Александр ПОКАТИЛОВ, "Огни Мангистау", 29 октября
В областном акимате прошел очередной брифинг с участием заместителя акима области по индустриально-инновационному развитию Ракимбека Амиржанова.
Новые приоритетные задачи По инициативе Президента Казахстана была введена должность заместителя акима области по инновационно-индустриальному развитию. Его задача заключается в привлечении прямых инвестиций в регион в отличие от предыдущей практики, когда все переговоры, вся активность по инвестициям для регионов шла через Астану. Данное решение Президента РК было связано с тем, что местные исполнительные власти более детально знают обстановку в регионах, их потребности и потенциал, а также с надеждой на то, что в связи с введением этих должностей необходимые проекты получат более эффективную реализацию. Также роль заместителя акима заключается в том, чтобы отслеживать ситуацию, осуществлять мониторинг и регулировать проекты региональной карты индустриализации, которая была принята ранее. Согласно этой карте предполагается создание ряда производств нового направления как по всей республике, так и в каждом регионе. Наличие этой карты позволяет, во-первых, центральным органам координировать и контролировать ситуацию в регионах. Во-вторых, на уровне участников этой карты позволяет им получать государственную поддержку для развития собственных направлений бизнеса. Конечной целью этих начинаний является помощь отечественному бизнесу в поисках выхода на новые рубежи, достижении каких-то целей, которые в любом случае также необходимы для социально-экономического развития страны. Как отметил Ракимбек Амиржанов, по данной программе в целом до сей поры динамика в Мангистауской области, к сожалению, не совсем положительная. – Дело в том, что, если в 2011 году было восемь проектов по Карте индустриализации, а в прошлом году – семь, то в 2013 году – лишь два проекта. Отчасти может быть это связано с какими-то субъективными причинами. Но также сказалось влияние ряда объективных причин. С другой стороны, на данный момент в Министерстве индустрии и новых технологий РК, которое является администратором программы Карты индустриализации, планируется менять подход к этой программе. Это связанно с тем, что какие-то ключевые задачи первого этапа выполнены. Кроме того, уже получен опыт реализации этой программы. Сейчас возникает необходимость осмысления, и на базе уже имеющегося опыта перехода к другому формату, на другой уровень реализации этой программы. Согласно программе индустриализации на 2015-2019 годы, планируется усилить роль регионов. При этом существенная роль отводится акиматам и местным органам по взаимодействию с предпринимательством, в частности, с такими структурами, как социально-предпринимательские корпорации, – отметил заместитель акима области.
Региональное инновационное развитие Он рассказал, что задачами программы является увеличение добавленной стоимости, создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров и развития инновационной инфраструктуры. На основе анализа по ряду индикаторов определены восемь приоритетных отраслей экономики, которым государство окажет содействие и будет финансировать. 80 процентов средств будет направлено на это, а 20 процентов – на развитие других отраслей, которые по ряду причин не являются эффективными для нашей экономики. – Региональная же карта развития экономики будет состоять из ряда структурных блоков. В их число вошли так называемые драйверы развития – восемь наиболее ключевых, значимых отраслей экономики. Третий структурный блок программы включает в себя создание условий для развития. Основным структурным компонентом здесь будут региональные карты развития. Перед местными органами власти поставлены задачи составить и утвердить эти программы с дальнейшим их исполнением. Система документов государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны станет более простой и наглядной. В отличие от предыдущих лет она будет трехуровневая. На региональном уровне планируется создать институты промышленной политики, в состав которых войдут представители акиматов, социально-предпринимательских корпораций и регионального консультационного совета. Ему будет отведена роль совещательного органа, куда войдут представители власти, бизнеса и научных кругов региона. Совещательный орган будет выносить рекомендации по региональному развитию и промышленной политике, – пояснил заместитель акима области. По его словам, предварительная работа по этому направлению уже ведется. Определен кластерный портфель Мангистауской области. – Исходя из тех реалий, в которых мы сегодня находимся, в этот кластер включен нефтегазовый сектор. 93 процента промышленной продукции нашей области составляет нефтяная отрасль, и логично было бы предположить, что основной базой для нашего дальнейшего развития определен данный сектор. С другой стороны, по мнению экспертов, есть возможности для развития в области туризма, горнодобывающей промышленности и производства одежды, – сказал он. На областном уровне государственная поддержка будет направлена на развитие региональных кластеров. Подразумевается, что будет создана система структурно взаимосвязанных промышленных объектов, которые в конечном счете интегрированы в цепочку для наиболее эффективного получения конечной добавленной стоимости. По сравнению с предыдущими годами роль регионов будет повышена. Вторая фаза индустриальной политики – региональная, и здесь ведущая роль возлагается на акиматы. Будет больше самостоятельности и оперативных возможностей для принятия решений относительно развития промышленности региона. Контроль планируется осуществлять на базе мониторинга ключевых показателей развития. Предполагается, что функции оператора реализации программы будут выполнять социально-предпринимательские корпорации. Направлениями региональной промышленной политики будут разработка и реализация региональной стратегии социально-экономического и промышленного развития, поддержка приоритетных региональных кластеров и реализация приоритетных проектов, развитие человеческих ресурсов и системы образования, так как предполагается повышение эффективности производства за счет привлечения научного потенциала регионов. – Задача заключается не в том, чтобы наполнить внутренний рынок, а чтобы наши казахстанские компании активно инвестировали и экспортировали за пределы Казахстана. Для этих целей разработана группа инструментов, которые будут поддерживать именно экспортную ориентированность казахстанских приоритетов, – отметил Ракимбек Амиржанов. Он подчеркнул, что в середине ноября планируется данную программу представить на утверждение в Правительство РК.
