NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 13:33 ast
11:33 msk

МСХ: разрабатывается программа по развитию водного хозяйства
А.Мамытбеков: Для сельского хозяйства Республики Казахстан, находящегося в зоне рискованного земледелия, вопросы получения гарантированного урожая всегда были актуальными
05.11.2013 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 4 ноября

"В настоящее время эти концептуальные подходы прорабатываются МСХ для включения в разрабатываемую Министерством окружающей среды и водных ресурсов Программу по развитию водного хозяйства и, надеемся, будут одобрены Правительством". Об этом заявил сегодня на Правительственном часе в Мажилисе под председательством вице-спикера Кабибуллы Джакупова министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков (тезисы):
Для сельского хозяйства Республики Казахстан, находящегося в зоне рискованного земледелия, вопросы получения гарантированного урожая всегда были актуальными. Учитывая, что в нашей стране на большинстве территорий природное выпадение осадков и их распределение в течение года не обеспечивает потребности многих культур в воде, стабильное получение продукции без полива проблематично.
В большей степени это возможно на орошаемых землях. Орошаемое земледелие позволяет снизить зависимость отрасли от неблагоприятных погодных условий, обеспечить стабильное сельскохозяйственное производство. Это объясняется возможностью полной регуляции одного из основных условий нормального развития растений – почвенной влажности.
В Казахстане уже сейчас имеются примеры получения больших урожаев при применении современных методов полива и соблюдении агротехнологий. К примеру, урожайность кукурузы на силос в некоторых хозяйствах достигла 400 ц/га (дождевальная система орошения). Нужно отметить, что средняя урожайность по стране при возделывании данной культуры составляет 113,7 ц/га, а урожайность на богаре составляет 40 центнеров с гектара.
Таким образом, в наших условиях аридного земледелия восстановление и развитие орошаемого земледелия крайне важно. Это можно также показать на примере той продуктивности, которую дает орошаемое земледелие.
Если, к примеру, на богаре в среднем на одном гектаре можно произвести продукции на 40-50 тыс. тенге, то на орошаемых землях на 1 га по отдельным культурам при современных технологиях полива можно получать продукции на 500-600 тыс. тенге.
Поэтому, если в полной мере и эффективно использовать те 2,1 млн. га орошаемых земель, которые были в нашей стране в начале 1990-х годов, то только на орошении можно получать продукции на 1 млрд. тенге. Если учитывать, что в среднем в 2008-2012 гг. отраслью растениеводства ежегодно производилось продукции на 950 млрд. тенге, то видно, что орошаемые земли – это своего рода "золотой фонд" сельского хозяйства Казахстана.
Поэтому сегодня на повестке дня один из самых важных вопросов – это мелиоративное состояние орошаемых земель.
В соответствии с Указом Главы государства Министерству окружающей среды и водных ресурсов переданы функции и полномочия по формированию и реализации государственной политики в области подачи воды до водопользователей или их объединений и ее отвода в целях гидромелиорации земель от министерства сельского хозяйства РК.
В ведении министерства сельского хозяйства остаются вопросы развития сельхозмелиорации, а именно формирование государственной политики в сфере развития орошаемых земель и водосберегающих технологий, разработка мер государственной поддержки в сфере мелиорации, мониторинг использования орошаемых земель, а также нормотворчество.
В связи с этим, нам хотелось бы представить концептуальные подходы к развитию орошаемого земледелия
Объем водных ресурсов Казахстана составляет более 100 км3, из них 56% (56,6 км3) формируется в пределах республики, а оставшиеся 44% (43,9 км3)поступает с сопредельных территорий.
При этом, из общего объема воды возможным к использованию остается 42% или 42,6 км3. (Справочно: Оставшиеся 42,4 км3 перетекает в сопредельные территории и 15,5 км3 теряются на фильтрацию и испарение).
Ежегодно с учетом водности года, экологического и санитарного состояния водных объектов формируются лимиты водопотребления.
Лимит водопотребления по отраслям экономики в 2012 году составил 26,7 км3, из которых фактически использовано 18,4 км3 (69%).
Основным водопотребителем является сельское хозяйство, которое ежегодно потребляет более 60% от указанного объема водных ресурсов, или более 10,2 км3.
В условиях нарастающего дефицита водных ресурсов в вегетативный период вопросы рационального и эффективного использования орошаемых земель должны стать приоритетом водной политики.
