстане нефтедобывающих компаний. Согласно протоколу, на первом этапе Казахстан был включен в список стран-кандидатов по приверженности к ИПДО, а для подтверждения статуса постоянного участника (последователя), встал вопрос о прохождении специальной процедуры подтверждения соответствия всем выдвигаемым требованиям – валидации. Механизмы валидации заключены в достижении прозрачности поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет в добывающих отраслях промышленности.
Сразу оговорюсь, что гладко проходило не все и не всегда. Поначалу, даже произошли некоторые досадные заминки связанные как непосредственно с охватом участников, при котором проявили определенную пассивность предприятия горнорудного комплекса, так и с техническими подробностями составления самих отчетов. Для примера, согласно отчету аудиторов, общий размер налоговых платежей компаний в бюджет за 2005 финансовый год составил 287 миллиардов 796 миллионов тенге. Между тем, размер поступлений, согласно полученным от Министерства финансов РК данным, составил 345 миллиардов 186 миллионов тенге. Давший в те дни пояснения по расхождению данных вице-министр финансов Даулет Ергожин указал на то, что основными причинами несовпадения размеров платежей и поступлений явились "неправильное отражение отдельными компаниями сумм по уплате налогов, курсовая разница". В результате, по признанию одного из руководителей главного финансового ведомства страны, результаты первого отчета подтвердили наличие определенных трудностей налогового администрирования, помогли выявить недостатки и слабые стороны самих органов Минфина. Тут уж можно было вполне сказать о том, что важность внедрения ИПДО подтвердили сами цифры.
Впоследствии, в рамках достижения прозрачности на государственном уровне, в Закон "О недрах и недропользовании" были внесены поправки, согласно которым, в новых контрактах с недропользователями обязательным условием является подписание Меморандума о присоединении к ИПДО. Тогда же представители правительства РК, в частности, Министерства нефти и газа выразили надежду, что компании, которые заключили контракты до внесения данных поправок, поддержат Инициативу прозрачности и приведут их в соответствие с новыми требованиями. И согласно озвученному заявлению вице- министра энергетики и минеральных ресурсов Болата Акчулакова, все ошибки первых отчетов о ИПДО будут учтены при подготовке следующих.



С этим мнением были солидарны и в ассоциации "KAZENERGY", традиционно уделяющей повышенное внимание процессу:
– "KAZENERGY" возглавила группу по коммуникациям, принимает активное участие в выработке рекомендаций в группе по валидации, в разработке Технического задания для компании по сверке, – подчеркнул в одном из своих выступлений председатель ассоциации Тимур Кулибаев. – Согласно последней рекомендации международного правления, Казахстан должен внести коррективы, и тогда до августа 2013-го мы успеем полностью выполнить условия валидации.
Если же опять обратится к протокольным данным, то в период с 2005 по 2013 годы было создано семь Национальных отчетов, данные и результаты которых без ограничения доступны всем желающим на сайте Комитета геологии и недропользования. В настоящее время ведется подготовка к 8-му Национальному отчету; его окончательная редакция и выход в свет запланирован на 2014 год.
В октябре 2012 года, в Астане состоялась очередная 4-я Национальная конференция по реализации ИПДО в Казахстане, прошедшая в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY. Ее главной целью стало информирование общественности о ходе реализации ИПДО в Казахстане, о подготовке Национальных отчетов ИПДО за 2010 и 2011 года, а так же обсуждение наиболее актуальных вопросов, связанных с прохождением Казахстаном валидации. По итогам работы стало ясно, что большая часть замечаний уже устранены и наша республика готова к повторному экзамену.
Весной этого года, в рамках реализации ИПДО Казахстан посетила группа валидаторов – представителей аккредитованной Международным правлением ИПДО компании "HartResourcesLimited", той самой компании которая проводила предыдущую валидацию (и которая закончилась не совсем успешно) и рекомендовала ряд мер по улучшению некоторых позиций. В ходе своего пребывания в нашей стране, Валидаторы встречались с участниками Национального совета заинтересованных сторон, куда входят депутаты Мажилиса, руководство государственных органов (в частности, Министерства индустрии и новых технологий), Ассоциация "KAZENERGY", Ассоциация горно-металлургических предприятий и представители НПО. Члены делегации ознакомились с текущим положением дел и выразили свое одобрение подготовительным мероприятиям к прохождению валидации, намеченной на середину августа, а также проведенной "работе над ошибками".