Масса соображений Заместитель акима области по индустриально-инновационному развитию Ракимбек Амиржанов ответил на вопрос по поводу дальнейшей судьбы Актауского завода пластических масс. Констатировав фактический упадок производства, остановку технологической цепочки на предприятии в постсоветский период и последовавший развал производства, замакима указал на различие индустриальной политики советского государства и современной экономики независимого государства. – Одним из основных критериев индустриальной политики советского времени была занятость, экономическая эффективность не являлась приоритетной. Сегодня мы в первую очередь исходим из оценки экономической эффективности какого-либо проекта. Живя в рыночную эпоху, сегодня по экономическим причинам мы не можем возить сырье для этого завода из Татарстана, как это было в прошлом. Сейчас это немыслимо, – отметил Ракимбек Амиржанов. Наряду с заводом дорожных битумов на базе Актауского завода пластических масс, замакима в числе успешных проектов в Мангистауской области назвал возводимый в районе села Шетпе цементный завод компании "Хайдельберг". Этот проект в настоящее время также находится на стадии завершения. В ноябре на этом заводе ожидается выпуск первых пробных окатышей, затем, в декабре – первых пробных цементов. Заместитель акима назвал цементный завод в селе Шетпе необходимым региону проектом. – Если в целом отслеживать ситуацию по стране, то количество индустриальных проектов в Мангистауской области невелико. Сегодня у нас реализуются два проекта. Но если посмотреть на эти проекты с точки зрения масштабов и важности для всей страны, то понятно, что мы являемся одной из самых успешных областей в этом плане. Так, завод дорожных битумов – это проект республиканского значения. Он практически без малого закрывает всю потребность страны в стратегическом сырье – дорожных битумах. Второй проект – завод "Каспий-цемент". Это по сути единственный завод в Западном Казахстане, который покроет не только потребность Мангистауской области и всех западных областей страны, он также будет экспортировать свою продукцию в Россию, Узбекистан, Азербайджан, – подчеркнул заместитель акима области. Размер инвестиций в цементный завод близ села Шетпе составляет 250 млн. долларов США. Здесь будет создано порядка 350 рабочих мест. В настоящее время ведется подготовка персонала из числа местного населения. Основные поставки цемента в западный регион Казахстана идут из Оренбургской области России, с Новотроицкого цементного завода. Также большая часть цементных поставок приходится на Иран. Заместитель акима области провел параллель между дороговизной жилья в регионе и отсутствием отечественного доступного цемента. – Наличие своего цемента в конечном итоге скажется на стоимости строительства и цене жилья в регионе, – отметил Ракимбек Амиржанов. Как было заявлено, вывод цементного завода на полную мощность ожидается к середине 2014 года.
Планшетный вопрос Заместитель акима области Ракимбек Амиржанов попросил не сгущать краски вокруг завода по выпуску планшетных компьютеров. – Я не очень хорошо понимаю, как можно выносить какие бы то ни было суждения на этот счет до вынесения решения суда. Этот завод существует. В свое время это предприятие произвело тысячу телевизоров, которые были реализованы через местную торговую сеть. Производственная линия и оборудование там есть. Есть, конечно, некоторые моменты, с которыми разбираются уполномоченные органы. Но в целом, завод функционировал. Здесь нет сомнений по поводу существования этого производства и самого завода, – пояснил он. Нужна инициатива бизнеса Заместитель акима области информировал, что перенос сроков запуска второй фазы освоения морского нефтяного месторождения Кашаган стал одной из причин простоя предприятий в области. – По причине отсрочки промышленной добычи на Кашагане простаивают несколько предприятий в области. Бездействуют заводы, не задействован персонал предприятий. Проект "Кашаган" идет с задержкой. Это влияет на местное производство, заводы не загружены, – отметил Ракимбек Амиржанов. В этой связи, по мнению заместителя акима области, одним из основных предложений для активизации производства, является открытие производства по ремонту морских судов Пограничной службы КНБ РК и ВМС ВС РК в Мангистауской области. – Сегодня все пограничные суда КНБ РК и суда ВМС ВС РК проходят судовой осмотр в Уральске. И это является очень затратным по многим параметрам. Транспортировка до завода в Уральске, время, затраченное на это – неделя туда – неделя обратно, и другое. Все это затраты бюджета Министерства обороны. У нас есть возможности осуществлять ремонт в рамках выполнения оборонного заказа непосредственно в Баутино, – сказал заместитель акима Мангистауской области по инновационному развитию Ракимбек Амиржанов. |