Система функционирования системы водообеспечения поливного земледелия выглядит следующим образом:
по магистральным каналам вода доставляется от источников воды до межхозяйственных каналов. В настоящий момент эти каналы находятся как в ведении РГП "Казводхоз", так и коммунальной, а также частной собственности. В то же время имеется тенденция к их концентрации в РГП "Казводхоз" для обеспечения надлежащей эксплуатации;
межхозяйственные каналы обеспечивают доставку поливной воды конкретным сельхозтоваропроизводителям, то есть на поля. Эти каналы находятся преимущественно в коммунальной собственности, а также в частной собственности;
внутрихозяйственные системы и системы полива обеспечивают равномерное распределение воды на полях для полива растений. Эти сети, как правило, принадлежат самим СХТП.
Кроме того, довольно значительная доля всех указанных выше элементов системы водообеспечения попросту бесхозны
В начале 90-х годов орошаемые земли фактически занимали более 2,1 млн. га или 6,7% пашни страны и обеспечивали производство более 30% валовой продукции растениеводческой отрасли.
В настоящее время по статистическим данным площадь орошаемых земель в республике составляет менее 1,5 млн. га, что обеспечивает только 5,3% валовой продукции растениеводства, т.е. снизилась не только площадь орошаемых земель с 2,1 млн. га, но и их продуктивность.
Так, в отдельных областях резко сократились площади орошаемых земель. Например, в Акмолинской области сократились на 95%, Костанайской – на 80%, Восточно-Казахстанской – на 60%, в Алматинской области на 11%, в Жамбылской области на 32,7%, Кызылординской области на 23,7 и в Южно-Казахстанской области на 16,8%.
Недостаточным является и качество использования имеющихся в наличии площадей под орошением. Важным показателем их использования является продуктивность поливной воды, т.е. выход урожая с каждого кубометра водоподачи.
Так, если в зарубежных странах продуктивность 1 куб.м. воды составляет 2,5-6,0 кг, то у нас она не превышает 0,8 кг.
То есть, ухудшение технического состояния гидромелиоративных систем и деградационные процессы, а также низкий уровень внедрения новых технологий полива отразились на продуктивности оставшихся орошаемых земель.
В этой связи, по урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях казахстанские фермеры уступают зарубежным в 2-4 раза.
К примеру, в Казахстане урожайность сахарной свеклы на орошаемых землях составляет 20 т/га, в США – 47 т/га. В Израиле урожайность хлопчатника превышает отечественную в 2,6 раза (РК – 1,8 т/га, Израиль 4,8 т/га), а по овощным культурам почти в 4 раза (в РК – 21,3 т/га, в Израиле – 80 т/га).
Тем не менее, в Казахстане имеется возможность при должном инженерном обеспечении и внедрении современных технологий получать урожаи не хуже, чем в указанных странах.
Например, в агрофирме "Жана Акдала" в Арысском районе ЮКО применение водосберегающих и современных агротехнологий позволяет получать высокие урожаи томата – 70 т/га, в ТОО "Хлопкопром" в Туркестанском районе ЮКО получают урожай хлопчатника 60 ц/га.
То есть, у СХТП имеются возможности значительно повысить урожайность с/х продукции за счет внедрения водосберегающих технологий, проведения комплексной реконструкции гидромелиоративных систем и других современных агромероприятии.
Причины, по которым происходит сокращение площадей орошаемых земель и их продуктивности следующие.
водохозяйственные:
Первое. В период реформирования экономики с плановой на рыночную, инвестиции в водное хозяйство практически не производились, что в результате привело к интенсивному износу оросительных и дренажных систем и ухудшению эколого-мелиоративного состояния земель.
В итоге, около 700тыс. гектар орошаемых земель были исключены из оборота орошаемого землепользования.
Следует отметить, что более 50% износа оросительных и дренажных систем наблюдается в Южных областях страны (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и ЮКО), а в Павлодарской, Западно-Казахстанской и Атырауской областях этот показатель достигает 100%.
Прямым результатом неудовлетворительного технического состояния каналов является высокая потеря воды при транспортировке. Проведенный мониторинг показывает, что КПД систем водообеспечения не превышает 0,45-0,5. Это означает, что в настоящее время 50-55% воды из каналов не доходит на поля(например: в Жамбылской области расходуется более 1,35 млрд. м3 воды на 154,2 тыс. га. (в 2012году), из всех имеющихся поверхностных водных ресурсов – 3,95 млрд.м3.
Серьезной проблемой является состояние и использование скважин вертикального дренажа, 98% которых требуют восстановления. Из-за необеспеченности дренажем при подъеме минерализованных грунтовых вод земли подвергается заболачиванию и вторичному засолению.
Второе. В настоящий момент уровень как государственных, так и частных инвестиций является недостаточным.
Выделяемые ежегодно из государственного бюджета на текущий ремонт и восстановление водохозяйственных систем позволяют содержать их толькона уровне минимальных эксплуатационных требований, но не решают стоящие мелиоративные проблемы в полном объеме.
В основном финансирование осуществляется из республиканского бюджета. Местные бюджеты, ввиду ограниченных возможностей, финансирование на эти цели не осуществляют (за исключением некоторых областей, а особенно Южно-Казахстанской области).
Частный сектор, за редким исключением, инвестиций практически не вкладывает.
Третье. Отсутствие стимула у сельхозтоваропроизводителей к экономии воды в связи с низким уровнем тарифов.
К примеру, в южных областях стоимость 1 кубического метра воды для сельхозтоваропроизводителей незначительна:
• в ЮКО – 0,5 тенге/куб,
• Жамбылской области – 0,2 тенге/куб,
• Кызылординской области – 0,2 тенге/куб.
Если говорить о доле стоимости воды в себестоимости продукции, то она также занимает небольшую часть:
• в ЮКО – на примере хлопчатника – 1,3% (расчет: себестоимостьпродукциина 1 гаравна 130 000 тенге, оросительная норма составляет 3500 м3/га. Стоимостьводыравна 3500*0,5 тг=1750 тг. Доля стоимости воды в себестоимости продукции 1750тг/130 000тг.*100.=1,3%),
• в Кызылординской области – на примере риса –4,4% (расчет: себестоимостьпродукциина 1 гаравна 160 000 тенге, оросительная норма составляет 35000 м3/га. Стоимостьводыравна 35000*0,2 тг=7000 тг.Доля стоимости воды в себестоимости продукции 7000тг/160 000тг.*100.=4,4%).
Необходимо отметить, что тарифы являются такими низкими в связи с тем, что в него заложены только минимальные текущие затраты на содержание водохозяйственных сооружений, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию в нем не предусмотрены.
При этом, несмотря на то, что тарифы низкие, а также незначительный удельный вес стоимости воды в себестоимости продукции, государство еще субсидирует часть стоимости подаваемой воды.
Низкая стоимость воды дестимулирует сельхозтоваропроизводителей внедрять сберегающие технологии, а также проводить реконструкцию систем орошения для недопущения ее потерь. Примитивные технологии полива на более чем 90% площади приводят к развитию ирригационной эрозии, засолению почв и другим негативным процессам. Низкие тарифы не дают возможности притоку новых инвестиций.
Совершенно противоположным является пример Павлодарской области. Здесь стоимость одного кубического метра воды для СХТП составляет 16 тенге. И поэтому тут гораздо бережнее относятся к воде. По имеющейся информации, в этой области на всех площадях орошения, а это 27400 га, используются современные системы полива (дождевальное и капельное).
Таким образом, единственным механизмом, обеспечивающим и бережливость в расходе воды, и привлечение инвестиций в межхозяйственные ирригационные системы, является установление адекватных рыночных тарифов
Четвертое. Отсутствие системы контроля за состоянием орошаемых земель со стороны государства приводит к невыполнению сельхозтоваропроизводителями профилактических мелиоративных работ на орошаемых землях (текущая и капитальная планировка полей, промывка земель, глубокое рыхление почвы).
Эта проблема должна решаться в комплексе с мерами по обеспечению рационального использования земель, законодательное обеспечение которых прорабатывается в Парламенте Республики Казахстан
Обозначенные выше проблемы, а также потенциал поливного земледелия подтверждают необходимость принятия активных мер по восстановлению орошаемых земель.
Для того, чтобы определить концептуальные подходы к восстановлению и вовлечению этих земель в оборот, нужно понимать, что реконструкция и ремонт водохозяйственных систем это довольно капиталоемкое мероприятие.
По предварительным подсчетам на восстановление выбывших из оборота земель площадью 0,7млн. га, а также реконструкцию и ремонт гидромелиоративных систем на используемых 1,4 млн. га орошаемых земель в ценах 2013 года требуется порядка 1,5 трлн. тенге.
То есть, выделяя средства на ремонт из государственного бюджета в текущих объемах, мы будем ремонтировать водохозяйственные сооружения и ирригационные системы порядка 50-70 лет. С учетом износа и выбытия этих сооружений, при таком подходе в среднесрочной перспективе имеется риск не сохранить и существующие объемы орошаемого земледелия.
В то же время, ввиду ограниченных возможностей бюджета, финансирование всех этих работ толькоза счет государственных средств не представляется возможным.
Таким образом, налицо необходимость привлечения иных, в т.ч. заемных, источников финансирования мероприятий по восстановлению междухозяйственных мелиоративных систем.
Привлечение таких инвестиций невозможно, если нет перспективы гарантированного возврата средств. Таким образом, стимулировать привлечение инвестиций в развитие междухозяйственных систем можно, только обеспечив адекватную тарифную политику. Возвратность средств через тарифы позволит осуществлять эти затраты через государственное заимствование с привлечением средств таких институтов, как Всемирный банк, ЕБРР, АБР, JBIC и многих других, которые могут на мягких условиях предоставлять долгосрочное финансирования. То есть, возможности государственного бюджета, которые сейчас ограничены размерами поступлений, будут расширены.
Более того, такая система финансирования даст возможность привлечения и частных инвесторов.
Предполагаемый инвестор осуществляет инвестирование средств для финансирования этих затрат, если государство гарантирует адекватный рыночный уровень тарифа;
После завершения всех работ, этот инвестор может гарантировать бесперебойную подачу воды без потерь сельхозтоваропроизводителям.
Сельхозтоваропроизводители с учетом гарантированной подачи воды могут инвестировать в производство более рентабельных видов продукции. При этом более высокий уровень тарифа будет стимулировать сельхозпроизводителя к внедрению прогрессивных методов полива. Включение в тариф стоимости услуг по дренажу и водоотведению позволят также не допустить ухудшения состояния почв.
Следует отметить, что в целом имеющаяся законодательная база позволяет привлекать инвестиции в эту сферу. Это Закон РК "О концессиях", а также Закон РК "О проектном финансировании и секьюритизации".
В отдельных случаях, когда тариф на воду будет неподъемен для сельхозтоваропроизводителей, государством может быть предусмотрено субсидирование части стоимости воды для потребителей.
Если же говорить о внутрихозяйственных системах, обеспечении мелиоративной техникой и современными системами орошения, то тут программой Агробизнес-2020 уже предусмотрен ряд механизмов к стимулированию внедрения водосберегающих технологий, которые в настоящее время внедрены только на 10% используемых орошаемых земель.
Начиная с 2014 года в рамках Программы "Агробизнес 2020" предусмотрена такая мера господдержки, как инвестиционное субсидирование, которая предполагает компенсацию до 50% затрат сельхозпроизводителей на приобретение оборудования для капельного и дождевального орошения, восстановление внутрихозяйственных оросительных систем, закуп мелиоративной техники. (Справочно: Затраты на инвестиционное субсидирование за 7 лет реализации Программы (с 2014-2020 гг.) составят более 196 млрд. тенге).
Данная мера позволит увеличить площадь применения новых технологий полива дополнительно на 10%, т.е. около 230 тыс. га (капельного 90 тыс. га и дождевального 140 тыс. га) к 2020 году.
И тут у сельхозтоваропроизводителей есть прямая выгода внедрять современные технологии. Если при традиционном способе агротехнологий урожайность составляет: хлопчатник – 20 ц/га, рис – 25 ц/га, то при внедрении водосберегающих технологий в комплексе с современными агротехнологиями: хлопчатник – 60 ц/га, рис – 50 ц/га. То есть в 2-3 раза вырастает урожайность и доходность.
С учетом роста урожайности при современных технологиях полива, а также рациональном использовании воды (то есть отсутствии потерь), затраты окупаются уже в течение нескольких лет.
Это можно увидеть на примере хлопчатника: при вложении на один гектар до750 000 тенге(по самым дорогим европейским и израильским технологиям), в первый же год крестьянин получает урожай больше на 4 тонны (при обычном поливе – 20 ц/га, при капельном – 60 ц/га), или более300 тыс. тенге. Такимобразом,расходыокупаютсяза 3-4года с учетом эксплуатационных затрат (в случае внедрения более дешевых китайских и турецких аналогов, можно окупить расходы за один год).
Кроме того, в рамках программы в целях повышения эффективности водохозяйственных работ, в том числе обеспечения доступности мелиоративной техники предусмотрено субсидирование процентной ставки по лизингу.
Тут необходимо иметь в виду, что объемы водопотребления снизятся на обоих этапах: и при доставке до поля в связи с минимальными потерями на реконструированных системах, а также при поливе с учетом использования водосберегающих систем орошения. По предварительным подсчетам потребление воды снизится в 3-4 раза, то есть увеличение тарифа не повлечет прямо пропорциональное увеличение расходов крестьян на воду.
В целом же снижение потребления воды благотворно скажется на экологии, а также даст возможность вовлечь в орошение дополнительные площади сельскохозяйственных земель.
При проработке вопросов развития систем мелиорации мы изучили опыт зарубежных стран. В мировой практике существуют различные методы государственного финансирования мелиоративных работ.
В Китае в зависимости от размера объекта применяется гибкая система финансирования: 30% средств выделяет государство, 30-40% провинция и 30% – крестьяне-водопользователи.Тоесть в КНР, по сути, государство выделяет инвестиционные субсидии, которые у нас предусматриваются на внутрихозяйственные системы, мелиоративную технику и на системы орошения.
В Японии источниками финансирования для фермеров служат долгосрочные кредиты, выдаваемые на 15 лет по 3,5-5,5% годовых с двумя годами отсрочки после завершения строительства. Эксплуатационные расходы несут фермеры. То есть государство не финансирует эти работы безвозмездно, поскольку, по всей видимости, такие расходы обременительны и для этой развитой страны.
Таким образом, можно констатировать, что предлагаемые подходы являются рыночными и подтверждаются мировой практикой.
Помимо вышесказанного, на наш взгляд, внедрение обеспечивающего содержание водохозяйственных систем тарифа активизирует роль самих водопользователей в вопросах управления и эксплуатации гидромелиоративных объектов общего пользования за счет их объединения в кооперативы и ассоциации.
На сегодняшний день в республике зарегистрировано порядка 457 СПКВ, которые обслуживают более 715 тыс. га земель или более 33% от орошаемого фонда республики.
Однако, сельские потребительские кооперативы водопользователей (далее – СПКВ) не укомплектованы необходимыми кадрами и мелиоративной техникой. По-прежнему на уровне межхозяйственных систем не выполняются работы по механической очистке и ремонту оросительной и дренажной сети, восстановлению гидротехнических сооружений.
Стимулирование к экономии поливной воды побудит СХТП объединяться для недопущения тех потерь воды, которые имеются в настоящий момент. Государство тут должно только создать необходимую законодательную базу:
– обеспечить прозрачность деятельности кооперативов, для исключения недоверия участников кооператива в отношении руководства кооператива. Тут предполагается субсидирование стоимости услуг по аудиту;
– уменьшить бюрократические препоны в процессе создания кооперативов водопользователей.
Резюмируя доклад, хотелось бы отметить, что предлагаемые подходы в целом призваны повысить ответственность предпринимательской среды в этой сфере, побудить к бережливому и рациональному использованию воды.
При этом государство должно создать систему эффективного использования воды для сельскохозяйственных целей, которая позволит производить максимум продукции.
Вовлечение в оборот выбывших орошаемых земель, а также внедрение современных технологий использования водных ресурсов будет иметь следующие положительные результаты:
• привести в надлежащее состояние водохозяйственные системы;
• восстановить земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота;
• обеспечить поливной водой до 2,1 млн. га орошаемых земель. Тут следует отметить, что площадь под орошением в советский период была ограничена существовавшими в то время водозатратными технологиями полива. С внедрением современных технологий полива в перспективе площади под орошением можно значительно увеличить;
• повысить урожайность с/х культур в 2-4 раза;
• уменьшить расход воды при орошении в 3-4 раза;
• практически удвоить объемы производства продукции растениеводства;
• довести долю орошаемого земледелия в валовой продукции растениеводства до 50%.
В настоящее время эти концептуальные подходы прорабатываются МСХ для включения в разрабатываемую Министерством окружающей среды и водных ресурсов Программу по развитию водного хозяйства и, надеемся, будут одобрены Правительством.
В целом полагаем, что, при поддержке со стороны депутатского корпуса, предлагаемые меры позволят объединить усилия государства и частного сектора в развитии орошаемого земледелия.
С содокладом на тему Правительственного часа выступил председатель Комитета Мажилиса по аграрным вопросам (см.www.parlam.kz) Ромин Мадинов. После ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев кратким заключительным словом Правчас завершил вице-спикер Кабибулла Джакупов. По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний.

-----

ПЛОЩАДЬ МЕЛИОРИРУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ НЕУМОЛИМО СОКРАЩАЕТСЯ

Площадь мелиорируемых земель неумолимо сокращается – заявил сегодня в Мажилисе, выступая с содокладом на Правительственном часе председатель Комитета Палаты по аграрным вопросам Ромин Мадинов (тезисы):
Территория Казахстана относится к зоне недостаточного увлажнения, а центральные и южные районы, за исключением предгорных и горных, относятся к засушливой зоне.
В этой связи, мелиорация земель является объективной необходимостью в деле преобразования природных комплексов, превращения деградированных земель в высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья, социального и экономического развития страны. Как важнейшее звено интенсификации сельскохозяйственного производства мелиорация призвана значительным образом повысить плодородие и эффективность использования сельскохозяйственных угодий, урожайность и устойчивость земледелия, обеспечить население качественными продуктами питания и наполнить продовольственный рынок, добиться продовольственной независимости страны и повысить благосостояние населения, смягчить воздействия колебаний и климатических условий на результаты сельхозпроизводства.
Без развития мелиорации невозможно развитие сельского хозяйства в целом, это взаимосвязанные вопросы.
Необходимо отметить, что проблемам в этой сфере продолжительное время не уделялось должного внимания. Так, существующий фонд мелиорированных земель в Республике Казахстан был сформирован в советское время, однако в годы рыночных реформ существенно сократилась как общая площадь данных земель, так и количество реализуемых мелиоративных мероприятий. Общая площадь сельскохозяйственных угодий – 215,5 млн. га, из них под пашней находится 25 млн. га, сенокосами 5 млн. га, пастбищами 182 млн. га.
Площадь мелиорируемых земель неумолимо сокращается, несмотря на реализацию мероприятий, направленных на сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Низкая продуктивность орошаемых земель связана с нарушениями агротехники возделывания сельхозкультур, несоблюдением водного и пищевого режима почв, низкой культурой земледелия и слабыми сельскохозяйственными знаниями товаропроизводителей. Так, в настоящее время значительные площади орошаемых земель находятся в неудовлетворительном состоянии. Из проинвентаризированных в 2012 году 546,4 тыс. га орошаемых земель сельскохозяйственного назначения (32% от общей их площади) исправное техническое состояние оросительной сети имеется всего лишь на 41,8%, требуется реконструкция – на 50,2% не исправной оросительной сети, потеря связи с источниками орошения выявлена на 8% площади орошаемых земель, которая подлежит списанию.
Значительной проблемой в орошаемом земледелии является также отсутствие водоучетных приборов и регулирующих распределительных сооружений на оросительных каналах. В результате возникает неравномерность использования поливной воды в зависимости от местоположения орошаемых участков по отношению к магистральному каналу. Фермеры, чьи поля расположены в непосредственной близости к магистральному каналу, воду получают в избытке, а по мере удаления земельных участков возникают проблемы с поливной водой. В то же время плата за водопользование, в большинстве случаев, взимается не от объема использованной воды на полив, а по тарифу, исходя из одного гектара от наличия орошаемых земель.
Все это приводит к нерациональному использованию воды и ее непроизводительным сбросам, а при отсутствии надежной коллекторно-дренажной сети происходит поднятие грунтовых вод, что вызывает засоление и заболачивание почв. При этом, от 30 до 60% поданной воды безвозвратно теряется.
В данном случае, развивая орошение, необходимо руководствоваться поручениями Главы государства о внедрении самых передовых технологий добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны. В агропромышленном секторе надо комплексно перейти на влагосберегающие технологии. Как подчеркивается в послании "Казахстан – 2050" необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных богатств. К сожалению, коэффициент полезного действия оросительной сети остается невысоким.
Эффективность орошаемого земледелия также зависит от технического состояния и уровня эксплуатации оросительных и коллекторно-дренажных сетей. На этих системах на протяжении более 25 лет не проводились капитальные работы по восстановлению головных водозаборов, гидротехнических и водомерных сооружений, а также работы по улучшению работы коллекторно–дренажной сети. Скважины вертикального дренажа, предназначенные для дренирования грунтовых вод и предотвращения засоления земель, практически не работают из-за дороговизны потребляемой электроэнергии.