Ну, а уже в начале октября этого года, в Астане, прошел международный семинар по Инициативе прозрачности деятельности добывающих отраслей. Организатором семинара является Международный секретариат ИПДО. Его представители познакомили участников семинара, среди которых присутствовали Национальные координаторы и лица, ответственные за внедрение ИПДО в таких странах как Албания, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Монголия, Украина, Таджикистан, с новыми стандартами ИПДО, принятыми Международным правлением во время Глобальной Конференции в Сиднее в мае этого года. Работу семинара открыл приветственной речью вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, который также является заместителем председателя Национального совета заинтересованных сторон. Были обсуждены проблемы рационального использования природных ресурсов, вопросы деятельности Национальных советов заинтересованных сторон в странах и обзор ключевых изменений Стандартов ИПДО, а так же технических нюансов подготовки отчетности ИПДО.
И наконец, 9 октября этого года, во дворце Независимости в рамках форума KAZENERGY состоялась уже традиционная, пятая по счету Национальная конференция ИПДО. Как подчеркнул в своем выступлении председатель Комитета геологии и недропользования МИНТ Базарбай Нурабаев:
– В этом году наша страна, согласно требованиям Международного правления ИПДО завершила процедуру прохождения валидации – определения соответствия Казахстана всем международным стандартам Инициативы. В результате проведенной большой и тщательной работы валидаторами были оценены наши достижения и прогресс по реализации ИПДО в Казахстане. Полагаю, что общими усилиями мы способны достичь значительного прогресса в реализации ИПДО. Промежуточным результатом данной работы, я надеюсь, станет получение нашей страной статуса "Последователя ИПДО".
– Все заинтересованные стороны согласны, что правительство публично и безоговорочно заявило о своем намерении внедрить ИПДО и продолжает демонстрировать свои обязательства. Вывод валидаторов был единодушен: Казахстан соответствует данному требованию, – с удовлетворением отметил вице министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, подводя итог огромной подготовительной работе.
Кстати, уже со следующего года, всем участникам предстоит реализовать новую редакцию Стандарта прозрачности, принятого международным Правлением инициативы в мае. Как уточнили в международном секретариате, одно из новых требований пересмотренного Стандарта ИПДО включает раскрытие правительством подробных сведений о владельцах нефтегазовых и горнодобывающих компаний и обеспечение открытого доступа к информации о том, кто владеет лицензиями и правом предоставления лицензий.
Произошли определенные изменения и в регламенте двухстороннего сотрудничества с ИПДО нашей страны. Так, 9 октября в рамках V Национальной конференции ИПДО прошло подписание новой версии Меморандума о взаимопонимании о реализации ИПДО представителями Национального совета заинтересованных сторон и Секретариата ИПДО в Казахстане.
Ну а теперь, собственно говоря, вернемся к главному вопросу: а что фактически дает нашей стране реализация ИПДО? Ответы на первый взгляд будут достаточно просты: повышение рейтинга прозрачности и борьбы с коррупцией; рост инвестиционной привлекательности добывающей индустрии и выявление внутренних проблем в организации управления добывающим сектором.
Можно обратиться и к конкретным примерам. Так, в 2012 году базирующийся в Нью-Йорке Институт наблюдения за доходами (Revenue Watch Institute) рассчитал и опубликовал Всемирный индекс управления природными ресурсами. Индекс оценивал качество управления по четырем базовым категориям: институциональные условия и законодательная база; открытость и практика публичных отчетов; безопасность и контроль качества, а также влияние на экологию. Расчет вели по 58 странам, в совокупности осуществляющим 85% мировой добычи углеводородов, 90% добычи алмазов и 80% добычи меди. В этом же исследовании были названы государства с наиболее приемлемым уровнем управления природными ресурсами, а также определена тематическая группа стран с "частично приемлемым" уровнем управления. В итоге, Казахстан опередил соседнюю Российскую Федерацию на один пункт, как раз по причине нахождения в составе стран-кандидатов в ИПДО.
В результате, ряд достаточно крупных инвесторов планируют вложить значительные средства в экономику Казахстана. К примеру, большой интерес к развитию минерально-сырьевой базы республики проявляет Германия. В настоящее время, в стадии рассмотрения находятся несколько межправительственных соглашений, в случае практических реализаций которых германский бизнес начнет активное развитие казахстанской минерально-сырьевой базы. Продекларировала свой интерес Южная Корея и еще несколько государств, заинтересованных в плодотворном сотрудничестве в этой области. Все это является следствием приверженности нашей страны тем международным стандартам, которые свидетельствуют о высокой уровне ответственности и соответственно, качеству ведения бизнеса.
Безусловно, "почивать на лаврах" еще как минимум рано. И впереди, предстоит немало работы, в том числе, доведения последних штрихов, рекомендованных валидаторами, и продолжение планомерной деятельности по внедрению принципов ИПДО уже во всех добывающих объединениях страны. Но то, что решающий прорыв произошел, не может не радовать. Добывающая отрасль страны уверенно вступила в новый этап своего развития, и результаты проделанных шагов уже не за горами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2013
Мажилис поддержал депутатскую инициативу 31.10.2013
Тимур Кулибаев: "В Атырауской области есть хорошие перспективы развития различных секторов экономики" 31.10.2013
В МВД состоялось заседание межведомственной рабочей группы 31.10.2013
Казахстан опередил страны ТС и ЦентрАзии в рейтинге Legatum Institut благосостояния стран 31.10.2013
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание по борьбе с наихудшими формами детского труда 31.10.2013
Проводится корректировка границ Семипалатинского полигона 31.10.2013
Визит руководства АО "КазАгроФинанс" в Королевство Нидерланды 31.10.2013
Состоялась встреча Генпрокурора Асхата Даулбаева с временным поверенным в делах США в РК Джоном Ордвейем 31.10.2013
В акимате Мангистауской области с осторожностью относятся к проекту строительства АЭС в Актау 31.10.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
14.11.19 Четверг
86. ШАЙДАРОВ Зейнулла
78. УАЛИЕВ Гахип
73. АЙЫМБЕТОВ Мади
72. АЙТАХАНОВ Куаныш
70. КЕРЕЙБАЕВ Серик
63. АМРЕКУЛОВ Нурлан
59. НАРАТАУ Кобланды
55. ДАУЕШОВ Халидулла
52. ГРОЗИН Андрей
49. ЖУСИЕВ Арман
45. КИМ Юлия
44. ЖУМАГУЛОВ Руслан
40. КОЙБАГАРОВ Ерлан
36. НАЗАРБАЕВ Нурбол
...>>>
15.11.19 Пятница
82. АХМАДИН Алимжан
78. КАПТИЛЬ Николай
76. БИСЕНОВ Анес
75. ШУХОВЦОВ Анатолий
73. ЛАБУКОВ Михаил
71. ДАДЕБАЕВ Жанкара
70. КОПЕЕВ Мухамбет
69. НУРУМОВ Шаймардан
68. ДУРУМБЕТОВ Еpкин
68. ШУКЕНОВ Алим
67. ОМАРОВ Кусаин
63. ПАЛЫМБЕТОВ Ерик
58. КАМАЛДИНОВ Акылбек
58. ОМАРБЕКОВА Зауреш
58. ФОМИН Валерий
...>>>
16.11.19 Суббота
82. КОСАРЕВ Владислав
82. МАКАЛКИН Валентин
76. МАСИМОВ Нурахмет
72. БУЛЬТАЕВ Куанышбек
72. ГАБДУЛЛИНА Канапия
72. РАКИШЕВ Булат
72. ШИШАЦКИЙ Василий
71. ТАШЕНОВ Серик
70. СОЛОВЬЕВ Владимир
69. САРКЫТБАЕВ Марат
66. АБНИЗОВА Аида
65. АШЕМГАЛИЕВ Арыстангали
61. ЖЭЭНБЕКОВ Сооронбай
60. НУРАБАЕВ Базарбай
58. НУРПИИСОВ Жанат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz