parlam.kz, 7 ноября
Сегодня под Председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента Республики Казахстан. Согласно повестке дня сенаторы рассмотрели Соглашение между Казахстаном и Турцией о передаче осужденных лиц. Документом регламентируются вопросы передачи граждан Республики Казахстан, осужденных судами Турецкой Республики к лишению свободы, и граждан Турецкой Республики, осужденных судами Республики Казахстан к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются. Ратифицировав данное Соглашение, депутаты приняли аналогичный Договор о передаче осужденных лиц между Казахстаном и Китаем. Договор регулирует правовые основы сотрудничества между компетентными органами сторон по вопросам передачи граждан для дальнейшего отбывания наказания в государствах своего гражданства. Законопроект по ратификации Договора между Казахстаном и Чехией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятый сенаторами, предусматривает оказание взаимной правовой помощи для уголовного преследования, включая расследование, сбор доказательств, преследование и судебное рассмотрение в отношении преступлений, наказание за которые на момент направления запроса об оказании помощи отнесено к юрисдикции запрашивающей стороны. Кроме того, депутаты рассмотрели во втором чтении законопроект по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам трудовой миграции. C учетом замечаний и предложений депутатов, возникла необходимость внесения изменений и дополнений в одобренный Мажилисом законопроект. Так, внесены поправки предусматривающие усиление контроля за трудовыми иммигрантами путем ведения дакто- и фотоучетов. Предложено установление максимального периода действия разрешения трудовому иммигранту, который не может превышать двенадцать месяцев. Согласно проекту, новое разрешение выдается не ранее чем через тридцать календарных дней после окончания срока действия предыдущего разрешения. Внесены дополнения, предусматривающие запрещение заключения трудового договора по выполнению работ (оказанию услуг) одним работодателем – физическим лицом в домашнем хозяйстве одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами, а также привлечение к административной ответственности работодателя – физического лица за нарушение данной нормы. Кроме того, вносится поправка, предусматривающая снижение срока проживания оралманов на территории Республики Казахстан с пяти до четырех лет для получения гражданства. Документ с принятыми поправками Сената направлен в Мажилис. На заседании Сената озвучены депутатские запросы Серика Акылбай, Жабала Ергалиева, Мурата Бактиярулы, Нурлана Оразалина, Кайсара Омарова, Хусаина Валиева, Михаила Бортника, Сергея Громова, Бырганым Айтимовой.
-----
Депутатский запрос Валиева Х.Х.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АХМЕТОВУ С.Н. Уважаемый Серик Ныгметович! Важным фактором на получение бюджетного финансирования по научным проектам является экспертиза, проводимая, в том числе, силами зарубежных экспертов. В процессе подачи заявки на такое финансирование исполнитель вынужден в полной мере описать суть предлагаемой работы, показать общий задел и материально-техническую базу. В целом выложить собственно саму идею и весь алгоритм выполнения проекта. В 2013 году в бюджете на выполнение десятков сотен таких научных проектов было предусмотрено порядка 53 миллиардов тенге. Как известно, в мире работают целые институты поиска и приобретения за большие финансовые средства или другими способами инновационных идей, разработанных технологий для использования, прежде всего, в индустриальном развитии своего государства. Что происходит у нас. Мы в определенной степени добровольно выкладываем весь наработанный материал вместе с идеей проекта зарубежным экспертам. При этом платим им большие денежные средства, иногда по затратам соразмерные за выполнение самой научной работы. При этом зарубежные эксперты достаточно свободны в определении обязательств за свое заключение. Они, к примеру, могут дать отрицательный отзыв, тогда такой проект не будет финансироваться. Или, в начале, дать положительное заключение, а потом по мере выполнения работы, при следующей экспертизе дать отрицательный отзыв. В таком случае проект будет прекращен. Тогда не исключается, что полученные данные по таким работам, зарубежные эксперты могут использовать в собственных интересах. Особо чувствительными при таких подходах окажутся фундаментальные научные исследования, которые по своей сути требуют длительного финансового обеспечения. По всем этим вопросам ко мне обратился Союз организаций науки Республики Казахстан. В связи с вышесказанным, полагаю целесообразным изучить вопрос зарубежной экспертизы наших научных работ, представляемых на конкурс для бюджетного финансирования, и при негативных проявлениях результатов такой практики в полной мере ее исключить, сделав основной упор по оценке уровня проектов на отечественных специалистов. С уважением, Хусаин Валиев |