В условиях рыночной экономики с появлением частной формы собственности, в том числе на земли сельскохозяйственного значения, вопросы контроля и поддержания мелиоративного состояния поливных земель остаются сложными. Частные сельхозтоваропроизводители не вкладывают средства на поддержание технического состояния гидромелиоративных сооружений, особенно на сооружения водоотведения, в связи с чем, внутрихозяйственные оросительные и дренажные системы остались без организованного содержания и ухода.
На сегодняшний день по республике не используется около 700 тыс.га орошаемых земель и с каждым годом снижаются плодородие почвы и урожайность сельскохозяйственных культур.
В целом, за период 1990-2012 годы площадь орошаемых земель по стране сократилась с 2,3 млн. га до 2,1 млн. га, из них на сегодняшний день используются не более 1,4 млн. га.
В настоящее время вопросы ответственности собственников земель за мелиоративное состояние земель, прав собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения, расположенных на них, экологических требований к проведению мелиоративных мероприятий Земельным и Водным кодексами и другими нормативно-правовыми актами законодательно четко не отрегулированы.
Отношения, возникающие в связи с эксплуатацией мелиоративных систем, используемые двумя и более лицами, нуждаются в особом регулировании, поскольку в ходе их совместного использования возникают проблемы содержания этих мелиоративных систем в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям экологической и промышленной безопасности, и ответственности за их сохранность. В особенности это относится к гидромелиоративным системам, которые находятся в неразрывной связи с водными объектами и занимают исключительное положение среди прочих мелиоративных систем. Кроме того, мелиоративные системы, в строительство которых были вложены значительные государственные средства, являются одним из важнейших элементов сельской инфраструктуры, поддержка и улучшение которой является одной из основных задач государственной социальной политики на селе.
Мировой опыт в области природопользования показывает, что проблема развития мелиоративного комплекса является межотраслевой и межведомственной проблемой, требующей значительных объемов бюджетных средств.
Необходимо отметить, что сегодня вопросам мелиорации на государственном уровне отводится небольшое место, финансирование мероприятий осуществляется по остаточному принципу. Так, в принятой Правительством отраслевой программе "Агробизнес – 2020" указанным вопросам внимание не уделено.
В этой связи, учитывая важность данной отрасли в решении вопросов по снижению влияния неблагоприятных природно-климатических условий на агропромышленный комплекс необходимо разработать и принять долгосрочную стратегию развития мелиорации в Казахстане.
Кроме того, следует отметить, что в республике нет единого мелиоративного кадастра – отсутствие достоверных сведений влечет неэффективную реализацию мероприятий в этой отрасли. В этой связи, прежде всего, необходимо организовать учет и проведение мониторинга мелиорированных земель. Должны быть приняты соответствующие меры по инвентаризации и паспортизации оросительных и дренажных систем, что позволит получить достоверные данные о мелиоративном состоянии орошаемых земель и технической характеристике оросительных и дренажных систем.
В заключение хотелось бы отметить, что в мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией, агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорации и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений, средств защиты растений – это решающее условие стабильно-высокого производства сельскохозяйственной продукции.
Эффективность сельского хозяйства напрямую зависит от проводимых мероприятий по мелиорации земель. В этой связи государственная политика по поддержанию качественного состояния орошаемых земель должна вырабатываться и проводиться в комплексе и тесном взаимодействии с другими сельскохозяйственными мероприятиями.
Таким образом, практические меры, принимаемые уполномоченными государственными органами, по восстановлению и улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, должны быть продолжены еще более интенсивными методами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.11.2013
На заседании Правительства принято Постановление о реализации уточненного республиканского бюджета на 2013–2015 годы 29.11.2013
Состоялось четвертое заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам изучения национальной истории 29.11.2013
На совещании в Правительстве обсуждены вопросы исполнения поручений Главы государства по дальнейшему развитию Астаны 29.11.2013
Глобальная безопасность в центре внимания парламентариев 29.11.2013
Штрихи к портрету Президента 29.11.2013
Испытание временем 29.11.2013
Первый Президент: Реформатор на благо народа! 29.11.2013
Встреча руководителя Администрации Президента Республики Казахстан К.Масимова с профсоюзным активом 29.11.2013
Состоялся брифинг Председателя Агентства по делам религий М.Азильханова 29.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz