Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 ноября
Глава государства поставил задачу модернизировать систему уголовного судопроизводства – заявил сегодня в Парламенте председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев. Парламентарий сказал об этом на презентации новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса. Его разработка основана на современных закономерностях общественного развития, международном опыте, гуманизации порядка и условий отбывания наказания, применения альтернатив лишению свободы, дальнейшем развитии механизмов общественного контроля, правовом регулировании пробационного надзора и контроля. Новый документ парламентариям представил и ответил на их вопросы вице-министр внутренних дел Амантай Куренбеков (тезисы): Проект Кодекса состоит из 6 разделов, 22 Глав и 177 статей (действующий Уголовно-исполнительный кодекс – 8 Разделов, 25 Глав и 195 статей). Проектом Кодекса, прежде всего, совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы. Определяются основные средства исправления осужденных, такие как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим отбывания наказания), воспитательная работа, поддержание социальных и родственных связей, общественно-полезный труд, получение начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Ранее введенная в исправительных учреждениях (общего, строгого и особого режимов) прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы распространяется теперь и в колониях-поселениях и тюрьме, тем самым правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав. Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных и стимулирует их правопослушное поведение. Осужденный к лишению свободы начинает отбывать наказание в обычных условиях. А в дальнейшем, в зависимости от его поведения он может быть переведен на строгие, либо облегченные условия. В этой связи, проектом Кодекса вводится соответствующая классификация поведения осужденных (оценка поведения осужденного за период отбывания наказания). Так, положительно характеризующиеся осужденные разделяются на следующие 3 группы: осужденные, достигшие первой степени поведения; (при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, не являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение трех месяцев и более). осужденные, достигшие второй степени поведения; (при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение шести месяцев и более). осужденные, достигшие третьей степени поведения. (при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение одного года и более). Так, отрицательно характеризующиеся осужденные разделяются на три группы: – лица, допустившие единичные нарушения порядка отбывания наказания (т.е. просто нарушители); – лица, систематически нарушающие порядок; – и злостные нарушители. Это позволит более дифференцированно подойти к воспитательному процессу. В конечном счете, осужденный будет знать, что свою судьбу он решает сам. В связи с вводимыми в Уголовном кодексе наказаний за уголовные проступки, проектом Уголовно-исполнительного кодекса регламентируется порядок их исполнения, таких, как: – арест; – выдворение за пределы страны иностранцев и лиц без гражданства. Для исполнения наказания в виде ареста, в рамках проекта Уголовного кодекса, заявлены бюджетные средства в сумме 65 млрд. 580 млн. 617 тыс. тенге на строительство 52 арестных домов в период с 2015 до 2021 года. В соответствии с Концепцией правовой политики до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства (24 августа 2009 года) предусматривается поэтапный переход от отрядно-барачного содержания осужденных к камерному. В этой связи, отдельной Главой проекта Кодекса определяется порядок отбывания наказания в виде лишения свободы с камерным условием содержания. В 76 исправительных учреждениях содержится 42 900 осужденных, из них 4 310 в 7-ми учреждениях с покамерным размещением осужденных. В этом году планируется завершить реконструкцию 2-х учреждений в городах Уральск и Кызылорда с покамерным содержанием осужденных на 1 800 мест. Финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных Республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год. Кроме того, в 18-ти следственных изоляторах содержатся 6 983 следственно-арестованных, в 6-ти созданы специальные локальные участки на 146 мест для содержания особо опасных преступников. Также Комитетом по делам строительства Министерства регионального развития разработан типовой проект "Исправительное учреждение на 1500 мест" по 5 климатическим зонам. Стоимость строительства одного исправительного учреждения в пределах периметра безопасности (режимная зона), без учета промышленной зоны и объектов социального значения (жилье сотрудников, общежитие для льготного содержания осужденных, детский сад, хозяйственный двор и т.д.) составляет 9 млрд. тенге в ценах 2013 года. В настоящее время в рамках Государственно-частного партнерства планируется строительство типового исправительного учреждения, в связи с чем, акиматом Карагандинской области выделен земельный участок общей площадью 37 га, а Республиканской бюджетной комиссией поддержаны финансовые расходы в сумме 77 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования. В 2014 году будут заявлены финансовые средства на привязку типового учреждения к выделенному земельному участку в г. Караганде и в дальнейшем на возведение объекта. Проектом Уголовного кодекса расширяется перечень лиц, в отношении которых будет устанавливаться пробационный контроль. Помимо осужденных условно он будет устанавливаться за осужденными к ограничению свободы и условно-досрочно освобожденными лицами. Также проектом Кодекса совершенствуется порядок организации и форм пробационного контроля (взаимодействие с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь). Проектом Кодекса предусматривается оказание содействия в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор полицией по материалам администрации учреждения УИС. Это позволит способствовать более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и недопущения ими новых преступлений. В соответствии с международной практикой в проекте Кодекса прописаны обязанности осужденных (права осужденных определены в действующей редакции УИК и в проекте Кодекса), которые ранее определялись ведомственным нормативным актом в виде Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Новым в проекте Кодекса является то, что заметно усиливается роль общественности, как в воспитательном процессе с осужденными, так и в обеспечении защиты их прав. Предусматривается создание Попечительских советов при воспитательных колониях, а также консультативно-совещательных органов при местных исполнительных органах по месту дислокации учреждений с участием в этой работе помимо представителей неправительственных организаций и других общественных объединений. Особый акцент сделан на профилактику пыток осужденных, что является актуальным в контексте ратифицированного Казахстаном Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток. Отдельной главой предусмотрены положения о Национальном превентивном механизме. Справка: Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" принят 2 июля 2013 года №111-V. Законом впервые вводится национальный механизм предупреждения пыток в лице Уполномоченного по правам человека и неправительственных организаций. Также расширяются возможности участия в общественном контроле мест содержания не только в лице общественных наблюдательных комиссий, но и других общественных организаций, не входящих в состав таких комиссий. Если сегодня такие места содержания могут посещать только представители общественных наблюдательных комиссий (ОНК), то законом расширяется перечень таких субъектов, членами НПО не входящими в состав общественных наблюдательных комиссий. В проекте Кодекса предусмотрен также ряд мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений со стороны администрации колоний. Так: исключена компетенция начальника отряда по наложению взысканий и поощрений на осужденных; конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получать длительные свидания (в проекте Кодекса исключается понятие "иные лица"); конкретизированы обстоятельства, при которых осужденному предоставляется право на телефонные переговоры (раскрывается понятие "исключительные личные обстоятельства", а также предоставляется право на телефонные переговоры не "до 15 минут", когда присутствует вероятность вмешательства администрации, а 15 минут, когда осужденный сам выбирает продолжительность телефонного разговора); закрепляется право осужденных на непосредственное обращение в суд по вопросу перевода в колонию-поселение. Также, предлагается отменить посылки в адрес осужденных, при этом увеличить размер месячного расчетного показателя для приобретения ими продуктов первой необходимости в магазинах учреждений УИС. Предусматривается ряд норм, направленных на профилактику и предотвращение правонарушений со стороны осужденных. Так: – устанавливается запрет на строительство в пределах территорий учреждений УИС культовых сооружений; – возможность введения в учреждениях УИС 2-х уровневого режима особых условий (областной, республиканской – при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях). Одной из новаций проекта УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных: минимальной безопасности – колонии-поселения; средней безопасности – исправительные колонии общего режима; средней безопасности для содержания несовершеннолетних – воспитательные колонии; полной безопасности – исправительные колонии строгого режима; максимальной безопасности – исправительные колонии особого режима; чрезвычайной безопасности – тюрьмы; смешанной безопасности – следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах. В целом, принятие проекта Кодекса создаст условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимого с осужденными. * * * Проектом УИК займется рабочая группа, возглавляемая секретарем Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Светланой Бычковой. |